Полеты на планере с лебедки

Да, очень интересно, можно ли у вас полетать на Бланике?
 
Всем летающим с лебедки хочу рассказать случай не сброса уздечки с планера. Пришлось рубить трос и планеристу садиться с куском троса в 400 м. При выборе слабины троса правая часть уздечки попала между передней петлей навески фонаря и защитной скобой. В момент отцепки крючек из замка вышел, но уздечка осталась на планере. Лебедчик отреагировал грамотно, отрубил и доложил.
Проверьте и подогните защитную скобу таким образом, что-бы исключить описанный случай.  Удачи.
 
Подобные случаи были. Планерист прекратил взлет. При выборке троса, опустился нос больше чем  обычно (видимо в небольшую ямку) и правый трос уздечки заскочил на скобу. После начала разбега трос со скобы не сошел, Витя Маслов прекратил  взлет и отцепился.  Очень опасны рывки на разбеге, возможно образовани петли троса и зацепление за колесо. Такой случай был, лет 30 назад, тоже рубили трос, удачо уложили его на поле, снижаясь по спирали, никто не пострадал. С тех пор при рывке на взлете и прекращении тяги-немедленная отцепка.
 
Видимо на фото шланг на уздечках не различим.
 
Шланг пластиковый на уздечкуи не будет таких проблем.
У нас то, как раз, шланг на уздечке есть, на  зазор между скобой и петлей навески никогда особо не смотрели. А при хлеском ударе, при выборке слабины троса, в этот зазор трос и попал. Один случай на милион.
 
Погиб  планерист, парашютист, инструктор,  прекрасный человек - Айвар Ноок
Янтарь, лебёдка, взлёт, большой угол, потеря скорости, сваливание......
 

Вложения

  • 22052010111_640_480.jpg
    22052010111_640_480.jpg
    59,1 КБ · Просмотры: 205
Искренне соболезнуем и сожалеем. Очень тяжело когда уходят такие уникальные люди. Хотелось бы узнать подробную картину трагедии, это поможет планеристам не допускать попадания в подобные ситуации,  и сохранит их жизни. Какая трансмиссия (прямая или гидромуфта), мощность и тип двигателя (бензин или дизель) у вашей лебедки. Какой использовался замок колесный или передний? В какой момент произошел срыв, на переводе в набор или на активном участке? Срыв произошел из-за потери скорости (недостаток тяги) или скоростной срыв. Действия пилота в момент инцидента. Планеристы будут вам признительны за предоставленную информацию.
 
Наша лебедка - см. ответ № 16 в этой теме. Автоматическая коробка, дизель. Замок в соответствии с РЛЭ - нижний - TOST EUROPA G 72. Со слов оператора лебёдки - всё было штатно - усилие около 300 кг.( Для Бланика  обычно около 500).
Срыв произошёл на высоте около 30 метров в первой фазе подъёма около 250 м по горизонту от старта . Сначала было небольшое отклонение влево , затем 3/4 оборота по часовой. Упал на левое крыло.... Триммер стоял в положении 5! Вес пилота около 70 кг.  Со старта было видно взмывание. В этот день Айвар произвёл 5 полётов на Бланике  и сразу-же на Янтарь. Опыт полётов на Янтаре у него был маленький. Бланик многие ошибки прощает, Янтарь - строгая спортивная птичка... Я думаю в этом случае техника функционировала нормально и предварительно эксперт это подтвердил, но ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР....!!!
НИКОГДА НЕ СПЕШИТЕ!!!! ПОСИДИТЕ В КАБИНЕ, ПОСМОТРИТЕ НА ПРИБОРЫ. ОТРАБОТАЙТЕ СВОИ ДЕЙСТВИЯ МЫСЛЕННО.
И СКОРОСТЬ, СКОРОСТЬ и ещё раз СКОРОСТЬ !!!
 
Можно уточнить?  Как я понял, передача на барабан идет через автомобильную автоматическую коробку с автомобильными настройками?  Если это так, то как она отрабатывает резкре возрастание усилия и снижение скорости сматывания троса в момент перевода в набор высоты?  Расчетные данные для "Янтаря" по тяге троса:  угол набора 40 потребная тяга-300 кг, угол набора 45 град. тяга - 410 кг, угол набора 50 град тяга - 480 кг.  Похоже лебедка не выдала требуемое усилие необходимое для разгона  если угол был более 40 град, или не обеспечила скорость сматывания при угле менее 40 град. Или был резкий перевод в набор, и планер не успел разогнаться.
 
Лебёдка может дать и 800 кг. . На уздечке предохранитель на 600 кг. А что значит  автомобильные настройки ?
 
Если Бланик с тяжёлым пассажиром ( на покатушках) пилот предупреждает оператора лебёдки - поплавнее ... Янтарь взмывает легко и сам. Предположение - пилот перетянул ручку не дав планеру набрать достаточную скорость.
 
Я не в курсе какая коробка, поэтому и спросил. Что подразумевается под словом "автомат"?  Прямая передача через гидромуфту или автомобильная коробка с автоматическим переключением передач?  Если дизель с гидромуфтой, то принцип работы понятен- крутящий момент почти постоянен от малого газа до 2000-2500 оборотов, гидромуфта работает мягко и с достаточной динамикой, если автомобильная коробка с переключением, то в момент переключения изменяются обороты и возможны рывки или ослабления тяги.  По поводу вашего предположения, вероятно это и есть причина срыва, резкий перевод в набор, планер не успел набрать скорость при увеличении тангажа. Лет 10 назад в Германии была похожая авария, пилот выжил благодаря карбоновой кабине, и приятелю планеристу, по специальности хирургу. 
 
какая разница что было с лебедкой, у меня нету опыта полетов на бланике и янтаре, но Зотов Геннадий Алексеевич всегда ругался когда мы переводили броху в набор без скорости на которой в случае обрыва веревки или чиха мотора Зотовской копейки могли перевести на планирование и спокойно посадить и пару раз меня это выручало, НЕ ТОРОПИТЕСЬ БУДЕТ СКОРОСТЬ БУДЕШЬ ЖИТЬ 
 
Трагический случай. Мои саболезнования.
Не знаю причин, но это могло произойти из-за особенностей конструкции спинки сиденья планериста. Регулировка по росту пилота на Янтаре осуществляется перестановкой спинки и если спинка не зафиксирована (при посадке в кабину вышла из пазов), то при некоторой перегрузке при разгоне планера планерист смещается назад увлекая за собой ручку управления. Тукой случай был при буксировке за самолетом, который тоже закончился трагически.
 
Коробка автомобильная, переключение обычно происходило уже на высоте более 300 метров, при уменьшении газа на две трети. Оператор к этому готов и , обычно, в момент переключения слегка увеличивает газ. Кабина, как видно мз фото , практически не пострадала. Но слишком велика была сила удара...., а человек очень нежное создание....
По поводу спинки
- на старте - ноги были вытянуты!!! при положении спинки на третьей позиции,
- на земле левая сторона - в замке, правая выскочила (возможноно из-за деформаций при ударе )...

Некоторые выводы -
- при старте на лебёдке с нижним замком для лёгкого пилота - обеспечить переднюю центровку перемещением спинки сидения и педалей возможно вперед.
- периодически проверять узел стыковки тяги руля высоты с валом ручки -наконечник( тяга - стальная труба/масса/, наконечник - дюраль с резьбой /концентратор/,ближайшая опора достаточно далеко ) на наличие трещин в резьбовой части наконечника. Как проверять точно не знаю, но трещины в этом месте возможны.
- и ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! скорость!
 
Назад
Вверх