Но был Пренайский завод спортивных планеров, на которомуспел поработать Игорь Вахрушев. Оттуда он и привез первые технологии работы с пластиком в Самару в 80-х годах.
Это не так Валентин.
Насколько мне известно, первые попытки использовать стеклопластик в Самаре были в СКБ КуАИ в начале 70-х. Был проект одноместного рекордного самолета низкоплана с двигателем Вальтер-Минор, под названием Импульс. Сам самолет не был построен, но его хвостовая балка из стеклопластика была изготовлена и долго валялась на крыше СКБ. Это была монослойная конструкция подкрепленная стрингерами и шпангоутами.
Потом, стеклопластик был применен в конструкции капота самолета Шмель и кабины самолета Стрекоза, сделанных в СКБ. Шмель летал немного под управлением Игоря Егорова, он же испытывал Стрекозу в нескольких ее вариантах. Мне удалось на ней полетать тоже в 81-м году. Стеклопластиковые части на этих самолетах были не трехслойной конструкции - просто несколько слоев стеклоткани, поэтому изделия были тяжеленными.
В клубе Аэропракт, которым руководил Василий Мирошник, стеклопластик тоже применялся с первого самолета А-1, но в ограниченном объеме. Конструкция самолетов и планеров Аэропракта конца 70-х, в основном, была деревянной. Стеклопластиковыми были топливные баки, законцовки крыльев, капоты и т.д. Тенденцией Аэропракта была переход на металлические конструкции. Когда я пришел в клуб в 78-м, полным ходом разрабатывался и начал изготавливаться 2-х местный, 2-х моторный (с Вихрями) цельнометаллический самолет Флибустьер. К сожалению, он не был изготовлен, а причиной остановки этого проекта были следующие события:
Летом 79-го года, Мирошник с Вахрушевым посетили Пренайский завод и познакомились с легендарной личностью, пионером литовского планеризма, Бронисом Ионовичем Ошкинисом. Ошкинис, в то время, не имел достаточных возможностей воплощать свои, весьма спорные, идеи в Пренае. Василий Мирошник предложил ему помощь нашего клуба и пригласил его поработать в Куйбышев для постройки учебного планера с щелевым крылом. Когда Ошкинис приехал к нам в Аэропракт, он произвел настоящую композитную
🙂 революцию в клубе. Его идеи были весьма спорные (например его знаменитая ферменнная, из стеклоровинга, нервюра), но он разбудил ими наше творчество и мы начали создавать свои конструкции. Мирошник остановил работы с Флибустьером и начал строить свой учебный планер с щелевым крылом, который, в процессе постройки, превратился
🙂 в самолет А-6 Белый с мотором Вихрь. Это был практически полностью стеклопластиковый самолет - даже ручка управления и педали были сделаны из стеклопластика. Я очень благодарен этой машине, так как впервые совершил на ней полноценный полет с мотором. Ну а дальше, в Аэропракте делались в основном стеклопластиковые самолеты.
Игорь Вахрушев уехал в Пренай в 83-м, если не ошибаюсь и вернулся обратно в Куйбышев в 86-м.