Обучение

-сергей

Я люблю летать.
Да. Кому то везёт.
Поделюсь и я своим, правда не очень удачным, опытом самостоятельного обучения.
2001 год, покупаю апарат бу типа МД 20 с бураном, крыло древнее какое то , телега и мотор ещё нормальные.
У нас нет дельталётчиков, поэтому учится пришлось только по книжкам. Так вот подковавшись теоретически, решил что я готов к самостоятельному вылету. :)
Вывозим с друзьями аппарат на заброшенный химаэродром,
собираем, выруливаю на взлётку. Пробежав пол полосы , решаю а почему бы не попробовать взлететь.Даю полный газ, разгон, полоса заканчивается, а вконце кучка земли. Наезжаю левым задним колесом, аппарат подпрыгивает, кренится на правый бок, цепляет землю крылом, всё приземление.
Повреждения не существенные, ось колеса сомалась и Кое какие трубы согнулись.
Ремонтируем. Спустя какое то время опять выезжаем.
Тут уже как положено, в начало взлётки, на тормозах, полный газ, разбег,трапецию от себя, отрыв, лечу. Не выравниваю, набираю высоту. И тут чувствую двигатель начинает глохнуть( пред взлётом не прогазовали как следует) тяга падает. Трапецию до упора к себе, аппарат кренится на крыло и ныряет в низ, разгоняется( слава богу запас высоты был) . Вижу до взлётки не дотяну, решаю садится на поле, выравниваю, касание и тут мой мотор взревел ( он не захлох совсем и видать насос накачал бензина, а РУД я не убрал). Ну думаю и нормально сейчас взлечу опять. А поле неровное, да ещё смотрю впереди глубокая борозда. Влетаю в неё передним колесом, капотирование, трапеция бьёт в грудь, ломаю ребро ну и аппарат тоже.
Сдесь уже ремонта потребовалось поболе, центральная балка сломалась, тросы порвались.
Тут узнаю что у нас есть дельта клуб. Правда ещё ни кто не летал, но с ремонтом помогли и подсказали где найти дельталётчиков(в соседнем городе были). Они облетали аппарат, сказали всё нормально.Хотя могли бы и отговорить.
Ну нормально и нормально, едем учиться дальше.
На этот раз решил взлетать газуя только педалью( дабы не получилось как в прошлый раз).
Разгоняюсь, отрыв и тут ,не знаю как получилось, убрал не много газ. Пока сообразил ,уже заваливаюсь, дал газ , поздно( ещё и усугубил ситуацию) с сильным креном цепляю землю крылом и падаю.
Тут уже аппарат разложился как следует, у меня ступня под 90 градусов к ноге и кости которые её держат отломались(ладыжки что ли).
Ну про лечение отдельная история( начался некроз, врачи отказались лечить, вернее не отказались, а посмотрев на их лечение понял ещё немного и начнётся гангрена, это в платной палате в областной больнице, лечил и вылечил ногу сам).
Так вот только этим летом уломал жену на разрешение ( не разводится же) продолжения обучения, клятвенно заверив
что учится буду у специалистов и самостоятельные полёты только после полного курса.. Типунов в Калуге в следующем сезоне обещал. Хотя за это время полетав сзади,знаю что самостоятельно смогу свободно.
Вот такой вот опыт. Сильно не пинайте, потому как ошибки признаю. Может кого и предостерегу.
 

aviaspektr.ru

Радуйся!
Откуда
Самара
Тут вот длинный рассказ одного учлета-самоучки :)
http://www.aviaspektr.ru/story.htm
Достаточно поучительно...
 

m-r Gray

Надеюсь, что умею летать.
Блин, наверно выложу на нашем сайте фото разложенных аппаратов с подписью: "Заплати инструктору - дешевле обойдется!"
1.Каждый второй курсант обращавшийся ко мне, сначала пробовал самосоятельно.
2. Если человеку, для того, чтоб понять что стенка бетонная и твердая, обязательно надо лбом об нее удариться (предупреждений окружающих недостаточно), то это его проблемы! Упрямство - достоинство ослов (не путать с упорством).
Вывод: Лукич, не валяйте дурака - обратитесь к инструктору!
 

m-r Gray

Надеюсь, что умею летать.
Ну в-о-от, после не слишком долгих 8-часовых родов (заняли, примерно 10 календарных дней) произведен на свет очередной пилот. Вчера вылетел самостоятельно.
Ура, товарищи!
 

лукич

Я люблю строить самолеты!
взлёт-РУД на максимал, но при подлётах как я понимаю надо пользоватся педалью и оторвавшись от земли не уходить в набор.А ведь аппарат будет разгонятся и рватся ввех, стало быть надо плавно убирать газ и при умеренной нагрузке на тропеции притерать аппарать к земле.
    ....спасибо всем кто в этой ветке пишет,поучительно и полезно.
  я к стати(давно это правда было) взлетел через пол часа после того как подошёл к дельте, правда газом не я управлял, но многое что почувствовал,так дельта в полёте заваливалась и я ни как не мог удержать крыло, однако зажав трапецию ситуация изменилась -стало легче каоординировать положение т.е.  залог нормального полёта это соответсвующий диапазон скоростей на каждом его этапе.а ввиду отсутствия приборов(а если есть то не факт что на них будешь успевать смотреть) основным критерием при оценки скорости являтся нагрузка на трапеции. А правильность этих ощющений наверное должна прийдти с опытом.
 

Starteh

Я люблю строить самолеты!
Салют, коллеги! Поражает настойчивость новичков пройти "через тернии к звездам" самостоятельно. Что ж и я был таким. Расскажу как сам делал первые шаги в небо...Это было в неблизкие теперь времена конца 80-х, когда многим из Вас, чтобы пройти под столом, не надо было еще сильно наклоняться. У меня уже была семья, дети, жилье, работа и т.д., но чего- то не хватало. Решил для полного счастья построить аэроплан. С полями у нас не ах, и мой выбор пал на балансирный ультралайт схемы "куиксильвер", или похожий на него в нашей стране "Журавлик". Малая скорость, простота и прочее прельщали. Собрал по своему, установил движок на базе "Привет - 22" с 2-мя цилиндрами от "Восхода" сзади, винт на валу давал неплохую тягу в 45 кГс. Испытывал, конечно, сам по принципу: "сам накосячил, сам и расхлебывай". С трудом нашли место для проб на поле, рассеченном мелиоративными канавами вдоль и поперек. Но вдоль метров 400 было, а ветер вроде по ходу. Собрали, завел мотор, сел в подвесную,- готов, наверно. Руд вперед, рев мотора, колеса закрутились,- аэроплан, разгоняясь, набирал скорость, а при движении по земле он, кстати, не управлялся. Я был в порыве взлета, стремился к отрыву. Вот уже достаточная скорость, перестало трясти по кочкам, смотрю под колеса - "ура, лечу". :craZy Перевожу взгляд вперед, округляются глаза - канава. Широкая и глубокая. Как потом оказалось, основное шасси уже летело, а хвост ехал, и, переведя тангаж на закритический, просадил меня. Я пролетев канал наискось, врубился в верх противоположного склона канала. Друзья рассказали: удар, аппарат как бы приплюснуло, веер осколков от винта, рев мотора на запредельных оборотах, потом тишина...и я выползаю из под надломанных крыльев. "Испытатель"...Трапеция с колесами при ударе порвала довольно толстые тросы - расчалки к носу и ушла назад, а мотор догнал меня в место, где ягоды ;D. Сейчас вспоминаю в правое полушарие или левое? Судя по фотке, где я лежу на левом боку, отходя от шока - правое. Я удивлялся, что такая шишка надуться могла, штаны тесны стали. Если б по пояснице...мама не горюй. И все же я был как конструктор доволен, аппарат то - "летаемый", с центровочкой только подправить. И бронеспинку - бронезад складной изготовить. Полей вот путевых нет, тогда зимой - на озере. Но, наверное к счастью, не получилось с этой конструкцией, не по моей вине - крылья украли. Подумав, я решил: "нужно сидеть в кабине в ремнях, управлять и в воздухе и на земле, и мотор - только спереди". Собрал классический высокоплан с носовым управляемым колесом, правильно - по своему :). Испытывал, конечно сам, и учился летать - одновременно. И достаточно успешно, хотя тоже не без приключений, но это другая история. Освоил зимой после трех подлетов, показавшихся сложными в контроле из за близости земли, отошел на высоту до 50м, "просек" управление и залетал.  Главное в обучении управлению: загнать в подсознание навыки действий рулями и обратная связь с аппаратом. Не обдумывать и вспоминать "как учили", а смотря по реакции и траектории аппарата не раздумывая (поэтому ежемоментно и немедленно) координированно управлять им. Так бойцы единоборств начинают ответ на атаку противника еще в самом ее зарождении.  Мотодельтаплан считаю аппаратом более травмоопасным при освоении и форсмажорных вынужденных посадках "а ля хрен знает куда". На своем самолетике разок тАк приложился с высоты 20- 25м, скоростью 90 км/ч и в пологом пике (выйти не успел), с полным капотом на спину - вылез невредимым. Так что ребята - осторожнее. И еще: ни одна ошибка (Ваша или не Ваша) не должна повторяться, примите как правило. С инструктором или товарищем сначала до автоматизма действий. А самостоятельно при очень благоприятных внешних условиях: облетанный СЛА, большое ровное поле, хорошая погода. И ---- УДАЧИ! :)
 

лукич

Я люблю строить самолеты!
ну вот и состоялся первый незапланированный вылет....
дело было так: собрали с товарищем Поиск06 после конкретной ревизии, приехал лётчик-облётчик ,облетал, сказал всё ОК, (однако двоих ,аппарат тянуть отказался) и уехал по делам.
Вечер, лёгкий ветерок, большое поле-в принципе условия подходящие для пробежек.Чем и занялся.Туда-сюда, держу нагрузку на трапеции,работаю газом- пытаюсь чувствовать аппарат и держать его по уровню земли так что б только кочек не чувствовать.Решил попробовать работать трапецией и бац... вот я уж в метрах десяти над землёй,( средина поля места достаточно),убераю газ, трапецию на себя(держу нагрузку) и вниз дюже круто, возле земли газнул отдал трапецию , каснулся земли, зажал трапецию, прибрал газ. Передохнул и давй опять кататся. Зеваки подтянулись.С одной стороны поля ЛЭП 100кВ, с другой 10кВ(поле не самое удачное).Бегу в сторону базы, кочек не чувствую, минула средина поля и хр..н меня дёрнул попробовать трапецией подработать и ..т.же самое 10-15 м над землёй,прибераю газ,снижаюсь а вот они и зеваки и лесополоса и ЛЭП.В мозгу мелькает:"...на машине тормоз а на дельте газ..", жму на педаль и в набор над всей собравшейся гоп компанией.Ё-моё лечу , сразу захотелось приземлится однако  соседнее поле пахота и я продолжаю набор высоты,стабилизирую скорость так чтоб вверх не пёрло и не просаживало,решаю садится на поле с которого взлетал, разворот делаю как можно плавнее, целюсь с центр поля, а набрал уже метров 200 с гаком, прибераю газ, на трапеции нагрузка и снижаюсь, земля приблизилась очень быстро, в последний момент попытался  немного отдать трапецию и дал кратковременно газ, касание немного жёсткое но в принципе нормалное, ибо я ни удара ни какогото дискомфорта ни почувствовал да и части конструкции себя чувствовали нормально.
   Прирулил на базу, а там похоже ни кто и не переживал,может только АLEX(телега то его) но виду не подал. Т.о. первый самостаятельный полёт в зачёт,хотя адреналину хапануть пришлось.
 
От же ж адреналинщики! Ведь есть живой инструктор от вас в двадцати километрах!
Поздравляю с тем, что все остались целы и невредимы :)

Когда в гости прилетите?
 

^ALEX^

Оссинь лятать хосся!!!
Я просто АХ......ел и не хотел на тебя давить. У тебя и так без моих эмоций своих хватало. Теперь ты понял почему я не люблю подлетывать. По мне так либо летать либо нет. Два раза меня тоже некисло подорвало и я решил либо вверх либо сматреть когда же  и у тебя ума прибавтся. :D
 

^ALEX^

Оссинь лятать хосся!!!
Когда в гости прилетите?


Как только вы нас летать научте  :craZy
 

лукич

Я люблю строить самолеты!
От же ж адреналинщики! Ведь есть живой инструктор от вас в двадцати километрах!
так то оно так, но пока мы собираемся и думаем как нам нормально научится, приходится заниматся самоподготовкой
 

лукич

Я люблю строить самолеты!
А если при пробежках зафиксировать руд в среднем положении и трапецию сильно не зажимать, то наверное отрыв будет происходить плавнее и на меньшей скорости, Управление производить только трапецией и можно будет сделать нормальный подлёт на 2-3 м и т.же. не трогая газ управляя трапецией приземлить аппарат.
Как вам ход мысли?
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
Как вам ход мысли?
можешь далеко пихнуть ручку отскачить на пару метров на экране и шмякнутся со скольжением, если отошел от земли так лучше уж со скоростью, если что то пойдет не так газ всегда можно отпустить, а на руд надо будет отвлекаться отдельно, а у тебя и так внимание на пределе и на все не хватает.

выбирай штиливую погоду, и попробуй дальше, не забывай есть скорость есть все, а лучше если в 20 км есть инструктор то полетай с ним, если получилось один раз второй может не получиться, и еще пару советов, если на разбеге крыло полетит в одну сторону а вилка будет направлена в другую то можно кувырнуться, если попытаться активно тормозить в конце пробега то можно педаль тормоза нажать вместе с вилкой тоже грозить циркулем и кувырком, съездий за 20 км и полетай с инструктором ПОЖАЛУЙСТА.
 
А если при пробежках зафиксировать руд в среднем положении и трапецию сильно не зажимать
В корне неверный подход!
Вам летать или по полю бегать? Если бегать, то зачем крыло и вообще на машине безопасней.
Если летать, то педальку в пол и не бросать газ вплоть до набора минимально безопасной высоты.
Если уж совсем по уму, слетайте с Романом хотя бы по нескольку "вывозных" - он вам расскажет на что обращать внимание и укажет на ошибки.
Ну, сколько, блин, можно говорить об одном и том же!
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Процесс обучения в одной летной школе.
Занятия проходят похоже несколько раз в день
Зато каков результат.
Готовая картинка на входные двери авиаклуба   :D.
 

^ALEX^

Оссинь лятать хосся!!!
Arcandale, я внемлю твоим словам Рому за шиворот и к Вам. И не надо так нервничать (оч. прошу) ;)
 
Вверх