Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Из-за не ослабевающих морозов, работать на борту практически невозможно. Все задубело, провода трескаются, лампы не прогреваются. Сергей переключился на вкручивание лампочек в ангаре (больше некому), а мы устроили очередной снежный аврал. Благо, в субботу где-то сдох медведь и впервые за много лет, вся наша бригада собралась вместе на одном субботнике.






В оставшееся время решили сделать еще один скребок для снега с длинной ручкой, т.к. лопатой сбрасывать сугробы с покатых кромок довольно опасно.


Также осмотрели Су-25, что стоит возле Ту-144 и будет мешать малярам, если музей действительно надумает красить Ту-144 этим летом. Укатить его просто так не получится - колеса спущены, шины бескамерные, разумеется разбортированы. Самолет надо поднимать , обжимать покрышки удавкой из троса и пытаться их накачивать, как делали в прошлые годы на других бортах. Так вот, по результатам осмотра, нам так и не удалось найти места установки гидроподъемников. Может,кто-то может подсказать, куда его надо домкратить?
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В минувшее воскресение продолжили работать на борту.


Главное событие - Сергей с помощниками наконец закончил подключение светильников в 3ем салоне!




После обеда дневное освещение 3го салона впервые за 35 лет ожило по обоим бортам! Телячий восторг!!!





Параллельно занялись ремонтом шторок на иллюминаторах. По левому борту многие шторки целенаправленно выдирались вандалами при разграблениях борта. Для ремонта приходится разбирать облицовку салона, ремонтировать механизмы, а некоторые шторки нуждаются в полной замене. Сложнее всего было с последним иллюминатором, где облицовка прижата декоративным молдингом аварийной двери. Молдинг на винтиках, винтики приржавели. Несколько удалось вывернуть на предыдущих субботниках, оставшиеся высверлили, нарезали новую резьбу и заменили после ремонта шторки:





Аналогичным образом восстановили еще две шторки. Для некоторых, однако, без приобретения аутентичной ткани на замену, не обойтись. Надо будет искать.





Кроме того, наш новенький Алексей повесил в гардероб вешалки для одежды (требовалось снять штангу), которые с 2011г лежали в салоне ждали своего часа.

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу Сергей продолжал доделывать освещение 3го салона. Устанавливал последние лампы, закреплял балласты, прибортировал провода.





С закрытыми крышками светильников (левый борт по полету) салон теперь выглядит так:


А с включенным светом стало совсем уютно:



Управление светом осуществляется с пульта бортпроводника, выведено через специальные контакторы на штатные тумблеры. Горит режим дежурного и основного освещения, также теперь работает подсветка туалетов, гардероба и технических отсеков.
Остается установить еще куцые короткие лампы по 15Вт в самом начале салона, и закончить правый по полету борт. Силами нашей немногочисленной бригады, впрочем, это займет еще немало времени.

Тем не менее, салон приобретает уже приличный вид. Летом надеемся уложить ковролин, и салон можно открывать для показов. Правда для этого еще нужно отреставрировать пассажирский трап. И уложить бетонные плиты под хвостовой частью самолета. А там сгружены МиГи из бывшей Академии. Все на спущенных колесах, которые еще предстоит как-то ремонтировать.
 

YYA

Я люблю летать самолеты!
Ребята, большое дело делаете, здорово. Но вот на "запас" проводов смотреть без слез невозможно :)
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу Сергей работал один. Он инженер-подполковник, выпускник МАИ, сейчас работает в серьезном авиацонном ОКБ. В небрежности или грубых ошибках заподозрить его не могу. Думаю, что перед закрытием крышек плафонов имевшийся технологический запас проводов он все же выбирал, оставляя минимально необходимую слабину. В кадр ведь попали моменты как раз до закрытия крышек, когда все это укладывалось и прибортирывалось. В субботу обязательно уточню и спрошу этот момент.

Другое дело, лично мне в силу перфекционизма очень хотелось бы собрать вновь проложенные провода (используем авиационный провод во фторопластовой изоляции) в полноценные жгуты, связать их шпагатом, надеть подписанные кембрики и закрепить штатными крепежами с через резиновые бандажи, чтобы соблюсти оригинальную технологию. Но боюсь, на эти изыски просто не хватит сил. Объемы работ там реально огромные, а у нас кадровый кризис :(


Самое печальное, что в целом коллектив волонтеров продолжает пополняться. Приезжают в том числе и вполне толковые ребята с руками и головой. Но к великому сожалению, наша кропотливая, трудоемкая и в общем-то рутинно-скучная работа их не привлекает. Поработав в холодном салоне субботник-другой, продолжать уже не хотят. Нужны какие-то особые качества характера, чтобы вот так нудно годами по крохе восстанавливать этот авиахлам. И люди такие попадаются очень редко...
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В нынешнюю субботу музей посетили наши друзья с "Туполева" во главе с главным конструктором Ту-204 , а в прошлом - ведущим инженером по испытаниям Ту-144 В.Н.Поклад.


Валерий Николаевич оказался человеком очень интересным. Он летал на многих Ту-144, включая наш 77106. Вспомнил много интересных подробностей, ответил на наши вопросы.


Оранжевая обивочная ткань кресел "люкс" закупалась аж в Иране, чем занимался лично погибший в Парижской катастрофе В.Бендеров.


Еще из интересного, оказалось, что штурвалы на нашем самолете вовсе не выведены из строя, как мы думали раньше. Усилия на них таковы, что с трудом удается сдвинуть с места двумя руками. Оказалось, это норма. Загружатели стоят во взлетном режиме.


Оранжевая обивочная ткань кресел "люкс" закупалась аж в Иране, чем занимался лично погибший в Парижской катастрофе В.Бендеров.


Удалось раскрыть тайну разношерстных панелей пола в 3ем салоне нашего 77106. Часть из них вместо обычных клееных с сотовым заполнителем, кустарно обшиты некрашенным дюралем. Причина оказалась проста - клееные композитные панели попросту не выдерживали циклических нагрузок, и ломались. Проблема эта остается по сей день, т.к. ничего нового до сих пор не придумали.

Также выяснилось, что жаропрочные панели на хвосте не титановые, а из нержавеющей стали, т.к. титан не выдерживал температурных циклов.

Ну а мы в оставшееся время, плодотворно поработали на борту.Починили еще три шторки.




Осталось восстановить всего несколько штук, но для них нет ткани. Оригиналы полностью утрачены. Будем искать наиболее близкую замену.

Сергей смонтировал короткие 15-Ваттные лампы в начале 3го салона. Теперь левый борт светится полностью, правый пока частично. Как смог, сфотографировал укрупненно, особенности монтажа перед закрытием плафона:


Как видно, слабина проводов в основном убирается, оставляем только необходимые хвосты для замены ламп и навесного монтажа дросселей. Принципиально не хотим сверлить оригинальные светильники. Все вешаем на стяжках, не убирая и не повреждая сохранившуюся оригинальную арматуру.



Подводка на 220В выполнена параллельно оригинальным трассам с использованием авиационных проводов где это возможно. управление светом через контакторы выведено на штатные АЗС панели бортпроводников. Работает дежурное и основное освещение.

P.S. Неожиданно встретили у самолета съемочную группу телеканала Discovery. Оказалось, снимают новый документальный фильм о Ту-144. Будем ждать.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Вернулись зимние морозы. Но времени на ожидания тепла у нас нет, приходится продолжать работу невзирая на холод. В минувшую субботу, в частности, Сергей на борту доводил освещение правого борта в 3ем салоне, чтобы к ДОДу этот вопрос закрыть. Остается подключить всего несколько светильников.





Мы с Женей в это время на улице начали наконец заниматься Внуковским трапом, без которого показывать весь Ту-144 на ДОД не получится.
Выбрали наиболее сохранившийся. У этого силовой набор лестницы еще цел, кое-где есть не сквозная коррозия. Внешнее состояние у всех 4х примерно одинаковое. Нужна рихтовка многих деталей, иные требуют замены. Ну и конечно, полный перекрас, который обойдется тысяч в 100.



Первым делом выкинули старые аккумуляторы. Их там аж 28 штук. Все ессно, давно мертвые, ржавые, и зарядной станции для них в любом случае нет. Нет смысла на руках катать лишний вес.



Осмотрели силовой набор рамы, особенно балок, к которым крепится подъемный механизм и лестница. Все это изрядно проржавело, но швеллеры изначально толстые, запаса прочности должно хватить, если без фанатизма эксплуатировать.



Никак не удается понять, каким образом крепятся огромные "поплавки", прикрывающие колеса. Они цельноклепанные алюминиевые, местами сильно помятые. На месте особо не отрихтуешь. Пока загадка.
С горем пополам отодрали по местам предыдущих колхозных ремонтов помятое заднее крыло.



Состояние его удручающее. Все кое-как склепано-свинчено из заплат, зашпаклевано и закрашено множеством слоев. Унесли в ангар, высверлили разношерстные заклепки и винты, полностью разобрали. Штампованный элемент Женя отрихтовал молотком, остальное будем заново переклепывать из чистого листа алюминия. Заодно и потренируемся в клепке впотай. Но это уже в следующий раз. Дубак был жуткий, телефон разрядился, сфоткать уже ничего не удалось.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Заканчиваем освещение 3го салона. Вчера заработали все без исключения лампы по обоим бортам. Осталось уложить все жгуты, убрать сопли, всю арматуру закрепить внутри плафонов и закрыть крышки. Это еще пара субботников.



 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Показывать самолет посетителям целиком от носа до хвоста теперь мешает только отсутствие второго пассажирского трапа. Именно поэтому, второй субботник мы посвящаем ремонту одного из подаренных нам списанных трапа СПТ-154 из Внуково. Вчера продолжали латать ему заднее крыло, которое было сильно помято и повреждено многочисленными ремонтами еще в эксплуатации. Для этого решили освоить клёпку впотай. Купили быстросъемные разъемы, запустили наш старенький компрессор на 380В, подключили пневмомолотки, нашли поддержки, заклепки, сверла и простенький зенкер.




Поскольку опыт клепки у нас отсутствовал, полдня тренировались на кошках.





Заколотив пару десятков заклепок, решили взяться за "боевой" вариант. Благо, заднее крыло трапа сложно назвать ответственной деталью и это тоже своего рода тренировка.



Вот что получилось в результате:





До профессионалов нам далеко, но по крайней мере, мы сделали первый шаг. Разумеется, с таким маленьким опытом клепать музейные экспонаты никто из нас не полезет. Но мы будем набивать руку дальше, бороться с хлопунами, тщательнее и правильнее подбирать размеры заклепок. По крайней мере, это лучше китайских вытяжных заклепок. Очень нужны нормальные зенкеры, чтобы точно зенковать отверстия под шляпки заклепок. Если кто может помочь купить или передать в дар б/у, мы будем очень признательны.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу из-за плохой погоды, работы велись только внутри самолета. Сергей закончил монтаж освещения, закрыл почти все плафоны (один предстоит отремонтировать, там поврежден замок).
Дежурное освещение (27В):


Основное освещение (переделано на 220В):


К сожалению, до дня открытых дверей 9го мая, опять же из-за плохой погоды, не успеем покрасить начатый в прошлом году носовой обтекатель. Очень хочется подогнать стремянку и посмотреть, как выдержала шпкалевка и грунтовка прошедшую зиму под брезентом...
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Вчера решили устроить воскресник.
Я купил ткань на шторки в пассажирском салоне. Часть из них плностью уничтожена вандалами и требует замены. Вчера попробовали на коленке сделать одну шторку из новой ткани.






Получилось неплохо, ткань похожа по фактуре, только чуть плотнее. Но этого почти не заметно, да и выбора особого уже нет. В перспективе запасемся портняжным инструментом и будем делать уже как следует.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
9 Мая состоялся очередной ДОД в музее ВВС. К сожалению, не все планы удалось реализовать, но
Ту-144 как всегда был гвоздем программы. Не успели в этот раз разложить экспозицию в витринах у трапа, но зато наладили музыку и объявления через колонки для тех, кто ждал в очереди.




Трап нам достался тот, что раньше стоял у Ту-114. Состояние его оставляет желать сильно лучшего. По хорошему, ему требуется серьезный ремонт, о чем не раз говорилось. Усугубляется его состояние еще и тем, что в последние годы нам не дают убирать трапы в ангар по непонятным причинам. Уже несколько лет зимой и летом они стоят на улице под солнцем, дождем и снегом, хотя давно уже выработали свой ресурс и как минимум, требуют особо бережного отношения. Пока, слава Богу, не сломались и никто из-за этого не упал, не травмировался.

В остальном, все как и ранее, прошло на оптимистичной ноте.







Несколько раз за день развлекали посетителей демонстрацией работы механизации. Поднимали-опускали нос, выпускали-убирали крылышки, зажигали фары, гудели багажным люком. В кабине посетители искренне удивлялись электрической механизацией кресел летчиков и педалей.



Один цикл даже записали на видео:
[media]https://youtu.be/6KHVQxWlQ7Y[/media]

Следующий ДОД будет 12го июня. Ждем новых посетителей!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
На прошлой неделе ездили на Туполевскую базу в Жуковском. Удалось выменять две вот такие тележки от Ту-144:


В них хранили какие-то документы. Благодаря собранным пожертвованиям, мы купили туполям две книжных полки, а взамен забрали эти тележки в музей. Интерес представляют не сами тележки (такие у нас уже есть), а контейнеры для бортпитания КБН, которые в них вставлены. Благодаря им, удалось закрыть сразу четыре дыры во второй кухне на 77106. Та-дам:





На монинском самолете второй буфет-кухня была совсем пустая, один каркас. За минувшие годы мы добыли и установили 3 из 4 бортовых кипятильника КУ-200, электродуховой шкаф ШЭД, и вот теперь еще 4 КБНа. Остается найти один кипятильник (унифицированы с другими самолетами), и три КБНа (оригинальны для Ту-144). Кипятильник выглядит так:


Если кто-то может добыть такой, будем признательны!

В кабине установили пробки для индикаторного силикагеля в боковые окна. Отсутствовали как класс. 8шт нам на заказ изготовил Александр из Нижнего Новгорода! Спасибо!


Также оприходовали часть трофеев из Жуковского с разделки Ту-54Б.
Установлены 6 отсутствовавших пепельниц на кресла туристского класса:


Установили трубку абонентского аппарата бортпроводников. При желании, ее можно даже оживить и сделать рабочей, но пока некому этим заняться:


Натянули трофейный чехол на кресло взамен отсутствовавшего:


Восстановили шторы между салонами. Шторы оригинальные, держатся на полиэтиленовых "пимпочках", которые рвутся от любого рывка. За время многочисленных ДОДов их оборвали почти все. В качестве донора "пимпочек" пошла штора с утилизированного Ту-154Б, а также еще одна, некогда висевшая на министерском Ил-62:


На сладенькое, смонтировали вот такую табличку, которую поставили перед самолетом:


P.S. На неделе в музее снимали кино с Безруковым. К счастью, не на Ту-144. Несколько интересных фото можно посмотреть тут:
http://aviarestorer.ru/forum/threads/film-film-film.1654/#post-62096.


P.P.S. В музее ждут министра обороны. Обстановка крайне напряженная. Есть мнение, что в свете минувшей кампании в защиту музея от растаскивания в пользу парка "Патриот", данный визит не предвещает ничего хорошего.
В сети появились первые кадры с "переезда" музея авиации ПВО из Саваслейки в упомянутый парк в Кубинке. Кадры сняты не нами, но говорят они сами за себя:





 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
После зимовки загрунтованного обтекателя РЛС под брезентом, с солнечной стороны местами потребовалось перешпаклевать.


Но стоило нам начать наконец готовиться к покраске, как с неба полил проливной дождь, на чем процесс и закончился. С тех пор уже неделю льет каждый Божий день :(



Видимо, чтобы подсластить пилюлю, из мастерской декораций одного из московских театров поступило предложение безвозмездно отреставрировать деревянный стол в салоне "люкс". Много лет мы своими силами подклеивали отстающий шпон, но к сожалению, время и сырость делают свое дело. Будем надеяться, хоть с этим все получится.



 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Ну а на День России, в Музее ВВС прошел очередной День открытых дверей.
К сожалению, погода изрядно подпортила людям праздник, но Ту-144 традиционно оставался основным собирателем очереди.



Особенно приятно, что нас посещает немало представителей подрастающего поколения. Это означает, что наши усилия не пропадают зря!





 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Нет. Очередной перенос на очерудную следующую дату. Дай Боже, чтобы он и не состоялся.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
После дождливого ДОД 12 июня на борту безрадостная картина. Ковролин вблизи входной двери промок и отстал, в салоне влажность как в бане. Повсюду нанесенные посетителями сырые следы и мокрая трава :(
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В минувшую субботу, пользуясь стечением обстоятельств, вновь собрались красить нос. Зачистили ранее подшпаклеванные места, удалили еще кое-где пропущенные ранее места шелушения прошлогоднего грунта, "заматовали" всю поверхность мелкой нажлдачкой и заклеили лишнее оберточной бумагой на малярном скотче. Тщательно помыли обтекатель до скрипа.



Долго собирали и настраивали краскопульт, клмпрессор, влагоотделитель, химзащиту и прочие мелочи.



Наконец, уже после обеда задули все слоем эпоксидного автомобильного грунта по совету экспертов.



Очень хотели сразу же "по-мокрому" и покрасить, но дело уже шло к вечеру, в воздухе снова запахло дождем, и мы решили не горячиться. По пути домой ливанул очередной ливень с грозой, так что выбор наш оказался правильным.

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Параллельно с нами, Сергей вернулся к работе по монтажу нового распределительного щитка на мачте для подключения большого преобразователя АЭМГ.



Уже к вечеру была начата работа по его обслуживанию в ангаре.

Кроме того, благодаря помощи нашего читателя Александра из Нижнего Новгорода, удалось доделать комплект новых винтов-защелок для люка носового обтекателя, которые в оригинале изрядно корродировали.



Правда, вкрутить их на место в субботу не хватило времени.

Ну и еще повозились со злополучным колесом МиГ-29, снова безрезультатно.
 
Вверх