Обтяжка+окраска (марафет короче)

Вот блин упёртый...
Не хочу шить и всё тут!
Ну не хоти. Кто его знает когда твой чудо 88й клей из позапрошлого века захочет деполимеризоваться.
Или полочка нервюрки отслоиться.
Или, или, или...
Что бы быть уверенным в надёжности Вашей технологии, требуется провести СТОЛЬКО испытаний, что проще пришить и не заморачиваться.
Стат испытания - это только начало, давай, мути динамические, аэродинамические (трубу продувочную строй), испытания на допустимые повреждения, усталостные, климатические и т.д.
Исследования на долговременную надёжность изделий с полимерами (коим клей и является) - ну очень долго и сложно.
Гирю на тряпочку и ведёрко с водой это немножко не то.

СИБНИА этим все ещё занимается вопросом ресурса тканевых обшивок. С 40-х годов. Самолично стараюсь туда сдавать снятую обшивку, с указанием когда натягивалась, сколько лет и когда снята.


А хотя чего я тут бисер мечу.
Дохрена таких самоуверенных полный рот земли набрали.
 
как смотровые люки делать будете решили? те которые под качалками управления и в других местах где надо чтобы открыть крышку и посмотреть что внутри крыла происходит.
 
Кто его знает когда твой чудо 88й клей из позапрошлого века захочет деполимеризоваться.
Или полочка нервюрки отслоиться.
Или, или, или...
   Или нитка прошивки сгниет. Или перетрётся. Или окажется говённого качества. Или, или... Аргументы Ваши высосаны из пальца и совершенно не о чём. Про"бисер" расскажите производителям "Бекасов" или производителям "Аэропрактов-А-22". Они то не знают как правильно. Крайние, кстати, свои самолёты по всему миру продают. В том числе и в "правильной" Америке.
   С одним только не могу не согласиться. Если не уверен в том, что делаешь - лучше прошить. Лишний....не помеха 😉
 
  • Мне нравится!
Reactions: KAA
как смотровые люки делать будете решили? те которые под качалками управления и в других местах где надо чтобы открыть крышку и посмотреть что внутри крыла происходит.
Пленкой для теплиц заклею окошко. Если что то надо-оторвал. Возможно  никогда не понадобиться .

Если будет не лень-то типа фары-прозрачным пластиком на винтах.
 
Кто его знает когда твой чудо 88й клей из позапрошлого века захочет деполимеризоваться.
Или полочка нервюрки отслоиться.
Или, или, или...
   Или нитка прошивки сгниет. Или перетрётся. Или окажется говённого качества. Или, или... Аргументы Ваши высосаны из пальца и совершенно не о чём. Про"бисер" расскажите производителям "Бекасов" или производителям "Аэропрактов-А-22". Они то не знают как правильно. Крайние, кстати, свои самолёты по всему миру продают. В том числе и в "правильной" Америке.
   С одним только не могу не согласиться. Если не уверен в том, что делаешь - лучше прошить. Лишний....не помеха 😉 

Нитка прошивки не перетрётся - её клеем после прошивки пропитывать надо и лентой заклеивать. Таким образом страхуемся от перетирания. А если клей и лента отвалится - ничего критичного не будет, нитка не перетёрта, ленту приклеиваем назад.
Все кромки конструкции перед наложением ткани - проклеиваются отдельно каким-либо материалом для защиты от перетирания ткани об кромки.
Опять-же клей отклеится - материал останется, т.к. прижат обшивкой.

Клей и прошивка - страхуют друг друга, потому исключать что-то одно - нельзя.

Вообще-то в технологии обшивки тканью - довольно много хитростей.
 
Да, это детали моего МОТОпланера
Хорошая работа.  [smiley=thumbsup.gif]

Теперь понятно, почему тут народ вас не понимает. Если отбросить ваши эксперименты и допустить, что все делается по отработаной технологии (читай уже проверенной временем), то в этом случае можно обойтись и без прошивки.

Объясню для других, чтобы копья не ломали. Дело в том, что у деревянных планеров, в отличие от легких самолетов площадь приклейки ткани значительно больше, чем у самолетов. Представьте сами двухлонжеронное крыло самолета с нервюрами из реечек и прикиньте какая будет у него площадь приклейки ткани (для наглядности можно выразить ее в процентном соотношении по отношению к общей площади крыла).

У планерного крыла все по-другому. Планерный профиль должен выдерживаться как можно точнее и большое провисание ткани между нервюрами недопустимо. Поэтому если посмотреть на такое крыло, то сразу бросается в глаза меньшая хорда, меньшее расстояние между нервюрами, наличие фанерных полочек на них, наличие кессона, обшитого фанерой и на ткань остаются только небольшого размера "окна" в которых практически нет провисания ткани. И теперь, если посмотреть на площадь приклейки ткани, то она будет значительно больше, чем у самолета и особенно заметна будет разница, если сравнить ее в процентном отношении к площади крыла у самолета и у планера.

А если еще добавить отсутствие у планера турбулентного обтекания струей от винта (читай постоянные вибрации обшивки), то условия работы ткани тоже будут отличаться.

В общем, технические решения сильно зависят от конкретного проекта. В одних случаях необходимо применять потайные заклепки, а в других в этом нет надобности, в одних случаях пришивка ткани может считаться обязательной, а в других нет.

Ну а насчет экспериментов с клеями и тканями тут уже достаточно было сказано и каждый сделает для себя свой вывод.

По поводу того, что много самолетов летает без пришивки ткани надо не забывать указывать чем на них ткань приклена и есть ли достаточный по времени опыт использования такого решения.
 
Подскажите, зачем перед обтяжкой/пришивкой полки дюралевых нервюр обклеивают малярным скотчем? Чтобы нитка не тёрлась о края отверстий, или есть какой-то скрытый смысл?
 
Подскажите, зачем перед обтяжкой/пришивкой полки дюралевых нервюр обклеивают малярным скотчем?
Это не малярный скотч.

Существует специальная тканевая лента лента для этого. Обклеивают для того, чтобы острые края металла не терли и не подрезАли обшивку и нитки.

Она бывает в разном исполнении и по разной цене:

https://www.aircraftspruce.com/search/search.php?s=anti-chafe%20tape
 
Это не малярный скотч.
Вот так так! А мужики-то не знают, на малярном скотче летают! Пойду расскажу им!

А если серьёзно - что-то не нашёл на спрусе про эмалит, клей АК-20 или ВК-11, или там по другой технологии обтягивают?

А если ещё серьёзнее - спасибо за разъяснения. То, что вы не из России видно не только по подписи в профиле.

Вопрос к практикам из России - столкнулся при снятии обшивки с вышеупомянутым малярным скотчем, имеет ли смысл при обтяжке использовать его же, либо (помимо спруса) есть ещё методы?
 
столкнулся при снятии обшивки с вышеупомянутым малярным скотчем, имеет ли смысл при обтяжке использовать его же, либо (помимо спруса) есть ещё методы?
Ну, так и надо было написать. Я так понял, что вы где-то на видео это увидели вот и ответил соответствующим образом, чисто для информации.

В общем, каков вопрос, таков и ответ.  🙂

Скотч там поставили для тех же целей за неимением возможности купить лучшие материалы.

Можно самому что-нибудь подобное придумать. Например, взбрызнуть киперную ленту или подходящую тесьму с одной стороны хорошим клеем из баллончика вот и получится почти то же самое, что со спруса.  😉
 
Пластырь медицинский на тканевой основе,и ткань крепкая и клеется хорошо.
В пластыре Х.Б. ткань. Ну как бы не комельфо.
Есть скотч на стеклотканевой основе.
Он используется на Эрбасах , Боингах и т.д.
Им проклеивают половицы в багажном отделении , для герметичности. Если нужно , обращайтесь.
Есть в наличии 🙂
 
Приближаясь поэтапно к обтяжке своего самолёта, стал изучать тему. Внимательно прочёл всю ветку. Сделал квинтэссенцию, автор основного текста - Рябиков. Выкладываю в курсиве.

Ткань для обтяжки может быть любая, если она удовлетворяет критериям прочности описанным в AC 43 13-1B.
Ткани из естественных материалов желательно пропитать (или применять пропитанные) антисептиком.

Технология покрытия.
Для тканей искусственных - первый слой лучше делать клеем АК-20 с добавлением 2% по объему алюминиеаой пудры и 30% растворителя №647, Р-5 от состояния поставки АК-20. Это делается для того, чтобы улучшить адгезию покрытия к ткани. НЦ-551 плохо дружит с искусственными тканями.
Далее наносятся четыре слоя эмалита. Каждый просушивается и шкурится. Хорошие результаты дает применение шкурки "Мирка". Она хорошо подрезает ворсу. Первый слой шкурится №280, последующие №360.
После этого наносятся два слоя аэролака последнего покрытия АК-113 или АК-113Ф с добавлением 4% ал. пудры по объему.
Без этого покрытия эмалит на солнышке потрещит через месяц.
Далее можно красить или нитрой или Ас-1115. Для красок алкидных, акриловых и т.п. окрашиваемые поверхности необходимо перекрыть грунтом под соответствующую краску. В краску очень желательно добавлять пластификатор для предотвращения растрескивания (тканевая обшивка все таки мягкая и гибкая).
После второго слоя эмалита не забудьте сделать дренажные отверстия диаметром 6 мм в необходимых местах.
Нанесение покрытий - любым способом, но краскопульт дает более качественную поверхность.
Температура воздуха 18...22 градуса. Влажность - не более 80%.

Лак НЦ-551 (эмалит) не является клеем.

Для приклейки обшивки можно использовать клей АК-20. Ширина полок нервюр при этом должна быть не менее 15 мм. При этом необходимо нанести три слоя клея на каркас с просушкой, после этого наносится слой приятной жирности и сразу приклеивается ткань. Ждем, пока прихватится и после этого поверх ткани наносим два слоя клея с тщательной растушевкой. На качество приклейки влияют: влажность, температура, кондиционность АК-20, место вырастания рук...

Самые надежные результаты по приклейке синтетических тканей получились с клеем ВК-11. Сделали кучу образцов и порвали.

Если Вы не уверены в качестве клеевого соединения - значит пришивать.
Два крайних слоя покрытия не эмалит, а лак АК-113 с алюминиевой пудрой.
Не путать с АК-113Ф - этот требует горячего отверждения.
Эмалит с ал. пудрой не является грунтом для последующего покрытия краской и не защищает от растрескивания. Ак-113 поддерживает подслой эмалита в эластичном состоянии и не дает растрескиваться. Без него через месяц нахождения аэроплана на солнышке на обшивке появятся спиралевидные трещины.

Ак-113 является грунтом (для ХВ, НЦ, АС, акриловые и тому подобные типы красок), но если есть сомнения - лучше его перекрыть тонким слоем грунтовки под применяемую краску. Для окраски тканевой обшивки в краску необходимо добавлять пластификатор, иначе трещины покрытия на переходах от жестких элементов обшивки к ткани неизбежны.

Если уж быть до конца точным, то: "Шестой слой-лак АК-113 с 0,5% алюминиевой пудры; Седьмой слой-эмаль ХВ-16 с 2% алюминиевой пудры; Восьмой слой-ХВ-16 с 20% лака АК-113; Девятый слой-то же или эмаль ХВ-130 (для нанесения информации) " - "Тканевые обшивки летательных аппаратов. "Авиационные материаллы т.8, стр.192".
Только есть ли сейчас краски ХВ (перхлорвиниловые)?

Есть, но на них заморачиваться не стоит. Вполне подходят современные автомобильные краски. С продавцом можно решить и вопрос по пластификатору. Единственный минус у этих красок перед ХВ - бОльший вес. Авиационные краски (например система грунт+краска фирмы Дюпон) качественные, легкие и соответственно дорогие. Стоимость комплекта на покраску самолета с размерами Piper Cub составляет ~ 1200$ USA.

Технология приклейки.
Зачистку поверхности и обезжиривание никто не отменял.
Наносим клей на каркас слоем приятной жирности два раза. Второй слой наносим через 30 минут после первого в несколько рук с кистями и сразу приклеиваем ткань, тщательно разглаживая и притирая. Натягивать более сильно ткань необходимо вдоль размаха крыла - уменьшаются провалы между нервюрами. После этого пропитываем ткань в местах приклейки клеем с перехлестом 10...15 мм на свободные участки. Это усилит края ткани на ребрах и защитит в последующем от трещин ЛКП. Нахлест края ткани на каркас не менее 30...50 мм. По передней кромке ткани на крыле и подобных местах необходимо приклеить страховочную полосу ткани шириной 50 мм с нахлестом по 25 мм на ткань и каркас. Кроя ткани, если они топорщатся, можно разгладить утюгом после полимеризации (~12 часов) клея.
Феним или утюжим.
Первый слой покрытия лучше сделать кистью клеем АК-20 с 2% алюминиевой пудры по объему - АК-20 лучше держится на синтетике, чем эмалит, а пудра перекрывает поры ткани. В остальном - три слоя эмалита с прочухиванием, два слоя АК-113 с пудрой 4% и акриловая автомобильная краска.


Было ещё о том, что поверх шва приклеивается лента. Хотелось бы услышать Рябикова на этот счёт.
 
поверх шва приклеивается лента
Швы проклеиваются лентой с зубчиками в обязательном порядке - защищается нитка шва от прочухивания, повышается прочность шва... ну и красиво.🙂
Ширина ленты 50 мм.
 
Подниму тему. Какой вес тканевой обшивки с учетом клея/прошивки/лака ?

Может кто-то взвешивал крыло до/после обшивки ?
А то дали кусок перкаля от fw биплана, вышло по обшивке почти 400г/м2. Без прошивки/клея. Только ткань и лак.
 
Ткань АМ-100, фильтровальная ткань 5В9-кт (для Ан-2) - эмалит, Ак-113, акриловая эмаль. Удельный вес с покрытием колеблется 400...450 г/м2.
Ткань Diatex (плотность 80 г/м2) - эмалит, Ак-113, акриловая эмаль. Удельный вес с покрытием колеблется 210...240 г/м2.
 
Удельный вес с покрытием колеблется 210...240 г/м2.

Спасибо !

То есть обшивать крыло пластиком 300г/м2, за лонжероном, примерно 45-50% площади стоит для двухместного самолета порядка 4-6кг лишнего веса.
 
Назад
Вверх