Почему нельзя раскрой алюминиевых деталей самолета делать лазером

На представленном фото трещина, если это она, появилась вследствии "дыхания" заклёпок, а это уже звоночек. Радиус обшивки изначально мог быть плохо зачищен и иметь концентраторы, потому от нагрузок и образовалась трещина, а не потому что там лазером прошлись. Как раз судя по форме радиуса, можно предположить, что он был сделан вручную, сверлом.
Вы совершенно правы. На представленной фотографии заклепки ослаблены и в углу выреза обшивки можно видеть трещину. Это серийный типовой самолет, созданный КБ и построенный авиационным заводом, прошедший все необходимые испытания в том числе и на ресур. Но все равно трещит. При любительской постройке вероятность появления подобных трещин возрастает в разы, а если к этому добавить вляиние резки лазером, как тут многие предлагают, то самолет можно отправлять в утиль после 100 часов налета (если не раньше).
 
На представленной фотографии заклепки ослаблены и в углу выреза обшивки можно видеть трещину. Это серийный типовой самолет, созданный КБ и построенный авиационным заводом, прошедший все необходимые испытания в том числе и на ресур.

Судя по фото, я бы не сказал что это изделие авиационного завода или кто-то уже делал на нём "самодельщину" типа "доработки напильником" 🤔 Что за самолёт?
 
Судя по фото, я бы не сказал что это изделие авиационного завода или кто-то уже делал на нём "самодельщину" типа "доработки напильником" 🤔 Что за самолёт?
На фото представленном выше самолет Zlin142.

А это фото от другого самолета, так же заводского изготовления.
трещина_02.jpg

трещина_03.jpg
 
Последнее редактирование:
На фото представленном выше самолет Zlin142.

А это фото от другого самолета, так же заводского изготовления.Посмотреть вложение 509727
Посмотреть вложение 509728

"Древний" самолёт и похоже что проблема с трещинами там в другом - вибрация, не качественный материал и т.п.
Хотя на этом фото(по сравнению с последними) явно сделано не по "заводски".

Трещина_01.jpg
 
Имеет значение величина эксплуатационных напряжений (хотя местные просчитать непросто) и налёт в часах. Если это-"школьный" пилотажный самолёт, налетавший уже несколько тыс. часов, это одно, а частный ультралайт летающий хорошо если 50 ч/год - другое! И возраст самолёта.
 

Van’s said the change was meant to boost production and relieve a backlog affecting kit deliveries. Company president and chief engineer Rian Johnson said the company’s thinner parts were outsourced for the laser cutting and most were in noncritical parts of the airframe. According to Van’s, it has discontinued the use of laser-cut parts and has acquired a new, larger press-punch machine.
 

Van’s said the change was meant to boost production and relieve a backlog affecting kit deliveries. Company president and chief engineer Rian Johnson said the company’s thinner parts were outsourced for the laser cutting and most were in noncritical parts of the airframe. According to Van’s, it has discontinued the use of laser-cut parts and has acquired a new, larger press-punch machine.
Краткое содержание: часть деталей, которые фирма Van's дала на резку другой фирме (аутсорсинг), стала трещать. Ван'с работает над решением проблемы. Прекратила использовать детали нарезанные лазером.
 
Краткое содержание: часть деталей, которые фирма Van's дала на резку другой фирме (аутсорсинг), стала трещать. Ван'с работает над решением проблемы. Прекратила использовать детали нарезанные лазером.
Они трещат при гибке, если не обработать кромку реза (кромка с одной стороны слегка, порой еле заметно, выступает). Проверено на практике (Д16АТ S0,5 и 6061Т6 S1,0)
поэтому шкурка 3М400, ранее показывал у себя в топике, решает проблему (с огромной экономией абразива). Не реклама.
 
Да там сейчас у VANs Aircraft целая дилема. Нарезали кучу деталей лазером когда ковид был, потому что заказов было очень много и не успевали прессом делать. Покупатели естественно получили свои киты и стали клепать... и тут пошло поехало - трещины и трещенки. Не у всех, потому как там вроде технологический процесс был нарушен. Дополнительная проблема возникает из за того что многие уже собрали свои киты (части хвостовой балки, крыльев и тд), а что бы определить как изготавливалась деталь (лазер или пресс) отличием была синяя защитная пленка: на детали деланные лазером ее не клеили а на детали из под пресса клеили. Но те кто уже построили части естественно непомнят была пленка или нет...
VANs надо отдать должное, оперативно отреагировал, сейчас всем будут детали на новые менять, однако те кто склепал уже, там работы добавится. И я один из них - склепал хвостовую балку на втором самолете, а там как раз резанные лазером детали были (непомню какие естественно). Придется изучать вопрос очень внимательно.
 
потому что заказов было очень много и не успевали прессом делать
Ээээ.... А вы правда считаете что вырезка Пресли более задающий вариант (в части образования заусенцев и ТД) чем лазер?
Ну и вообще о каких пресах идёт речь? номенклатура деталей даже на маленьком самолёте такая огромная что о сколько нибудь массовой вырубке прессами речь не идёт. Максимум- штампуемые детали...
 
Проблема возможно возникла из-за того что в штатах люди не заморачиваются с обработкой края деталей.
По сути прогрев кромки в тонкостенных деталях из алюминиевых сплавов нарезаемых современным оптическим лазером с применением азота настолько минимальна, что простая обработка скребером устраняет слой затронутый термовоздействием.
На авиационных заводах тоже используют лазерный раскрой обшивки, только после этого обязательно кромку обрабатывают фрезой, и проблем не бывает
 
Проблема возможно возникла из-за того что в штатах люди не заморачиваются с обработкой края деталей.
По сути прогрев кромки в тонкостенных деталях из алюминиевых сплавов нарезаемых современным оптическим лазером с применением азота настолько минимальна, что простая обработка скребером устраняет слой затронутый термовоздействием.
На авиационных заводах тоже используют лазерный раскрой обшивки, только после этого обязательно кромку обрабатывают фрезой, и проблем не бывает
Сергей, это выводы для самоуспокоения...
На самом деле все не так. На производстве применяется резка лазером для заготовительной операций. Т.е раскрой большого листа на более мелкие заготовки, которые уже механическим способом (фрезой) доводятся до размеров детали. Другого варинта еще никто не придумал.
PS Шабером, область подвергшуюся термическому воздействию, убрать невозможно.
 
А ещё алюминий замечательно кроится твердосплавным диском по алюминию и ручной дисковой пилой или УШМ по направляющей шине.
Кромка получается сразу очень ровной.
 
Сергей, это выводы для самоуспокоения...
На самом деле все не так. На производстве применяется резка лазером для заготовительной операций. Т.е раскрой большого листа на более мелкие заготовки, которые уже механическим способом (фрезой) доводятся до размеров детали. Другого варинта еще никто не придумал.
PS Шабером, область подвергшуюся термическому воздействию, убрать невозможно.
😉Дмитрий, сам знаешь, скрабером/шабером можно не только повреждённый слой удалить, а вообще весь лист можно на стружку перевести
 
Всем добра!

Тут вот столкнулся с устойчивой такой историей, что лазерной резкой нельзя раскраивать алюминиевые детали для самолета.
Слышал это не раз. Но на вопрос почему так никто толком рассказать не может.
Слышал и другое. Что всё это ерунда и тема уходит корнями в прошлое, когда лазер был зверем неизвестным и пугающим. И что теперь всё это просто легенды о динозаврах, особенно если после резки лазером обработать кромку съёмником заусенцев.

Кто нибудь может об этом поделиться знанием?
А то я тут с перепугу мучаюсь у подрядчика с гидрорезкой, а у соседей услуги лазерной резки за три копейки
не режут лазером потому что метал может нагреется (вы его или заклите или опустете на этом промежутке реза.) После если деталь ещё гнуть пойдут микротрещины.
Ещё электроинструментом нельзя резать с абразивными кругами. Только фрезами металлическими.
Поэтому режут гидрорезкой.
Вообщем нюансов куча. Каждый как хочет так и .... .
А по делу. В Эрбасе или боинге за такое по рукам надают.
 
Как меня учили в свое время на кафедре М8 МВТУ им. Баумана, дюраль в области резки лазером нагревается и из него выгорают все облагораживающие присадки. Остается чистый алюминий. В результате, после некоторой эксплуатации, обычно через несколько месяцев, в алюминии начинает образовываться межкристаллитная коррозия. Т. е отдельные зерна металла начинают отделяться друг от друга слоями окисла. В результате чего прочность металла резко снижается. Нарушается герметичность, если это топливные баки или гидравлика или пневматика. Короче деталь приходит в негодность. Самое неприятное, что это происходит не сразу, и может быть незамечено в процессе производства.
 
Никто не отрицает наличия зоны термического влияния при лазерной резке! И в начале обсуждения приводилась ссылка на научное исследование величины этой зоны, проводившееся в нашем местечковом КНИТУ-КАИ. Из него следует, что силовые детали (как правило достаточно толстые) так резать нельзя. А что может случиться с обшивкой 0,5 мм самодельного ультралайта, который хорошо если 500ч налетает за время лётной эксплуатации? Через 5 лет появится трещинка от края к заклёпке? Ужас!!! 😱 🤣
Ну и вообще о каких пресах идёт речь? номенклатура деталей даже на маленьком самолёте такая огромная что о сколько нибудь массовой вырубке прессами речь не идёт. Максимум- штампуемые детали...
Наверное речь о вырубке маленьким тонким пуансоном отдельными дырочками по контуру. Строчит быстрее пулемёта, по любой кривой, край слегка зазубренный получается, нуждается в доработке напильником, впрочем как и после лазера.
 
Как меня учили в свое время на кафедре М8 МВТУ им. Баумана, дюраль в области резки лазером нагревается и из него выгорают все облагораживающие присадки. Остается чистый алюминий. В результате, после некоторой эксплуатации, обычно через несколько месяцев, в алюминии начинает образовываться межкристаллитная коррозия. Т. е отдельные зерна металла начинают отделяться друг от друга слоями окисла. В результате чего прочность металла резко снижается. Нарушается герметичность, если это топливные баки или гидравлика или пневматика. Короче деталь приходит в негодность. Самое неприятное, что это происходит не сразу, и может быть незамечено в процессе производства.

А ничего, что листы Д16Т специально покрывают тонким слоем чистого алюминия (плакирование)? Именно для защиты Д16Т от коррозии.
 
Назад
Вверх