Ночные полёты: как правильно?

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
В период навигационных сумерек вы еще можете летать
Вот это я и имел ввиду когда потребовал доказательств о сказке про  это:

посадка только после этого и обязательно до того как [highlight]коснётся вечером горизонта[/highlight].
Это я к тому, что в питерские белые ночи можно (разрешено) летать всю ночь, несмотря на то что солнце находится ниже горизонта.
 
T

Tverdopolov

Вот это я и имел ввиду когда потребовал доказательств о сказке проэто:

Подправил для ясности, навигационные сумерки это время когда уже НЕОБХОДИМО заходить на посадку, иначе можно не успеть и если на высоте 300 метров вы еще в положении навигационных сумерек, то через минуту на уровне полосы может быть черная ночь (в средних и южных широтах)

А по поводу белых ночей, это считается в чистом виде навигационные сумерки, и в северных широтах они позволяют летать визуально

- 6° до h = -12°   это четкий критерий, а при белых ночах солнце не опускается ниже этих границ
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
Я об этом и говорю - летать можно и после захода солнца, вопрос только где и сколько.
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
Я не понял ! СЛА разрешены полёты ночью ?! Вроде только ПВП!
5.4.4. Полеты по ОПВП в сумерках через 30 мин после рассвета и за 1 ч до наступления темноты разрешается выполнять при тех же условиях, что и днем.
О как... :-?
С тех пор как вы все это читали, человек полетел в космос, изобрел интернет и даже успел просрать одну большую страну.
Абривиатура ОПВП давно исчезла из правил. А ПМУ давно не Простые а Приборные Метеорологические Условия.

Федеральные авиационные правила
полетов в воздушном пространстве Российской Федерации


VIII. Правила визуальных полетов

54. Полеты по ПВП выполняются в визуальных метеорологических условиях днем и
ночью
с максимальной осмотрительностью всего экипажа воздушного судна в соответствии с
настоящими Правилами и актами видов авиации.
55. При полете по ПВП обход препятствий, наблюдаемых впереди по курсу воздушного
судна и превышающих высоту его полета, производится, как правило, справа от препятствий
на удалении не менее 500 м.
56. При невозможности выполнения полета по ПВП, командир воздушного судна обязан
перейти на выполнение полета по ППП при наличии соответствующего допуска.
Командир воздушного судна, не имеющий допуска к полетам по ППП, обязан
возвратиться на аэродром вылета или произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме.
57. При выполнении полета по ПВП экипаж воздушного судна осуществляет постоянное
прослушивание радиочастот органа ОВД (управления полетами), который осуществляет
обслуживание (управление) полета воздушного судна, и передает донесения о своем
местонахождении.
58. Командир воздушного судна обязан соблюдать ПВП и своевременно докладывать
органу ОВД (управления полетами) о необходимости перехода к выполнению полета по ППП.
ФАП-128

2.18.9. На воздушных судах при выполнении полетов ночью по ПВП дополнительно:
а) аэронавигационные огни;
б) как минимум одна посадочная фара;
(пп. "б" в ред. Приказа Минтранса РФ от 22.11.2010 N 263)
в) подсветка для всех пилотажных приборов и оборудования, имеющих большое
значение для безопасной эксплуатации воздушного судна и используемых летным экипажем
воздушного судна;
г) светильники во всех пассажирских кабинах;
д) автономный переносной фонарь на рабочем месте каждого члена экипажа
воздушного судна.

Правила визуальных полетов

3.33. В дополнение к требованиям, установленным в главе VIII Федеральных
авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации,
утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства
транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31
марта 2002 г. N 136/42/51, выполняются следующие правила:
3.33.1. Полет по ПВП на истинных высотах менее 300 м выполняется:
а) при видимости водной или земной поверхности, кроме случаев, указанных в пункте
3.33.3 настоящих Правил;
б) вне облаков;
в) днем, при видимости не менее 2000 м для самолетов и не менее 1000 м для
вертолетов;
г) ночью, при видимости не менее 4000 м.
3.33.2. Полет по ПВП на истинных высотах 300 м и выше выполняется:
а) кроме случаев, указанных в пункте 3.33.3 настоящих Правил, при видимости водной
или земной поверхности;
б) расстояние по вертикали от воздушного судна до нижней границы облаков не менее
150 м и расстояние по горизонтали до облаков не менее 1000 м;
в) днем, при видимости не менее 2000 м;
г) ночью, при видимости не менее 4000 м.
3.33.3. Полет по ПВП может осуществляться над облаками, если:
а) расстояние по вертикали от облаков до воздушного судна не менее 300 м;
б) в случае полета между слоями облачности, расстояние между слоями не менее 1000
м;
в) видимость в полете не менее 5000 м;
г) при прогнозируемых метеорологических условиях на аэродроме назначения за один
час до и два часа после ожидаемого времени прилета, составляющих: видимость - не менее
5000 м, облачность - не более двух октантов и отсутствие прогнозируемого тумана, ливневых
осадков и грозовой деятельности. При отсутствии прогноза погоды для аэродрома назначения,
для целей данного пункта может применяться прогноз по району пункта посадки.
3.33.4. КВС при полете по ПВП:
избегает столкновения с видимыми объектами и объектами, о которых получена
информация от органов ОВД;
принимает своевременное решение о возврате на аэродром вылета, о полете на
запасной аэродром или о переходе на полет по ППП при ухудшении метеоусловий до
значений ниже установленных;
по запросу органа ОВД сообщает информацию о местонахождении воздушного судна и
условиях полета.
фАП-128

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
день - период времени между началом утренних гражданских сумерек и концом
вечерних гражданских сумерек. Гражданские сумерки заканчиваются вечером, когда центр
солнечного диска находится на 6° ниже горизонта, и начинаются утром, когда центр
солнечного диска находится на 6° ниже горизонта;

ночь - период времени между концом вечерних гражданских сумерек и началом
утренних гражданских сумерек. Гражданские сумерки заканчиваются вечером, когда центр
солнечного диска находится на 6° ниже горизонта, и начинаются утром, когда центр
солнечного диска находится на 6° ниже горизонта;
Ну почитайте уже прежде чем сразу здесь хвалится познаниями в области истории авиации...
 

Петруха

Я люблю летать!
Откуда
Белгород
Не расстраивайтесь Твердополов ! Вы не один такой! Я тоже древнее.... ! Наш инспектор по безопасности требовал именно того что я говорил выше ( во всяком случае писать в документации )!
Но всё же лучше ночью не летать ( имею в виду СЛА ). Чревато это ...
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
области истории авиации...
Ну значит я всего лишь древнее :D
Ну зачем же так сразу?
Древнее и свежее это у меня от Тушино на юг...
Человек хронящий в памяти (неважно своей или от Билла Гейца) 5.4.4. Уже по умолчанию учебник. С одной оговоркой, пока он не пытается снова внедрить его в жизнь...))
2.18.9-3.33.3г (читай три лампочки снаружи и пара внутри) так сложны для выполнения?
В свое время, в 2003 когда еще действовал 5.4.4, я взял преобразователь на 220, рекламные и еще немного лампочек и выполнил на Скайренджере 2.18.9-3.33.3г за долго до его вступления и за не дорого. Летает кстати до сих пор.
 
T

Tverdopolov

Человек хронящий в памяти (неважно своей или от Билла Гейца) 5.4.4. Уже по умолчанию учебник. С одной оговоркой, пока он не пытается снова внедрить его в жизнь...))

Можете улыбаться, можете нет, но  это ДЕЙСТВУЮЩИЙ пункт, хотя и несколько иначе звучит (правда под другим номером параграфа) :)
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
Наш инспектор по безопасности требовал именно того что я говорил выше ( во всяком случае писать в документации )!
У него нимб над головой не светился когда он требовал...?
Или он называл нормативный акт  по которому это требовал?
В следущий раз ознакомьте его:
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 N 490,
от 13.08.1998 N 963, от 28.06.2005 N 736)

...10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов
и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или
сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также
зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых
последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и
организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
На указанные акты нельзя
ссылаться при разрешении споров.
.....
Можно еще добавить это для чтения на ночь:
Статья 286. Превышение должностных полномочий
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его
полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов
граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или
государства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев,
либо лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными
работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность
Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской
Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года
до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на
срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если
они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет.
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
Но всё же лучше ночью не летать ( имею в виду СЛА ). Чревато это ...
Лучше вообще не летать ночью, зимой, в жару, в дождь, в ветер, с коротких полос, над лесом, при отсутствии или плохом прогнозе, без СЛГ, при маленькой зарплате, при детях и женах.
Вот химия ночью это идея действительно на премию Дарвина... :)
 

Пчеловод

Я люблю строить самолеты!
Лет  10 тому  наблюдал ночные  полёты  химиков.  фара- прожектор  питалась  от  жигулёвского  дополнительного  генератора с приводом  от  винта, поле предварительно  забивали в GPS. ВПП подсвечивали  автомобилем.  Это  всё  творили  в Волгоградской обл.Но развития  , на сколько  мне  извесно  эта  авантюра  не  получила, видимо  причины  были!!!
 

deAnatol

Я люблю небо
Уж больно привлекает ночная спокойная атмосфера
Не надо обольщаться....  Ночные полеты сами по себе опасны тем, что видишь только на посадке видишь только то, что могут осветить фары, а если это дельт, с болтающейся тележкой.... Много ли тут увидишь? Сколько химиков переломали свои аппараты и кости на ночных полетах! Хорошо если тренируешься над аэродромом 1000х1000 и не выходишь за его пределы. А на химии, как бы ты днем не осматривал местность вокруг обрабатываемого поля, все равно или пропустишь какой либо столбик, или забудешь о нем..... Кроме того, разве не замечали, что и ночью бывает неожиданно начинает дуть ветер и не хилый.
Кажется Бисмарк как то сказал: "Дураки учатся на своих ошибках, а умные на чужих". К сожалению, человек так уж устроен, что учиться  предпочитает на собственном опыте.... (Я тоже не исключение :-[ Тоже летал по ночам на химии. Без ЧП, слава богу, но после того, как пару раз попадал сам в передряги, да соседи разваливали свои дельты по ночам.... Теперь заканчиваю химработы минимум за 40 мин до темноты.)
Мужики помните - всех денег все равно не заработаешь, а то что заработаешь в могилу с собой не заберешь :(
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
Хорошо если тренируешься над аэродромом 1000х1000 и не выходишь за его пределы.
Вот об этом и идёт пока речь. Тем более выше перечислены минимумы по погоде. Их не надо нарушать. Речь идёт о тренировках в очень хорошо подготовленных условиях. Этот опыт может пригодиться когда-нибудь кому-нибудь (например, на маршруте задержался, и т. д.). Почему нет? Принципиальных запретов для СВС я не вижу. И конечно же, как было зарезервировано в забавской предыдущей ПП АП СЛА, надо начинать в сумерки и в светлые ночи. Зачем летать в кромешней темноте? Поучиться пользоваться подсветкой приборов (светодиоды очень экономичные появились), отрегулировать фару (прожекторного типа с ксеноном, а не "вшивые" противотуманки), выбрать оптимум наземного светотехнического оборудования (чтобы дёшево и "сердито"). Вот о чём речь.
 

Петруха

Я люблю летать!
Откуда
Белгород
Или он называл нормативный актпо которому это требовал?
В следущий раз ознакомьте его:
Это совсем другое Государство и у них свои законы ! Сдавая по два раза в год экзамены -запутался конкретно ! Да и не актуально для меня сейчас -  уже два года как летаю  дома в России на АХР.
Нас даже фары заставили снять что бы небыло соблазна . Но мы всеравно по одной оставили "для устранения сложной орнитологической обстановки " !!!
Нимб я над его головой сам бы своими руками установил , будь на то у меня полномочия ! Дядька что надо! До пенсии в гражданской авиации был инспектором по безопасности и шэф его взял для прикрытия своего зада ! Замечу , свою зарплату он получает не зря !
 

deAnatol

Я люблю небо
Вот об этом и идёт пока речь. 
А это уже нормальное желание :). Вечерние полеты, как правило, всегда заканчиваются в сумерках, а до более темного времени один момент. Такие тренировки принесут только пользу. Этот опыт обязательно пригодится, когда придется возвращаться с маршрутного полета под занавес дня.... Установка фар обязательна, да и привыкнуть надо к посадке с фарами, т.к. с ними чуть чуть другие ощущения.
Удачи!
 

Петруха

Я люблю летать!
Откуда
Белгород
Фары на дельталёт ставил 2*100 Вт (доп. генератор ) управлялись совместно с передним колесом тягой . По тангажу не заморачивался -достаточно трапеции. Взлётку осматривал на предмет тракторов , пьяных трактористов и бурёнок "мирно ср*щих у межи" за 500 метров , а может и больше. Ксенонов тогда массово небыло - обычные галогенки . Но даже от двух генераторов , при включении фар - помпа качала слабже - просадка напряжения была 3,5 Вольта , хотя стояла АКБ 12 А/ч. Не совсем оптимально была проложена проводка , слишком длинная и всего 1,5  мм*. Вылечили включением реле - повторителя от ВАЗ.Силовые провода укоротились до минимума и просадка исчезла. 
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
Вот об этом и идёт пока речь. Тем более выше перечислены минимумы по погоде. Их не надо нарушать. Речь идёт о тренировках в очень хорошо подготовленных условиях. Этот опыт может пригодиться когда-нибудь кому-нибудь (например, на маршруте задержался, и т. д.). Почему нет? Принципиальных запретов для СВС я не вижу. И конечно же, как было зарезервировано в забавской предыдущей ПП АП СЛА, надо начинать в сумерки и в светлые ночи. Зачем летать в кромешней темноте? Поучиться пользоваться подсветкой приборов (светодиоды очень экономичные появились), отрегулировать фару (прожекторного типа с ксеноном, а не "вшивые" противотуманки), выбрать оптимум наземного светотехнического оборудования (чтобы дёшево и "сердито"). Вот о чём речь.
Все верно. И никаких противопоказаний в общем нет.
Но АХР ночью я точно никогда заниматься не стал бы.
За дельталет ничего не скажу, не знаю. Но при выполнении полетов ночью на небольшом самолете появляются особенности которые можно легко прозевать не имея опыта. И почти моментально приблизить условия из которых выхода без опыта или оборудования уже нет.
Первое правило ПВП ночь это видимость. И допустим, что при взлете она есть. Но, если даже в обозримом пространстве ваша полоса не единственный светящийся объект, то в момент когда колеса перестают шуршать по полосе, создается большой угол тангажа и фары освещающие до этого сотню метров полосы впереди вдруг как бы включаются уперевшись в ночное небо, а капот плотно закрывает обзор вперед, вы попадаете в чистые приборные условия в зависимости от ситуации до нескольких десятков секунд. Это самый неприятный момент в кабине с не очень хорошим обзором, особенно после перерывов в ночных полетах. В Твине и в Л-42 это точно участок полета на котором авиагоризонт, указатель скорости и курсовой прибор становятся основными источниками информации на десять-пятнадцать секунд если в левом окне нет светового ориентира на земле, то есть чисто приборный полет в течении всего нескольких секунд, но на самом критичном этапе полета. Надеятся, что звезды или луна в этом случае помогут точно не надо...
Но допустим у нас очень хороший обзор, как например в Евростаре или Аэропракте. И мы взлетаем практически как днем, легко сохраняя пространственное положение ЛА по световым ориентирам на земле, душа поет а пассажир сидящий рядом изрекает "афигеть". И ведь действительно афигеть, вид ночного Подмосковья в хорошую летнюю погоду из кабины маленького самолета которым ты управляешь это нечто! А человек говорящий вам "Что дня не хватает?" просто лишенец))
Но в это самое время очень легко не заметить, что например с запада перестали быть видны звезды, а световые ориентиры на земле в том направлении видно уже не на три десятка километров а в два раза меньше чем на восток. Вполне возможно, что скоро и вокруг вас будет вообще нихрена не видно и оценить размеры угрозы визуально точно не получится так же легко как днем, возможно вообще не получится угрозу обнаружить.
Хорошей летней ночью можно набрать высоту и если включить фару, можно обнаружить вокруг себя легкую дымку, и если даже у вас есть указатель заборной температуры, и температура за бортом еще не заставляет волноваться за крыло, то карбюратор уже точно попадает в зону риска и можно ждать обледенения. И в любом случае набрав высоту регулярный осмотр лобика крыла с помощью имеющегося у вас под рукой и положенного по правилам фонарика на предмет льда. Да именно льда, даже если вечером там внизу вы ходили в шортах. Стрелка УС тоже может вдруг неожиданно замереть в зеленом секторе. Все это в общем не представляет большой опасности если вовремя замечено и снижение быстро все приводит в чувство, там внизу все таки лето (если конечно лето...). А соседний поселок все так же весело и привеливо светится своими огоньками. Но есть одно НО, он поселок может оказаться на тридцать метров выше вашей полосы, которая к этому моменту уже плотно закрыта подушкой тумана. И даже если есть связь и радио сказало, что поднимается туман а до аэродрома всего десять километров, то их при определенных условиях так же может не хватить от начала момента "туман появился" до момента "жoпа полная". Все описанное выше встречал лично, на приличных самолетах с оборудованием для ППП, с опытом полетов по приборам и наличием под боком нескольких аэропортов.
Считал и считаю, что для безопасного полета ночью дальше круга нужен устойчивый навык полетов по ППП и как минимум один запасной аэродром, пусть это будет даже Шереметьево, за то будет, что вспомнить :)
А еще освещеные полосы иногда выключаются, машина помощника не заводится, а портативную радиостанцию он случайно переключил на другую частоту. Так же машина пытающаяся организовать вам подсветку может заглохнуть на полосе и объявить вам, что стоит на правой части полосы при этом находясь лицом к вам.
То же все из опыта...
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
@ Tverdopolov

5.4.4. Полеты по ОПВП в сумерках через 30 мин после рассвета и за 1 ч до наступления темноты разрешается выполнять при тех же условиях, что и днем.
Вы не ошиблись в п.п касаемо за час до наступления темноты? Вроде было написано за 30 мин до захода солнца... Сори, пишу по памяти по НПП ГА 85
 
Есть мнение, что к площадкам никакого, можно костры, а можно свечки
-- мой минимальный опыт ночных полетов сводится к тому, что проблемы были ну совсем не те, которые я ожидал.
1) Самая серьезная - запотевание снаружи лобового стекла в приземном теплом слое. Т.е. вдруг на прямой после четвертого метрах на 15-20 высоты обнаруживаешь, что нифига не видишь вперед, причем конденсация идет быстро и в процессе снижения даже успевают образоваться подтеки, раздуваемые набегающим потоком. Особенно классный эффект достигается, если стекло еще и пыльное.
2) много света - плохо. Свечки по углам полосы - намного лучше, чем прожектор. Полной темноты - не бывает. И хорошо адаптировавшееся зрение после получасового вылета различает полосу, свечки нужны только для более корректной оценки располагаемой дистанции, высоты и проверки посадочного курса. Т.е. не для освещения, а как маркеры. Иначе - слепит и перестаешь видеть окружающее пространство - только выхваченный кусок.
3) от бортовых фар толку мало. Они полезны на высотах менее двух метров. Вроде мы пришли к выводу, что с высоты метра два одна фара должна светить метров на 10-20 вперед, а вторая, прямо под себя, чуть вперед - в предполагаемую точку касания передней стойкой. К тому же велика вероятность попадания в незначительный приземный туман, который с высоты не виден, а ветра ночью частенько нет вовсе. Это даже не туман, просто воздух с высокой влажностью. Вдруг вокруг тебя на небольшой высоте появляется светящееся облако. Без фар через него видно, с фарами - хуже.
4) очень мешает яркая нерегулируемая подсветка приборов. Так же мешает отражающийся от крыла свет собственных фар/БАНО.
4) зимой садиться ночью гораздо проще, чем летом. При условии, что есть обо что оценивать высоту.
 
Вверх