Регулятор Vape R94.

парящий

Больше хорошей погоды !!!
Разломал реле-регулятор кому интересно вот фото.
 

Вложения

  • sized_PIC_0003_001.JPG
    sized_PIC_0003_001.JPG
    74,4 КБ · Просмотры: 1.699
  • sized_PIC_0004_002.JPG
    sized_PIC_0004_002.JPG
    85,5 КБ · Просмотры: 2.168
  • sized_PIC_0001_002.JPG
    sized_PIC_0001_002.JPG
    70 КБ · Просмотры: 2.126
Там где вопрос на схеме По ходу это диодная сборка Диоды шотки.
Вообщем ничего нового нет.Вместо этой схемы можно запросто лепить чё нить попроще,и не "молится".....
Хорошая тема. Нужная 😎
 
Интересная  тема.
Наверно  никто  не  будет  в  обиде  -  если  я  её  дополню  общей  схемой  от  снегохода  Тайга  с  мотором  РМЗ 500  -  где  часто  применяется  такой  регулятор  -  а  потом  напишу  некоторые  мысли  для  тех  кто  захочет  собрать  сам  -  нечто  подобное.

И  так  сперва  схема :


«электрическая схема Дукати програмируемого (  РМЗ 500 ).»
 
Ну  а  теперь  -  сравним  схему  разобранного  регулятора / выпрямителя  и  схему  некоего  аналога  -  скомпилированного  мной  из  двух  ранее  известных  приборов :

sized_PIC_0001_002.JPG



«Регулятор  напряжения  с  контролем  перезаряда  АКБ.»

В  крайней  схеме  -  думаю  есть  смысл  унифицировать  некоторые  детали  в  узле  измерения  напряжения  блока  контроля  заряда ( справа ) -  с  аналогичными  деталями  в  левой  части  схемы.  Такой  вариант  я  нарисую  чуть  позже  и  выложу.  А  пока - скажу  несколько  слов  о  приборах  из  схем  которых  -  составлена  предлагаемая  конструкция.
 
Сначало  про  регулятор / выпрямитель  - в  левой  части  схемы.

Я  собирал  и  использовал шунтирующий  регулятор / выпрямитель достаточно  давно.  Прототип  схемы  которую  я  использовал - появился  в  нашей  стране  на  мотоциклах  ИЖ Планета 5 - 01  оснащённых  генератором  на  постоянных  магнитах.  ( Там  был  применён  генератор  крайне  похожий  на  генератор  Дукати ).

Внешний  вид  и  схема :


«Регулятор напряжения мотоцикла ИЖ П 5 - 01.»


«БПВ 21 - 15.»

Затея  была  -  как  будто  не  плохая...  Однако  применённая  схема  и  её  детали  -  оказались  не  на  высоте.  Блоки  БПВ  -  перегорали  - легко  и  непринуждённо.  Не  совсем  удачная  схемотехника - усугублялась  плохими  стабилитронами  в  стеклянном  корпусе  и  уродскими  транзисторами  КТ 315...
В  общем - в  заводском  исполнении  это  был  паркетный  вариант.
Пришлось  переделывать.

Я  изготовол  новую  схему  управления  и  проверил  её  при  эксплуотации  на  мотоцикле.  Остался  очень  доволен.


«Модернизированный регулятор от ИЖа.   БПВ  21 - 15.»

Схема  управления  сделана  с  хорошим  запасом  -  чтоб  её  было  трудно  спалить. Применён  отечественный  стабилитрон  в  металическом  корпусе  и  транзисторы  заведомо  завышенной  мощности.  Общая  мощность  устройства  зависит  от  мощности  применённых  в  выпрямительном  мосте  диодов  и  мощности  тиристоров.  Если  поставить  мост  и  тиристоры  -  которые  выдерживают  больший  ток -  можно  получить  прибор  который  осилит  работу  хоть  с  киловаттным  генератором.

Блок  БПВ  выдаёт  на  выходе  ток  - выпрямленный  мостовым  выпрямителем  и  несколько  порубленный  тиристорным  регулятором.
Действующее  значение  напряжения  -  укладывается  в  стандарт  для  транспортных  средств  с  бортовой  сетью  12 - 14 вольт. Естественно  амплитудное  значение  напряжения - несколько  больше.
Это  следует  иметь  в  виду  при  измерении  напряжения  и  подборе  подстроечного  резистора.

Так  выглядит  на  осциллографе  работа  тиристорного  шунтирующего  регулятора  напряжения  до  выпрямительного  моста :


«Работа регулятора напряжения.Осцилограмма входного напряжения регулятора.Подключена нагрузка ( лампа ). Развертка - 10 вольт на деление.»

После  моста  -  импульсы  будут  повёрнуты  все  в  одну  сторону - но  всё  равно  это  будет  некое  пилообразное  импульсное  напряжение.  Это  особенность  всех  шкнтирующих  тиристорных  регуляторов  напряжения.  Они  могут  давать  помехи  воспринимаемые  радиоприборами.  И  про  постоянный  ток  -  можно  говорить  только  в  случае  применеия  совместно  с  шунтирующим  регулятором  аккумуляторной  батареи.

При  применении  данного  регулятора / выпрямителя  без  АКБ  для  питания  бортсети  в  которой  присутствуют  только  простые  потребители  -  типа  ламп  и  автомобильных  реле -  предписано  применение  электролитического  конденсатора  не  менее  чем  на  2200 МКФ  63 В. 

Можно  применить  к  примеру - такой  конденсатор ( как  вариант ) :


«конденсатор -  4700 мкф ; 63/72 в.»

При  этом  следует  строго  соблюдать  полярность  включения  электролитического  конденсатора.  Ибо  при  несоблюдении  полярности ( или  допустимого  напряжения ) -  конденсатор  может  взорваться.  В  нем  вскипит  электролит  и  корпус  конденсатора  -  лопнет  не  слабо.

Кроме  того  -  шунтирующий  регулятор  меньше  греется  -  если  в  бортсети  постоянно  включена  нагрузка.  К  примеру  -  если  мощность  генератора  100 Вт -  и  постоянно  включена  фара  60 Вт - это  хорошо.

Что  не  очень  хорошо  в  данном  регуляторе / выпрямителе ?

В  данной  схеме  не  контролируется  напряжение  на  аккумуляторной  батарее.  Ну  или  не  очень  точно  контролируется.  Конструкция  создавалась  для  работы  с  мотоциклетным  генератором  с  заявленными  параметрами  14 В  90 Вт  и  относительно  не  маленькой  и  неприхотливой  АКБ   6 МТС 9  - 12  В , 9  А/ч.

В  случае  применения  маленьких  АКБ  или  АКБ  критичных  к  току  и  напряжению  заряда ( литиевые или  некоторые  гелевые ) -  при  применении  такого  регулятора  / выпрямителя -  возможно  разрушение  АКБ  от  перезаряда  или  преждевременный  выход  АКБ  из  строя .
 
Для  тех  кто  немного  подзабыл  электротехнику  вставлю  ролик :

[media]http://www.youtube.com/watch?v=CMXNwROprk0[/media]
http://www.youtube.com/watch?v=CMXNwROprk0

Если  кто то  захочет  более  углублённо  вспомнить  вопрос  -  надеюсь  что  поискать  в  поиске " Элементарный  курс  электротехники  для  радиолюбителей " и другие  подобные  книги  - не  составит  труда.

Я  же  напишу  ещё  несколько  слов  по  настройке  этого  прибора  -  как  я  это  делал  на  мотоцикле.

Если  требуется  настроить  регулятор  непосредственно  на  мотоцикле  -   следует  делать  так  :

Прогрел  мотор  (  проехал  минут  5  ).
Поставил  мотоцикл  во  дворе  на  подставку.
Положил  блок  БПВ  на  лавочку  рядом.
Присоединил  2  провода  от  осветительных  катушек  к  блоку  БПВ  двухпроводным  электрошнуром  с  сечением  каждого (  медного  )
провода    не  менее  чем  полтора  квадратных  мм.
Между  этими  проводами  присоединить  лампочку  12  вольт  32  свечи.


«Настройка  БПВ 14 - 10.»

На  выходе  стабилизатора  подключить  конденсатор - 2200 мкф на 63В  (  соблюдая  полярность  ) и  лампоку  5  W  12  вольт.
Подборочный  резистор  присоединён  -  если  схема  модернезирована  как  я  писал  -  для  начала  150  ом.
Запустить  мотор  и  убедиться  что  лампочка  горит  на  малых  оборотах.
Осторожно  добавляя  газ  -  убедиться  что  напряжение  реально  ограничивается.  (  тоесть  лампочки  светят  без  особого  перекала  на  больших  оборотах ).

Присоединить  вольтметр  -  и  убедиться  (  осторожно  прибавляя  газ  )  при  каком  напряжении  наступает  ограничение.

В  зависимости  от  того  на  каком  уровне  оно  ограничивается  -  изменить ( если  нужно ) величину  подборочного  сопротивления.

Я  при  регулировке  стремился  попасть  в  напряжение  отсечки  13.5 вольт  -  плюс  -  минус  пол  вольта.
( При  включённой  нагрузке - всё  по  схеме ).

В  общем  всё.

Примечания :

Дешовые ( иногда -  и  не и очень  дешовые ) цифровые  тестеры  могут  безбожно  врать  при  работе  с  импульсными  напряжениями.

В  качестве  вольтметра  я  применял  советский  тестер:


«Ц 4341.»

Но  можно  обойтись  на  худой  случай  -  автомобильным  вольтметром  :


«Вольтметр  ВАЗ»

Перед  работой  по  настройке  -  желательно  проверить  что  показывает  вольтметр  на  хорошо  заряженном  -  желательно  -  почти  новом  АКБ стоящем  - ну  на  автомобиле  -  чтобы  убедиться  что  прибор  не  особо  врёт -  и  где  у  него  12  вольт.
К  китайским  дешовым  тестерам  -  это  тоже  относится.

P.S.  Если  необходимо  измерить  переменное  напряжение    вольтметром  постоянного  тока  -  его  нужно  дополнить  выпрямительным  диодным  мостом  -  например  КЦ  402 А  (  или  Б  В  Г  )  Показания  прибора  при  этом  могут  быть  понижены  -  за  счёт  потерь  в  мосте  -  примерно  в  пределах  пол  вольта.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Внимание !   От  ЛАТРа  или  иного  сетевого  источника  питания  -  регулятор  настраивать  по  вышеприведенной  схеме  НЕЛЬЗЯ  !  Так  как  регулятор  коротит  питание  -  а  ЛАТР  на  это  не  рассчитан.

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

В  случае  необходимости  настройки  в  лабораторных  условиях  от  автотрансформатора  ЛАТР -  следует  помнить :

Лабораторный автотрансформатор - прибор почти незаменимый при наладке и испытаниях радиотехнических устройств, зарядке аккумуляторных батарей (в этом случае нужен ещё выпрямитель) и проведении лабораторных работ.

Однако ЛАТР - обладает одним неприятным свойством - как и всякий регулируемый автотрансформатор - он не обеспечивает электрическую развязку высоковольтной (сетевой) и низковольтной (или выходной) стороны. Иными словами - на выходе ЛАТРа - может быть (обычно присутствует) сетевая фаза. Это может привести к поражению персонала электрическим током.

Для предотвращения этого следует применять безопасный регулируемый источник переменного тока - представляющий из себя комбинацию автотрансформатора ЛАТР и отсекающего трансформатора - обеспечивающего электрическую развязку с осветительной (питающей) сетью. Трансформатор электрической развязки может быть как понижающий - так и с коэффициентом трансформации 1 : 1 ( один к одному ).


«Bezopasnyi_LATR.»

Я  часто  пользуюсь  таким безопасным  источником  тока :


«Лабораторный  блок   питания    В  - 24 М .»

Там  внутри  не  автотрансформатор  а  регулируемый  трансформатор  с  изолированной выходной  обмоткой.


«Блок питания В 24 М.»



В  случае  если  Вы  решите  воспользоваться  не  безопасным  автотрансформатором  ЛАТР  -  следует  предпринять  все  необходимые  меры  безопасности  чтобы  Вас  не  убило  током.

Работайте  на  столе  из  изоляционного  материала - вдали  от  заземлённых  предметов - на  сухом  электроизолирующем  полу ( можете  на  всякий  случай  галоши  надеть ) - инструменты  применяем  с  изолированными  ручками - приветсквуется  применение  электроизоляционных  резиновых  перчаток - и  всё  прочее -  по  технике  безопасности.

Я  вас  предупредил - кто  влезет  руками  в  220  вольт  -  будет  сам  себе - злобный  Буратино.

При  настройке  блока  типа  БПВ 21 - 15  от  автотрансформатора  ЛАТР  ( или  от  безопасного  источника  тока  -  как  у  меня ) - следует  пользоваться  схемой  с  последовательно  включенной  нагрузочной  лампой.  Лампа -  не  влияет  на  Вашу  безопасность.  Она  необходима  чтобы  не  спалить  ЛАТР. Он  на  короткое  замыкание  не  рассчитан. ( В  отличие  от  генератора  Дукати ).

Для  настройки  от  ЛАТРа :
 

Вложения

  • nastrojka___ot___LATR.JPG
    nastrojka___ot___LATR.JPG
    42,8 КБ · Просмотры: 565
В  общем  -  модернизированный  вариант  блока  БПВ 21 - 15  - вполне  проверенная  конструкция. Достаточно  прост  для  повторения.  Настраивается  не  слишком  сложно. Мощность  его  может  быть  значительно  увеличена  при  применении  более  мощных  ( чем  в  оригинале )  силовых  диодов  и  тиристоров ( с  соответствующим  соблюдением  площади  радиаторов  для  теплоотвода ).  Прибор  может  быть  собран  на  едином  корпусе - выполняющем  роль  теплоотвода - если  будут  применены  меры  по  изоляции  деталей  от  электрического  контакта.  К  примеру  мощный  современный  мост  и  современные  тиристоры  с  изолированными  ушками.  Выходное  напряжение  выпрямляется  двухполупериодным  выпрямителем.  То есть  -  фактически  прибор  выдаёт  максимальную  выходную  мощность  для  приборов  своего  типа.  Думаю  что  БПВ  21 - 15  модернизированный  - и собранный  с  более  мощными  тиристорами  может  быть  успешной  альтернативой  и  фактически  - почти  полным  аналогом  такого  варианта - рекомендованного  для  моторов  Ротакс :


«Regulator # 866 080.»

http://www.ultralightnews.ca/charging_uslk/charging_system.htm

Конечно  при  условии  грамотного  выполнения  монтажных  и  наладочных  работ.
 
Блок  БПВ 21 - 15  обладает  ещё  одной  особенностью.  Когда  мотор  не  работает  а  аккумулятор  подключен  в  бортсеть  -  измерительная  цепочка  потребляет  небольшой  ток.  Примерно  как  лампочка  от  подсветки  приборов.  Тоесть  при  стоянке  превышающей  несколько  часов  АКБ  желательно  отключать  от  массы.  Чтобы  он  не  сел  попусту. Впрочем  чешский  прибор  с  которого  началась  эта  тема  -  тоже ( как  я  понимаю ) обладает  таким  свойством. Это  относится  и  ещё  к  ряду  подобных  приборов.

Иногда  для  предотвращения  такого  не  совсем  приятного  явления  применяют  отключаемый  измерительный  вывод  регулятора.

К  примеру :


«Трёхфазный регулятор выпрямитель.»

Следующий  вариант  схемы -  если  повар  нам  не  врёт  -  от  какой  то  Ямахи  или  корейского  клона  Ямахи....


«Трёхфазный  выпрямитель / регулятор  напряжения »

То  что  регуляторы  трёхфазные - не  принципиально  с  точки  зрения  питания  измерительной  цепи. Правда  в  этом  случае  при  отключении  замка  зажигания  на  работающем  моторе  -  возможен  не  регулируемый  бросок  напряжения  на  выбеге  свободного  вращения  мотора...  Скорее  всего  он  гасится  на  АКБ...  Если  же  мотор  глушить  выключателем  зажигания  а  замок  выключать  после  -  этот  эффект  и  вовсе  не  проявится.

При  желании  нечто  подобное  можно  внедрить  и  на  клон  БПВ 21 - 15.  Хотя  я  всегда  считал  что  лишние  провода - зло. А  стояночный  выключатель  массы  АКБ - это  добрая  старая  штука - очень  полезная  по  ряду  причин. Ну  а  не  прошляпить  включить  массу  АКБ - святая  обязанность  пилота.  Тем  более  что  проверка  наличия  напряжения  в  бортсети - неприменный  пункт  предполётного  осмотра  ЛА.

Для  мототехники  -  выключатель  массы  тоже  ИМХО  очень  полезен. К  примеру он  понижает  возможность  возгорания  при  повреждении  проводки  и  отсутствии  хозяина. Такие  случаи - известны. Правда  думаю  что  не  совсем  самопроизвольные  загорания  были  спровоцированы  детьми  -  которые  пытались  посидеть  на  мотоцикле  -  покрутить  руль  -  подёргать  провода...
Однако  и  дуракам  нашкодить  при  отключённой  массе  -  труднее.
А  от  вмешательства  идиота  -  трудно  застраховаться...  Отойди  на  20  шагов  и  отвернись...  Придурки  с  шаловливыми  ручонками явятся  как  из  под  земли.
 
Не знаю, по теме или нет, но решил собрать на досуге аналог штатного регулятора для R582. Схема, к сожалению, ныне покойного Владимира Борисовича Исмайлова из Борисоглебска, была опубликованная автором на страницах форума http://www.moto.com.ua/forum.php?id=150469&page=61#1181 и в дальнейшем получила развитие в виде активного полумоста.
Работает. И весьма неплохо.
 

Вложения

  • vsim57_1.jpg
    vsim57_1.jpg
    50,2 КБ · Просмотры: 650
  • vsim57_2.jpg
    vsim57_2.jpg
    58,4 КБ · Просмотры: 667
Это  конечно  по  теме.
Однако  я  всегда  придерживался  мнения  что  спалить  любую  микросхему  легче  чем  парочку  транзисторов  поставленных  в  схеме  управления  с  больши  запасом  по  параметрам.  Кроме  того  транзисторы в  силовом  ключе - часто  греются  сильнее  чем  тиристоры.  Когда  мы  коммутируем  серьёзные  мощности  -  чудес  не  бывает.  Тепло  где то  выделится  неприменно. Конечно  современные  продвинутые  транзисторы  могут...  и  всё  такое.  Имхо - с  транзисторами - сложнее  и  особого  смысла  не  вижу. 

В  прочем  каждому  своё.  Схемы  подобные  приведенной  в  ряде  случаев  работают  и  всё  такое.  Так  что  пусть  люди  сами  имеют  возможность  выбрать  что  им  нужно.

Есть ( к  примеру ) ещё  несколько  вариантов  - с  хорошими  рекомендациями.  (  Сам  не  проверял ).

То  что  они  трёхфазные  -  не  важно.  При  использовании  с  однофазным ( двухвыводным ) генератором  -  можно  просто  применить  мост  не  не  6  а  на  4  диодах  и  соответственно  не  ставить  один  тиристор.

У  мотоциклистов  ныне  в  почёте  конструкции  на  микросхемах...  Типа  таких :


«Регулятор  на  ULN 2003»


«регулятор  на  TL 431»

Одно  из  обсуждений :
http://moto-electro.ru/forum/index.php?showtopic=307

При  применении  транзисторных  силовых  ключей  -  в  ряде  случаев  пытаются  получить  КПД  выше  чем  на  тиристорах  или  симисторах... ( хотя  ИМХО  ) это  далеко  не  всегда  необходимо.  В  чешском  регуляторе  вообще  однаполупериодный  выход.  Тоесть -  получается  что  одна  полуволна  напряжения  вообще  игнорируется.  И  все  пользователи - довольны...

Ещё  на  транзисторах  пытаются  получить  более  низкий  уровень  радиопомех...  Но  по  этой  части  результаты  спорны  и  не  понятны.  Точных  приборных  замеров  никто  не  делал.

Впрочем  процитирую  про  транзисторный  вариант регулирования  напряжения.  Может  кому  интересно  будет  для  сравнительных  экспериментов :

kazach сказал(а):
........ раз будешь пробовать - попробуй и вот эти 🙁 конденсаторы для простоты не рисовал,сам поставишь где надо!)
На тетрадном листе нарисовал сигналы на выходе тиристорного и транзисторного регуляторов при идеальной синусоиде генератора и без конденсаторов и аккумулятора на выходе ( для наглядности коэффициента использования генератора и нужных емкостей конденсатора на выходе. С Распадающимся мостом конденсаторы нужны на порядок больше чем даже для  тиристорного регулятора,а вот радиопомех они создавать должны намного меньше чем шунтирующие,тиристор переключается при прохождении синусоиды через ноль) ,что там реально-зависит от Гены ! Транзисторный работает в активном режиме и греется как самовар ( обязательно теплоотвод очень большой площади или с вентилятором,хотя на Дельте  набегающий поток поможет) . Использование генератора более полное нежели в тиристорном и более нежен к нему !Стабилитрон здесь уже точно можно любую стекляшку,по этому его мощность и не указывал. Совершенно не создаёт помех для Радио! Но ,ещё раз повторяю- САМОВАР, и это перечёркивает все его достоинства! :IMHO
В Симисторном  стабилитрон не менее 2 Вт ,при замене его аналогом на транзисторе -любой мощности.Резистор в аналоге-  470 Ом . Транзистор можно и КТ815 ,КТ829  и подобные.....

P1010275.jpg


P1010278.jpg


P1010281.jpg


Конец  цитаты.
....................................................................................

И  ещё  известная  схема  транзисторного  регулятора  напряжения.
( повторюсь  что  мощность  во  всех  случаях  зависит  от  применяемых  выходных  элементов. Транзисторов или  тиристоров  или  симисторв  -  смотря  что  применили. )  ( если  совместно  с  регулятором  напряжения  ставят  силовой  мост  для  выпрямления  тока - мощность  моста  тоже  должна  соответствовать  мощности  генератора - с  запасом ).

kvadratov сказал(а):
На  тему  стабилизаторов  для  генератора  мощностью  65  Вт ( от  мотоцикла  Восход ) -  была  ещё  одна  любительская транзисторная  схема  -  она  тоже  шунтирующая  но  возможно  что  она  менее  склонна  давать  помехи.  При  применении  более  мощных  деталей  наверно  её  можно  сделать  на  большую  мощность :

( для  установки  АКБ ( на  Восход ) -  дополнительно  требуется  отсоединить  генератор  от  массы  и  добавить  второй  силовой  выпрямительный  мост )

stabilizator_naprjazhenija.JPG


Я  знаю  про  эти  варианты  -  но  особого  смысла  эксперементировать  в  таком  направлении  не  вижу. Наверно  я  слишком  прагматичен.
Впрочем  -  желающие  проверить  -  могут  заняться  исследованиями  таких  схем -  возможно  это  и  интересно...  Особенно  для  людей  имеющих  склонности  к  радиолюбительским  изысканиям.


P.S. - Выше  я  привёл  пару  схем  где  в  цепях  управления  стоит  микросхема  TL431  и  ещё  некий  аналог... 
Есть  мысль  что  чехи  применили  в  своей  конструкции  пару  шук  микросхем  TL431ACDBZR PBF SOT-23

Добавлю  ссылку  на  описание  TL431  и  картинку  с  её  начинкой  и  распайкой  ног.
Деталь  вообще  очень  популярная.  Но  я  пару  раз  нарвался  на  отказ  подобных  вещиц  в  автомобильных  электронных  блоках  и  с  тех  пор  недолюбливаю TLки...

Впрочем  -  вот  описание TL431 :

http://sprv.ucoz.ru/publ/tekhnologii/nachinajushhim/tl431_chto_ehto_za_quot_zver_quot_takoj/9-1-0-17
 

Вложения

  • TL431.JPG
    TL431.JPG
    51,3 КБ · Просмотры: 492
Для  полноты  рассмотрения вариантов  схем  регуляторов  напряжения  добавлю  ещё  несколько  вариантов  от  импортной  мототехники :

Вот  регулятор  напряжения  от  импортного  мопеда :
Конструкция  родственная  той  что  собирал  я.
Обратите  внимание - тиристоры  не  нагружают диоды  выпрямительного  моста.  Как  и  в  БПВ  и  как  у  чехов.  У  чехов - вообще  мост  силовой  отсутствует.  Есть  только мост  для  питания  схемы  управления - слабенький. В  общем  такое  включение  тиристоров  самое  правильное  и  рациональное.


«регулятор  Вайпер.»

Иногда  ставят  вместо  двух  тиристоров  один  симистор.
Это  не  всегда  хорошо - так  как  может  вызывать  некоторые  проблемы  с  цепями  управления да  и  в  общем замена  двух  тиристоров  на  симистор - это  ИМХО  просто  попытка  съэкономить  на  3  копейки.

Далее - в  ряде  случаев -  применяют  схемы -  где  тиристоры  дополнительно  нагружают  выпрямительные  диоды  силового  моста. Это  неизбежное  зло  в  случае  трёхфазного  регулятора.  Однако  для  однофазного варианта  решение  не  совсем  рациональное.  Но  встречается  часто.  По  моему  мнению - это  просто  следствие  производственной  унификации  трёхфазных  и  однофазных  регуляторов.  Тоесть  опять  просто  попытка  немного  съэкономить.

К  примеру - как  здесь :

( а  вот  схема  управления - очень  напоминает  БПВ  🙂  )


« схема регулятора мотоцикла Цундапп с генератором мотоплат.»

Под  схемой  немцы  написали  своё  фи  по  поводу  того  -  что  схема  управления  жрёт  некоторый  ток  на  стоянке  и  может  посадить  АКБ. ( Я  писал  что  такое  присуще  многим  регуляторам ). На своём форуме  они  рассматривали  вариант  применения  электромагнитного  реле  -  для  отключения  регулятора  от  АКБ  при  выключенном  замке  зажигания ( в  положении запертого  замка  рулевой  колонки ).

Следующая  схема - лишена  такого  недостатка  -  так  как  имеет  отдельный  измерительный  вход :

feedback-bridge.png


Ну  а теперь  -  очень  интересная ( на  мой  взгляд  ) схема.
Двухполупериодный выпрямитель / регулятор  напряжения  от  снегохода  Линкс.
Схема  снабжена  системой  контроля  зарада  АКБ  и  имеет  полноценный регулируемый  выпрямительный  мост.
Мне - теоретически - схема нравится. Надо  будет  попробовать  собрать на  досуге.


«Регулятор  напряжения  снегохода  Линкс»

Про  точность  схемы - толком  не  понятно.  Это  человек  со  снегоходного  сайта  разбирал  блок  и  выложил. Так  что  схема  не  от  производителя.  В  общем  за  подробностями  можно  сходить  по  ссылке :
http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=90&t=12957&start=150

Наиболее  интересной  кажется  правая  сторона  схемы - регулируемый  мост.  Вместо  левой части - я  думаю  применить  свою  проверенную  систему  БПВ - модернизированного только  без  силового  выпрямителя а  с  мостиком  на  пару  ампер  для  питания  цепей  управления.  А  вот  регулируемый силовой мост  с  правой  части  схемы - попробовать  интересно.  Он  по  идее  должен  обеспечивать  использование  АКБ  чувствительных  к  перезаряду  и  всё  такое....

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

Кстати  -  случайно  наткнулся  в  сети  на  интереснейший  документ.
Напряжения  генератора  Ротакс  на  разных  оборотах...
Описание  электросистемы...  Правда  не  по  русски. В  ПДФ.

«Скачать  документ»
 
Кстати - случайно наткнулся в сети на интереснейший документ.
Действительно интересно. Спасибо.

У мотоциклистов ныне в почёте конструкции на микросхемах...Типа таких :
Да, схема Skrut'а тиражирована многократно, но первое, что обращает на себя внимание - нагрев диодной сборки шунтирующим током. Зачем?

Кроме того транзисторы в силовом ключе - часто греются сильнее чем тиристоры
Нет, не так. Безусловно, затянув фронты сигнала, разогреть ключевые полевики можно. Но смысл их применения в том и состоит, чтобы свести к минимуму тепловые потери на преобразователе. Включая свет, мы не замечаем нагрева выключателя, а если таковой имеет место, значит его надо либо заменить, либо почистить его контакты. На практике, диодная сборка и два полевика закреплены на дюралевой пластине 5Х40Х60 мм, являющейся основанием устройства и нагрев ее под полной мощностью рукой не определяется.

Тепло где то выделится непременно.
.
Следует определиться - какое тепло? Тепло от шунтирования обмотки генератора выделится в обоих случаях на генераторе. Тепло от несовершенства  конструкции преобразователя лечится ... совершенствованием конструкции 🙂.

В чешском регуляторе вообще однополупериодный выход.То есть - получается что одна полуволна напряжения вообще игнорируется. И все пользователи - довольны...
Не все, я недоволен. Слишком велика цена оного за половину результата.

Схема В.Б. Исмайловым была задумана  как компромисс между простотой в сборке (как обычно писали в литературе "При использовании исправных деталей устройство начинает работать сразу и в наладке не нуждается"), недефицитностью деталей  и эффективностью работы. Единственный тонкий момент в ней - буферный конденсатор, который должен быть просто рабочим, а не демовариантом дешевого китайского прома.
 
Про  регуляторы  Skrut'а.  Он  в  первую  очередь  -  делал  регулятор  для  трёхфазных  генераторов.  Предложите  лучшее  решение  -  для  3  фаз  -  чтобы  не  греть  диоды  моста...  Только  не  с  6  тиристорами.

Для  однофазного  варианта  -  вариант  подобный  моему  - разработанному  на  базе  БПВ  21 - 15 естественно  предпочтительнее.
Ну  или  как  у  Вайпер  актива  и  т. п.

Теперь  про  транзисторы  и  тиристоры.

Тиристор  -  это  некий  аналог  реле.  Он  либо  закрыт  -  либо  открыт.  Если  закрыт  -  ток  не  течёт  -  нагрева  нет.  Если  открыт  - сопротивление  тиристора  мало  -  как  у  простого  провода.  Тоесть  для  нагрева  опять  нет  причин.  Тоесть  нагрев  получается  незначительным  или  не  большим.

Транзистор - это  некий  аналог  реостата.  Тоесть  он  может  управляемо  открываться  не  полностью.  Закорачивая  генератор  не  накоротко  а  через  своё  сопротивление  не  полностью  открытого  перехода.  Тут  и  происходит  серьёзное  выделение  тепла. На  порядок  больше  чем  на  тиристоре.

Можно  конечно  собрать  на  транзисторах  -  аналог  тиристора.
Аналог  тиристора - сильно  греться  не  будет.  Но  тогда  зачем  он  нужен ?  Не  проще / лучше - поставить  тиристор  и  не  париться ?

Задумаемся  где  выделяется  тепло  в  электросистеме  РМЗ 500  и  в  иных  подобных  конструкциях.

По  законам  известным  всем  - кто  учил  электротехнику -  выделение  тепла  в  замкнутой  цепи  -  происходит  пропорционально  сопротивлению  участков  цепи.  К  примеру  тонкий  провод  -  греется  больше  чем  толстый. Ещё  лучше  греется  фрагмент  электо  цепи  -  изготовленный  из  материала  с  большим  удельным  сопротивлением.  К  примеру  - обмотка  из  нихромовой  проволоки  в  подогревателе  ручек  руля  снегохода.

Рассмотрим  несколько  вариантов.

1.  Генератор  соединён  двумя  толстыми  медными  проводами  с  лампой  дальнего  света  в  фаре.  Ток  в  цепи  -  ограничен  током  протекающим  через  нить  лампы.  Нагрев  обмотки  -  не  значителен.  Нагрев  толстых  проводов - не  значителен.  Нагрев  спирали  лампы - значителен. Более  тысячи  градусов. Причина - высокое  сопротивление нити  лампы.

2.  Допустим  при  увеличении  оборотов  -  открылись  тиристоры  регулятора.  Ток  протекает  по  цепи  обмотка  генератора  -  провод  -  тиристор  -  второй  провод  -  обмотка.  Сопротивление  проводов - не  значительно.  Нагрев проводов - единицы  градусов.
Сопротивление  тиристора  -  чуть  больше.  Нагрев - в  пределах  десятка  градусов.  Сопротивление  обмотки  -  больше  чем  других  участков  цепи.  Почти  вся  тепловая  мощность  -  скажем - 150 Вт  -  выделяется  в  обмотке  и  передаётся  на  картер.  Это  рассчётный  режим  для  генератора.  Температура  генератора  поднимается  на  несколько  десятков  градусов.

3.  Если  мы  применили  регулятор  где  ток  течёт  не  только  через  тиристоры  но  и  через  диоды  - часть  тепла  выделится  и  на  силовом  мосте.  Это  как  и  на  тиристоре  - примерно  -  десяток  градусов.

4.  Если  применён  транзисторный  регулятор  напряжения  -  сопротивление  транзистора  будет  более  существенным  чем  тиристора.  Тоесть  скажем  на  генераторе  будет  рассеиваться  60  Вт  тепла  и  на  регуляторе  будет  рассеиваться  ещё  60  Вт  тепла.  Радиатор  регулятора  требуется  больше.  Регулятор  греется  более  злобно  -  чем  тиристорный.

5.  Если  при  этом  горит  фара  -  то  тепло  выделившееся  на  фаре  -  не  выделяется  в  иных  местах  цепи.  То есть - шунтирующий  регулятор  и  генератор  нагреваются  меньше.

Готов  обсудить  иные  ньюансы  работы  системы  и  её  теплового  режима  -  если  это  кому  либо  интересно.

Если  схема  чешского  регулятора  не  устраивает -  что  мешает  собрать  прибор  типа модернизированного  БПВ 21 - 15  или  в  таком  же  роде...  ?

Как  работает  схема  Исмайлова - я  слабо  понимаю.  Она  сложнее  моей  схемы  ( на  основе  БПВ ). Конструкция  простая  -  настраивается  примитивно.  Подбором  резистора.

И  я  не  понимаю  какие  преимущества  обещает  применение  этого  сложного  варианта  схемы  от  Исмайлова...  Про  ожидаемые  преимущества  ( в  кратце )  было  бы  интересно  почитать.
 
Будет  не  правильно - если  в  теме  про  регуляторы  мы  не  вспомним   про  регулятор  от  Ротакса  912 - 914. 

 Ducati  Voltage Regulator  965-347  for  Rotax 912 -914


«Ducati  Voltage Regulator  965-347  for  Rotax 912 -914.»

Блоки  регуляторы / выпрямители  применяемые  на  разных  Ротаксах :

http://www.ultralightnews.ca/rectifiers/

965-347  912/914
Voltage Regulator Factory replacement unit for 912-914. Converts internal generator A/C output to D/C voltage.

Описание  pdf  ( правда  не  русское ) :

http://www.ultralightnews.ca/rectifiers/912regulatorrectifernstallation.pdf

Схема  912  мотора  -  где  прорисовано  зажигание  -  но  есть  и  выводы  на  регулятор / выпрямитель  ( вправо  от  генератора ) :


«схема 1»

Схема подключения  из  мануала  :
( для  увеличения  кликнуть  картинку )


«схема 2»

Ещё  есть  информация  от  французских  пользователей  -  они  ломали  блок  и  составили  приблизительную  его  схему -  возможно  с  некоторыми  неточными  номиналами :



Схема  регулятора выпрямителя  от  Ротакса  912 и  914 -  которую  расковыряли  из  интереса  французские  студенты...
Возможно  не  совсем  точная. ( Могут  быть  ошибки  в  номиналах  деталей ).


«Схема.»


«page_1.»

Оригинальный  документ  по  ссылке :

http://www.aero-hesbaye.be/ROTAX/pdf/CircuitsElectriquepourle912.pdf

Судя  по  всей  имеющейся  информации  блок  однафазный.

Включает  в  себя   выпрямитель / регулятор  напряжения . 
Кстати  регулятор  не  шунтирующий - а  регулируемый  тиристорный  двухполупериодный  выпрямитель.
Имеется  возможность  подключения  сигнальной  лампы  отказа  генератора....

Поставить  на  503  мотор  -  мне  кажется  можно  без  вредных  последствий.  Также  не  вижу  противопоказаний  к  применению  на  РМЗ 500.

Единственный  минус  -  игрушка  не  дешовая.  А  с  точки  зрения  технической  -  я  ничего  плохого  про  такое  изделие  не  слышал.

Правда  ещё  одно  но  -  данный  прибор  боится  потери  контакта  с  АКБ  при  работающем  моторе.  Для  такого  случая  должен  быть  предусмотрен  электролитический  конденсатор.  Он  есть  на  схеме.  Однако  за  АКБ  следует  следить  как  полагается. Во  избежание  возможных  эксцессов.
 
И  теперь  несколько  слов  про  правую  часть  схемы - которую  я  уже  приводил  выше :


«Регулятор  напряжения  с  контролем  перезаряда  АКБ.»

Правая  часть  -  это  однаполупериодный  блок  контроля  заряда  АКБ  от  мотоциклов  Минск - в  экспортном  исполнении.  Заводская  разработка - выпускавшаяся  ограниченным  тиражом.
Предназначена  исходно  для  предотвращения  перезаряда  маленькой  АКБ  12 В  5,5 А /ч  при  заряде  от  генератора  мощностью  65 ВТ  с  шунтирующим  регулятором  напряжения.
У  меня  есть  на  неё  документация - которой  я и  хочу  поделиться.


«Зарядное устройство 3.1121 - 3700.»


«Статья  для  журнала  * МОТО *»


«схема  мотоцикла  минск  с  АКБ»


«заключительная  часть  статьи»

Есть  предположение  что  если  собирать  такую  конструкцию  есть  смысл  применить  более  современный  и  более  мощный  импортный  тиристор.  И  для  упрощения  и  унифокации - собрать  измерительную  цепь  по  образцу  -  той - что  я  применял  в  модернизированном  варианте  БПВ 21 - 15.

Собственно прототип  с  которого  взята  измерительная  цепочка - это  Блок  Коммутатор  Стабилизатор  ( БКС )  от  советских  мотоциклов  Минск  и  Восход и  мопедов  с  мотором  В - 50. ( мопедный  вариант  был  на  6  вольт -  что  для  нас  не  актуально. Там  был  другой  стабилитрон. )


«Регулятор  блока  БКС»

Кстати  -  БКС  не  содержит  выпрямителя.  Только  регулятор  напряжения.  В  своё  время  я  собирал  аналог  регулятора  БКС  с  выпрямителем.  Работала  эта  самоделка  с  Восходовским  генератором 12 В  65 Вт. Пригодно  для  некоторых  случаев  со  слабоватым  генератором. Может  кому  пригодится. Особенность - регулятор  одаполупериодный - при  двухполупериодном  выпрямителе.  Это  не  ошибка - с  Восходовским  генератором  так  работало  лучше.


«Однаполупериодный  регулятор.»
 
Назад
Вверх