Полеты на слете. Основные принципы организации.
Необходимые формальности.
Если пилот заранее не прислал в электронном виде документы, то снять копии с них нужно сразу после прилета. С формальной точки зрения, организатор не должен требовать предоставления каких-либо документов от участников, но в случае визита транспортной инспекции их наличие сэкономит всем время и нервы.
Группа руководства полетами (ГРП).
Минимум два диспетчера, имеющих опыт управления разнотипными ВС (один управляет, другой отдыхает) плюс помощник каждому. Включается в работу до начала слета, обеспечивая прием прибывающих бортов. Интенсивность полетов не должна превышать возможностей ГРП. В случае, если диспетчер не работает постоянно на этом аэродроме ему необходимо выделить достаточное время для ознакомления с районом полетов, оборудованием диспетчерского пункта, схемами документами и т.д. Очень желательно, чтобы диспетчер прибыл для тренировки на этом рабочем месте хотя бы за сутки. Окончанием работы диспетчера в режиме авиашоу является покидание крайним бортом воздушной зоны площадки. Следует обратить особое внимание на тщательность работы во время окончания авиашоу/слета (разлета) и прилета. Многие начинают расслабляться, наоборот сильно устали, торопятся и в этот момент как раз велика вероятность авиационного происшествия.
Ознакомительные и демонстрационные полеты. Планирование полетов. Брифинги.
Сами полеты на слете можно условно поделить на ознакомительные и демонстрационные.
Демонстрационные полеты проводятся в специально отведенной зоне, расположение которой обеспечивает удобство наблюдения для зрителей с одной стороны, с другой – их безопасность. Важно обозначить ограничительную линию показа (show line), пересекать которую пилот не может ни при каких условиях. Для демонстрационных полетов целесообразно выделять час-два во второй половине дня, ограничивая или приостанавливая ознакомительные.
Ознакомительные полеты составляют основной объем на слете. Если количество бортов не превышает 25-30, то в составлении плановой нет особой необходимости. Когда бортов больше, плановая будет нужна. Она упрощает работу диспетчеров и маршалеров, облегчает жизнь пилотам (каждый знает свое время), гарантирует от уплотненного трафика. Плановая составляется на основании заявок, поданных экипажами накануне. На утреннем брифинге распечатанная плановая таблица раздается экипажам.
Утренний брифинг нужен, чтобы:
- довести план, погоду, особенности выполнения полетов в конкретный день
- очередной раз повторить курсы, схемы, зоны, ориентиры, площадки, пригодные для вынужденной посадки и т.д.
(большие наглядные схемы способствуют запоминанию, подключая зрительную память)
Повторение полезно как для вновь прибывших, так и для тех, кто за ночь забыл все что было на прошлом брифинге
- просто посмотреть пилотам в глаза.
Вечерний брифинг, как правило, не обязателен для всех пилотов, но нужен, чтобы приватно провести разбор полетов с теми, кто успел накосячить.
Уровень подготовки, ответственность экипажей могут сильно отличаться. Надеюсь, в Стерлитамак полетят действительно подготовленные экипажи, но организатор имеет право рассчитывать на худший вариант.
Заполнение анкеты пилота, аналогичной той, что была на СЛА-2010, может заранее позволить определить степень бедствия. А может и не позволить, т.к. по практике прошедших слетов известно, что две трети заявок заполняются в последнюю неделю. Некоторые просто не заморачиваются с анкетами, прилетая без уведомления.
Поэтому организатор должен располагать необходимым запасом разнообразных ГСМ, достаточным местом для стоянок и запасом швартовок.
Безопасность зрителей.
Одна из приоритетных задач организаторов. Если доступ на стоянку открыт для посетителей, то технические зоны, где производится заправка, обслуживание техники, запуск двигателей и т.п. должны быть для них недоступны. Оптимально, если техзона будет непосредственно соединена с РД, по которой можно выруливать на предварительный старт. Все перемещения самолетов со стоянок в техзоны и обратно только на буксире или вручную! Периметр технических зон, не имеющий ограждения, должен по крайней мере иметь маркировку цветной лентой. Доступ в техзоны и на перрон контролируется волонтерами.
Пока все. to be continued...