@ Сыч
И-16 последних серий был не просто приличным, - он был лучшим нашим истребителем первого периода ВОВ. Это доказано тем, что он использовался почти до конца войны, летавшие на нем летчики стали первыми Героями СССР, первыми дважды Героями, а их авиаполки (на пушечных И-16)– первыми Гвардейскими, хотя 60% летало на новых типах, - Як, ЛаГГ, МиГ. И-16 имел меньше потерь, меньшую себестоимость и оказался настолько эффективным, что в 1942г, когда уже с 1940г массово выпускались новые типы, в ГКО всерьез рассматривался вопрос [highlight]о возобновлении[/highlight] его выпуска. Дело в том, что главным свойством боевой техники является надежность. Нужны годы, чтобы освоить «сырую» новую технику в войсках, производстве, эксплуатации, избавить от «детских» болезней, отработать конструкцию, технологии, обучить специалистов и т.д., чтобы техника стала ресурсной и надежной. В период освоения низкая надежность перечеркивает превосходные характеристики новой техники, - они остаются на бумаге. И.С.Сталин осознал это в конце 1942г, когда поставил перед ГКО вопрос о возобновлении выпуска И-16. Также, после войны, когда срочно понадобился стратегический бомбардировщик, Сталин приказал копировать Б-29, а не доводить более современный, но сырой туполевский. Немцы в 1943г «наступили на те же грабли», - выпустили совершенно новый тип среднего танка Т-6 «Пантера». Вместо ошеломляющего эффекта внезапного массированного применения супертанков в самый решающий переломный момент войны получился пшик, - в итоге разгром немецких армий на Курской дуге, от которого они уже не оправились. Свыше 80% «Пантер» вышли из строя не успев даже вступить в бой. Видимо и боевые потери в немалой степени были обусловлены низкой надежностью техники.
И-16 первым в мире максимально соответствовал современной концепции сверхманевренности, - фокус крыла почти совпадал с ЦТ. Меньше запас устойчивости – более энергичный маневр. В умелых руках он мог буквально плясать в воздухе, - попасть в него было невозможно. Не зря враги прозвали его за это «крысой». Летчики восторженно вспоминали, что он мог заложить вираж вокруг столба телеграфной линии. Время виража основного (до 1943г) Ме-109Е было раза полтора больше. В воздушном бою И-16 [highlight]превосходил[/highlight] его и в вертикальном маневре, вооружении, скороподъемности, приемистости мотора, разгонным характеристикам, боевой живучести и т.д. На последних типах появилась фанерная обшивка между лонжеронами, дюралевая в районе подвески РС, протектированные баки, ракетное, бомбовое и пушечное вооружение, крупнокалиберные пулеметы, посадочные щитки, двигатели до 1100лс, подвесные баки… Перед самой войной был устранен и такой недостаток И-16, как «строгость» управления, - были введены пружинные загружатели конструкции М.Л.Миля. Жесткий стальной каркас крыла служил гораздо более надежным лафетом для пушек, чем дюралевый у Ме-109, где пушки оказались неэффективными из-за большого рассеивания снарядов. Основная масса Ме-109Е имела слабое вооружение, - пулеметы нормального калибра. Как отмечали наши испытатели «мессер» был вялым в маневре. И-16 по совокупности параметров не уступал и новейшему Ме-109F, появившемуся в небольшом количестве на Севере в осенью 1942г. И-16 уступал Ме-109 только в максимальной скорости, что не имело значения в маневренном бою. Причем, по расчетной скорости И-16 соответствовал мировому уровню. Но расчеты не учитывали неизвестного тогда волнового сопротивления (явления сжимаемости воздуха). И-16 тупым носом буквально уперся в звуковой барьер. Н.Н.Поликарпов еще в 1938г сумел преодолеть этот барьер, создав аэродинамически совершенный капот для моторов воздушного охлаждения (1100лс), позволивший серийному самолету И-180 в 1939г развить 585км/ч (против 546км/ч у Ме-109Е). Более компактный и легкий И-16 мог развить с таким капотом и бОльшую скорость. Сохранив свои превосходные ЛТХ он бы мог превосходить все наши новые истребители и Ме-109 в скорости. И с текущими усовершенствованиями оставаться на вооружении до конца ВОВ (с синхронными пушками и мотором АШ-82ФН превосходил бы и Ме-109G и FW190А). Не понадобились бы огромные затраты, распыление средств в 1940г на создание более десятка опытных и запуск в крупную серию нескольких сырых проектов новых истребителей, [highlight]продублировавших [/highlight]с худшими ЛТХ модернизированный И-16 (и более перспективный И-180), да и затраты на выпуск с 1938 по 41г устаревших типов (бипланов).
Но врагам народа удалось дискредитировать конструктора и все его новые самолеты. Даже саму идею истребителя со звездообразным мотором. И-180 был снят с производства. Поэтому даже такая незначительная модернизация И-16 не была проведена.
Немцы в первую Мировую и в Испании, до знакомства со сверхманевренными истребителями Поликарпова, применяли, как и все летчики других стран, тактику маневренного боя, - «собачей свалки». И-15 и И-16 заставили их перейти до конца ВОВ на тактику слабейшего, - партизанскую. Они наносили внезапный удар «из-за угла» и уходили, не ввязываясь в бой. Появились массово «эксперты» - летчики-снайперы, свободные охотники, - специалисты по данной тактике. Но также как пехота не может состоять из одних снайперов и выполнять свои задачи, партизаны не могут победить регулярную армию, истребительная авиация немцев не могла эффективно выполнять свои главные задачи - прикрытие наземных войск и защиту своих бомбардировщиков. Поэтому люфтваффе была разгромлена раньше, чем другие виды войск вермахта.