Пенза - Чукотка

Полеты с грунта - только с расстопоренным.

Вы что-то напутали.
В РЛЭ Ан-2 1984г этого нет. Это самое "свежее".
Да и какая собственно разница с бетона или грунта?

PS. ТС прошу извинить за безтемную палемику.
 
Как это неуправляемое хвостовое колесо? Я построил более 20 самолетов с хвостовой опорой и мне в голову не приходило делать хвостовое колесо неуправляемым. У нас на химиках колеса управляемые и очень хорошие гидравлические тормоза. И никаких проблем.! Ну и на Че-25 я ставил тормоза гидравлику и деле управляемую хвостовую опору с первых бортов в 1999г.
Нужно просто делать все как положено и схема с хвостовой опорой дает сто очков вперед на везделетах, как более проходимая.
Самолет который летает в тундре и прочих гребенях и садится где попало конечно должен быть с хвостовой опорой. Так же и Анненков считал и Чернов. 


Совершенно согласен, даже добавлять ничего не стану, очень обоснованное и видимо выстраданное мнение.

Кстати могу утверждать, что с передней стойкой самолет из реки на галечник просто не выйдет. За прошедшие два дня убедился в этом не один раз и можете со мной спорить, но простите, если два колеса вязнут так, что самолет вчетвером не пошевелить, то передней стойке в этом месте вообще делать нечего.

Не сгущайте краски! На Lake, регулярно выезжаю на галечник и песок, никаких проблем.
На всякий случай, беру с собой пару досок, двухметровых. Пока не пригодились!
 
Вы что-то напутали.
В РЛЭ Ан-2 1984г этого нет. Это самое "свежее".
Да и какая собственно разница с бетона или грунта?

PS. ТС прошу извинить за безтемную палемику. 
Позор на мою седую голову! :-/ Обратился к Марксу - Вы правы, конечно же. Дело в том, что лично я не помню, чтобы мне приходилось им пользоваться. Даже с сильным боковиком. Как-то обходился. Но РЛЭ надо иногда открывать, виноват. 🙁
 
Решил немного оживить тему путешествий и добавить небольшие рассказы о полетах по Чукотке, при том что амфибия "Орион" Ск-12 не просто пеодолела расстояние в шесть с хвостиком тысяч километров между центральной частью России и самым ее отдаленным уголком, Чукоткой, но уже и второй сезон продолжает активные полеты в этом достаточно сложном для полетов регионе.

Итак начинаю рассказ 🙂
Второй сезон 2018 года самолет открыл полетами на гусей, а точнее на весеннюю охоту. Для чего мы поставили его на штатные лыжи и в несколько полетов облетали все заповедные озера в радиусе полторы сотни километров. Не поверите, но на самом деле летать далеко ни куда и не требовалось, потому что больше всего гусей оказалось в дельте рек Анадырь и Майн, то есть фактически там где и базировался "Орион". Но одно неоспоримое преимущество перед наземной техникой самолет все же показал. Когда после оттепели по рекам и протокам пошла вода и наземная техника начала, то проваливаться в оттаявшие наледи, то застревать на переездах через многочисленные ручьи или просто развозить жидкую грязь в перемешку со снегом на перевалах, мы спокойно сидели в теплой охотничьей избушке в девяноста километрах от дома и нисколечки не боялись даже того факта, что все реки вдруг неожиданно "поплывут"  ;D Кстати даже регламенты на самолете в такую погоду было выполнять одно удовольствие - тишина, солнышко, ну куррорт да и только...

На первом снимке сзади рядом с пассжиром видны чучела гусей. Летали втроем, пилот и два дяди по 120 килограмм банного веса и разумеется куча всякого барахла для охоты еще килограммов сто - итого общий вес загрузки около 400 кг, плюс 200 литров топлива (заправка и доп канистра). Могу сказать, что при нулевой температуре воздуха и абсолютной высоте местности 200 метров самолет этой загрузки почти не замечает, разбег-пробег с киевскими ВИШами по неподготовленной снежной целине в пределах 200-220 метров в зависимости от состояния снега (полная каша).
 

Вложения

  • IMG_4524_001.JPG
    IMG_4524_001.JPG
    41,5 КБ · Просмотры: 330
  • IMG_4508.PNG.jpg
    IMG_4508.PNG.jpg
    26,7 КБ · Просмотры: 336
  • IMG_4507.PNG.jpg
    IMG_4507.PNG.jpg
    27,5 КБ · Просмотры: 335
Сразу добавлю, что с неподготовленной целиной я все таки "купился". И на одной из посадок пока еще стояли морозы примерно 15-20 градусов я на пробеге "поймал" заструг. Причем поймал его в тот момент когда уже расслабился и совершенно не ожидал подвоха от подстилки... Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление и расскажу возможно банальности, но для некоторых может быть это будет чем-то новеньким? 😉

На заходе, когда визируешь поверхность посадки, при хорошей освещенности все неровности отлично просматриваются с достаточного для маневра уклонения расстояния. А если учесть, что скорость касания в общем не маленькая, порядка 100 километров в час, то это конечно очень важно чтобы не отбивать лыжи от самолета. Именно поэтому я предпочитаю не летать на неподготовленные и непроверенные заснеженные площадки когда стоит "белое марево", то есть когда фон подстилающей поверхности и облачность имеют одинаковый цвет и оттенок - белый.

В моем же конкретном случае все было в точности наоборот  - яркое солнце, контрастные тени на речной переметенной протоке. В общем прошел, посмотрел, развернулся и сел... Что я и сделал! После касания, удерживая самолет "от себя" на ручке, увернулся педалями от парочки кочек, подошла скорость 40 километров и я спокойно дал опуститься хвосту. Разумеется у самолетов с хвостовой опорой есть всем известная особенность, как только хвост опускается, обзор вперед резко ухудшается! Но я-то летчик-ас!!!  ;D Я же точно знаю что уже очень скоро остановлюсь, направление я зафиксировал и лыжи едут как по рельсам. Я же уже и остановился!!!! Почти.. И тут раздается не просто удар, а удар с треском... Вау!! Кто летает на пластиковых самолетах, меня поймут. Если трещит, значит уже лопнуло 🙁 Через десять метров я и в самом деле остановился и когда открыл боковую дверь фонаря и посмотрел назад, то сразу и увидел не слишком-то и большой, но зато сделанный из цельного куска идеального прозрачного льда, противно-ухмыляющийся заструг именно той самой формы, которая наиболее эффективно приспособлена для ломания пластиковых изделий сделанных человеком..

В общем вывод - расслабляться нельзя до самого крайнего метра посадки и если вы летаете на самолете с хвостовой опорой, то не ленитесь до остановки вытягивать шею в потолок кабины  ;D

Сразу расскажу о последствиях, они оказались неприятными, но не фатальными, из правой лыжи вырвало с одной стороны три болта крепления прямо через металл, на пластике лыжи появилось несколько терпимых трещин, но самое главное, при ударе сыграл корпус лодки и на правой стороне остекления кабины прямо возле рамки, появилось несколько трещин, которые мне потом пришлось зашивать леской. Ну а лыжу я сделал прямо на месте, открутил болты и поставил их обратно уже через шайбы, которые были у меня "совершенно случайно"  😉 в бортовом инструменте. Фотки я постараюсь выложить.
А продолжение рассказов о полетах по Чукотке следует 😎
 

Вложения

  • IMG_4497_001.JPG
    IMG_4497_001.JPG
    54,1 КБ · Просмотры: 322
  • IMG_4496.JPG
    IMG_4496.JPG
    72,7 КБ · Просмотры: 337
Не думайте, это не берег реки, это наводнение на аэродроме. А полоса? Спросите вы.. А вот, перед самолетом она и начинается, полоса, на которую зимой и летом садятся ТвинОттеры и Ми-8 нашей родной чукотской авиакомпании ЧукотАвиа. Теперь вы понимаете насколько востребованны на Чукотке такие самолеты? Между прочим этот период продолжается не один и не два дня, пару недель, а потом еще пару недель нужно для того чтобы полоса подсохла и можно было выгнать на нее технику для выравнивания и нивелировки. И таких сел по Чукотке несколько, вот только малой водяной авиации никакой. Между прочим вертолет в период межсезонья садится в двух километрах от села, на возвышенности к которой есть тундровая дорога (не для машин, а для тракторов и вездеходов). Ну а ниже еще парочка жанровых снимков типичного чукотского наводнения  😛
Кстати в этот раз мы деревянным створам полосы уплыть не дали и якоря выдержали течение реки)
 

Вложения

  • IMG_4568_001.JPG
    IMG_4568_001.JPG
    46,8 КБ · Просмотры: 327
  • FullSizeRender_007.jpg
    FullSizeRender_007.jpg
    47,4 КБ · Просмотры: 337
  • IMG_4578_001.JPG
    IMG_4578_001.JPG
    51,3 КБ · Просмотры: 326
@ aeroerik
Очень близкая для меня тема полеты в межсезонье. Спрашивал у многих кто летает на амфибиях, но никто не сознался что имеет подобный опыт. Хочу попросить вас при случае проверить один момент, попробуйте взлететь с воды с водоизмещаюшего положения с лыжами, даже не взлететь, а просто выйти на глиссер. Интересно получится или нет, сначала пустым конечно. Лыжи подняты при этом насколько возможно.
 
Орион взлетит, можем даже спросить у Карпова. Пустой с выпущенными лыжами взлетит точно, не понимаю только зачем такие эксперименты, поскольку конкретные условия взлета ведь тоже могу различаться, например с волной-без волны, с боковым ветром. Ну и разумеется с разным углом уборки лыж, карповская конструкция шасси это позволяет. Это я к тому, что лыжа может отыграть от волны и провернуться носком вниз. В этом случае ее просто оторвёт, но самолет взлетит поскольку будет уже на редане. Ну а с полностью убранными лыжами самолет может совершенно штатно летать с воды так же как и на колесах. Просто у меня в этом ни разу не было необходимости. На Чукотке длительное время сохраняются одновременно и большие ровные поля подтаявшего льда на озерах  - пожалуйста, садись на лыжах и одновременно большие открытые пространства чистой воды на реках и мелких озерах  - пожалуйста садись штатно на днище (шасси колесное, или лыжное убрано).

Ну вот как-то так.
 
А вообще в межсезонье самая главная опасность для пластикового самолета подстерегает его в воде, это плывущие льдины и топляки, в наводнение по фарватеру всегда тащит такую свалку всяких посторонних предметов, начиная от оторванных с берега деревьев с красивенными корнями, до медведей и лосей, которым взберло в голову переплыть с берега на берег. Не поверите, но один раз просто чуть не наехал на плывущего мишку, причем я не знаю кто больше испугался, когда я на форсажах промчался мимо него..
 
Орион взлетит, можем даже спросить у Карпова. Пустой с выпущенными лыжами взлетит точно, не понимаю только зачем такие эксперименты, поскольку конкретные условия взлета ведь тоже могу различаться, например с волной-без волны, с боковым ветром. Ну и разумеется с разным углом уборки лыж, карповская конструкция шасси это позволяет. Это я к тому, что лыжа может отыграть от волны и провернуться носком вниз. В этом случае ее просто оторвёт, но самолет взлетит поскольку будет уже на редане. Ну а с полностью убранными лыжами самолет может совершенно штатно летать с воды так же как и на колесах. Просто у меня в этом ни разу не было необходимости. На Чукотке длительное время сохраняются одновременно и большие ровные поля подтаявшего льда на озерах  - пожалуйста, садись на лыжах и одновременно большие открытые пространства чистой воды на реках и мелких озерах  - пожалуйста садись штатно на днище (шасси колесное, или лыжное убрано).

Ну вот как-то так.
Именно разговор с Сергеем Николаевичем натолкнул меня на эту мысль и он выразил опасения что не все так просто с выходом на глиссер.
В случае если все будет как вы говорите можно подумать об амфибийных лыжах с колёсами и так их доработать чтобы передняя часть лыжи работала как бампер расталкивая льдины. Тогда для этого самолета не будет понятия межсезонье.

Дело в том что много летаю во время ледохода ледостава правда на надувных поплавках почти не обращая внимания на состояние льда и хочу чтобы это могли делать больше людей. Если все проверить и доработать конструкцию Ориона то полеты на ломающийся лёд станут обочным делом
 
Честно сказать, скептически отнесусь к полетам на пластике среди ледяной шуги. Просто представил как в момент выхода на редан под днище влетает на скорости 50 километров в час кусок вполне мягкой льдинки у которой вес скажем килограмм двадцать, даже если она не будет резать пластиковое днище, она скорее всего его просто промнет за счет массы и затем будет удар в редан, который наверняка после этого лопнет в нескольких местах, если его не вывернет вовсе...

Надувной поплавок это все таки очень большая разница, тем более что я например видел как работет Фулллотус на самолете Марк-3 когда летали и с мокрого асфальта и свободно с травы, и с болота.. Кроме того скорость отрыва 65 км в час или 95 км в час, это тоже очень большая разница 🙁

А вообще на Чукотке с межсезоньем все таки наверное проще - весну я уже описал, а осенью в общем тоже есть стыковочное время, когда на амфибии в одном полете можно летать и на лыжном (колесном) шасси и на воде. У нас очень часто лиман еще близко не замерз, а на озерах уже стоит гладкий лед толщиной 8-10 сантиметров, толщина при которой пресный лед свободно держит человека (и самолет). Тут главные вопросы  - (решаемый) как тормозить на гладком льду и второй очень проблемный вопрос как избегать обледенения крыла в полете и на стоянке.
 
Уважаемый aeroerik, есть ли на Ваших лыжах боковые скосы, как на лыжах Ан-2? По моему опыту, на самолете с хвостовой опорой, при отсутствии боковых скосов, часто сворачивает либо крепление лыжи (как у Вас), либо ломает рессору (как на Корветах). При отсутствии скоса лыжа в глубоком или плотном снегу прекрасно делжит направление, и при попытке повернуть ломает крепление. При наличии скоса лыжа "всплывает" при боковом движении и ничего не ломает.

При проектировании лыж я руководствовался геометрией лыж Ан-2
 
Скосы на лыжах есть, то есть лыжи не боятся бокового проскальзывания, снизу (примерно от середины и назад лыжи) так же есть наклепанные направляющие. Но нет тормозов и столкнулись еще с тем, что у стеклопластиковых лыж пока они были не подшиты снег намерзал на подошве даже при минутной остановке, сейчас подшили капроном, проблемы обмерзания практически ушли.
 
С лыжами вроде разобрались 😉 , а я продолжу пока рассказ о полетах на Чукотке. На секунду вернусь поблагодарить TheRaven за информацию по лыжам и добавить, что действительно просто необходимо использовать тот огромный пласт наработанного опыта, который есть благодаря многолетним, регулярным полетам на наших северах. Так что если вдруг что-то вспоминаете интересное про эксплуатацию самолетов в советские времена на бескрайних северных просторах страны, то не стесняйтесь офф-топить в моей ветке, все это очень интересно для всех практикующих пилотов и самое главное, что попав в интернет уже не пропадет.

Итак продолжаю, сегодня у меня рассказ о полетах по сертификации. Я не буду сейчас поднимать вопрос насколько необходимы такие полеты и вообще нужны ли они, но скажу только, что это весьма затратное для нас мероприятие, оказалось тем не менее очень поучительным и интересным..  Для проведения процедуры получения СЛГ на самолет, мы пригласили на Чукотку действующего летчика-испытателя из Новосибирска Мосейкина Игоря Александровича. И вот сейчас когда я вспоминаю тот полет, в памяти опять возникает чувство праздничного восторга и удовольствия полученные от мастерски выполненного полета, от точного и уверенного владения и чувства машины. Честно признаюсь, что все полеты совершенные до этого с разными пилотами в том числе и разными инструкторами никогда не производили на меня такого впечатления как в этот раз. Те предельные режимы к которым в полете на "Орионе" я только аккуратно подходил Игорь Александрович выполнял так, как будто всю жизнь летал на этой машине, - ну что пробуем минимальную скорость полета в горизонте? Шум двигателей стихает и так же неспеша стихает шум потока за остеклением фонаря, появляются какие-то новые звуки, самолет уже управляется педалями, ручка становится ватной и слегка подрагивает, а самолет начинает крестом уходить вниз, скорость девяносто пять-девяносто, на вариометре минус два с половиной, самолет спокойно сыпется адекватно откликаясь на управляющие движения педалями... , - Теперь попробуем тоже самое в наборе? ...Самолет слегка клюнув носом вниз, тут же набирает скорость и вот мы уже идем против ветра в наборе на номинальном режиме двигателей, скорость восемдесят пять-девяносто, самолет качается, но уверенно лезет вверх не думая терять управляемость, еще немного и самолет опускает нос и моментально разгоняясь переходит в горизонтальный полет.. Теперь попробуем в развороте.., а двигатели выключал? Нет, до этого только дросселировал. - Ну что, когда нибудь надо попробовать? , - Конечно, давайте, готов 🙂

Ребята глядя снизу потом рассказывали, что моментами казалось, что самолет вообще зависает на месте и висит как будто подвешенный на невидимой нити. 🙂 Выполнив полет по плану проверки критических режимов, мы запрашиваем полет с конвеером на полосу аэропорта Анадырь-Уголный, дежурный диспетчер на АДП видимо соскучившись от безделья в выходной день, даже с небольшим удовльствием дает нам такое разрешение. До этого момента я садился на полосу этого аэродрома в далеком 1996 году, сейчас это может прозвучать дико, но я садился на этот аэродром на дельталете конструкции Игоря Никитина "Поиск-06", без всякой заявки и без радиосвязи, а подумать только!!! всего лишь согласовав свои полеты с диспетчером аэродрома на промежуток времени вне регламента работы аэропорта! Еще добавлю, что оплату за использование полосы с меня тогда тоже не брали, сказав, а что с вас малышей можно взять!!!! Даа..а, вот уж были вредительские, антигосударственные времена, страшную опасность представляли тогда дикие стаи отбившихся от рук Росавиации легкомоторных птеродактилей, с которыми сегодня почти покончено благодаря неусыпным стараниям нерадивого летального (от слова летать наверное) государева приказа  ;D

В этот раз мы зашли на полосу с посадочным курсом 180 градусов, размеры одной из самых длинных на дальнем востоке полос конечно впечатляют  - три с половиной километра ровного новенького бетона. Полосу не так давно капитально отремонтировали югославы, точнее югославская фирма Планум-Кипр. Надо отметить отремонтировали очень хорошо, сделав заодно и дороги вокруг аэродрома для приаэродромного поселка Угольные Копи. Игорь Александрович подводит самолет на высоту тридцать сантиметров и мы неспеша так и летим на этой высоте большую часть полосы, перед АДП делаем касание с небольшим пробегом, затем пилот дает руды и самолет легко оторвавшись от бетона начинает набирать высоту.. Уходим правым разворотом на Анадырь, а Игорь Александрович на подходе к Анадырю, над лиманом с аффигительным видом на вечерний город, искренне признается, - так бы сейчас и летал весь вечер в свое удовольствие, уж очень дружелюбный самолет !🙂 А я про себя подумал, что рядом с таким пилотом в кабине я бы и не один вечер поучился такой уверенной и свободной манере управления вполне себе непростого самолета.

На фото место старта на берегу лимана для контрольно-испытательного полета, ниже город Анадырь со стороны анадырского лимана.

(Прододжение следует)
 

Вложения

  • IMG_4636_001.JPG
    IMG_4636_001.JPG
    53,3 КБ · Просмотры: 303
  • IMG_4660.JPG
    IMG_4660.JPG
    26,5 КБ · Просмотры: 299
А это случаем не поселок Шахтерский? Если да, то я там тоже был. Жаль полетать в районе не удалось  🙂
 

Вложения

  • Shakhterskiy_.jpg
    Shakhterskiy_.jpg
    53,3 КБ · Просмотры: 297
  • Shakhtersky_-_1__2_.jpg
    Shakhtersky_-_1__2_.jpg
    213,8 КБ · Просмотры: 297
  • Shakhtersky_-_1.jpg
    Shakhtersky_-_1.jpg
    146,9 КБ · Просмотры: 316
Да, Влад, на твоих фото действительно то что осталось от поселка Шахтерский (Горка), в котором когда-то жило людей больше чем сегодня во всех Угольных Копях, и на аэродром которого когда то прилетали такие известные личности как знаменитый полярный летчик Фарих, летчики спасавшие челюскинцев, член правительства СССР и герой Советского Союза Мазурук..

Но место где стоит наша амфибия на моей фотографии, на твоем фото находится на противоположной стороне лимана примерно в направлении визирования "вдоль дороги". А место где на твоем фото стоит микроавтобус, это берег рыббазы в Шахтерском. Именно здесь при советском союзе регулярно, много лет действовал ледовый аэродром на котором всю зиму базировалось больше десятка Аннушек и которые с этого места выполняли регулярные рейсы по всем поселкам Чукотки. Но потом настал конец восьмидесятых и все умерло (по сей день)  :'(

А по поводу "жаль полетать не удалось", на твоей стреле у нас особо ни где не сядешь, в поселках полосы галечные, не дай Бог камешек в винт поймать на взлете, так что просто долетай до Угольных Копей, а дальше мы с тобой уж полетаем по рыбным местам  😎

Фото из интернета, но один в один, то что было у нас  в Шахтерском.
 

Вложения

  • IMG_5363_001.JPG
    IMG_5363_001.JPG
    151,5 КБ · Просмотры: 304
  • IMG_5365.JPG
    IMG_5365.JPG
    99 КБ · Просмотры: 318
Понятно.  🙁  Дороги у вас есть всякие. Некоторые (югославские?) очень даже неплохие. И в заброшенные гарнизоны есть сносные участки трасс вполне можно умостится на самолете.
 

Вложения

  • roads_-_1.jpg
    roads_-_1.jpg
    95,9 КБ · Просмотры: 309
  • roads_-_1__1_.jpg
    roads_-_1__1_.jpg
    151 КБ · Просмотры: 289
  • roads_-_1__2_.jpg
    roads_-_1__2_.jpg
    164,2 КБ · Просмотры: 289
Мои почти родные места  🙂 Я здесь жил с 1991 года, все места на фото много раз хоженные и езженные.. а по многим из этих дорог регулярно летал на дельталете. С его посадочной скоростью это точно отличные аэродромы.
 
Зашел к другу на веточку. Поглядываю, читаю.
Не только на дельте, но и Скае здесь тоже есть куда примоститься! 🙂
 
Готовлю следующую подборку фотографий и записей о перегоне этим летом 2019 года очередной амфибии Орион СК-12 на Чукотку, на этот раз путь самолета пролегал через Якутск и Магадан и для меня это был потрясающий по красоте и эмоциям перелет. Тот тонкий момент, когда накопленный опыт уже позволяет немного больше, чем обычно смотреть по сторонам и планировать какие-то дополнительные намеренные отклонения от ортодромии  😀

На первом фото Якутский Покровск, мимо него по пути на Чукотку ни как не проскочишь 😉
На втором фото река Лена недалеко от Ленских столбов, а на длинной стальной лодке местные жители подъехали спросить, не случилось ли что..
Третье фото где-то на границе Якутии и Магаданской области, веселые места  😎
 

Вложения

  • IMG_6077_002.JPG
    IMG_6077_002.JPG
    41 КБ · Просмотры: 312
  • IMG_6066_001.JPG
    IMG_6066_001.JPG
    71,4 КБ · Просмотры: 350
  • IMG_6089.JPG
    IMG_6089.JPG
    42,5 КБ · Просмотры: 339
Назад
Вверх