Расследование ОФ СЛА Катастрофа дельталета в Адыгее 30 октября 2022 г.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
А есть у кого-нибудь целое крыло этого производителя?
Надо договориться с владельцем, чтобы он предоставил возможность осмотреть крыло опытным дельталётчикам.
Может там какие-то конструктивные недостатки найдутся.
Известно количество произведённых таких крыльев?
 
А есть у кого-нибудь целое крыло этого производителя?
Надо договориться с владельцем, чтобы он предоставил возможность осмотреть крыло опытным дельталётчикам.
Может там какие-то конструктивные недостатки найдутся.
Известно количество произведённых таких крыльев?

Здравая мысль кинуть клич всем владельцам, чтобы осмотреть трос поперечины и вообще этот узел.
Если у 10-ти крыльев нет проблем в этом месте, то вряд ли это причина этих двух инцидентов.

Еще было бы здорово узнать геоточку места проишествия, в архиве погоды найти направление и силу ветра в этом месте.
Если этот участок есть на лидар-картах, то можно проанализировать рельеф, на худой конец яндекс или гугл подойдет.
Исходя из этого уже можно будет сделать предварительные выводы.

Есть кто из тех мест? Отзовитесь и помогите, пожалуйста.
 
Пообщался с людьми близкими к месту событий. Проверяется версия по выходу из строя крыла , вероятная причина перегруженный дельталет (тяжёлый двигатель, полный бак, тяжёлый пилот и не лёгкий пассажир) Пока все неоднозначно.
 
По поводу расследования. ОФ СЛА в курсе произошедшего , отделение ОФ СЛА в Адыгее по моим данным будет выходить на органы следствие чтобы получить доступ к материалам дела и остаткам ВС. С человеком кто занимается этим вопросом (Игорь Потапкин) я с ним связывался, свою помощь в расследование двух похожих катастроф предложил.

Аэрология , Матчасть , ЧФ (в том числе техника пилотирования) Все нужно проверить
Вот это тема! Потому как Игорь сам большой специалист в паралетах,парамоторах и т.п. с мягким крылом, но в дельталетах, как я понял, он не разбирается. И помощь дельталетчика нужна.

То что ОФ СЛА и конкретная региональная федерация продолжили традиции ОФ СЛА по проведению расследований с незарегистрированными аппратами - это правильно!
 
Соболезную близким погибших

Не знаю, что послужило причиной катастрофы, но есть вещи которые бросаются в глаза даже мне - дилетанту от дельталётов. Насколько я понимаю аэродинамику и устройство дельтакрыла (дельталёта), оно не рассчитано на отрицательную перегрузку совсем, и даже нулевая ему противопоказана. Там качественное видео и видно же хорошо, что пилот демонстрировал пассажиру сначала повышенную перегрузку, а потом невесомость. Грубо говоря выё...лся.
Я не прав?

Не совсем так. На спортивном дельтаплане в термичку периодически возникают знакопеременные нагрузки, иногда можно упереться ногами в обшивку на выходе из потока. На дельталёте тоже в термичку летаю, но никогда не было предпосылок к такому ни на спортивном ни на моторном. Аэробуксировщики на соревнованиях работают в жетскую термичку и ни разу не слышал, чтобы кто-то кувыркнулся. Похожего мнения придерживается Larry Mednik (REVO) цитирую в переводе цитату из нашей дискуссии в Мордо Книге:
"Любой, кто смотрит и говорит, что кувырок произошёл из-за этого маневра, просто делает мне мозг. Я согласен, что возможно имело место быть некая разгрузка, но из-за этого крыло не должно было потерять устойчивость. Там нет ничего такого. Дельталёты могут испытывать отрицательную перегрузку не кувыркаясь. Облетая грозу неоднократно получал шлепки ремней безопасности по плечам, но крыло даже не думало кувыркаться. Чтобы началось вращение требуется сваливание и быстрое вращение носом вниз. В этом видео этого нет.

Разрушение крыла из-за превышения VNE?
Не могу сказать по видео, но углы тангажа в пределах нормы и, на мой взгляд, далеки от аэробатических маневров, которые могли стать проблемой.
Вы можете услышать щелчок, который появляется после нечетного понижения тона. Но звук распространяется медленно… может быть, это было начало.

Пока мы не получим информацию о типе крыла, его возрасте и состоянии, мы упускаем большую часть головоломки. Также возможно, что контур аэродинамического профиля был неправильно модифицирован, что могло бы вызвать проблемы со стабильностью по тангажу, и переход на околонулевые режимы спровоцировал его кувыркаться."
 
Пообщался с людьми близкими к месту событий. Проверяется версия по выходу из строя крыла , вероятная причина перегруженный дельталет (тяжёлый двигатель, полный бак, тяжёлый пилот и не лёгкий пассажир) Пока все неоднозначно.
Версия с перегрузом в чистом виде - слабая.
Июньский случай произошёл в одноместном варианте, а это значит, что аппарат был без перегруза, но с тем же результатом.
 
Хорошо бы узнать точное расстояние от видеокамеры до дельталёта в момент хлопка.
А сделать это не трудно.
Нужно лишь побывать на месте съёмки, найти по ролику точное место откуда снимали и исходя из среднего роста человека
замерить угол ориентируясь на ветки дерева.
Потом найти место падения и по гугл карте (фотке со спутника) замерить расстояние от места съёмки до места падения.
Зная угол и одну из сторон прямоугольного треугольника, вычислить расстояние от оператора до дельталёта уже не сложно.
А зная это расстояние и скорость звука осенью, мы сможем ответить на вопрос:
В какой момент был хлопок и что было раньше хлопок или начало опускания носа аппарата.

Кто живёт недалеко от этого места, сделайте замеры.
 
А зная это расстояние и скорость звука осенью, мы сможем ответить на вопрос:
В какой момент был хлопок и что было раньше хлопок или начало опускания носа аппарата.
Дело в том, что первый звук от обрыва тросов поперечины может оказаться очень тихим и неразличимым, а отчетливо слышимые хлопки могут быть более поздним звуком от сложенного паруса или от попадания в винт тросов. Также могу предположить, что видимый шлейф дыма вероятно возник в результате наматывания тросов на винт и повреждения ими частей двигателя, что также говорит в пользу версии о разрушении крыла.
 
Расстояние до аппарата не более 700м. Над дорогой н-50м, дальность не более 150-200м, полет от дороги на скорости 100 120км/час -30- 35м/с -примерно 4сек. Задержка звука около 2-сек. Предварительная оценка. По фото 2 лопасти как-то поцелее. Похоже Мотор в момент касания земли не работал. Попробовать сдвинуть звук на примерно 2 сек и посмотреть.
 
дальность не более 150-200м, полет от дороги на скорости 100 120км/час -30- 35м/с -примерно 4сек. Задержка звука около 2-сек.
Простите, а как у вас получается задержка 2 сек, если от оператора до аппарата вы пишите было 150-200м.?
 
1. Задержки
Не очень понимаю, что вам даст время хлопка? Чтобы что-то рассчитать нужно быть уверенным, что видео синхронизировано со звуком.
При сжатии видео в телефоне могут быть разного рода искажения, как и при его переконвертации. Поэтому пытаться найти в этом зацепку смогут только специалисты владеющие соответствующими навыками, программным обеспечением и телефоном с оригинальным видеофайлом.

2. Дым
Это не свидетельство разрушения топливной системы тросами, а попадание масла в камеру сгорания в результате вращения, что характерно для 4-х тактных двигателей. У 2-х тактников, для сравнения, такого эффекта не будет.

3. Вопрос
Подскажите, пожалуйста, Адыгея - это Краснодарский край?
 
Последнее редактирование:
Глянул на рельеф в 3D на Google Earth.
Не Доломиты, конечно, но при соответствующих обстоятельствах роторить там может.
На мой взгляд аэрология не сложная, в простых метео-условиях - выглядит вполне безопасно.
Но это все на первый взгляд, так как долинные ветра могут вносить свои коррективы и местные должны знать больше.
Earth_03.jpg
Earth_02.jpg
.
Earth_01.jpg
 
Высота верхней части склона в районе падения 791м. на уровне моря, далее на северо-восток высота растет, но не значительно.
Смотровая площадка находится на высоте 695 м. Перепад около 100м. Зона влияния турбулентности опытными пилотами визуально, но более точно можно вычислить по известной формуле:
turbula.jpg

где, v – скорость ветра (м/c); h – высота объекта (м).
Получается, что даже при силе ветра в 5 м/с траектория полета могла проходить через зону ротора.
Набросал зоны опасности в зависимости от силы ветра и нанес их на карту для наглядности.

DangerZone.jpg


Теперь нужно разобраться с силой и направлением ветра.
Далее исследую архивы погоды на предмет направления и силы ветра в заданной точке на момент проишествия.
Кому-нибудь известно время падения?
 
Ветер вдоль склона также может провоцировать ротора на определённых участках и такие тригеры в данном месте имеются.
Для примера, на горе Шабр (Франция), местные в курсе, что ветер следует за солнцем с одного склона на другой и не летают в период, когда он дует вдоль склона. Как можно заметить из видео, несмотря на то, что склон достаточно пологий, термическая активность совместно с рельефом генерирует в этом месте опасный ротор. Глядя на это видео можно себе представить, как будет себя вести дельталёт:
 
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад
Вверх