Немного не по теме, но если затронули...
В этот день 12 ноября 1952 года совершил первый полет самолет Ту-95. Один из первых турбовинтовых стратегических бомбардировщиков.
Ту-95 – один из самолетов-долгожителей в мировой авиации. Разработка началась еще в конце 1940-х годов, и он до сих пор состоит на службе России. Единственный его прямой конкурент – американская «Летающая крепость», взлетевший на 7 месяцев раньше «тушки». Насколько известно, по меньшей мере, в ближайшее десятилетие замены двум «ветеранам» не появится. Много десятилетий между СССР и США шла гонка вооружений. Обе страны оглядывались на то, что получилось сделать у конкурентов, перенимали лучшее. В конце Второй Мировой несколько американских супербомбардировщиков Б-29, подбитые японцами, сели на советских аэродромах. И уже в мае 1947 года в воздух поднялся поразительно похожий на них Ту-4. Однако вскоре американцы ввели в строй Б-36, все еще поршневые, но с дальностью полета почти вдвое больше. А потом стало известно о появлении и вовсе чудо-машин с рекордной дальностью полета до 16 тысяч километров, причем с турбореактивными двигателями. Совет министров поставил задачу разработки межконтинентального бомбардировщика с аналогичной дальностью.
Разработкой на конкурсной основе занимались два гиганта отечественного авиастроения: Мясищев и Туполев. С последним Сталин имел личную беседу, переросшую в острую дискуссию. Дело в том, что Мясищев предлагал оснастить самолет турбореактивными двигателями и стреловидными крыльями – решение смелое и новаторское. Конфликт возник из-за возражений Туполева, доказывавшего, что требуемая дальность не достижима, а реакция машины на нагрузки стреловидного крыла изучена плохо. Дискуссия со Сталиным закончилась в пользу конструктора, и как водится, в кратчайшие сроки началось решение задачи.
Работы по проекту начались весной 1950 года, и уже к концу года комиссия утвердила предложенный туполевским ОКБ вариант. Мясищевский М-4, разрабатываемый одновременно, превосходил Ту-95 по всем параметрам, кроме дальности: 8000 километров против 12000. К тому же в первоначальном варианте дозаправка в воздухе не была предусмотрена. Туполев изначально заложил эту конструкторскую особенность, что давало возможность преодолеть расстояние более 32000 километров, и достигнуть любой цели.
Постройка Ту-95 началась осенью 1951 года. Мясищев приступил к постройке в мае 1952 года. Туполевцы справились раньше. В сентябре 1952 года первый экземпляр был готов. А начало «небесной» жизни положил 12 ноября летчик-испытатель с говорящей фамилией Алексей Перелет. Тем временем мясищевцы, работая в три смены, в середине осени изготовили все агрегаты М-4, и так же в разобранном виде доставили самолет в Жуковский. Взлетел он в январе 1953 года. Из-за новизны решений и скорости решения задач у обеих машин не обошлось без катастроф. В первый же год испытаний было потеряно три экземпляра М-4. А в мае 1953 года упал и Ту-95. Все же первым в эксплуатацию введен М-4 (февраль 1955 года). Мясищев для ликвидации главного недостатка – дальности полета, разработал систему дозаправки в воздухе. Казалось, что М-4 должен стать победителем этой конструкторской гонки. Однако за три года эксплуатации произошли шесть катастроф М-4. Это привело к неожиданному событию. На летное поле вышли жены летчиков-испытателей. Среди них были и вдовы.
В итоге из-за надежности туполевского самолета все усилия сосредоточили на нем. Машина пережила несколько глубоких модернизаций и эксплуатируется до сих пор. За это время было установлено 60 мировых рекордов для этого типа самолетов, включая высоту полета, скорость по замкнутому маршруту и продолжительность беспосадочного полета.
Если сравнивать B-52 и Ту-95, как два основных самолёта армагеддона, то B-52 просто пожиратель топлива по сравнению с Ту-95.