В надежде на то, что Евгений не будет сильно ругаться, что я умничаю в его теме, расскажу про "тренажёр". В мою курсантскую бытность (а было это более двух десятков лет назад) тренажёров, в сегодняшнем понимании, не было-поэтому "тренажёр" заключён в кавычки. Итак, состав вертолётного тренажёрного "комплекса":
1. Кресло пилота-стул или табурет;
2. Ручка управления (по науке РЦШ)- любая, простите, палка цилиндрической формы,имеющая такую длину, чтобы при посадке в "кресло", рука пилота, держащая ручку, стоящую вертикально на полу, слегка опиралась на коленку местом между кистью и локтем (дочь вот подсказывает-предплечьем);
3. Квадрат для висения-квадратная площадка из фанеры с бортиками, с размером стороны около 20см, с уложенным в периметр бортиков стеклом;
4. Ограничивающие "квадрат для висения" флажки-лист бумаги, положенный под стекло, с крестиками в каждом из его углов и по центру листа;
5. Собственно сам "вертолёт"- шарик (да-да, не удивляйтесь-это именно тот предмет, который в точности копирует поведение вертолёта на висении) из шарикоподшипника. Важно, что чем тяжелее машина, которой собираетесь управлять-тем тяжелее шарик, ведь вертолёт инертен.
Конструкция выглядит так: к палке (РЦШ), на уровне коленей, одной стороной (впереди ручки и ниже места хвата сантиметров на 10-12) строго горизонтально крепится "квадрат для висения"-фанерная площадка со стеклом.
Начинаем тренироваться, упражнение первое: на центральный крестик площадки левой рукой ставим шарик, отпускаем его и..."зависаем"-пытаемся удержать шарик на этом крестике, компенсируя движениями ручки, его попытки укатиться. Как только висение будет освоено в совершенстве, переходим ко второму упражнению: "перемещения у земли": "вертолёт"-шарик, "висящий в центре квадрата" перемещаем движениями ручки управления к флажкам-крестикам, по-диагонали, от крайнего левого "флажка" к крайнему правому крестику, от переднего к заднему и наоборот и т.д, во всех возможных комбинациях. И, наконец, "приземление" в центре "квадрата". Движения ручкой "двойные", т.е. для перемещения вправо, отклоняем РУ вправо, чтобы задать движение вертолёту и тут-же на "пол-движения" возвращаем влево, чтобы не дать разогнаться вертолёту и не проскочить правый флажок. Над флажком останавливаем перемещение коротким движением в противоположную перемещению сторону и зависаем.
Движения палки-ручки, практически идентичны технике пилотирования вертолёта на висении и по моторике и по амплитуде перемещения. Ну и чтобы картина была до конца понятной, при управлении вертолётом движения рычага шаг-газ всегда сопровождаются движениями педалей для удержания курса: РШГ вверх-правая педаль, вниз-левая. Разворот вправо, значит правая педаль вперёд и чуть поддержать газом, дабы предупредить снижение за счёт отбора мощности, разворот влево-приспускаем РШГ, чтобы не набрать высоту.
Вот так коллеги пилотируется вертолёт на висении...тренируйтесь на здоровье. У меня этот тренажёр до сих пор лежит на даче, дети "летают" с удовольствием :craZy