Первый самостоятельный. Один день учлёта.

Ходжа

Pigs fly.
Теперь, собственно, об «испытательных полётах»

Итак, все латы прогнуты по плаз-шаблону, крыло собрано, прошплинтовано, пристыковано, все гаечки-винтики-шплинтики проверены. Телега и крыло выглядят идеально с точки зрения геометрии и эстетики. А раз выглядит красиво, значит и лететь должно соответствующе.

Вот только двойные боковые тросы смущают: один чересчур натянут, второй совсем свободен. Но, может быть «так надо»? Х.З.
На М-17 не летал уже три года, в паспорте точных указаний нет. Спросил у бывалых, сказали, что на Х-14 такое тоже бывает. Ну, раз бывает, на Х-14, то и на М-17 тоже…может быть.

Выбрал, как уже писалось ранее про лошадок, день посуше, поле поширше, ветер потише, заправил баки под завязку смесью  бензина с усиленной дембельской порцией масла (помните про овес, да?).

Завёл двигатель, прогрел.

Ммм...чуден Днепр при ясной погоде звук ровно работающего «Бурана». Музыка просто. Есть в нём определённый кайф.
И даже выхлоп благоухает как духи.
Авиацией пахнет.
Самой что ни на есть сверхлёгкой авиацией.
Взаправдашней.
С коммиссарской кожАнкой, кожаным шлемом, очками-консервами и белым шарфиком.

Погонял по полю на всех режимах и скоростях, сначала медленно и осторожно, затем порезвее, а потом уже и включая взлётный с ручкой у пуза (шаг-рысь-галоп, если помните) – пообвыкся.

Двигатель и крыло ведут себя нормально. Чуть килевую трубу ведёт влево, правда, но это на земле, а центровка предельно задняя для устойчивости и тихоходности, тоже, вроде, допустимо, т.к. передняя часть килевой до «кубика» намного длиньше задней после него, поэтому мотыляет её больше, а узел навески крыла на МД-20 на сайлент-блоках.
 

Ходжа

Pigs fly.
«Поэт сидел на вершине холма и молчал, потому что вдохновение покинуло его»


Неизвестный китайский автор.
 

Ходжа

Pigs fly.
Ну, вот, как-то нужно заканчивать этот долгострой, на который были объективные причины: на работе было неожиданно много работы, дома было неожиданно много дел, сейчас, вроде бы, чуть распогодилось и можно поймать Парнаса за гриву и слегка поскакать по «барским садоводствам Поэзиии, музы капризной».
 

Ходжа

Pigs fly.
…В общем, погоняв телегу под крылом вдоволь по полосе я решился на отрыв.

Оторвался метра на два на три (но и не более, как советовал Дворник Степанов, чтоб с непривычки не стучало в ушах от давления, но и не менее, поскольку хочется летать https://www.youtube.com/watch?v=ZHvlqoCfUp4), выдержал машину пролетел метров пятьдесят, присел.

Вышел, осмотрелся,  и ещё пару раз так сделал – разбег, отрыв, подлёт на 2-3 метра, полёт метров пятьдесят, посадка-взлёт и т.д. «пиликала гармошка, орал магнитофон» - и так далее, длина и ширина полосы вполне позволяют.

Умные люди называют это упражнение «дельфин».

Порезвившись таким вот дельфином (если бы было море пива, я б дельфином был игривым - музыкой навеяло) я решился взлететь по-взрослому.

Взлетел по-серьёзному, сделал 2 круга, поднялся до 350м.

Прёт в гору 3 м\с устойчиво. Крейсер по моему УСу - 80 км\ч. Двигатель мурлычет...но, джяляп-джяляп, криволёт конкретный - тянет невообразимо влево, приходится висеть на правой части трапеции всем своим вторым полутяжёлым.

А ещё в полёте килевая крыла и хребтовая труба телеги решили образовать букву «ИКС». А летел я по осям «О! (вырезано цензурой) Икс» и «О! (вырезано цензурой) Игрек», как нам всем известно из курса практической аэродинамики.

Такой-вот XYелёт получился.
Сами понимаете, держать оптическую ось направления полёта в перекрестии прицела из переднего пилона и килевой трубы было не очень комфортно.
Но посадил машину штатно, в полосу попал, и аппарат притёр к земле на скорости детского трёхколёсного велосипеда. Хотя, перелетел изрядно поскольку М-17 с лёгкой телегой, детским мотором, не очень полными баками и пилотом просто очень летучее соединение. Прижимать пришлось со всей дури трапецию к пузу, а оно всё летит и летит.

Стал думать головой откуда мог появиться криволёт.
Первое что пришло в голову – всё-таки боковые троса, которые слегка вызывали сомнения. Позвонил производителю крыла. Спросил, в какую дырку какой трос идёт. Мне тут же по телефону очень наглядно объяснили, что из тросов я, со свойственной мне талантливостью, сплёл макраме, и дали простые и ясные указания как его распутать, и какой трос растёт откуда и куда врастает.
Приятно работать с профессионалами.

Следующий вылет сделал уже с «красивыми» тросами – ничего не болтается, ничего не тянет.
Результат тот же.
 

Ходжа

Pigs fly.
До того как я перевернул телегу и сломал каркас крыло летело идеально. Что менял? Менял две консоли и правую балку поперечины.

Выставил аппарат с крылом в горизонте, повесил на носовой узел отвес чтобы проверить вертикаль крыла с вертикальной линией носовой узел крыла-передний пилон-центральная линия болта крепления передней вилки.
Всё в состоянии близком к «одеяльному».

Но на всякий случай попросил одного знакомого пилота-химика, который тут же очень кстати оказался на аэродроме, летануть на своей телеге с моим крылом. Может быть, телега кривая или узел навески крыла, или ещё что.

В общем, покружился мой товарищ на своей телеге с моим крылом минут 10, и вынес вердикт о том, крыло само не летит, а с брошенной ручкой неумолимо затягивает в левый глубокий крен.

Значит, не телега.
Что же делать, Чернышевский?

Внешне крыло и система крыло-телега выглядят идеально с геометрической точки зрения, но как говори Старый Лис Маленькому Принцу: «Самого главного глазами не увидишь». Для этого идеалисты пользуются сердцем, а материалисты методами инструментального контроля. А поскольку я как та обезьяна мечусь между умными и красивыми, то сердцем почуял, что что-то не так, а мозги сказали, что нужно взять в руки рулетку.

Так и есть. Расстояние от законцовки консоли крыла до узла крепления задних тросов трапеции с одной стороны оказалось больше на 5 см. Поскольку троса не могли вырасти или усохнуть на 5 см. сразу, то оставалось одно. Когда менял балки и пересверливал отверстия под крепления шпильки, которой крепится поперечина к передней балке, и на которую одеваются верхние боковые троса мачты и нижние боковые троса трапеции, увёл сверло в сторону. Поэтому шпилька встала под углом, тросы, соответственно, тоже и одно полукрыло сместилось относительно килевой балки.

Снял парус и отвёз каркас домой на исправление. Исправил. Геометрия – как в учебнике за шестой класс. Построение прямоугольного треугольника. Как же, помню. Хоть и «тройка» у меня была.

Привёз обратно, собрал, вылетел.
Ну, вот про этот вылет, пожалуй, стоит немножко поподробнее.
Подлёты – у земли нормально, сильно никуда не ведёт. Оторвался, набрал высоты метров 70 после второго разворота, криволёт как был так и остался. Так и кирдычит влево со всей пролетарской ненавистью.
Прохожу над стоянкой авиатехники, чуть в стороне, ясен пень, но достаточно близко, чтобы почтеннейшая публика, наблюдавшая за моими эволюциями имела достаточный обзор для того чтобы насладиться действом. Ну и для пущей драматичности в этот момент зачихал «Буран».

«Буран» чихнул - это вам не баран чихнул. Как говорил один из моих многочисленных лётных наставников, «Буран» - это парта мужества на два вылета три отказа. Латтнаа…вроде бы отрабатывал имитацию отказа – совмещаю третий разворот с четвёртым крутой спиралью и сажусь посередине полосы, благо она свободна.
Товарищи по аэродрому поздравили меня с возвращением на землю, пожали руку, и сказали, что это смотрелось героически. Ну, да, неистребимый криволёт в сопровождении с астматическими судорогами двигателя, это кино для детей старше 16 лет.
В общем, собрал крыло в пакет, и увёз свою любимую «двадцатку» в гараж. А сам «на чердак и учиться, учиться и ещё раз учиться» пошёл учить матчасть и выспрашивать бывалых где может затаиться косяк.
И вроде, таки выяснил, поскольку нормальные люди лечат криволёты круткой регулировочных втулок на консолях крыла, а до этого степень моего авиационного просветления на тот момент ещё не дошла, так что сага об укрощении строптивого воздушного ишака ещё будет продолжаться.

А если учесть, что я ему купил новые колёсики, полуоси и даже обтекатели, то вести он себя должен хорошо. И есть все шансы что я добьюсь от него того, чего пытался Остап Бендер добиться от А.И. Корейко, а до него ещё пытался добиться друг его детства Коля Остен Бакен от подруги его же детства, польской красавицы Инги Зайонц.

Взаимности то есть.
 

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
Герой не замедлит с ответом, правда, с некоторым трудом восстанавливая последовательность своих действий

Есть такое дело... для того и освежаем память лекарством от забвения,правда не так часто,как хотелось бы...
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Ну, вот, раз уж Лев Алексеич тут выставил фотографию этапа наземной подготовки лётного состава, то расскажу ещё маленькую сказочку, имеющую непосредственное отношение к предметам и людям, изображённым на фотографии выше.


Один день учлёта ведь может ведь не всегда проходить на аэродроме или в ремонтном ангаре и сопровождаться скучнейшими описаниями угла наклона «колдуна» к горизонту и по азимуту, моментов докрепления гаек резьбовых соединений металлоконструкций элементов фюзеляжей и крыльев летательных аппаратов, диаграмм барографов, углов установки воздушных винтов и графических построений треугольников силы конструкций телег в стояночном положении, правда?

Учлёт ведь «один день» может иногда просто пройтись по земле и посмотреть в небо. В КУЛПе не запрещается.
 

Ходжа

Pigs fly.
Начну, как всегда издалека, поскольку коротких историй рассказывать у меня не получается, так как в каждой моей истории есть то, что в школе называлось «рассказ в рассказе», а кто не помнит, то это примерно «тысяча и одна ночь» и рассказы Бравого Солдата Швейка в одном флаконе.

…Ну, в тот день учлёт пошёл на рыбалку в Астраханскую область. Рыбалка для меня мероприятие условное, поскольку с мастерством ловли рыбы у меня не очень. В общем, для меня это был курултай себеподобных где есть казан, мангал, баранина, рыба и другие разнообразные запасы продовольствия, а так же в достаточном количестве то, чем всё это запить чтобы в полной мере можно было поддерживать Высококультурную Беседу в Правильной Компании.

В день нашего приезда на берег одного из притоков Волги был как раз День Космонавтики, и я к нему соответственно подготовился. А именно: купил на барахолке значков с Гагариным, кораблём Восток-1, Луноходом-1 и прочими подходящими к 12-му апреля атрибутами по числу участников мероприятия – это для торжественного построения и награждения участников парада, а так же накупил салютных ракет - это чтоб мероприятие приняло правильную окраску.

Сидели мы себе на берегу в ожидании первой звезды, чтобы провести парад и запустить в небо наши детские ракеты, как вдруг внезапно из-за угла (если кто не знаком с рельефом Астраханской Степи, то объясню, что ближайший угол там – это там где Земля скривляется у горизонта) появляется самолётик, марку не скажу, не эксперт я в них, но примерно такой.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Такой же горбоносый и с двумя вертикальными стабилизаторами и в пустынной раскраске, как мне показалось в закатном солнце.

Появляется он не просто так, а по нему сразу видно, что он тоже День Космонавтики отмечает, поскольку шёл он ну, не на высоте хим. гона над землёй, так как в степи тоже попадаются то там, то сям столбы, а на высоте хим. гона над столбами.

Прошёл он метрах в 300 от нашего лагеря и исчез за следующим углом. Скорее всего, траекторией своего полёта он писал фразу: «Юра, мы исправляемся», но за это я не поручусь, с моего бережка этого разглядеть было нельзя, но с орбиты, наверняка это было хорошо видно.

Фееричное зрелище. И с акустической точки зрения тоже запоминающееся.

В общем, дождались мы первой звезды, построились, все в значках с ракетами и луноходами, красивые такие, произнесли торжественную речь в честь тех, кого берут в космонавты и тех, кто берёт в космонавты и отбабахали свою порцию ракет в звёздное астраханское небо. Ожидали ответки с Кап. Яра или с Байконура, но не прилетело, видать, нас не засекли, поскольку там, наверное, тоже праздновали. Но, что приятно, каждая проезжавшая мимо нас по трассе Волгоград-Астрахань фура на каждый залп наших хлопушек сигналила в знак солидарности с праздником.
Вот так и растёт сознательность граждан.
 

Ходжа

Pigs fly.
Ну, а теперь маленькие эзотерические новости нашей деревни.
Был вот, как вы уже знаете, я на днях на рыбалке, а на обратном пути всё-таки попал в Кремль, хотя, зная меня, скорее всего, должен был попасть на Курский вокзал как Веничка Ерофеев.

Кремль оказался в Астрахани. А вот в самом-то Кремле я и купил глиняный кувшин для вина.
Классический небольшой грузинский кувшин с высоким горлом, ёмкостью, как выяснилось позже, 1,2 литра и который невооружённым взглядом виден в экспозиции на фотографии чуть выше рядом с книгой Ершова "Страх полёта".

Кувшин с резной виноградной лозой по всему телу.
Взяв его в руки хочется петь на грузинском.

В общем-то я сначала не хотел ничего покупать, но жена боковым зрением в лавке увидела глиняную турку для кофе, а она у меня без кофе не может жить. В общем, пока покупали турку, на меня посмотрел Кувшин. И я этого взгляда не выдержал, я понял, что этот Кувшин был создан для меня исключительно, и ждал он меня всю свою кувшинью жизнь и вот он этот взгляд. Пройти мимо - спеть реквием Мечте и всю оставшуюся жизнь осознавать, что прошёл мимо и в твоей жизни не будет больше Кувшина кроме Кувшина, который ты отверг.

И я взял его в руки.
И в голове сразу встало перед глазами и зазвучало вот это:

https://www.youtube.com/watch?v=ryNPVovcMkA
 

Ходжа

Pigs fly.
Да, Кувшин, это культовый предмет вполне живой и имеющий сакральное значение, как и мой чугунный Казан, поэтому только с большой буквы.

Так вот, налил я в него в тот день молодого портвейну, который вытремается у меня в дубовой бочке всего-то четвёртый месяц. И, о, чудо: налитый в кувшин молодой и невыразительный портвейн сразу приобрёл тона выдержки, зрелости, богатые послевкусия, букет и гармоничность.

Причём это заметил не только я, чьё мнение не считается, потому что у меня налёт маленький, но и мои гости пилоты химавиации, которых хрен занёс в связи с очередным отказом двигателя в полёте в наши палестины.

Вот и Лев Алексеич не даст соврать, а уж с его-то налётом вот отсюда и до Луны туда-обратно, никто его мнение оспаривать не осмелится.



Не уверен, но, возможно, Кувшин и воду в вино превращает по особым случаям.
 

Ходжа

Pigs fly.
Ну что, мои маленькие и не очень читатели, время идёт ничто не стоит на месте и даже в скромной учлётской возне всегда есть место подвигу, который, как известно почти всегда суть результат чьего-нибудь ras-peace-дяйства, не важно, своего или чужого, простите мне мой плохой английский.

Но поскольку в этом акте нашей околоавиационной пьесы в этот раз  речь пойдёт не о королях и капусте, а о именно подвигах и рас3,141692567здяйстве, то слова из песни не выкинешь.


Действующие лица и исполнители:


Много самолётов в роли многа самолётов
Много лётчиков  в роли многа лётчиков
Старый лётчик в роли Старого Лётчика
Большой Чорный ДжЫп  в роли большого чёрного джипа

В эпизодах: немного вертолётов, автожиров, дельталётов, дельтапланов и парапланов, лиц причастных и сочувствующих авиации и один учлёт в роли «кушать подано-с!».

Декорации: на заднем плане - Главный Кавказский Хребет, на среднем предгорья ГКХ, на переднем многочисленные аэродромы и посадочные площадки Северного Кавказа.
Время описываемых событий – «вот совсем недавно».
 

Ходжа

Pigs fly.
Начну, как всегда, издалека.

Уже не раз писал, что давно хотел попасть на слёт авиаторов. И не просто так попасть, а поучаствовать. Но всё никак не получалось, поскольку далеко летать в одиночку я маленький ещё, а все близкие слёты проводились в моё отсутствие. Но в этот раз, мне, как казалось, повезло, слёт должен был быть в Кисловодске, и в этот пасьянс я вполне-себе вписывался со своим вахтово-экспедиционным методом работы.

Начало слёта слегка отодвинулось из-за погоды – непрерывно лил дождь, и всё выглядело примерно вот так.
Не подумайте, что первая фотография чёрно-белая.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Но когда погода позволила подняться в небо, и я притащился (по земле) со своим дельталётом на цветущую полосу аэродрома в Кисловодске, то выяснил, что вся почтеннейшая публика и гости-авиаторы сместились в сторону Юцы, где тоже проводится слёт.
И в сторону Псебая, где тоже проводился слёт.
И всё в одно время.
Вот как-то все решили в одно время послетаться, все примерно близко, но в разных местах.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Анекдот в тему: Лев сказал всем зверям: «Умные налево, красивые направо». Все звери разошлись кто налево, кто направо, а Обезьяна стоит на месте и орёт: «А мне что, разорваться что ли?»

И я себя чувствовал точно как та обезьяна.

В общем, есть предложение к организаторам слётов в наших палестинах, где площадки находятся в пределах часа лёту на небесных тихоходах:
Можно же как-то договориться, если слёт приурочен к праздникам, и длится примерно неделю, чтобы на каждой из соседних площадок был общий сбор не в один день? Чтобы у каждой площадки был назначен день приёма гостей, когда все прилетевшие издалека слетаются в одно место, и могут пообщаться с хозяевами и постояльцами каждой площадки.
Иначе же получается, если каждая площадка просто заявляет о том, что проводит слёт в одно и то же время с другими, то выглядит это ( на мой дилетантский взгляд) как неспортивное перетягивание одеяла: «Ваай, туда не летай, сюда летай. Там снег башка попадёт, а воон там вообще бензин ослиной мочой разбавляют. А вот тут у Бабули-то Ягули пирожочки-то сахарные».


Латтнааа. Погундел чуть-чуть и хватит.
Возможно, я и неправ.
 

Ходжа

Pigs fly.
Собрал аппарат, полетал час-другой, чтобы освоиться после полуторамесячного перерыва, рацию свежеперепаянную проверил, и полетел  на Юцу, где в тот день был по слухам большой авиа-курултай. И близко и вроде, не выгонят, если без предварительных реверансов вывалюсь из облаков, поскольку не совсем я там чужой, родился и вырос я там как уж какой ни есть, а авиатор.

Прилетел к Юце – видно сразу, праздник выдался нерядовой: с воздуха я насчитал 14 самолётов, пару автожиров и вертолётов и с полдюжины дельталётов, не говоря уже о копошащейся в воздухе массе полосатых матрасов. В воздухе никого не было, эфир на мои запросы молчал. Ясен пень, меня такого «красивого, умного, в меру упитанного мужчину в полном расцвете сил» (С) никто тут не ждал особо, полёты уже все закончились, и народ уже переместился поближе к столам и сцене под крылом дельтаплана, где традиционно проводился концерт местной и неместной самодеятельности. 
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Учитывая большое количество летательных аппаратов и разношёрстного и предположительно не полностью трезвого народа на земле, некоторое количество парапланов в воздухе, и неизвестное количество идиотов на мотоциклах и квадроциклах, которые легко могли ВНЕЗАПНО выскочить из кустов на взлётку, я решил с целью снижения возможности создания нештатных ситуаций  чуть улучшить правило визуальных полётов, описанное в одном из пиндостанских мануалов как ” See and be seen” т.е. смотри и сам будь видим.  А именно, после того как огляделся и убедился в отсутствии парапланов, заходящих на полосу, встал над торцом полосы в спираль, включил в дополнение к стробоскопам и посадочным фарам ещё и клаксон, который в своё время установил для отпугивания коров и футболистов с полосы. Он у меня тумблером включается, и гудит непрерывно.

В общем, эффектно появился весь в красном, в лампочках и с бибикой, как ковёрный клоун на манеж с воплем «а ввот и йяя!» и встал где-то между умными и красивыми.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Пришвартовался, поздоровался с знакомыми и незнакомыми, узнал с сожалением, что только что закончились показательные полёты на дельталётах крымско-непальской команды и пошёл послушать что поют да поболтать о том о сём с теми, кто имел такое желание.
 
Вверх