Последний полёт Bf-109

Самолёты которые участвовали в этой истории:

С Советской стороны.

Як-1
Як-1.jpg


МиГ -3
МиГГ-3.png


Curtis Р-40
P-40.jpg


С немецкой стороны:

Messerschmitt Bf- 110
Bf-110.jpg


Arado Ar-199
Ar-199.jpg



Fieseler Fi-156 Storch(Аист)

Stork(Аист) airplane.jpg

Как я писал раньше, об этой истории произошедшей во второй половине Августа 1942 года под Мурманском, есть информация или документация с немецкой стороны. Но я не нашёл ничего об этом с нашей стороны. Было-бы интересно почитать документацию или рассказы наших лётчиков, кто участвовал в ней.
Так-как самолётов Р-40 у нас было не так уже и много, и что это произошло было именно под Мурманском, то любая информация со стороны пилотов р-40
кто там служил, может содержать что нибудь и об этом случае. Если кто нибудь знает где эта информация есть, то буду благодарен Вам за эту информацию.
 
Всё пытаясь найти русскую информацию об этом случае, наткнулся на эту интересную информацию про пилотов группы JG5 "Ледяное море". В ней также упоминается Теодор Вейссенбергер, как один из лучших пилотов Люфтваффе.
Асы группы JG5:
 
Показал эту историю товарищу, который давно и серьёзно занимался историей воздушной войны на наших фронтах. Оказалось, она в узких кругах известна давно и достаточно подробно. Он дал ссылку на документ
00000018.jpg

Видим, что вскоре после завершения этой эпопеи, наше командование знало о ней достаточно. Примечательно, что самолёты МиГ-3 и Як там не участвовали вовсе. "Арадо" на воде расстреляли "Харрикейны", в то время, как Р-39 и Р-40 воевали с его прикрытием. С нашей стороны, потерь не отмечено, т.е. картина несколько иная, как водится. 🙂
Меня до сих пор интересует кто-же был этот человек(старик), что дал мне этого Бубнового туза со своим автографом.
На этот вопрос, товарищ нашёл ответ: ваш "бубновый"- известный ас Франц Эйзенах, последний командир 1-й группы 54-й эскадры (комполка). Это читается на карте.
На момент описываемых событий, он вроде как служил уже в III/JG5, но побед ещё не имел. Всю войну провоевал на Восточном фронте. И вот почти до конца жизни, интересовался авиационными мероприятиями.
 
Видим, что вскоре после завершения этой эпопеи, наше командование знало о ней достаточно. Примечательно, что самолёты МиГ-3 и Як там не участвовали вовсе. "Арадо" на воде расстреляли "Харрикейны", в то время, как Р-39 и Р-40 воевали с его прикрытием. С нашей стороны, потерь не отмечено, т.е. картина несколько иная, как водится. 🙂

Спасибо за информацию, очень интересно. Разность в докладах об этой истории можно объяснить разностью заинтересованности и ответственности советских командиров и немецких лётчиков. Да и перепутать Яки и МиГГи с Харрикейнами было легко - очень похожи, тем более в бою, когда особенно не до рассматривания отличий. Харрикейн:

Hurricane.jpg

Hurricane MKII.jpg

И то, что это могли быть Харрикейны, подтверждает тот факт, что среди тех обломков, в коллекции, были и останки Харрикейнов. Их легко было отличить по трубчатой раме фюзеляжа и деревянных винтов.
 
У страха глаза велики как говорят, но со стороны трудно вериться в то, что так четко рапортуют помодельно вид того или иного самолета в докладах. Ни разу не видел, например, указание модели танка Шерман в рассказах, может не корректное сравнение и модель боевого самолета имела определяющее значение.
 
Ещё раз прочитал документ который Вы приложили и сравнил с рассказом, что был напечатан в немецком журнале. Конечно немецкие лётчики за прошедшие
40 лет могли забыть некоторые детали этой истории, но я верю их версии больше. Во-первых, в советском документе речь идёт о общих воздушных боях произошедших за 3 дня(с 12 по 14 Августа) и всё собрано в одну "кучу", но с упоминанием факта попытки спасения лётчиков гидросамолётом.
Но в этой истории было чётко описано, что всё началось с того, что в начале(в другом бою) был подбит самолёт Bf-110 с корреспондентом на борту и кого ещё подбили или повредили в этой истории не написано. Потом были поиски экипажа(в основном корреспондента) двумя Bf-110, которые продолжались всю ночь.
Потом вылет самолёта "Шторх" для сброски аварийного груза и питания, а так-же инструкции для выхода к озеру и опять сопровождался двумя Bf-110. Все эти
полёты проходили без боя. И только на следующий день был этот полёт Арадо-199 на озеро Везнь для вывоза корреспондента, где при посадке на озеро
Ар-199 был обстрелян советскими истребителями и выведен из строя, в то время как самолёты его сопровождения были втянуты в бой другой группой советских истребителей. Но тогда не один немецкий самолёт(кроме Арадо) не был сбит. Тут я больше верю рассказам лётчиков, чем донесению какого-то офицера полка,
тем более комиссара. Но дело не в этом, кто и где кого сбил. Для меня(и многих других) было важно знать, что эти останки самолётов принадлежат именно тем
машинам которыми управляли те люди, принимавшие участие в этой части истории и войны. И в этой коллекции частей самолётов были не только обломки
Ar-199 и Харрикейнов, но и немного от Bf-110(части приборной панели, двигатели и лопасти винтов) и они могли быть от того сбитого и взорвавшегося при посадке Bf-110, потому-что как мне сказали все эти останки собрали в одном районе где-то под Мурманском.
 
Естественно, что наиболее достоверная информация о немецких действиях и потерях-в их свидетельствах и документах, о наших-в наших.
 
У страха глаза велики как говорят, но со стороны трудно вериться в то, что так четко рапортуют помодельно вид того или иного самолета в докладах. Ни разу не видел, например, указание модели танка Шерман в рассказах, может не корректное сравнение и модель боевого самолета имела определяющее значение.
Да наоборот как раз читал танкистов. "тремя танками подбили Тигр"... А на том участке фронта тигров то и не было..
 
Я думаю, что в этой истории все события были взяты из воспоминаний немецких лётчиков, которым не было смысла искажать то что происходило на их глазах,
как непосредственных участников. Тогда как советским штабным офицерам нужно было писать доклад о действиях вверенным им подразделениям. И естественно за "плохой" репорт их "по головке бы не погладили", тем более в 1942 году.
 
Такие истории с попытками "улучшить показатели" в отчётах были неоднократно и у немцев, когда ВДРУГ случался какой-то "пердимонокль". Тот мой товарищ приводил мне их примеры. Самое распространённое-списать потерю на действие зенитчиков, тем более, что 70% сбитых лётчиков-истребителей (из оставшихся живыми) не понимали, как это произошло. По принципу "пуля-дура", а так-то мы молодцы!🙂
 
Я думаю, что в этой истории все события были взяты из воспоминаний немецких лётчиков, которым не было смысла искажать то что происходило на их глазах,
как непосредственных участников. Тогда как советским штабным офицерам нужно было писать доклад о действиях вверенным им подразделениям. И естественно за "плохой" репорт их "по головке бы не погладили", тем более в 1942 году.
В оценках события, нельзя подходить с заложенными предубеждениями. Если для перекрестной проверки документов не хватает подкрепляющих или опровергающих данных - не логично сомневаться в одних и придерживаться других.
 
Конечно не без этого, везде есть "особы". Вот взять хотя-бы того военного корреспондента Кунке - тот ещё "человечек" - даже немецкие лётчики его невзлюбили.
 
Назад
Вверх