Классический подкосный парасоль

Thread moderators: Сергей73

Саныч Сергей

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Воронеж
Судя по расположению шасси относительно крыла в картинке в посте 884 ,предельно передняя центровка не менее 30%. Схема с несущим стабилизатор, самая лучшая, так как оперение тоже несёт часть веса самолета, но при этом нет проблем присущих схемам Утка и Тандем. Центровки в 40-45 %при этом считаются нормальными. Например все самолеты Коломбана выполнены по такой схеме
У меня философский ответ: лучше иметь потерю подъемной силы за счет отрицательной тяги ГО, чем потерю устойчивости, особенно если внезапно попадаешь в турбулентную атмосферу. Я бы не стал делать запредельную заднюю центровку.
 
Помню, в детстве, пытался лепить модели свободнолетающих планеров по чертежам. Так вот, у них на чертежах, центровка была больше 50%САХ. Да еще несимметричный несущий профиль на стабилизаторе. И ведь они летали как то... Магия, наверное...
Определите, какое плечо имеет горизонтальный стабилизатор модели планера и какую относительную мощность, и вы поймете, почему. Хвостовая часть такая длинная…
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Помню, в детстве, пытался лепить модели свободнолетающих планеров по чертежам. Так вот, у них на чертежах, центровка была больше 50%САХ. Да еще несимметричный несущий профиль на стабилизаторе. И ведь они летали как то... Магия, наверное...
Чему здесь удивляться: центровка даже за 60...70% сочеталась с таким Аго, что и при такой центровке запас продольной устойчивости был значительным - фактически, это соответствовало компоновке "тандем", по которой сделан, например "Квики".
Такая схема обеспечивала после макс. зачетного времени полета и отклонению ГО на большой угол, устойчивое парашютированиу, не позволяя модели улететь.
Делайте такое же ГО на таком плече и назначайте такую же центровку - делов-то...
 
У меня философский ответ: лучше иметь потерю подъемной силы за счет отрицательной тяги ГО, чем потерю устойчивости, особенно если внезапно попадаешь в турбулентную атмосферу. Я бы не стал делать запредельную заднюю центровку.
Да , в вашем случае лучше плясать около исконно посконных 25%. Чтобы летать устойчиво при 45% пришлось бы отказаться от философствования и чуть чуть углубиться в тему. На поллопаты. Если совсем плохо с центровкой, а выкидывать самолёт жаль, то увеличьте размеры го. Это сдвинет назад несколько диапазон центровок. Но беда в том, что большее го самом по себе больше весит и также утяжелит хвост конкретно в вашем случае " лепки по факту". Но всё равно прирост диапазона центровки будет.....Постарайтесь сделать его ( го) прочность достаточной при минимальном весе. Но общий вывод такой, Философия тут вредна, изначально надо было думать
 
Последнее редактирование:

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
"Я как то себе центровку посчитал" говорит....
52%! САХ у меня говорит...... хахахахахахаххахахахахахаххах 20-30 % по рдк сла диапазон допустимых центровок
Вы похоже совсем не понимаете разницу между рекомендуемым значением и допустимым диапазоном центровок.
В РДК СЛА чёрным по белому написано, что у большинства с-тов центровка обычно лежит в пределах 0.2-0.3 САХ ( это как "средняя температура по госпиталю"), и эта рекомендация, я полагаю, для тех, кто строит с-т по чертежам, кому не хочется сильно вникать в теорию устойчивости/управляемости.
Там же приведена подробная методика расчёта фокуса с-та и рекомендации и пояснения как выбрать предельно переднюю (допустимую) центровку и предельно заднюю (допустимую) центровку, при которых сохраняется устойчивость и управляемость во всём лётном эксплуатационном диапазоне. И это и есть диапазон допустимых центровок.

Смеяться над тем, чего не понимаешь, забыл как по русски называется)))
 

Айрат

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г Дубна
Чтобы летать устойчиво при 45% пришлось бы отказаться от философствования и чуть чуть углубиться в тему. На поллопаты
Согласен, но хочется добавить, что следовать рекомендациям достаточно, когда строишь самолёт, который качественно посчитан и опробирован и это, если не отступать от чертежей и рекомендаций.
Когда строишь аппарат по своим чертежам и хотелкам, вникнуть в тему расчёта устойчивости/управляемости, полагаю совершенно необходимо. Ну или попросить кого-то посчитать...
 
Алгоритм ближайших действий следующий.
1. Установить всё, что можно установить (аккумулятор, ГО, пропеллер). Залить моторные жидкости.
2. Вместо того, что установить нельзя (крыло, обтяжка/покраска, шасси), положить или подвесить грузики соответственно их моментам.
3. На гаргрот над бензобаком положить груз, эквивалентный половине бака (15 кг).
4. Сквозь проушины центроплана - и передние, и задние - продеть прутья с обеих сторон центроплана и, подвешивая за ту или иную точку на прутьях, найти точку равновесия. Определить расстояние от нынешней точки 25% САХ до этой точки равновесия.
5. В зависимости от получившегося расстояния принять окончательное решение: сдвигать назад центроплан или удлинять мотораму.

В настоящий момент занимаюсь устройством крепления аккумулятора.
 
Не обязательно всё собирать и подвешивать. Сделайте сводную таблицу масс элементов конструкции, его плечей, ну как в учебнике пишут. Всё будет намного точнее и удобней считать и главное менять центровку не прибегая к физическим упражнениям в гараже. Всё это делается дома, за компом и намного быстрее. Возможно кто нибудь скинет экселевскую программку, где только ставишь свои значения и всё готово.
 
Сделайте сводную таблицу масс элементов конструкции, его плечей
К сожалению, я не знаю массы всех частей. Только некоторых основных. Не говоря уже об их ЦТ. Например, какова масса хвоста фюзеляжа??? а центр его тяжести где??? Я не знаю даже массу фюзеляжа целиком.
 

Денис

Я люблю строить самолеты!
К сожалению, я не знаю массы всех частей. Только некоторых основных. Не говоря уже об их ЦТ. Например, какова масса хвоста фюзеляжа??? а центр его тяжести где??? Я не знаю даже массу фюзеляжа целиком.
А не думали взвесить то, что уже сделано и посчитать цетровку?
 

Любитель

Я люблю этот форум!
Откуда
Москва
Коллега опередил.
Сергей, а зачем вам все эти сложности с вывешиванием, когда можно просто выставить аппарат на земле, подложив весы под каждую опору. Лично мне, видеться такая система гораздо проще и информативные. Так как можно снять все параметры. Один пилот, один пилот+пакс, один пилот и макс. топлива, один пилот и мин. топлива, пилот+пакс и мин. топлива и т.д. и всё это не надо таскать на пупе и не бояться, что-либо уронить, подкладывая или убирая грузы в нужных местах.
Где-то скидывал, и как кажется, уже не раз, простую программку по определению таким способом. Если есть желание, продублирую ещё и сюда.
Да и вообще, приходите к нам в группу).
 
Сергей, а зачем вам все эти сложности с вывешиванием, когда можно просто выставить аппарат на земле, подложив весы под каждую опору.
Мы это уже обсуждали. По-моему, это как раз сложнее. Мой метод точнее и нагляднее.
Да и вообще, приходите к нам в группу).
Благодарю за приглашение. Был бы рад. Однако, приложение Вайбер только с рекламой. Дождусь сына-компьютерщика, может, он мне скачает.
 

Любитель

Я люблю этот форум!
Откуда
Москва
Откуда
Земля
Вы похоже совсем не понимаете разницу между рекомендуемым значением и допустимым диапазоном центровок.
В РДК СЛА чёрным по белому написано, что у большинства с-тов центровка обычно лежит в пределах 0.2-0.3 САХ ( это как "средняя температура по госпиталю"), и эта рекомендация, я полагаю, для тех, кто строит с-т по чертежам, кому не хочется сильно вникать в теорию устойчивости/управляемости.
Там же приведена подробная методика расчёта фокуса с-та и рекомендации и пояснения как выбрать предельно переднюю (допустимую) центровку и предельно заднюю (допустимую) центровку, при которых сохраняется устойчивость и управляемость во всём лётном эксплуатационном диапазоне. И это и есть диапазон допустимых центровок.
1712436195855.png


А смеюсь я в основном над тем что то что должно считаться сразу же на этапе проектирования , имеет значение и значения было посчитано " Я как то себе центровку посчитал...... " и БАМ: 52% ... Занавес... Вот что вызвало мой смех
 
Последнее редактирование:
Откуда
Земля
К сожалению, я не знаю массы всех частей. Только некоторых основных. Не говоря уже об их ЦТ. Например, какова масса хвоста фюзеляжа??? а центр его тяжести где??? Я не знаю даже массу фюзеляжа целиком.
Ну эт что ты вы совсем не то говорите. Как же не знаете..... Нарисуйте центральную балку (просто линия в масштабе по длине самолета). Расставьте на ней точки где по вашему мнению пропорционально должны находиться основные элементы конструкции относительно центра. Найдите центр тяжести средним арифметическим, путем умножения массы на плечо. (массы если не знаете возьмите из статистических таблиц в процентах относительно общей массы самолета)
Если положение полученного центра тяжести не устраивает то "подвигайте" плечи агрегатов до приемлемой позиции. Прибавьте к полученной точке центра тяжести 25% САХ влево, получите точку начала корня крыла от САХ . Все очень просто. Если надо скачайте методичку Егорыча. Там все по шагам прям , делай раз , делай два
 
Просто сдвиньте мотор вперед и все.Супер критичного при виде сбоку не увидел.Сдвинуть центроплан назад сложнее.При острой необходимости можно и одному полетать с переднего кресла.Далее видно будет.
 
Мы это уже обсуждали. По-моему, это как раз сложнее. Мой метод точнее и нагляднее.

Благодарю за приглашение. Был бы рад. Однако, приложение Вайбер только с рекламой. Дождусь сына-компьютерщика, может, он мне скачает.
Сергей, тут не так всё сложно. Для начала завесь самолёт и найди цт.
От него до первого шпангоута замерь расстояние. И далее по картинке. АКБ сместил цт на 20 см вперёд. А если поставить гор. Оперение, то цт сместится назад на 8 см. Вам нужно подставить ваши данные.

IMG_20240407_083118.jpg
 
Откуда
Земля
Я такой хрени не писал.
Это Ваши слова.
Не знаю, откуда такие рекомендации.
А фокус посчитать не пробовали?
У моего одноместного высокоплана я как-то посчитал, фокус расположен на 52% САХ. Предельно заднюю центровку я принял 44%. Запас на продольную устойчивость (не помню точно, вроде 8%) для высокоплана может браться меньше, чем для средне и низкоплана, потому что есть ещё и некоторая балансирная устойчивость. При полной заправке, а бак на моем с-те расположен за спинкой кресла, и при пилоте больше ста кг, центровка даже чуть больше 44%. Ни кто из летавших с весом за сто не жаловался на недостаточную устойчивость.
Предельно передняя центровка выбирается обычно так, чтобы в посадочной конфигурации на минимальной скорости ещё оставался небольшой (малюсенький) запас по рулю высоты на кабрирование. Но постоянно летать с предельно передней так себе вариант, качество падает так как балансировочные потери большие.
Центровку с-та знать конечно нужно, но всё же как бы важней знать реальный запас продольной устойчивости.
Так что прежде чем куда-то что-то двигать и удлинять, посчитать бы фокус.
С уважением, Айрат.
Не сочтите за духоту, уважаемый Айрат, цитирую ваше сообщение.

Поясняю, я сейчас строю модель, по наитию все нарисовал(удивительно близко ложиться к правде)..... Оказалось передняя кромка крыла была в положении не 0.26 хорды ,а 0.45....(чуть с Ц.Т подналюбился) Разница в см составила сантиметров 15 чтоль..... Короче я переделывал все , громко матерился и одновременно крестился что заметил эту ошибку по центровке крыла ООООЧЕНЬ ВО ВРЕМЯ , иначе пришлось бы всё вообще перестраивать, а у Вас 52%..... И судя по всему обсуждение "центровки" в теме еще продолжается.....
 
Вверх