Пенза - Чукотка

На аэродроме Мостовой все было как всегда, или мне это так показалось 🙂, катал свадьбу на своем вертолете хозяин и душа аэродрома Кирилл, его амфибия и пилотажник как обычно стояли в шикарном ангаре с полированными полами и кучкой домашних тапочек на входах... а свадьба пела и плясала. Народ во главе с невестой, тут-же начал фотографироваться возле "Ориона", а Кирилл из кабины вертушки крикнул, - подожди немого, сейчас народ докатаю и займусь тобой. В общем это кайф, прилетать на знакомый аэродром, к знакомым и классным людям зная, что тебя не бросят на произвол судьбы и не оставят без помощи. А что лампочка, спросите вы? А с лампочкой все оказалось очень просто, проливной дождь продавил-таки уплотнитель переднего багажного люка и по стыку начала и конца уплотнителя на расходный топливный бак капнуло в буквальном смысле пять или шесть капель воды которые попали точно на контакты датчика аварийного остатка топлива в расходном баке, по воде датчик замкнул и выдал сигнал красной лампы на приборную доску. Подарив мне такие незабываемые и волнующие минуты полета над потрясающе красивой, непроходимой, глухой тайгой без возможности найти место аварийной посадки 🙂
 

Вложения

  • IMG_3655_001.JPG
    IMG_3655_001.JPG
    72,3 КБ · Просмотры: 235
  • IMG_3672.PNG.jpg
    IMG_3672.PNG.jpg
    86 КБ · Просмотры: 238
Действительно захватывающие рассказы.
Спасибо...
 
Честно сказать писатель я конечно слабый, но в этот раз я решил сделать акцент в повествовании именно на технические детали и авиационную составляющую перелета. То есть намеренно сузил аудиторию читающих это повествование именно до пилотов и сочувствующих ;-) Просто думаю что может быть мой опыт и мои ошибки натолкнут кого нибудь из пилотов собирающихся полететь "за горизонт" на умную мысль, или хоть немного уберегут от возможных ошибочных шагов, ну или в крайнем случае хотя бы просто от слишком плохого настроения, если вдруг что-то не удалось.
 
намеренно сузил аудиторию читающих это повествование именно до пилотов и сочувствующих

Нормально всё. Пока даже учлётам всё понятно.
Сидим-читаем, грызём карамельки.
Вникаем, мотаем на ус.
 
намеренно сузил аудиторию читающих это повествование именно до пилотов и сочувствующих

Нормально всё. Пока даже учлётам всё понятно.
Сидим-читаем, грызём карамельки.
Вникаем, мотаем на ус. 

;D
 
Этап Братск - Олекминск.

Из Братска я вылетал рано утром когда начало разрывать приземный туман в идеальных погодных условиях и маршрут до Олекминска судя по предварительному прогнозу должен был пройти в хороших условиях устойчивой погоды антициклона, но длинные маршруты всегда скрывают в себе элементы сюрпризов обязательно включая в прейскурант и погоду. Накануне, примерно на середине маршрута в этом районе действовали грозы, которых не было в прогнозе на день  моего полета, видимо по мнению метеорологов они должны были распасться еще ночью, но они сохранились в виде мощнокучевой и дождевой облачности и исправно поливали всю территорию за двести пятьдесят километров до Олекминска довольно плотным хоть и мелким дождем, видимость в дожде падала до километра, а через лобовое стекло кабины до нуля. Впрочем в Олекминск я все равно прилетел к вечеру и пробив несколько ярусов красивых вечерних облаков нашел отлично замаскированную партизанскую площадку Амира рядом со склоном Ленского берега, обозначенную по периметру белыми покрышками и выполнил на нее не слишком приятную посадку.. в конце пробега когда скорость упала примерно до двадцати километров в час, дунул порыв весьма плотного левого бокового ветерка, появился некомпенсированный разворачивающий момент в лево из-за хронически несрабатывающего правого тормоза шасси и вдобавок руды, которые я убрал перед касанием, но не контролировал дожатием руки, не стянулись полностью и правый двигатель дал остаточную тягу. В конце пробега начался неконтролируемый разворот влево и я зацепил левым колесом шасси две красивые белые покрышки ограничивающие и обозначающие полосу, которые владелец аэродрома так любовно выложил вдоль ВПП , а дальше выскочил влево на полосу безопасности, ... удар был чувствительный. На борту лодки остался черный резиновый след покрышки отскочившей в сторону метров на десять 🙁  Впрочем больше никаких последствий этот выкат с полосы не принес, ну кроме неприятного осадка, что мне всетаки еще так не хватает опыта посадок на этом самолете.. Хозяин аэродрома накануне улетел на своем Л-44 в Якутск по срочным делам и поэтому поручил развлекать меня весьма говорливому молодому человеку, сыну местного священника и по совместительству сторожу. Оказалось, что он  простой, открытый и немного наивный парнишка, вызвавший мое искреннее уважение своими очень прямыми высказываниями и незамысловатыми рассказами о своей олекминской жизни. Кстати "аэродром-дача" моего знакомого расположен как раз на территории его "дальневосточного гектара" и на этой территории отлично размещаются, хозяйственные постройки, грядки и небольшой деревообрабатывающий цех.. в общем классно, а кое что я взял себе на заметку. За ночь я прекрасно выспался и отдохнул в хозяйском домике буквально в паре десятков метров от своего самолета, вечером мы протопили печь и так сладко спалось в теплом домике под шум ночного дождя на берегу великой реки Лены. Амир, спасибо тебе за гостеприимство и за твой аэродром, который находится в таком нужном и удобном месте!! А еще я очень рад, что могу называть тебя своим другом, спасибо, дорогой!

На фото выход от Братска на Усть Кут.
 

Вложения

  • IMG_3657_001.JPG
    IMG_3657_001.JPG
    64,8 КБ · Просмотры: 231
Преклоняюсь перед стойкостью пилотов Зауралья.Полеты на огромные расстояния над тайгой,горами в одиночку в кабине.Мы,летающие над европейской частью России просто курсанты-белоручки.Браво Эрик!Искренне восхищаюсь.
 
Пять минут полета от аэродрома Мостовой, Братский деревоперерабатывающий комбинат и немного сам город из кабины самолета.
 

Вложения

  • IMG_3663_003.JPG
    IMG_3663_003.JPG
    76,9 КБ · Просмотры: 230
  • IMG_3664_002.JPG
    IMG_3664_002.JPG
    100,7 КБ · Просмотры: 220
Участок Олекминск - Покровск (Якутск)

Рано утром переждав плотный туман от реки, я взлетел на якутский Покровск по отличной погоде, шел на высоте 1200 метров, в слое инверсии, в воздухе было тихо, облака висели на высоте до 800 метров. Интересно, но над Леной вообще погода просто отдельная и своя, вокруг слева и справа могут быть мощнокучевые облака, болтанка, а река живет своей жизнью и держит ту погоду которая ей удобна и ее сейчас устраивает.  В день когда летел я, над рекой слева и справа в полосе полтора десятка километров небо было свободно от облаков, хотя за пределами этого коридора от реки активно кипела кучовка и над тайгой ощущалась довольно сильная болтанка, к Титарам, где начинаются знаменитые ленские столбы я снижался с высоты 1200м до самой реки и самолет ни разу не тряхнуло, это был изумительный, редкостный и очень запоминающийся по красоте полет. Река дала мне такую возможность 🙂 и я не переминул в ручном режиме отснять на видеокамеру все показанные мне речные красоты и что удивительно, при этом самолет летел сам, нисколько не мешая мне заниматься операторским ремеслом. Интересно, но вот вам еще и пример бесспорного преимущества амфибии над любыми другими видами самолетов и даже вертолетов. Мимо Титаров и вдоль Лены, я шел на высоте всего тридцать-пятьдесят метров, а аэродром длинной в сотню с лишним километров все ни как не кончался 🙂 А теперь подумайте и ответьте, а на Сессне вы бы стали летать на такой высоте и в таких краях где поселки и дороги порой такая же редкость как филиал какого нибудь Бинбанка в Саяныхтахе? 🙂))

Когда я подлетел к Покровску, то увидел что с другой стороны досаафовского аэродрома к нему подходит гроза, оценив  примерно ее активность, положение и скорость смещения я понял, что еще успеваю проскочить и принял решение зайти на посадку пройдя через ее край. При заходе меня конечно немного потрепало первыми порывами ветра высоченной черной тучи и заодно намочило дождем на посадочном снижении, но это было вполне терпимо. Через пол-часа после посадки, когда я бегом зачехлил и увязал самолет, ударил такой дождь с порывами ветра метров до двадцати пяти, какого я давно уже не видел, во-истину разверзлись хляби небесные.. Прийди я на аэродром на пол-часа позже, пришлось бы мне разворачиваться и искать убежища где нибудь на реке, издалека глядя на это буйство стихии. А впрочем это еще одно преимущество амфибии над аэродромными самолетами, ну колошматит полосу камнями с неба, ну и пофиг, а мы посидим в сторонке и понаблюдаем 😉

В этот вечер я успел заправиться и подготовить топливо для самого длинного участка перелета на Чукотку, правда для этого мне пришлось изрядно подумать каким-же путем лучше лететь к Анадырю.
 

Вложения

  • IMG_3686_001.JPG
    IMG_3686_001.JPG
    97,8 КБ · Просмотры: 210
  • IMG_3687_003.JPG
    IMG_3687_003.JPG
    106,4 КБ · Просмотры: 229
  • IMG_3685.PNG.jpg
    IMG_3685.PNG.jpg
    131,4 КБ · Просмотры: 235
Захватывающе! Воображение сопровождает Ваши рассказы зрительными, слуховыми образами, ощущениями полета и  душевными переживаниями и, даже, яйца сжимаются, когда представляешь себя в той или иной волнительной ситуации. Жду с нетерпением продолжения.
 
Вылет на Омолон.

В Якутске я в прямом смысле оказался на развилке дорог. У меня была возможность воспользоваться приглашением моего хорошего и уже давнего знакомого, пилота-инструктора Л-42М Сергея Ч. из Магадана и лететь на Чукотку через Усть-Майю, Охотск, Магадан и дальше вдоль побережья Охотского моря через Северо Эвенск, Аянку и домой к Анадырю. Или-же попробовать пройти более коротким, но и более сложным маршрутом по менее обитаемым, горным местам через Хандыгу, Оймякон, севернее Сеймчана на Омолон и далее на Марково, Анадырь. Вдумчивый анализ погоды и прогноза на три дня позволил сделать вывод, что хотя путь через горы и сложнее, но он все же более вероятен чем выход на Охотск и Магадан навстречу Камчатскому циклону, который к моменту моего вылета утром следующего дня уже подходил к Магадану и накрыл Охотск. Времени для принятия решения было в обрез и нужно было решать вылетать рано утром через горы мимо Хандыги,Теплого Ключа, на Оймякон и дальше по горам через Колыму на Омолон, или остаться на пять дней в Покровске ждать погоды до Магадана. И кстати погода на побережье Охотского моря, тоже тот еще подарочек, это вам не Лазурный берег. Там среди бела дня могут быть и выносы тумана и резкое усиление ветра, да и прогнозы для таких мест при отсутствии плотной сети пунктов метеорологических наблюдений дело очень неблагодарное и потому большой надежды на Росгидромет я как-то и не питал.

Я выбрал первый вариант и утром взлетел с  Покровского аэродрома ДОСААФ в дождь уходящего холодного фронта.

К Хандыге (Теплому Ключу) дождь должен был прекратиться и горы по прогнозу были открыты. Этот полет запомнился мне исключительно двумя контрастными впечатлениями, первое впечатление это конечно суровые и прекрасные заснеженные хребты. Через четыреста километров после взлета видимость по маршруту начала улучшаться и над Хандыгой с высоты 1500 метров я увидел всю эту огромную горную страну одним взглядом со стороны. Слева направо от горизонта до горизонта на сотни километров вырастали горные пики и хребты, а потом был трехчасовой полет в окружении этих гигантов, внизу мелькали непроходимые каньоны и цирки, узкие горные ущелья чередовались с широкими долинами и озерными межгорьями со своим микроклиматом и растительностью. Для меня вообще всегда очень удивительно ощущение, когда проходишь над горным перевалом и под тобой почти на расстоянии вытянутой руки мелькают такие близкие камни, кустики и тропы горных баранов, а потом вдруг все это неожиданно обрывается вниз и уже через считанные секунды под тобой опять полтора километра пустоты, а земля еле-еле движется где-то далеко внизу... Перед Колымой я пересек колымскую трассу М56, единственную дорогу соединяющую Магадан с большой землей. На несколько десятков километров в стороны от трассы хорошо видно, что жизнь в этих местах течет очень активно. Кажется, что золото здесь моют везде, куда только можно проскрести дорогу по долинам и горным склонам. Тут и там попадаются небольшие поселки или просто отдельно стоящие передвижные балки с поставленной на площадке рядом техникой и заправочными емкостями. Впрочем ближе к Колыме все это буйство человеческой алчности быстро кончается и тундра активно берет свое. Такое количество болот как в тех местах победить наверное очень трудно да и видимо не стоит никаких вложенных денег.
 

Вложения

  • IMG_3713_005.JPG
    IMG_3713_005.JPG
    138,9 КБ · Просмотры: 234
  • IMG_3712_003.JPG
    IMG_3712_003.JPG
    96 КБ · Просмотры: 245
  • IMG_3719.PNG.jpg
    IMG_3719.PNG.jpg
    72,9 КБ · Просмотры: 233
Может быть неудобный вопрос, но... не дешевле ли и не удобнее ли было бы приобрести амфибию с Аляски? И почему выбрали для себя амфибию, а не самолет на поплавках?
 
Может быть неудобный вопрос, но... не дешевле ли и не удобнее ли было бы приобрести амфибию с Аляски? И почему выбрали для себя амфибию, а не самолет на поплавках?

Думали конечно по разному, прикидывали и американские варианты самолетов и амфибий, но уважаемый Ришат, а какой бы вы посоветовали бы штатовский самолет для Чукотки, на ваш взгляд?
 
Думали конечно по разному, прикидывали и американские варианты самолетов и амфибий, но уважаемый Ришат, а какой бы вы посоветовали бы штатовский самолет для Чукотки, на ваш взгляд?
Конечно всё зависит от бюджета и задач.
Ну и конечно спасибо за рассказ, очень познавательно и интересно.
 
Я особо не изучал рынок водоплавающих самолетов, поэтому посоветовать ничего не смогу. Мне интересно Ваше решение.
Но, раз спрашиваете - отвечаю.

Навскидку думается:
1. 2-хмоторник (по 100-200 л.с.) с неприхотливыми к топливу двигателями (автобензин). Хотя одномоторники тоже хороший вариант.
2. Мест на 4-7.
3. И поплавки. Потому что:
    -удобно выходить из самолета и другие удобства при повседневном пользовании;
     -так же повреждение поплавков, думаю, менее проблемно как для самолета, так и для кармана владельца, чем повреждение днища амфибии.

Ну, так примерно.
 
Я особо не изучал рынок водоплавающих самолетов, поэтому посоветовать ничего не смогу. Мне интересно Ваше решение.
Но, раз спрашиваете - отвечаю.

Навскидку думается:
1. 2-хмоторник (по 100-200 л.с.) с неприхотливыми к топливу двигателями (автобензин). Хотя одномоторники тоже хороший вариант.
2. Мест на 4-7.
3. И поплавки. Потому что:
    -удобно выходить из самолета и другие удобства при повседневном пользовании;
     -так же повреждение поплавков, думаю, менее проблемно как для самолета, так и для кармана владельца, чем повреждение днища амфибии.

Ну, так примерно.

Ну в общем-то ваши рассуждения на первый взгляд вполне справедливы и обоснованны, но только если не углубляться в вопрос. Хотя в начале описания перелета я и касался вопроса выбора именно амфибии, но понимаю что подробно описывать и сравнивать между собой плюсы и минусы самолетов это довольно сложное и порой неблагодарное занятие поскольку зачастую оно подходит очень близко к вопросам вкуса..

Но для сравнения все же приведу несколько аргументов в пользу амфибии "Орион". Ремонт повреждения алюминиевого поплавка в сравнении с ремонтом поврежденного пластикового днища гораздо более трудозатратное занятие, требующее более высокой квалификации в сравнении с проклейкой и шпаклевкой пластика, кроме этого любая заплатка на поверхности трения поплавка это серьезный тормоз на взлете, а пластик ремонтируется без выступов.

Поплавковый самолет очень сильно терят в полезном весе, это не просто минус масса поплавков, но еще и минус крейсерская скорость, еще и потребная дистанция взлета, еще и угол набора высоты после отрыва. Если вы видели сибирские озера, то поймете, что почти все они окружены лесом и озеро в 600-700 метров диаметром может быть совершенно непригодно для взлета поплавкового самолета именно по высоте препятствий на кромке озера, для "Ориона" с полезной загрузкой в 500 кг такое озеро не проблема, поскольку после разбега меньше 300 метров он активно набирает высоту с вертикальной около 4 м/с и запас над противоположным краем озера у него будет уже вполне приличным даже в жаркий день.

Автобензин.. Для 912 Ротаксов это родная жидкость, для Лайкомнгов это серьезная потеря мощности на взлете, как раз тогда когда мощность именно и нужна.

Запасные части.. Возможно что плюс-минус одинаково, но мне как-то кажется что с Ротаксами все таки немного попроще. Тем более что судя по недавним неадекватным действиям из различных палат Росавиации во главе с одним нерадивым товарищем боюсь Лайкоминги скоро попадут в санкционный список и ретивые исполнители царской воли начнут их бульдозерами давить на границе, как турецкие помидоры и французский пармезан..

Семь мест.. Ну дай-то Бог чтобы четыре полноценных места были, да чтоб летал с небольших озер... На мой взгляд все семи-шести местные самолеты-амфибии и поплавковые самолеты, по закону перехода количества в качество превращаются в серьезные процедурные лайнеры, для которых проще построить аэродром с километровой полосой, чем найти озеро пригодное для посадки и взлета, так что это явно не чукотский вариант.

Одномоторник... да проще, да вариант, но два двигателя душу греют влетанному пилоту и тяги на старте при одинаковой суммарной мощности все таки заметно больше.

Можно еще приводить аргументы, но пока остановлюсь 🙂
 
Продолжение Якутск - Омолон.

А теперь я расскажу о своем ВТОРОМ впечатлении этого полета. Первым были конечно-же потрясающие виды гор и ощущения абсолютной марсианской отстраненности и оторванности от цивилизации. Этот мир просто посмеивается над тобой, показывая насколько ты ничтожен в своем маленьком самолетике над этими вечными гигантами и огромными просторами.. Мне надо было садиться на Колыму, посадка была запланирована изначально для оценки остатков топлива и просто для отдыха. Кроме того я допускал возможность ночевки на Колыме и более основательного отдыха, ведь полет продолжался больше семи часов и нужно было не только посчитать остаток топлива, но и проверить на всякий случай двигатели и планер самолета, ведь полет в горах был еще далеко не окончен, ведь горы продолжались и до Омолона и за Омолоном почти до самого финиша в Ваегах.. Река отлично просматривалась с расстояния почти в сто километров и я на снижении выбрал одну из излучин Колымы и небольшой пустынный галечный островок, намытый видимо этой весной совсем рядом с невысоким, кустистым левым берегом реки. Шасси я выпустил в воду когда подруливал к островку и выехал на колесах шасси прямо на берег, открыл дверь, выключил двигатели и............ на меня обрушилась тишина и релакс Колымы!!!!!

Никогда бы не подумал, что на большой реке днём может быть так неожиданно тихо, хорошо и покойно. Раздавались только отдаленные посвисты птиц и всё!!!! Никаких других звуков!!!! Ни одного комара или слепня!!!! Просто захотелось, лечь, вытянуться, закрыть глаза и слушать, слушать, слушать, впитывать в себя этот покой, гармонию и чистейший воздух... вы не представляете насколько это непередаваемое ощущение. Наверное это и есть прикосновение к Богу, или почти осязание его близости..

Эх, ..но все-же стряхнув эти ощущения, я заставил себя заняться канистрами, слил все остатки бензина в две пятидесятки и прикинув остаток топлива в баках пришел к выводу, что бензина до Ваег мне все таки не хватает и в любом случае нужно сделать посадку в Омолоне и дозаправить к общему объему на борту еще около пятидесяти литров. Постоянный встречный ветер от Якутска плюс-минус 40 км/час все таки сделал свое дело. В течение еще получаса, перекусив и немного отдохнув, я поблагодарил это благодатное место и взлетел на Омолон. Садился в Омолоне я на протоку, в семи километрах западнее поселка, где находится поселковое хранилище ГСМ и расположен резервуарный парк. Вырулил прямо на берег и под крылом самолета разбил палатку для ночевки, приготовив на газовой плитке нехитрый ужин. Ближе к вечеру подъехали общие знакомые и привезли недостающее топливо для завтрашнего полета в Ваеги. Кстати было и еще несколько экскурсий местных жителей, но я к этому давно привык, тем более что действительно прилет любого самолета в Чукотской (да и не только) глуши это всегда маленькое событие, а люди всегда очень непосредственные, искренние и по-хорошему любопытные и порой могут поставить в тупик весьма каверзным вопросом, типа, а на сколько меняется коэффициент подъемной силы крыла при выпуске закрылков в посадочное положение.. 😎

Спал я прямо под крылом самолета, выгнав из палатки непрошенных квартирантов-комаров, ночь была тихая, темная и достаточно теплая, хотя среди ночной темноты с противоположного берега протоки я один раз услышал сквозь сон сопение и быстро удаляющуюся медвежью поступь на  которую тут же отреагировали местные ГСМ-ные псы. Видимо с мишками они общаться очень не любят..
 

Вложения

  • IMG_3726_001.JPG
    IMG_3726_001.JPG
    63,3 КБ · Просмотры: 234
  • IMG_3727_001.JPG
    IMG_3727_001.JPG
    51,6 КБ · Просмотры: 252
А на следующий день был уже полет домой коротким прогоном в пятьсот километров Омолон-Ваеги. Летелось легко и быстро, горы в этом районе Чукотки все-же не такие высокие, и раннее утро дало мне возможность насладиться спокойным уверенным и в удовольствие слаломным полетом среди красивой, пышной кучевки. Сквозь разрывы облаков проглядывали пейзажи очень знакомой и совершенно типичной анадырской тундры, а перед обедом меня уже ожидал теплый прием в Ваегах.

Вот так и закончилось это мое воздушное приключение в котором я увидел свою огромную страну и так до сих пор и не понимаю, то ли она меня пропустила сквозь себя, то ли наоборот.. но в общем для меня это конечно удивительное приключение моей жизни, которое будет еще долго напоминать о себе цветными снами, неожиданными воспоминаниями  и ночными звонками друзей, которые постоянно забывают что разница времени между Москвой и Чукоткой составляет девять часов 🙂

А еще огромное спасибо за отзывы, которые вы написали ;-) , не ожидал что ваши слова мне будут так приятны. Писательское ремесло оказывается в любом случае требует признания и к нему стремится, даже если стесняешься сказать об этом вслух  😉

Сейчас я достаточно активно летаю на Чукотке, самолет в общем-то начал выполнять те полеты и работы на которые мы рассчитывали. Так что новые рассказы и фоторепортажи еще впереди. А всем я хочу пожелать безопасных и интересных полетов.

С уважением, Эрнест.
 

Вложения

  • IMG_3738_001.PNG.jpg
    IMG_3738_001.PNG.jpg
    31,5 КБ · Просмотры: 241
  • IMG_3735.PNG.jpg
    IMG_3735.PNG.jpg
    91,3 КБ · Просмотры: 233
Грандиозно! Какие красивые места, и слов не подобрать, просто наслаждаешся 🙂 Фото на речке представил себя, как ранним утром вылажу из палатки, достаю спиннинг ... Вы счастливый человек Эрнест! Будем рады увидеть новые фотоотчеты! Успехов!
 
Вот так и закончилось это мое воздушное приключение в котором я увидел свою огромную страну и так до сих пор и не понимаю, то ли она меня пропустила сквозь себя, то ли наоборот...

Сильно сказано.

Учитывая многое, написанное Вами на этом форуме, откровенно скажу, не ожидал.

Лишний раз тут вспомнишь не то Толстого, не то Горького, интеллект ослаблен алкоголем и конторской работой, поэтому за точность первоисточника и цитаты не поручусь: "Не торопись осуждать человека, ты  о нём сказал - а он уже изменился".

Видимо, это большое путешествие многое расставило на свои места.

Снимаю шляпу.   
 
Назад
Вверх