Ну вообще у меня такое было много раз, так что постараюсь ещё раз спокойно объяснить тем, кто до сих пор не понял, в чём суть отстаиваемого мною метода обучения.
Как зарабатывает навыки учлёт по двухместной системе на современном, красивом /значит блестящем/, дорогом и скоростном самолёте с опытным инструктором? Инструктор ему говорит, что если на разбеге с боковым ветром не придерживать немного крен на ветер, всё время парируя боковик педалями, то самолёт может потерять курс и выскочить с полосы в буераки, а там может произойти поломка. И когда учлёт на разбеге что-то делает не так, то инструктор подправляет его своими ногами и руками, немного так подправляет, потому что и он не хочет лежать в кустах с полным ртом земли, и потом чинить дорогой самолёт... И все рулят правильно, натаскиваются таким образом рулить правильно. Они всё знают только теоретически, но практики нет - машину жалко. И так во всей болшьшой авиации было и будет испокон и вовеки, пока существует двухместная система обучения. Вы скажете: " А тренажеры на что?" . Тренажёр - это тоже только теория и досада от неправильно выполненного упражнения. Шишек то не остаётся на теле от тренажёра и вообще там сто жизней у пилота.
Другое дело у нас на одноместке. Наш инструктор тоже разжёвывает учлёту всю физику упражнения и его последствия так, что думать уже не надо. Теория есть вся в голове. Но когда он начинает работать упражнение, то в силу неопытности или неумения рапределять внимание, он всё-же забывает предупредить крен на ветер и ветер заваливает его на крен по ветру, а самолёт, как ему и положено, вмиг теряет курс и сваливает с полосы в кусты - глазом не успеешь моргнуть. И уже в этом случае учлёт вспоминает свои действия в аварийных случаях - выключает движок и прекращает движение. Теперь можно всё обдумать. Но самолёт его не поломан, потому что для таких задач он предназначен профессионеально и чинить ничего не надо. И снова инструктор разбирает ошибки и снова учлёт программирует себя на правильные действия. Учлёт из раза в раз не теоретически изучает работу над ошибками, а на практике каждый раз отрабатывает практические навыки по удержанию машины на полосе с боковым ветром. И когда он наконец схватывает в каком месте он делает ошибку в пилотировании, самолёт вдруг начинает быть послушным, как щенок, который с полуслова понимает своего хозяина. И это уже не теория, а практическая победа над своими недостатками, которая воспринимается как закономерный результат упорного лётчиского труда над своими недостатками. Это даёт нужный размер самоуважения и уверенности себя в том, что машина тебя слушает и твоя классность растёт, ведь теперь ты знаешь все тонкости ремесла и теперь они доведены до автоматизма.
Ну разве кто-нибудь на двухместке и на двухколёске хоть раз лежал на крыле, если разбег и взятие машины на элероны произведены невовремя? А у нас это само-собой разумеющийся эффект от неправильно выполненного упражнения. Но потом они вытаскивают машину из самых невытаскиваемых кренов, помогая уже себе ногой в ущерб курса и уверенно управляя аппаратом без тени сомнения и раздумывания!!! Ведь так никто не может, как коршунисты! И никаких поломок, только досада от невыполнения упражнения на глазах у всего коллектива. А другие смотрят и думают, как бы мне не завалится. Они ещё не летят, но уже работают мозгами. И никто никого никогда не укоряет даже за поломки, потому что на его месте может быть каждый! и растёт товарищество и взаимовыручка, желание помочь товарищу, а не конкуренция и насмешки!!! Сама атмосфера работы в коллективе, наверное, одно из самых прекрасных наших достояний. И поскольку самолёт общий - никто перед друг другом не выстёбывается, что у него тачка круче всех - это тоже огромный плюс системы. У нас на полётах настоящее равенство и демократия. И чинить просятся все, если надо, но не всех привлечёшь и поставишь.
Часто на полётах возникают ситуации, когда все поняли материал и отлично его работают, а один никак не поймёт. Тогда ищешь нужные слова, чтобы ему объяснить, достучаться до него только ему понятными словами. Это уже требования к инструктору. И это тоже узкое место. Я наблюдал работу многих инструкторов и пришёл к тяжким выводам, что у большинства инструкторов совсем нет никакого педагогического дара и они быстро выходят из себя, просто заставляя учлёта делать так, как он говорит, и тем объясняется процент натаскиваемости учлётов вместо обучения. У нас такое просто не прокатит, а негожий инструктор скорее сделает гроб, чем научит летать. Это в школе у педагогинь результат неважен, будет ли её ученик сплошным троечником по жизни, или отличником. Всё равно живой, да и ладно. У нас - другое дело: не доучил пацана, а он глядишь и в землю воткнулся. И хорошо, если только планер на куски, как у нас, коршунистов... А если тело в морг везти надо? И ведь возят. На двухместке и возят. У нас пока не было.
Вот я надеюсь, что этот рассказ образумит ещё несколько читателей флрума и даст им правильное восприятие нашей системы обучения. Ну а кто ещё упирается, то будем, как для нерадивых учлётов, подбирать другие слова. Но вот факты - упрямая вещь! - как любил говорить один великий персонаж из нашей истории. Если бы /представим себе такое фантастическое событие в нашей стране/ на одном полевом аэродроме собрать два учебных звена, скажем человек по 8 учлётов, одних по коршунистской системе, а других по макаровской или обычной двухместной, и дать им одновременный старт на обучение, а через месяц посмотреть результаты - глубину знаний, практическую выучку и т. д. Вот тогда после этого можно будет сесть и обсудить, какая система даёт наиболее качественные результаты обучения. И тогда я бы посмотрел, сколько человек осталось бы против нашей системы. Но только надо своими глазами, а не с чьих либо слов и ощущений.