Клуб для "Коршунистов".

Thread moderators: dombrov
Форумы по Коршуну:
На колу мочало или мотопланёр "Коршун" на заказ:

Сверхлегкий мотопланер "Коршун"

Сверхлёгкий мотопланер "Беркут".

ЮМПШ в Смоленске

Чертежи мотопланера "Коршун"

Расчет лонжерона (немного по Коршуну есть)

Продолжение круглого стола по планерам или чем
отличается МП Беркут от БРО-11

Учебные сборы на "Коршуне".

Ты записался в КОРШУНИСТЫ?

Клуб для "Коршунистов".



Разные источники:
Летние сборы в Смоленске 2000 г. статья Алексея Сычева.

Ученики Cмоленской юношеской
планерной школы вышли на
практику. Статья Ирины Романовой, Комсомольская правда.

Химик, на котором не убиваются.

Сверхлёгкий мотопланер "Коршун" 30 т.р. Мимикрирующий
полеолой

Продам Мотопланёр «Коршун-М» (ХАИ-29М)

Коршун в "металле"
 
Georgiy, благодарю за ссылки !!! - Большое человеческое спасибо )))

Внимательно изучу.
 
Влад Тахтаров прислал письмо:

В субботу состоится лекция на тему «Краткая история развития СЛА на территории бывшего СССР с точки зрения специалиста 1970-2019 годы»

Лекцию ведет: Домбров Валерий Алексеевич
Известный конструктор СЛА, основатель слетов СЛА, руководитель студенческого КБ в ХАИ и основатель КБ СЛА на СМАзе в Смоленске

Подписывайтесь, чтобы не пропустить прямую трансляцию [ch128578]
Наш канал: youtube.com/clubsla
https://vk.com/wingargo

[ch9200] Суббота, 16 ноября | 17:00
Санкт-Петербург
[ch128205] Аэродром Гостилицы, дом клуба «Арго»

Вход свободный для всех желающих!
 

Вложения

  • IMG_9180sm.jpg
    IMG_9180sm.jpg
    135,9 КБ · Просмотры: 385
Ссылка на запись первой лекции: https://www.youtube.com/watch?v=HTGiguFWkic

Другие лекции в клубе АРГО https://www.youtube.com/clubsla

Завтра продолжение лекции, более конкретно в Институте истории естествознания и техники Российской Академии наук. В.А.Домбров коснется методики одноместной системы обучения. 19 ноября, Санкт-Петербург, Таможенный переулок д.2. , начало в 18.30. 2 этаж. Вход свободный. Запись видео будет, прямая трансляция - еще не знаю. Ссылка на  объявления Председателя секции В.В.Лебедева. http://ivak.spb.ru/about-ivak/activity/zasedanie-19-noyabrya-2019-g-dombrov.html
 

Вложения

  • 19_11_2019_min_001.jpg
    19_11_2019_min_001.jpg
    41,3 КБ · Просмотры: 428
Уважаемые коллеги, историки авиации!

Рады Вам сообщить об очередном заседании Секции истории авиации и космонавтики С.-Петербургского филиала ИИЕТ РАН // http://ivak.spb.ru/news/ivak-news/zasedanie-17-dekabrya-2019-g-muzej-vvs-italii.html
Как и на заседании 12 ноября, мы также продолжим интернациональную тему истории авиации. На этот раз из Испании мы перенесёмся в Италию: в Музей ВВС Италии (Museo storico dell'Aeronautica Militare) // http://www.aeronautica.difesa.it/storia/museostorico/Pagine/default.aspx, что на озере Брацчиано, в Винья-ди-Валле (Strada Circumlacuale, 00062 Vigna di Valle, Bracciano RM, Италия).

А командиром нашего исторического авиалайнера будет уже знакомый Вам по рассказу об авиационном музее Великобритании – Сергей Владимирович Пашков. Он лично проинспектировал объект нашего внимания и доложит об этом всем, кому посчастливится взойти на борт нашего воздушного корабля в этот день.

Именно посчастливится, т.к. это наше предновогоднее заседание, а значит: Будет не просто, как всегда интересно, но и возможны различные сюрпризы.

К тому же, забегая вперёд, скажу, что это будет лишь 1-я часть нашего разговора об Италии, продолжение которой будет уже в январе 2020 года. Так что не упустите свой шанс стать самыми информированными в Истории Авиации.

Напоминаю Вам также: Что о чём бы мы с вами не говорили, мы всегда помним и нашу историю. А она, как ни странно, имеет много общих страниц и с Италией. И об этом тоже Вы сможете узнать, лишь лично присутствуя на нашей исторической во всех смыслах встрече…

Наша взлётная полоса в Прошлое располагается на том же месте: Конференц-зал (ком.7) СПбФ ИИЕТ РАН (СПб., Таможенный пер., д.2). Наш исторический авиалайнер традиционно взлетает в 18.30 3-го вторника каждого месяца. На этот раз мы ждём Вас с хорошим настроением и багажом вопросов – 17 декабря 2019 г.

P.S. Вес и размеры багажа не ограничиваются. Наличие своих напитков и закуски приветствуется.

Всегда к вашим услугам, Командир корабля
Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН Лебедев Виталий Владиславович
lebed2000@mail.ru
 

Вложения

  • 17_12_2019_min.jpg
    17_12_2019_min.jpg
    64,4 КБ · Просмотры: 361
Домбров по  сути  поднял первоисточники зарождения Авиации и  применил  их  вновь.Ну,  ребят  хорошо,  что  всё достаточно гладко  сложилось   при этом,  а  вот  если  капнуть  в  историю  происшествий в этот  период  самообучения то  наверняка там  очень  много  и  жертв, и  аварий. Конечно  каждый сам  выбирает  путь  обучения и  в  какой то  мере  в  начальной стадии  этот  способ  имеет  неоспоримые преимущества,  но  уже  в  процессе усовершенствования летных навыков без опытного инструктора уж  никак- согласитесь. 😉
 
   Уважаемый МИР!
Как раз вот это "капнуть поглубже" меня больше всего и интересует.  Я как раз и прилип к отработке этого метода обучения потому, что несмотря на разные поломки аппарата, которых теперь я знаю как избежать, за все годы обучения по коршуновской системе и у меня, и у харьковчан, и в Обнинске и ещё во многих местах никогда никто не убился. И даже более того - не было серьёзных травм в виде поломанных рук и ног.  Это как раз "если копнуть поглубже" .  Это потому, что во- первых сам "Коршун " очень хорошо конструктивно решён в смысле аварийной безопасности. И во-вторых - сама система обучения заставляет пилота правильно понимать происходящее и не делать глупостей, здесь совершенно нет возможности натаскивать пилота, так как он всё делает только сам.  А если ко всему этому добавить, что себестоимость лётного часа при таком методе /на мотопланере/ у нас совсем низкая - то будет полной глупостью не использовать эту методику для первоначального обучения пилотов.
   Вы знаете, что кричали нам "маститые пилоты" на аэродроме Ватулино, когда мы упражнялись на одном колесе на их полосе? Они кричали нам: " Придурки! Перестаньте мучать людей и поставьте самолёту два колеса!!!!"  Потом они устали кричать и молча наблюдали за нами. А когда через 24 дня после начала сборов у нас один за другим вылетели самостоятельно 7 человек, и вылетели так, как будто летали всю жизнь,  Вы знаете, что произошло вслед за этим? Мы устроили отвальную и все пришли к нам и признавались в любви, и все были нашими друзьями, и даже Лодочник со мной здоровался!  И только один человек тогда нас подвёл. Очень знаменитый знайка на форуме... Но я не буду про него говорить, а то обидится, хотя мне всё-равно.  И там ещё ребята летали на БРО-11, буксируясь за Жигулями.  Но с нами они не общались - ревновали очень.  Точно так же не общались с нами и ребята из Новосибирска, которые двигают БРОшки, когда мы с ними встретились на спортивном празднике в Ярославле на аэродроме ДОСААФ.  И не то, чтобы они были глупые и не понимали, что происходит.  Просто каждый кулик своё болото хвалит, особенно теперь, когда авиация стала коммерческим делом, и речь идёт о выживаемости вида. Конкуренция - это Вам не социалистическое соревнование.  Здесь побеждает не рациональная идея, а тот, у кого денег больше...  Или Вы будете больше радоваться, когда увидите эту технологию обучения в Китае или там в Америке? А? Патриоты?
   Один только случай со смертельным исходом был в Бийске тоже на Коршуне , харьковском прототипе. Но там человек вылетел в очень сильный ветер, с 90-градусным боковиком, и стал делать первый разворот по ветру, да ещё и совершенно пьяный.... По-другому ни на каком другом самолёте не кончилось бы.  И то, начни он разворот против ветра - ещё и долетел бы живой и невредимый... У меня на Коршун на СЛА - 91 напросился один очень крутой лётчик из местных черниговских. Ну я смалодушничал и разрешил ему пробежку, практически с пустым баком. А он пробежал, а потом взял, да и с боевым разворотом взлетел и улетел нафиг... Мы даже подумали, что у нас угнали машину. Но он вернулся и сел нормально, а когда вылез из кабины в растёгнутом шлеме, только тут мы увидели, что он мертвецки пьяный и едва стоит на ногах. И столько любви и признаний мы от него получили в этот момент за "самый классный полёт в его жизни", что даже простили ему всё.  Но на поле там где-то балансир потеряли... До сих пор жалко балансира.
    Что на самом деле мешает развитию коршунизма, чего я никак не ожидал по жизни и совсем на это не рассчитывал, так это то, что в развитом капитализме этот метод обучения не годится совсем.  Это - колхозный метод обучения и он предполагает занятия группой до 10 человек. А нынче народ - все индивидуалисты, каждый - единственный в своём роде, достоин всего хорошего и сам знает как его лучше учить. Поэтому таскать самолёт ручками он не хочет, физики процесса он не понимает, потому что безграмотный, книжек не читал никаких, и помыть холодильник для хранения своих же продуктов он не может, потому что нету губки, а тряпкой - западло, не современно! И готовить жратву на всех он тоже не будет, не хочет он быть дежурным по лагерю.  И посуду мыть он тоже не будет, тем более горчицей. И ещё много чего такого, во что коршуновская одноместная система не вписывается. А если Вы не дай бог скажете ему, что в лётчики он не годится по своим чисто индивидуальным психофизическим данным, то огребёте массу проблем, потому что на его копейки /по сравнению с другими системами обучения/ Вы просто обязаны были поднять его в воздух. Вобщим не тот стал дух. Приезжают не на полёты, а шашлыки жрать, и как мы в своё время обходились без шашлыков - просто ума не приложу. Вот так в Твери мой Коршун однажды и сгорел одним крылом, но это уже совсем другая история.
   Очень даже легко можно организовать эффективный и безаварийный процесс обучения группы учлётов, если выдерживать все требования и наставления, разработанные в данной методике.  Ну так ко мне теперь приезжают по одному, по два человека и не на полный месяц...  Только время зря тратить, да самолёт колотить... Я разочаровался в современных людях. Буду наверно сам полётывать для души, да репортажи в инет давать, как все теперь делают.  Теперь же это главное - перед народом хвастаться, мол смотрите какие мы богатые и успешные... А чуть ветер дунет - и торчит уже хвостом к верху...
 
Уважаемый Домбров,
У нас колеблеблется время обучения от 7 до 30 часов, но при этом мы сильно не напрягается если человек 2 года летает и у него не получается. Нравиться ему летать, вот и летают с инструктором по маршруту там, а взлет посадка у инструктора.
Выгонять его что ли, если человек хороший и рукастый ?

Так же мне кажется наоборот сейчас люди по проще пошли, раньше авиация это святая корова была, а сейчас больше не авиационных людей приходит , программистов очень много, виртуальных пилотов и т.д.

Так же обучению сильно помогает, то что люди сами делают самолёты для себя и знают конструкцию.
 
Цитата:

«Или Вы будете больше радоваться, когда увидите эту технологию обучения в Китае или там в Америке?«

Американцы сейчас активно изучают опыт литовцев работы с детьми на ЛАК-16 и они делали несколько попыток купить его, но у них не получилось. Сейчас они сделали наземный тренажёр для обучения при достаточном ветре и вроде нашли замену ЛАКу, КОЛБ сделал им аппарат для этого. Китайцы тут же стали все фотографировать, записывать и расспрашивать. Так что процесс обучения с инструктором на земле вызывает интерес и у тех и у других.
 
  " Я к Марии с чувством, с лаской. Мол то да сё...
  А она к стене с опаской - мол нет и всё!"
  Надо понимать, чем мы, коршунисты, занимаемся. Мы определяем годится человек в настоящие лётчики, или не годится.  Если ему нравится - мы совсем не против, чтобы он и дальше летал на нашем или ещё каком мотопланере. Если он справляется с нашим мотопланером - значит он справится и с любым другим самолётом.  Но если он не смог обуздать Коршуна, то и соваться на другие самолёты мы ему не порекомендуем, хотя поступать он будет так, как ему кажется. Спасаем людей от могилы, как можем.
   Разумеется! Очень скоро и в Китае ив Америке эта методика обучения пилотов начнёт процветать. Даже не сомневаюсь. Разве мало русских открытий теперь работает на мир от лица совсем не русских наций? Говорят мы и чип придумали, и телевизор - тоже наше, а ещё лампочка накаливания... Надо только вовремя надавать по голове своим "Кулибиным"  и всё само дальше свершится.  Я конечно ищу ключ к решению этой задачи здесь, но тоже, кроме тумаков ничего не встречаю. Вот и Вы практически все, против такой моей методики. Она уже на практике доказала своё право на существование, по ней так много людей поставлено на крыло, что уже ничьё мнение казалось бы и не требуется - только внедряй да радуйся. Ан - нет! Не согласные они! НЕ Вы конечно! От Вас как раз ничего и не зависит, вовсе! Но и к тем, от кого это зависит, мне достучатся не дадут. Надо понимать момент истории: эту страну разваливают до тла, чтобы от неё и духу не осталось вовсе, а мы тут с Вами о какой то системе обучения толкуем! Да ведь эта система начнёт тут поднимать дух патриотизма, готовить лётные кадры, а надо то наоборот! Надо разрушать а не созидать!  Кому мешал автогигант ЗИЛ?  Да на его машинах у нас держалась вся промышленность, вся армия и  всё сельское хозяйство!!! А теперь что от него осталось? И кому такое усовершенствование понадобилось ? Кому стало лучше? А вот кому стало лучше - тот нами и правит. А вы говорите о какой то задрипаной системе обучения пилотов... Какие пилоты? ЗИЛ завалили!!! А Вы всё мечтаете о рассвете авиации...
 
Я кстати четкой закономерности не заметил, если человек долго не может вылететь и качество его полетов и дальнейшего роста.
 
  Последний пост я из-за перепутаных падежей вообще не понял, что человек хотел сказать. Сформулируйте пожалуйста чётко, чего Вы не увидели ?
 
Как мне кажется леха (magnum) хотел сказать: два человека - один вылетел самостоятельно через два года, летая столько же сколько первый. но вместе с инструктором, другой сразу вылетел и летает дальше самостоятельно. Проходит три года, оба летают одинаково хорошо.

Как мне кажется - современный домбровский коршунизм - это попытка донести дух, идеологию советских СЛА в сегодняшний день. Задача такая.

Сейчас половина форума все участники многих СЛА. Да и форум  вообще наверное по-настоящему честно раскрывает - что такое СЛА. Но форум читать - много разных мнений, это бесценнейшая, но не редактированная каша.

В.А.Домбров - был также на слетах, пропустил, перезагрузил через себя все эмоции, он ощутил состояние восторга, с надеждами, которые были у строителей 80-х годов.

Во первых был переворот - когда летали подпольно, и вдруг переворот, государство разрешило, выделяло деньги. Это была революция в 80-е годы!

Потом надежды на внимание со стороны государства были.

Человек испытал восторг  бешеный!
Как он рассказывал - когда он первый раз слетал на Коршуне - он на руках вокруг планера обошел.

Что надо чтобы испытать восторг. - Должна быть причина, и надо иметь способность ощутить этот восторг! Домбров также может транслировать его, описывать и сделать планер из того времени, сделать этакую практическую историю в настоящем, конкурентоспособную.

Философия Коршуна, как я понял - революция в мозгах, но не в конструкции. Не было задачи "выпендриться", чтобы показать, "какой я крутой конструктор", придумать свой, особенный аппарат, а взяли классику - БРО-11. И кстати неплохое качество, все-таки крыло - не тряпколет, жесткое крыло.

Меньше думать о материи, больше о теории и методике обучения.

Как рассказал В.А.Домбров - девиз А.А.Баранникова - "лишние детали от планера сами отвалятся".

Также девизы (поправит, если не четко): "Коршун - допускает широкое творчество конструирования..." 

"Не мешай д***у летать..."

Не важно было студентам, что на них скажут, что студенты ведущего ВУЗа, а проектируют деревянный планер на основе БРО-11. т.к. теория и полеты были необходимы. И КОршунизм ХАИшный оказался прекрасной почвой.

Сейчас под термином Коршунизм понимать, наверное можно не просто полеты на планере Коршун.

Также как термин "управление по проводам" современного лайнера - не только управление от электросигнала, но компьютер между ними - с программами.

Коршунизм домбровский - это попытка сохранить ощущение восторга от СЛА. И вообще говоря - интересно безумно было в то время - и надо это сохранить. Это стремление к науке, к истинным инженерным ценностям. Такие перипетии пришли на пути мечтаний - все можно купить, а попробуй купи. Можно ругать все Советское.

Но Коршун позволяет и полетать даже в таких сложных экономических условиях и позволяет даже иметь и свободное время, и ответы у экономических, политических теорий искать...

Конечно еще был всплеск Коршунизма в 2000-е годы, как мне кажется, летавшие на Коршуне в наше новое время верили в самолет, как имевший прототип самый безопасный БРО-11.

Сейчас много аппаратов разных, можно оспаривать исключительность Коршуна, но очевидны его преимущества, потрясают эксплуатационные свойства... много В.А.Домбров на форуме написал про это.

И при знаниях инструктора, безопасно позволяет вылететь быстро самостоятельно.

Когда летал на дельталетах, мои инструкторы А.Финкельштейн, В.Марказен, так первый говорил, что среднестатистического учлета готов на дельталете самостоятельно выпустить с четырьмя часами налета, на травяном аэродроме (!) и с ограничителем малого (! особенно - чтобы пологая глиссада была) и большого газа.

Но главное - на сборах у Домброва очень интересно, есть о чем поговорить.

Какие молодцы наши пионеры СЛА, что столько пишут на форумах, а некоторые и лекции снимают, как В.З.Марказен и Влад Тахтаров в клубе Арго.
 
    Ну вообще у меня такое было много раз, так что постараюсь ещё раз спокойно объяснить тем, кто до сих пор не понял, в чём суть отстаиваемого мною метода обучения.
   Как зарабатывает навыки учлёт по двухместной системе на современном, красивом /значит блестящем/, дорогом и скоростном самолёте с опытным инструктором?  Инструктор ему говорит, что если на разбеге с боковым ветром не придерживать немного крен на ветер, всё время парируя боковик педалями, то самолёт может потерять курс и выскочить с полосы в буераки, а там может произойти поломка. И когда учлёт на разбеге что-то делает не так, то инструктор подправляет его своими ногами и руками, немного так подправляет, потому что и он не хочет лежать в кустах с полным ртом земли, и потом чинить дорогой самолёт... И все рулят правильно, натаскиваются таким образом рулить правильно. Они всё знают только теоретически, но практики нет - машину жалко.  И так во всей болшьшой авиации было и будет испокон и вовеки, пока существует двухместная система обучения. Вы скажете: " А тренажеры на что?" . Тренажёр - это тоже только теория и досада от неправильно выполненного упражнения.  Шишек то не остаётся на теле от тренажёра и вообще там сто жизней у пилота.
   Другое дело у нас на одноместке.  Наш инструктор тоже разжёвывает учлёту всю физику упражнения и его последствия так, что думать уже не надо. Теория есть вся в голове. Но когда он начинает работать упражнение, то в силу неопытности или неумения рапределять внимание, он всё-же забывает предупредить крен на ветер и ветер заваливает его на крен по ветру, а самолёт, как ему и положено, вмиг теряет курс и сваливает с полосы в кусты - глазом не успеешь моргнуть. И уже в этом случае учлёт вспоминает свои действия в аварийных случаях - выключает движок и прекращает движение. Теперь можно всё обдумать. Но самолёт его не поломан, потому что для таких задач он предназначен профессионеально и чинить ничего не надо. И снова инструктор разбирает ошибки и снова учлёт программирует себя на правильные действия.  Учлёт из раза в раз не теоретически изучает работу над ошибками, а на практике каждый раз отрабатывает практические навыки по удержанию машины на полосе с боковым ветром. И когда он наконец схватывает в каком месте он делает ошибку в пилотировании, самолёт вдруг начинает быть послушным, как щенок, который с полуслова понимает своего хозяина. И это уже не теория, а практическая победа над своими недостатками, которая воспринимается как закономерный результат упорного лётчиского труда над своими недостатками. Это даёт нужный размер самоуважения и уверенности себя в том, что машина тебя слушает и твоя классность растёт, ведь теперь ты знаешь все тонкости ремесла и теперь они доведены до автоматизма.
Ну разве кто-нибудь на двухместке и на двухколёске хоть раз лежал на крыле, если разбег и взятие машины на элероны произведены невовремя?  А у нас это само-собой разумеющийся эффект от неправильно выполненного упражнения. Но потом они вытаскивают машину из самых невытаскиваемых кренов, помогая уже себе ногой в ущерб курса и уверенно управляя аппаратом без тени сомнения и раздумывания!!! Ведь так никто не может, как коршунисты!  И никаких поломок, только досада от невыполнения упражнения на глазах у всего коллектива. А другие смотрят и думают, как бы мне не завалится. Они ещё не летят, но уже работают мозгами. И никто никого никогда не укоряет даже за поломки, потому что на его месте может быть каждый! и растёт товарищество и взаимовыручка, желание помочь товарищу, а не конкуренция и насмешки!!! Сама атмосфера работы в коллективе, наверное, одно из самых прекрасных наших достояний. И поскольку самолёт общий - никто перед друг другом не выстёбывается, что у него тачка круче всех - это тоже огромный плюс системы.  У нас на полётах настоящее равенство и демократия. И чинить просятся все, если надо, но не всех привлечёшь и поставишь.
    Часто на полётах возникают ситуации, когда все поняли материал и отлично его работают, а один никак не поймёт. Тогда ищешь нужные слова, чтобы ему объяснить, достучаться до него только ему понятными словами. Это уже требования к инструктору. И это тоже узкое место. Я наблюдал работу многих инструкторов и пришёл к тяжким выводам, что у большинства инструкторов совсем нет никакого педагогического дара и они быстро выходят из себя, просто заставляя учлёта делать так, как он говорит, и тем объясняется процент натаскиваемости учлётов вместо обучения.  У нас такое просто не прокатит, а негожий инструктор скорее сделает гроб, чем научит летать. Это в школе у педагогинь результат неважен, будет ли её ученик сплошным троечником по жизни, или отличником. Всё равно живой, да и ладно. У нас - другое дело: не доучил пацана, а он глядишь и в землю воткнулся. И хорошо, если только планер на куски, как у нас, коршунистов... А если тело в морг везти надо? И ведь возят. На двухместке и возят. У нас пока не было.
    Вот я надеюсь, что этот рассказ образумит ещё несколько читателей флрума и даст им правильное восприятие нашей системы обучения. Ну а кто ещё упирается, то будем, как для нерадивых учлётов, подбирать другие слова.  Но вот факты - упрямая вещь! - как любил говорить один великий персонаж из нашей истории. Если бы /представим себе такое фантастическое событие в нашей стране/ на одном полевом аэродроме собрать два учебных звена, скажем человек по 8 учлётов, одних по коршунистской системе, а других по макаровской или обычной двухместной, и дать им одновременный старт на обучение, а через месяц посмотреть результаты - глубину знаний, практическую выучку и т. д. Вот тогда после этого можно будет сесть и обсудить, какая система даёт наиболее качественные результаты обучения. И тогда я бы посмотрел, сколько человек осталось бы против нашей системы. Но только надо своими глазами, а не с чьих либо слов и ощущений.
   
 
  С Новым годом всех здешних авиаторов! Крепкого здоровья, лётного здоровья и только мягких посадок! Вперёд, к новым свершениям!
 
Назад
Вверх