Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
А вот такой сувенир нам подарили в оригинале:
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу наконец дошли руки до хвостового огня.

Подогнали большую стремянку и разобрали плафон. Как и ожидалось, лампочка давно вышла из строя.



Найти оригинальную пока не удалось, временно поставили более-менее подходящую, но чуть менее яркую. Сам плафон отмыли от полувековой грязи и краски! О, чудо, хвостовой огонь заработал!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В оставшееся время в ангаре собрали пневмомолоток и приклепали защелку к декоративному лючку в салон "люкс".

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В качестве домашней заготовки, делаем муляж украденного вандалами индикатора суммарного расхода топлива. Оригинал выглядел так:


Теперь вместо него дыра в приборной доске. Чтобы ее закрыть, заказали новую лицевую панель на ЧПУ. После анодирования в заводских условиях, она выглядела так:



А после покраски — так:



В настоящее время сделаны 3D-модели кнопок, которые надо распечатать на 3D-принтере. Сам индикатор уже напечатан.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Пульт почти готов. Уже примеряли на борту.


 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В прошлую субботу заменили перегоревшую лампу-фару в носовом обтекателе. Теперь горят все!

А в эту субботу занялись верхним проблесковым огнем.
Плафон вскрыли. Извлекли старую лампу, которая давно вышла из строя. Сергей намерен оживить этот и нижний проблесковые огни. Тогда на самолете станет рабочей вся светотехника!
 

Вложения

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
На минувшей неделе на 87м году жизни от нас ушел Б.Ф.Кузнецов. Историческая личность - командир экипажа №1, КВС Ту-144, возивший на нем пассажиров в 1977-1978г. Вечного полета...
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Ну а мы продолжаем свои работы.

Чтобы обезопасить Ту-144 от опрокидывания на хвост, решили установить подпорку. Штатной подставки, которую положено устанавливать на стоянке под шп.№112, у нас конечно нет. Приспособили неисправный гидроподъемник от Ан-12.



В ангаре нашли ложемент, правда, от Ту-154 и попытались скрестить ежа с ужом.



Пока установили просто на грунт. Если идея сработает, весной надо будет нанимать технику и подкладывать аэродромную плиту, а ложемент фиксировать болтами или сваркой навсегда.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Одновременно с этим, в ангаре продолжали приводить в порядок новый пассажирский трап. С убитого "донора" СПТ-154 сняли недостающие секции перил.



И трансплантировали их на новый СПТ-114.



А на борту Сергей продолжал колдовать с освещением рабочих мест экипажа. Не побоялась холодов и Оля, согласившаяся помочь пришить подголовники для кресел 3го салона!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Муляж индикатора суммарного расхода топлива доделан окончательно и установлен на штатное место. Спасибо всем, кто помогал!





На очереди - правдоподобный муляж переключателя расхода гидросмеси.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В минувшую субботу продолжили восстанавливать перила на новом пассажирском трапе.



 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Готовим чертежи для изготовления муляжа переключателя расходомера (так правильно) гидросмеси ЭП-314. Ничего похожего на других типах ЛА найти не удалось, оригинал утрачен навсегда.



Оригинал выгладел так:

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Также, пользуясь случаем, решили немножко оживить прекционный индикатор навигационной обстановки (ПИНО). Этот блок уже не раз упоминался в нашем рассказе. В 2005г он был найден валяющимся посреди салона в разбитом состоянии.



Отдельно наши погнутую крышку. Корпус удалось отрихтовать и прибор был установлен на штатное место. Сейчас нашлось время еще раз заглянуть внутрь.

Работал индикатор так. Внутрь заряжалась кассета с пленкой вроде детских диафильмов 80х годов. Лампа просвечивала отпечатанную на пленке карту полета, подвижный объектив увеличивал изображение и фокусировал его на круглом экране. Пленка автоматически перематывалась сообразно текущей скорости полета. Таким образом, перкрестие в центре экрана как бы ползло по карте. Текущий курс самолета автоматически отслеживался подвижной стрелкой. На фото ниже видно прижизненное изображение на экране ПИНО:



Так вот осмотр показал, что внутри уцелело многое, но не все. Утрачен фокусирующий объектив, лампа подсветки, часть электросхемы и собственно, пленка (кассета есть). Поиском запчастей сейчас заниматься времени нет, но эксперимент показал, что индикатор можно оживить чисто визуально. Достаточно поместить внутрь лампочку, а изображение на прозрачной пленке приложить прямо к внутренней стороне экрана. На фото ниже эксперимент на коленке:



В качестве домашнего задания уже отпечатали схему захода на посадку Домодедовского аэропорта. В ближайшие субботники продолжим оживляж.

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В новогодние каникулы наша бригада посетила с частным визитом уже упоминавшегося ранее С.П.Авакимова, который был ведущим инженером по испытаниям 77106. Ветерану был подарен вот такой торт:



А нам была предоставлена вот такая фотография:



Это наш 77106 с экспериментальной укороченной передней стойкой шасси. КБ рассматривало этот вариант для более комфортной посадки пассажиров. Не так высоко и пол параллелен земле. С ней было выполнено несколько испытательных полетов, стойка не убиралась, и по окончании была заменена на штатную, но от другого Ту-144. Именно поэтому на ней остались крепления для шести посадочных фар, а самих фар только две (остальные на 77106 выдвигаются из носового обтекателя). Идея с короткой стойкой продолжения не имела. А нам предстоит снять четыре лишние фары, которые мы с таким трудом доставали :)
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу снова чистили снег. На крыле по-прежнему слишком скользко, чтобы ходить ногами. Счищали обрезиненным скребком с пятиметровой ручкой. Занятие для настоящих атлетов.

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
А мы отнесли ПИНО в теплый домик и установили более четкую пленку со схемой захода в Домодедово.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В холодном ангаре тем временем продолжили восстанавливать перила на трапе. Каркас перил приклепали пневмомолотками по месту уже окончательно.



Нам нужны авиационные заклепки самых разных нормалей, зенковки, циковки и хорошие сверла. Если кто-то имеет возможность пожертвовать, мы будем очень признательны!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Нагрянувшие внезапно журналисты с телеканала "Мир" сняли вот такой сюжет (смотреть примерно с трети длины выпуска):

http://mirtv.ru/video/58559/

А на неделе к нам на форум неожиданно постучался Михаил, внук бывшего сотрудника филиала ОКБ "Туполева" при Воронежском авиазаводе, Л.М.Ланцузского. Предложил в дар вот такую модель Ту-144, некогда подаренную его деду:



Модель не из "Детского мира", это не ГДРовский прототип "нулевки". Очень тяжелая, выполнена в нестандартном масштабе и со всеми признаками серийных Ту-144. Но главное — регистрационный номер 77106. Некто некогда подарил Л.М.Ланцузскому модель нынешнего Монинского Ту-144. Крайне любопытная история.

В настоящее время модель уже у нас. Решаем вопрос с закупкой стеклянного кофра для нее. На ДОД маленький 77106 будет выставляться внутри большого! Спасибо дарителю и всем, кто нам помогает!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу опять была снегобрьба.
Утром обнаружили снежный отвал, который нагреб трактор аккурат на пандус к Ту-144. Полдня разбивали смерзшиеся глыбы ломом и лопатами, чтобы  подкатить стремянку.

Оставшееся время посвятили восстановлению перил на новом трапе. По сути, мы их собираем заново. Не Бог весть какая сложная работа, но времени на это остается мало, и дело движется медленно.


В частности, в субботу решили освоить клепку авиационными вытяжными заклепками "впотай". Их есть у нас некоторое количество. Есть и специальный пистолет, правда насадка в нем только на один опрделенный тип заклепок. Готовы докупить сменные насадки под разные калибры!

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Вчера ездили в ЖЛИИДБ.
Еще раз напомнили о себе начальнику лаборатории АИРЭО на предмет поиска сохранившихся приборов от Ту-144.
Навскидку, предложили забрать вот это:


Проекционный индиактор ИНО-2М. Следующая модель после нашего ПИНО.
 
Вверх