Первенец стратегической авиации. «Русский витязь» Сикорского
Самолет «Русский витязь» стал первым четырехмоторным самолетом в истории авиации. Созданный конструктором Игорем Ивановичем Сикорским в 1913 году самолет установил несколько мировых рекордов и сразу попал на страницы мировой прессы. Посмотреть на самолет приезжал лично император Николай II, оставшийся в восторге от увиденного. Многомоторная машина поражала воображение людей своего времени, оставив заметный след в истории отечественной и мировой авиации.
Рождение «Русского витязя»
В начале XX века российская авиационная промышленность находилась в зачаточном состоянии. Первый авиационный завод появился в стране в 1909 году, до этого в Российской империи имелись лишь мастерские, в которых осуществлялся ремонт иностранных аэропланов. Строительством самолетов занимались в основном энтузиасты, рассчитывая на собственные силы. В 1910-х годах первые заводы начали появляться в Петербурге и Москве.
В 1910 году в Петербурге открыли мастерскую «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания» (с 1915 года завод «Гамаюн»). Завод открыли на ссуду, полученную от военного министерства. В Москве чуть раньше, уже после завершения Русско-Японской войны новое для себя направление деятельности открыл завод «Дукс» (Dux), выпустивший в 1909 году свой первый самолет. После устранения всех недостатков и многочисленных переделок машина поднялась в воздух в 1910 году, а само предприятие до 1917 года носило гордое название Императорский самолетостроительный завод в Москве.
Еще одной производственной площадкой по созданию самолетов стал один из колоссов промышленности Российской империи – Русско-Балтийский вагонный завод, знакомый многим если не по самолетам, то по первым серийным российским автомобилям под маркой «Руссо-Балт». В 1910 году в Риге при заводе был организован авиационный отдел – авиационная мастерская, которая в 1912 году переехала в Петербург. В том же году главным конструктором авиационной мастерской стал Игорь Иванович Сикорский, в талант и возможности которого верил руководитель мастерской Михаил Владимирович Шидловский. В будущем он оказывал Сикорскому всяческую поддержку.
Михаил Шидловский не только разглядел талант и незаурядные способности будущего «отца вертолетов» и прославленного русского и американского авиаконструктора, но и способствовал поиску финансирования для воплощения его проектов в жизнь. Без его помощи Сикорскому вряд ли удалось бы осуществить задуманное. Предложенный им самолет был смелым решением не только для России, но и для всего мира. Первоначально Игорь Сикорский планировал создать двухмоторный самолет, но таким проектом в те годы уже было никого не удивить. Проекты двухмоторных самолетов разрабатывались во многих странах мира. Уже в процессе работ над новым самолетом появилась возможность покупки четырех двигателей Argus, и Сикорский загорелся идеей построить четырехмоторный самолет и не прогадал.
По меркам 1910-х годов предложенный самолет имел исполинские размеры, неслучайно одним из его первых названий было «Гранд» (фр. Le Grand) или попросту говоря «Большой». В дальнейшем рассматривалось название «Большой Русско-Балтийский», которое должно было подчеркнуть принадлежность нового самолета к предприятию изготовителю. И лишь третьим названием, под которым самолет навсегда и вошел в историю авиации, стало название «Русский витязь». Как бы сейчас сказали, очень запоминающееся с точки зрения маркетинга название.
Стоит отметить, что многие скептически относились к новому самолету Сикорского. Мало кто верил, что машина с массой 3,5 тонны вообще сможет оторваться от земли. Однако все скептики были посрамлены. Провала не произошло, более того Сикорский создал первый в мире четырехмоторный самолет, который мог поднять в воздух более 500 кг грузов. Ничего подобного до него никто не строил. Первый же полет, состоявшийся 26 мая 1913 года, прошел успешно. Но за пределами Российской империи многие не поверили новостям о постройке самолета. Если бы в те годы существовал твиттер, президент США Вудро Вильсон мог бы обвинить СМИ в очередных Fake News, однако продолжившиеся полеты «русского гиганта» быстро развеяли все подозрения журналистов по всему миру.
В том же 1913 году, но уже 2 августа, самолет установил новый мировой рекорд продолжительности полета. «Русский витязь» провел в небе 1 час 54 минуты. После установления рекорда все критики и скептики окончательно прикусили языки. А чуть позже самолет осмотрел лично император, который остался доволен увиденным. До наших дней дошла фотография, на которой Николай II сидит на открытой площадке, расположенной перед пассажирским салоном. После этого события Сикорскому был выдан карт-бланш на все последующие разработки, что в итоге привело к рождению первого в истории четырехмоторного бомбардировщика «Илья Муромец».
Описание конструкции «Русского витязя»
Работая над новым самолетом, Сикорский видел его как опытную и экспериментальную машину, которую при необходимости можно было бы использовать для проведения стратегической разведки. По конструкции «Русский витязь» представлял собой четырехмоторный многосекционный биплан, отличительной особенностью которого были крылья разной длины. Размах верхнего крыла – 27 метров, нижнего – 20 метров. Общая площадь крыльев – 125 квадратных метров. Длина самолета – 20 метров, высота – 4 метра. Максимальная взлетная масса вместе с грузом и пассажирами превышала 4 тонны. Для тех лет самолет был просто гигантским, хотя по нынешним меркам сопоставим с небольшими бизнес-джетами (регистрируемыми в оффшорах), которыми так любят летать российские банкиры и чиновники.
Фюзеляж четырехмоторного «Русского витязя» представлял собой прямоугольную раму, которую покрывали специальной фанерой. При этом сама рама изготавливалась из дерева. В центре фюзеляжа находился пассажирский салон, который своей формой напоминал вагон. Не зря самолет разрабатывало подразделение Русско-Балтийского вагонного завода. Салон был разбит на два отсека. В одном находились пассажиры и экипаж, второй предназначался в первую очередь для хранения различных запасных частей, инструментов и оборудования. Планировалось, что при возникновении каких-либо неисправностей их можно будет исправить прямо в полете. В передней части кабины располагалась открытая площадка с ограждением. Здесь в случае использования самолета в боевых действиях Сикорский планировал установить пулемет и прожектор.
При разработке самолета Игорь Сикорский рассматривал различные варианты расположения четырех двигателей, остановившись в итоге на схеме с рядным расположением. Все четыре двигателя Argus мощностью по 100 л.с. каждый были расположены в ряд и получили тянущие винты. По сути, Сикорский создал классическую схему тяжелого многомоторного самолета, которая широко применяется в авиастроении и в наши дни. Мощности двигателей хватало, чтобы разогнать самолет в воздухе до скорости 90 км/ч, а максимальная дальность полета составляла 170 километров.
Изначально самолет был рассчитан на экипаж из трех человек и перевозку четырех пассажиров. Для тех лет возможность поднять в небо семь человек уже была заметным достижением. Более того, проведенные испытательные полеты «Русского витязя» продемонстрировали, что машина очень устойчива в небе. Выяснилось, что пассажиры самолета могут спокойно перемещаться по кабине, что не нарушает устойчивость самолета и не влияет на полет. Для взлета четырехмоторной машине Сикорского хватало взлетной полосы длиной примерно 700 метров.
Судьба самолета «Русский витязь»
Судьба первого в истории четырехмоторного самолета оказалась незавидной. Самолет был серьезно поврежден в авиационном происшествии. По случайности это произошло, когда «Русский витязь» находился на земле. 11 сентября 1913 года во время проведения 3-го конкурса военных самолетов на стоящего на земле «Витязя» упал двигатель с самолета «Меллер-II». Двигатель приземлился на левую коробку крыльев и серьезно повредил всю конструкцию.
После данного происшествия самолет решили не восстанавливать. Одной из причин такого решения стало то, что материал, из которого был собран самолет (дерево), к тому моменту сильно отсырел, поэтому у Сикорского были обоснованные сомнения в сохранении прочности всей конструкции. К тому же машина изначально рассматривалась, как экспериментальный образец, на котором планировалось отработать новые технологи. С этой задачей «Русский витязь» справился на ура, проложив дорогу в небо последующим самолетам Сикорского, в первую очередь знаменитой серии бомбардировщиков «Илья Муромец», производство которых продолжалось до 1918 года.
Несмотря на небольшую историю существования, «Русский витязь» открыл дорогу в небо другим четырехмоторным самолетам, став родоначальником всей тяжелой и стратегической авиации. Построенный в октябре 1913 года четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» был первым прямым продолжением заложенных в «Русском витязе» авиационных идей.
Источник