Привет всем!
Что-то зачахла ветка, а ведь многие обещались выложить свои результаты работы с синтетикой. Что, некогда? Ну, а если результаты отрицательные, так это тоже ценная информация.
У меня возникла необходимость отремонтировать крыло. Прочитал данную ветку несколько раз, прошелся по всем ссылкам, сделал ряд звонков, многое прояснилось, но окончательного ответа на свои вопросы так и не нашел. Тем не менее, спасибо всем участникам ветки за информацию. Попробую сделать некоторые выводы по основным моментам и добавить новую информацию. Надеюсь, что кто-то ответит на интересующие меня вопросы.
Основные выводы:
1. Сначала уточнение. Под синтетической тканью будем иметь ввиду 100% полиэфирную ткань, еще ее называют полиэстр, дакрон, лавсан, полиэтилентерефталат, ПЭТФ, ПЕТ и т.д., полный перечень см. на Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Полиэтилентерефталат
Если эта ткань на фабрике прошла термообработку горячим воздухом, горячими вальцами (каландрами), то она почти полностью лишена термоусадочных свойств (т.е. является термостабилизированной) и используется в основном для пошива одежды или для фильтровальных целей.
Если эта ткань не проходила термообработку, то она полностью сохранила термоусадочные свойства (15-20%) в диапазоне температур примерно 100-180С. Такую ткань еще называют иногда «сырой лавсан». Именно эта ткань и интересна для целей обтяжки самолета.
2. Использование импортных синтетических термоусадочных тканей POLY-FIBER, CECONITE, DAKRON, DIATEX и т.д.
Для многих, использование этих тканей, достаточно дорогое удовольствие, но главное, их применение тянет за собой и применение всех сопутствующих импортных «жидкостей» (грунтовка, клей, пропитка, защита, краска, смывка, растворитель и т.д. ) примерно на 145 литров, а с их доставкой большие проблемы, т.к. в самолет эти «жидкости» не берут, нужны контейнерные, а значит длительные поставки. Саму же ткань достаточно просто заказать и получить. Термоусадочные свойства этих тканей настолько сильно облегчают обтяжку самолета, что многие ищут замену этим «жидкостям» на отечественном рынке. Возможно, это кому-то удалось, но никто пока не опубликовал ПОДРОБНОГО алгоритма обтяжки с применением «жидкостей» приобретенных на отечественном рынке. Повторяю, ПОДРОБНОГО, т.к. многие на этой ветке форума вообще не указывают наименование применяемой ткани, ссылаются на забывчивость, растекаются мыслью по древу, не говоря уже о температурных режимах, влажности, времени высыхания слоев и т.д., хотя все понимают, что важны все мелочи.
Примечание: за счет большой ширины рулона 180-190см., можно одним куском ткани накрыть всю плоскость крыла от конца, до корневой нервюры, не прибегая к сшиванию нескольких кусков.
Полезные ссылки:
http://www.yourplane.ru/art4.htm Технология Poly-fiber, USA
http://subscribe.ru/archive/tech.stroimsamolet/200806/26193635.html Poly-Fiber вместо перкали и эмалита
http://www.aviajournal.com/arhiv/2004/01/04.html Обтяжка самолета по технологии "Poly-Fiber"
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1139068755/0 Обтяжка+окраска (марафет короче)
http://www.aircraftspruce.com/catalog/cspages/material.php Примерный расход материалов для POLY-FIBER и CECONITE при обтяжке самолетов Piper J-3, PA-11, PA-25, Aeronca, Taylorcraft.
http://www.aircraftspruce.com/categories/building_materials/bm/menus/cs/fabric.html Цены на POLY-FIBER, CECONITE, DAKRON
3. Использование отечественных синтетических термоусадочных тканей.
Из отечественных тканей знаю только ткань Текс-Центра (Москва) обр. 5360-79
http://www.teks-centre.ru/materialy-i-tekhnologii/katalog/tkani-dlya-aviatsionnoy-promyshlennosti/
Рекомендована Минтрансом РФ для обтяжки Ан-2 http://law.rufox.ru/view/19/93005781.htm
Плотность 120г/квм, ширина рулона 150 см., цена 1 погонного метра на конец сентября 2015, 400 руб.
Использование этой ткани связано с применением огнеопасного эмалита (лак НЦ-551). Никто пока не похвастался технологией без применения эмалита. Возможно, это связано с тем, что нити ткани могут расползаться в руках при предварительном натяге ткани, это уже указывалось в посте 135. Получается парадокс, ткань прекрасно натягивается утюгом или феном, а после этого требуется огнеопасный эмалит, который пропитывает ткань, но и растягивает ее дополнительно. Есть ли выход из этого тупика? Есть ли другие отечественные термоусадочные ткани?
4. Использование термостабилизированной синтетической ткани.
Существует множество термостабилизырованных тканей. Обычно используют Белорусскую фильтровальную ткань для молочного производства («молочка»), как наиболее дешевую:
5с30-КВ, Лавсан-145, 15с208, 11с208 и т.д. Подробно все варианты не прорабатывал. Мой самолет обтянут Белорусской «молочкой» из Могилева, поэтому я и остановился на ткани 5с30-КВ.
Ткань производит фирма МОГОТЕКС http://mogotex.com/catalog/?rid=28 , но они не продают. Продажами занимается их представительство «Белорусский Текстильный Центр» имеющий склады в Санкт-Перетбурге и Москве http://www.beltextil.ru/production/fabrics/tkani-tehnicheskie-filtrovalnye, у них на складах километры этой ткани.
Плотность 143 г/квм, ширина рулона 155 см., продажа только рулонами по 65-85 метров. Цена 1 погонного метра 95 руб. Съездил на склад в Санкт-Петербурге за образцом. Эксперимент с утюгом на подобие 125 поста, дал следующие результаты: на предпоследнем делении утюга ткань уселась на 5%, на последнем делении уселась на 12% с деформацией самой ткани. Утюг хоть и допотопный, но вывод можно сделать: термоусадка слабая и в узком диапазоне температур. После термообработки горячим воздухом на фабрике, вывод вполне закономерный. Работать с этой тканью можно рассчитывая в основном на натяжение эмалитом.
5. Варианты примерных затрат на ткань при обтяжке самолета класса Piper J-3.
1) Poly-Fiber (45ярдовХ13,3$+150$ доставка)Х62курс = 46 т.руб.
2) 5360-79 45метровХ400руб. = 18 т.руб.
3) 5с30-КВ 85метровХ 95руб. = 8 т.руб. (на 2 самолета, т.к. рулон не режут).
Подсчитал, и сам удивился разбросу цен.
Куда идти то?