Полёты в космос

IMG_20230929_103432_418.jpg



В Китае заявили, что Индия фальсифицировала высадку на Южном полюсе Луны

Оуян Цзыюань, который был главным научным сотрудником первой китайской высадки на Луну, в государственном научном журнале подверг сомнению заявление Индии о первой высадке на «южный полюс».

Он сказал, что в позиции 69 градусов южной широты луноход «Чандраян-3» не только не приземлился на южном полюсе, но и не находился в полярной области Антарктики или даже рядом с ней.

В этой связи интересно сообщение издания New Scienctist, что до сих пор не было никаких сигналов с посадочного модуль «Викрам» или марсохода «Прагьян», в том числе после того, как прошёл обозначенный период в две недели, на который оборудование было, по заявлениям руководителей миссии, отключено.

Кот😼Костян
 
В источнике буквально так
"
Миссия «Чандраян-3» сделала Индию четвертой страной, успешно высадившейся на Луну, после США, Советского Союза и Китая.

Никто не оспаривает, что он достиг южного полюса Луны ближе, чем любая предыдущая миссия, что является важным достижением, поскольку это неисследованный регион, который, как подтвердило НАСА, космическое агентство США, в 2020 году, содержит водяной лед.

Однако Оуян Цзыюань, который был главным научным сотрудником первой китайской высадки на Луну, в государственном научном журнале поставил под сомнение заявление Индии о первой высадке на «южный полюс».

Он сказал, что в позиции 69 градусов южной широты луноход «Чандраян-3» не только не приземлился на южном полюсе, но и не находился в полярной области Антарктики или даже рядом с ней.

"
 
В этой связи интересно сообщение издания New Scienctist, что до сих пор не было никаких сигналов с посадочного модуль «Викрам» или марсохода «Прагьян», в том числе после того, как прошёл обозначенный период в две недели, на который оборудование было, по заявлениям руководителей миссии, отключено.
Опять искажен смысл.

Индийская организация космических исследований (ISRO) сканирует сигналы своей миссии «Чандраян-3» на поверхность Луны, но до сих пор не было никаких признаков того, что посадочный модуль «Викрам» или марсоход «Прагьян» пробуждаются после двухнедельной лунной ночи. Если попытки окажутся безуспешными, то оборудование, вероятно, не выдержало условий замерзания.

"Были предприняты усилия по установлению связи с посадочным модулем «Викрам» и марсоходом «Прагян», чтобы определить состояние их пробуждения. На данный момент никаких сигналов от них не поступало. Усилия по установлению контакта будут продолжены"

При описании миссии на сайте ISPO еще до ее запуска был указан срок работы - один лунный день. Вероятность возобновления работы после лунной ночи оценивалась как низкая. Температура аппарата без обогрева может упасть до -238C что гораздо ниже чем температура лунной поверхности под ним (что и понятно - поверхность снизу греют более глубокие слои).
 
Последнее редактирование:
В середине апреля, пол-года назад был неудачный запуск. Хотя как неудачный, взлетел, набрал 30 км, треть двигателей вырубилась, телеметрия записывалась, когда стало понятно, что всьоо, контролируемо подорвали. После запуска стартовый стол сильно пострадал, а вместе с ним, предположительло, и двигатели.

И вот стоит на новом, модернизированном стартовом столе очередной.
Тестовая заправка кислородом и метаном, но разрешения на запуск от регулятора ещё нет. Планируют получить в ноябре, и тут же, не долго думая, запустить. От темпов охренеть.

Красавчики! Удачи им там, в деревне Бока-Чика от деревни Щекино. ))

photo_2023-10-27_15-53-51.jpg
 
И при этом за этот год они уже 76 ракет Фалькон запустили. При том что во всем Мире всех космических запусков за этот год 172.
 
Второй испытательный полет Старшип.
По сравнению с первым прогресс очевиден. На первой ступени все двигатели в этот раз работали нормально на участке выведения. Разделение ступеней прошло штатно. Ступень успешно выполнила разворот для маневра возврата. Но из 13 центральных двигателей запустились только 9.
Далее ступень скорее всего была уничтожена автоматической системой прекращения полета. Вот кадр за доли секунды до разрушения виден взрыв по центру корпуса.

superheavy1.jpg

Сам корабль достиг высоты 149 км и скорости 24000 км/ч и далее телеметрия была потеряна из за чего отправлен сигнал на его уничтожение.
 
Чуток до 1-й космической недобрал. У Н-1 тоже прогресс был...
Н-1 за 4 попытки не дошла до этапа разделения 1-2 ступеней.
Да эти ракеты похожи по подходу к проектированию и испытаниям. В отличии от программ NASA у Маска нет столько денег и времени на постройку инфраструктуры для полного наземного тестирования изделия (у СССР в лунной гонке была та же ситуация). Потому доводят в пробных пусках. Кстати все готовые ступени Фалькон-9 проходят прожиг на полигоне Мак Грегор в сборе. Но при их размерах они легко транспортируются по дорогам.
 
Чуток до 1-й космической недобрал. У Н-1 тоже прогресс был...
Так это ж основной метод в ракетной технике - пульнуть, и посмотреть что получилось. )) Вспомним Р-1, она же Фау-2 с поправкой на технологическую базу СССР, их штамповали десятками, если не сотнями, не особо заморачиваясь, если взрывались или летели не туды. Зато сколько результатов! Которые позволили создать и надёжные ТНА, и камеры сгорания, и газогенераторы, и системы управления, знания о которых затем с успехом применили при создании супернадёжной Р-12 (8К63, Сандал, Космос). Верной дорогой идут товарищи! 🙂
 
Так это ж основной метод в ракетной технике - пульнуть, и посмотреть что получилось. )) Вспомним Р-1, она же Фау-2 с поправкой на технологическую базу СССР, их штамповали десятками, если не сотнями, не особо заморачиваясь, если взрывались или летели не туды.

Для небольших изделии это годный метод. Однако пульнуть десяток сверхтяжелых это тоже очень дорого и долго. Хорошо если старт выживает а не как во втором полете Н-1 когда заправленная 2500 тонн топлива ракета упала на старт с 200 метров высоты. Но выхода нет. Готовых стендов под 7500 тонн тяги просто не существует. То что осталось от программы Аполлон держало на то время максимум 5000 тонн тяги а в настоящее время ограничено до 3400 тонн тяги. Да и сама доставка ступени длиной 70 метров и диаметром 10 к стенду и обратно задача не тривиальная. Кроме того на стенде можно проверить работу ступени на участке выведения а вот проверить перезапуск ее в невесомости и посадочные режимы на стенде не получиться т.к. в реальном полете эти 5-7 процентов оставленного на посадку топлива могут находиться в непредсказуемом месте баков.
 
Ускоренное во времени(time lapse) видео сближения корабля Crew Dragon компании SpaceX с МКС. Снято 25 Ноября 2023г.

 
Ускоренное во времени(time lapse) видео сближения корабля Crew Dragon компании SpaceX с МКС. Снято 25 Ноября 2023г.
Это не могло быть снято 25 ноября 2023. Crew-6 Улетел к МКС 2 марта, состыковался 3 марта, отстыковался 3 сентября и сел 4 сентября. В составе экипажа был Андрей Федяев. А 26 августа улетел Crew-7 там в составе экипажа Константин Борисов. В порядке обмена на Союзах МС-23 и 24 улетели Франциско Рубио и Лорен О'Хара.
 
Тут написано так :


Space
Time-Lapse Of SpaceX's Crew-6 Dragon Approaching Space Station
Space
Sat, November 25, 2023 at 9:00 PM GMT+3

Экипаж:
Американцы - Ворен Хабург и Стефен Бовен
Россиянин - Андрей Федяев
 
Скорее всего это дата создания этого таймлапса (согласен в описании нет реальной даты события).
Просто я смотрю трансляции запусков Spacex и сразу вспомнил что уже был запуск осенью Crew-7 а предыдущий был весной.
Кстати в экипаже Crew-6 было 4 человека кроме россиянина и 2х американцев был еще астронавт из ОАЭ Султан Аль-Нейади
А вот полная запись трансляции стыковки Crew-6 опубликована 3 марта 2023
 
Итоги российской космонавтики в 2023 году http://www.roscosmos.ru/40091/


Сегодня ночью, компания SpaceX выполнила два заключительных своих запуска в 2023 году. Две ракеты («Falcon Heavy» и «Falcon 9») стартовали с Канаверала с промежутком между запусками всего в 2 часа 54 минуты, поставив новый рекорд компании по частоте пусков.


Это были 95-ый и 96-ой пуск компании в 2023 году. Выполнить план в 100 пусков, к сожалению, не удалось из-за погодных условий в декабре, вынудивших несколько раз переносить запуски. Тем не менее, и этот результат впечатляет; компания SpaceX не только поставила новый годовой рекорд, не только вывела США в абсолютные лидеры (суммарно 113 запусков американских ракет за год — советский рекорд 1982 года в 108 запусков наконец-то побит!), но и суммарно запустила больше ракет, чем три следующие космические державы вместе взятые. Китай (66), Россия (19) и Индия (7) в сумме запустили в 2023 году 92 ракеты.

То есть можно смело заявить, что по масштабам деятельности SpaceX превзошла три развитые индустриальные державы «первого эшелона».

Если 96-ой запуск был достаточно обычным — очередная порция сателлитов «Старлинк» — то 95-ый привлекает внимание:

* Во-первых, это был запуск в интересах USSF (миссия USSF-52), военно-космических сил США. В связи с секретностью, объем трансляции был очень ограничен; только собственно взлет ракеты, и затем трансляция с бортовых камер приземляющихся на Канаверале ускорителей.

* Полезной нагрузкой стал беспилотный космоплан X-37B в своем седьмом полете. Официально, этот мини-шаттл (способный к управляемому возврату с орбиты и мягкой посадке на аэродром) используется военными для испытания секретного оборудования, которое необходимо вернуть назад в целости. Неофициально — Х-37 также используется как высокоманевренный спутник-шпион, инспектор неприятельских космических аппаратов, и (потенциально) платформа для вывода малогабаритных спутников-перехватчиков.

* Точных данных по орбите X-37 пока что нет (США не спешат обнародовать, а любители еще не засекли его своими телескопами), но судя по тому, что для запуска 5-тонного космоплана использовалась «Falcon Heavy» в частично-многоразовой конфигурации — центральный блок первой ступени расходовался, возвращались только два боковых блока — орбита потребовала неординарных затрат дельта-V. Такая конфигурация позволяет вывести до 16 тонн на геопереходную орбиту.

* Высказываются версии, что либо Х-37 был выведен на очень высокую орбиту (например, геосинхронную), либо же запуск был выполнен на орбиту с очень большим наклонением (например, полярную). Оба случая представляют особый интерес, так как ранее запусков Х-37 на такие орбиты не предпринималось. Официально, основной задачей миссии является испытание долговременного влияния радиации на экспериментальное оборудование USSF и НАСА. В число прочих экспериментов входит и не-секретный биологический; изучение долговременного влияния космического излучения на семена растений.

* Это пятый полет ракеты «Falcon Heavy» в 2023 году, и девятый ее полет вообще с 2018 года. Как можно видеть, за 2023 год состоялось больше полетов тяжелого/сверхтяжелого носителя чем за пять предыдущих лет.


В целом, 2023-ий год выдался для SpaceX прорывным. Компания снова вышла в лидеры мировой космонавтики, продемонстрировав 100% надежность и эффективность пусков. По общей надежности, ракета-носитель Falcon-9 превзошла знаменитый советский «Союз», что является великолепным показателем (ни одной американской ракете прежде такое не удавалось).

Впечатляющих результатов удалось добиться в многоразовости использования первой ступени ракеты. Из 96 запусков Falcon-9, только в четырех использовалась новая первая ступень. Одна ступень при этом совершила 19 полетов (B1058) — к сожалению, в декабре она была потеряна во время транспортировки на беспилотной барже после успешной посадки, по вине чрезвычайно неблагоприятных погодных условий.

Наконец, в этом году были осуществлены две попытки запуска сверхтяжелого носителя нового поколения «Starship-Superheavy». Обе попытки не были полностью успешными, но между ними был достигнут впечатляющий прогресс в развитии столь новаторской концепции — полностью многоразового носителя «индустриальной» компоновки. Была достигнута полная надежность работы кластера из 33+6 двигателей «Raptor», успешно осуществлено разделение ступеней, система «водяного экрана» для защиты пускового стола от могучего выхлопа двигателей показала свою эффективность.

Из наиболее впечатляющих миссий этого года, я бы отметил вторую частную коммерческую миссию Axiom Space Ax-2 (полет четырех астронавтов на МКС по заказу частной компании), и запуск зонда «Psyche» к астероиду Психея. А также запуск космического инфракрасного телескопа «Euclid» стоимостью в 1,5 миллиарда долларов — самой дорогой полезной нагрузки, запущенной SpaceX.


Такие дела ...
 
Первый испытательный пуск новой ракеты Vulcan компании ULA. Экспериментальная ПН - лунный посадочный модуль Peregreen компании Astrobotic, который в перспективе должен доставлять на поверхность Луны полезную нагрузку заказчиков.
Ракета тяжелого класса заменит Atlas-5 и Delta-4 и попытается создать хоть какую то конкуренцию ракетам от SpaceX на время ставшей монополистом на рынке пусков тяжелых ракет в США. При цене пуска $100-200 млн ракета имеет некоторые преимущества в удельном импульсе двигателей второй ступени а значит в выведении нагрузки на высоко энергетические орбиты типа геостационарных или гелиоцентрических (межпланетных). Для низких орбит шансов подвинуть многоразовые ракеты SpaceX у данного изделия нет.
 
  • Мне нравится!
Reactions: 053
Марсианский вертолет Ingenuity завершил свою серию полетов на красной планете. В последнем 72 полете при посадке было получено повреждение лопасти НВ которое не позволяет далее совершать полеты.
NASA_e1_PIA26243_Ingenuity_Spots_the_Shadow_of_its_Damaged_Rotor_Blade.jpg

Всего он за 72 полета он провел в атмосфере Марса около 2 часов и пролетел более 17 км. Максимальная скорость 36 км/ч а максимальная высота полета 24 метра.
Первоначально рассчитывали провести только 5 полетов.
 
Первоначально рассчитывали провести только 5 полетов.

Фантастическое достижение, но и затраты впечатляют - сотня сотрудников и сотня миллионов долларов, хотя в масштабах человечества это даже не семечки - так, пылинка. ))
 
Фантастическое достижение, но и затраты впечатляют - сотня сотрудников и сотня миллионов долларов, хотя в масштабах человечества это даже не семечки - так, пылинка. ))
В масштабах космических полетов и цены космические. Например по итогам провалившегося конкурса Google lunar X PRIZE стало ясно что 100 млн$ не хватит чтобы построить и полностью протестировать на земле на стендах простейший лунный посадочный модуль даже если инженеры и рабочие будут работать даром в свободное время. А еще ведь надо оплатить сам запуск.
Вот недавно NASA заплатило фирме Astrobotic 108млн$ за доставку 90 кг груза на Луну а полет был неудачным. И подобного порядка суммы контрактов привлекают только мелкие начинающие стартапы по 130-250 сотрудников на 1 фирму. Более солидные участники отрасли туда даже не смотрят у них обычный запуск серийной ракеты столько стоит и при этом процесс отлажен и риск минимален.
 
Назад
Вверх