Часть 2
= = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Итак, все правовые проблемы самолета и его эксплуатации исчезают вместе с заигрыванием с государством. И понятия о всяких там нормах, сертификации, аттестации, допусках и прочих источниках чьих-то зарплат также уходят вместе с ценой и весом в том случае, когда покупатель хозяин и летчик в одном лице сам отвечает за свои решения.
Что же оказывается проблемой, главной трудностью в становлении частной российской авиации? Сам самолет.
Дело в том. что мозги отечественных конструкторов через свод представлений о “нормальности” уже в четвертом поколении настроены на государственное подчинение и эксплуатацию самолетов. Скорее всего, современный конструктор до конца не осознает в какой степени, проектируя самолет, он использует поддержку всей авиационной инфраструктуры. Ну например: создавая какой-нибудь специализированный самолет, он даже не задается вопросом о “происхождении” летчиков, которые будут на нем летать: их – летчиков – для его самолета “поставит” государственная система подготовки пилотов. Но это значит, что в скрытой форме условием существования этого специализированного самолета является наличие совсем других – учебных машин. И не только их самих. но и техников, инструкторов, учебных аэродромов и т.д. и т.п.
Точно также в отношении техобслуживания самолета. Каким послаблением для конструктора является возможность написать инструкцию для специально обученного, оплачиваемого и заведомо существующего аэродромного техника! А, скажем, такое понятие как психологический лимит времени на предполетный осмотр у советских конструкторов вообще отсутствует.
Или, что касается двигателей. Отечественный авиационный мотор подразумевает укомплектованность живым “конюхом” – для гос.авиации это норма, для любительской – это нонсенс. И так в отношении огромного числа, вряд ли кем-либо до конца осознаваемых, мелочей и не-мелочей.
Заметим, что, в обсуждаемом плане, пример и опыт западных легких самолетов также не вполне приемлем для России. Во-первых, у нас этого опыта нет, а во-вторых – на Западе инфраструктура и культура частной авиации уже имеет многолетнюю историю; Россия же – начинает с нуля.
Быть может вернейшим подспорьем, при создании первого любительского самолета для России, была бы мысленная ориентация на начальный этап авиации в плане условий полетов, потребностей, подхода к ценностям и т.д. Прибегая к гиперболе, можно сказать, что сегодняшний авиаконструктор, вооруженный техникой и знаниями конца 20-го века, должен выступить в роли волшебника или “посланца из космоса”, который на заре авиации подарил бы авиаторам “их мечту”.
Достигла ли нынешняя тех.культура такого уровня, чтобы эта “мечта” могла воплотиться?
Теперь, хотя бы в самых общих чертах, попробуем выявить свойства любительского самолета. И здесь первый вопрос – кто будет на нем летать, кто его купит?
До последнего времени “летающими людьми” в России были только профессионалы, прошедшие через мелкое сито государственного отбора. Этим людям личный самолет не нужен, а в большинстве своем они его и не желают, так как давно “наелись” авиации. Но множество ребят в свое время не прошли медкомиссий в летные училища, или по каким-либо еще причинам не были допущены в касту летчиков. Еще больше людей просто желали бы летать, но, как говориться, “жизнь сложилась по другому”. Однако сейчас, те из них, кто стал состоятельным, обзавелся своей землей, загородным домом и, вообще, крепко встал на ноги, вполне готовы осуществить свою “мечту” или реализовать ее в детях. На Селигере подобные люди строят причалы и яхты, на Волге – катера на подводных крыльях, в Черноземье – заводят лошадей и возрождают псовую охоту, на севере – заменяют “Бураны” “Ямахами”. Кто-то из них, как в свое время Генис – дельтаплан, покупают телеги.
Прекращение советской уравниловки с неизбежностью ведет к “росту” отдельных людей в любых обжитых местах – свято место пусто не бывает. Большинство их никак не связано с авиационными кругами, но это вовсе не значит, что идея личного самолета им недоступна, как раз наоборот. Вот эти “крепкие” люди и являют собой будущих владельцев личных самолетов.
Очевидно, что самолет для них будет хорошей игрушкой, украшающей жизнь, а не экономической целесообразностью. Они будут летать на нем в гости, на рыбалку, учить летать домочадцев, катать гостей и т.д. и т.п. Отсюда, в частности, следует, что, столь важный для коммерческой и военной авиации, параметр, как максимальная скорость, для них будет не главным: в воздухе скорость не чувствуется, а время долета актуально лишь при ежедневных маршрутах. А вот, скажем, обзор, комфорт – будут существенными.
Теперь вопрос о технической культуре этих людей. Большинство из них имели машину еще в советское время, и, как водится, автомобиль был их “техническим университетом”. Это значит, что с моторами они “в ладу”, с колесами и краской – тоже, но ни с деревом, ни с тканями, ни с усталостью материалов, ни с силовым прочтение конструкции, а значит – четким пониманием иерархии ответственности узлов – всем этим они скорее всего не владеют. Соответственно, вытекают требования к выполнению самолета; и здесь в наибольшей степени должна сказаться “невидимая миру мудрость” конструктора.
Для выяснения летных свойств, попытаемся зрительно представить себе этапы эксплуатации любительского самолета. Начнем с момента, когда поживя несколько дней в Истре, налетав с заводским инструктором свои первые три часа, совершив с полсотни взлетов-посадок и свой первый самостоятельный вылет, владелец цепляет колесный контейнер с самолетом к форкопу машины и привозит его к себе “в деревню”. Первое, что он делает по приезде, – готовит свой личный аэродром: косит траву, срывает кочки и т.д. Далее, вечерком, он начинает летать по кругу, отрабатывая взлет-посадку. После этого, тщательно заправив баки, он решается полететь “вдоль речки”, лесополосы или к соседней деревне. И вот тут, если у него не гидросамолет, и он не в Карелии, он сталкивается с тем, что вне планирующего долета к “своей” полосе он чувствует себя неуютно.
Но, даже “поверив в мотор” и научившись ориентироваться на высоте, пилот-одиночка неизбежно столкнется с проблемой посадки на незнакомом месте: самолет стоит дорого (и он личный, а не казенный!), кочек с воздуха не видно, а самолет неизмеримо расширяет “места посещений” даже в хорошо известной местности. Ограничение же посадки местами, предварительно разведанными машиной, выхолащивает саму идею свободных полетов. Оберегая свой самолет, пилот фактически окажется привязанным к дому, поскольку освоение пространств “с воздуха” уж слишком платонично, а одного единственного капотирования достаточно чтоб потерять самолет. Заметим, что для “общественного” пилота эта проблема в значительной мере снята “коллективной информацией”, которой нет у одиночки. То есть, для любительского самолета, в силу его одиночной эксплуатации, в высшей степени важной оказывается способность к гарантированной, штатной посадке на выбранную с воздуха площадку.
Короче говоря, любительский самолет первого поколения должен обладать исключительными взлетно-посадочными характеристиками. Пионеры частной авиации будут летать в режиме прокладчиков авиатрасс, и, при этом, они будут не ассами, а новичками.
Ну и главное: внеаэродромное базирование и эксплуатация частного самолета это его “путевка в жизнь”, это счастливое неведение государственных запретов. Еще раз подчеркнем, что самолет игнорирующий аэродромы для власти не является самолетом, как не являются для нее самолетами дельтапланы, парапланы и... птицы.
Пилотажные свойства. На одноместном самолете Антис (тряпкоплан-утка) за одно лето научились летать 50 человек. Это к сведению. Прорыв же на фронте частной авиации напрямую связан с экспоненциальным ростом числа пилотов-любителей. То есть первый любительский самолет должен быть идеальным учебным самолетом с максимально простым пилотированием. Тогда каждый купленный и “ушедший” самолет превратиться в местный аэроклуб, кующий будущие кадры частной авиации.
По эксплуатации любительский самолет будет больше всего напоминать самодельный. А биография большинства летавших самоделок закончилась сваливанием. Отсюда особые требования к антиштопорным характеристикам.
В плане безопасности еще одна особенность. На любительском самолете люди будут в основном кататься, а не выполнять “особо важные задания”. Следовательно, относительная цена катастрофы по сравнению с аварией будет намного выше. Соответственно, на любительский самолет “просится” спасательная система, позволяющая “плюхнуться” без трагических последствий.
И, наконец, вопрос цены. Самолет должен быть относительно недорогим. Здесь надо учитывать, что, хотя для первых его покупателей – новых русских – вопрос цены возможно и не будет критическим, – настоящие ряды пилотов-любителей будут формироваться из тех кто увидел и влюбился в эти первые самолеты, и вот их цена не должна безнадежно отвратить от мечты купить собственный самолет.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Эта статья - была написана видимо порядка 10 лет назад... И иногда автора в полемическом задоре немного заносит... Однако - некоторые его тезисы - актуальны и теперь. При условии что частное летадло не нуждается в аэродромном базировании - и летает с грунтовых площадок вне зоны аэродромов большой авиации и вобще не появляется нигде - где может помешать большой авиации - или военным - тогда получается что вся авиационная инфраструктура и её конторщики унд инспекторы - нужна владельцу такого ЛА - как рыбе зонтик 🙂