Листая старые журналы – «Легкий самолет «Горизонт», журнал «Крылья Родины» №4 за 1984 год
В журнале «Крылья Родины» №4 за 1984 год была опубликована статья инженера, руководителя общественного конструкторского бюро Воронежского авиационного завода В. Пивоварова о легком самолете «Горизонт». В статье была описана конструкция самолета и даны основные ЛТХ. В. Пивоваров рассказал о главной проблеме при создании легкого спортивного самолет – отсутствии необходимого отечественного авиационного двигателя. Предоставляю слово автору:
«Легкий самолет «Горизонт»
Каким должен быть спортивный самолет? Решить проблему методом универсальности, думается, нельзя: для первоначального обучения, на мой взгляд, нужен один тип самолета, а для мастеров высшего пилотажа – другой, вполне отвечающий требованиям сегодняшнего дня. Такая машина может появиться скорее всего в результате конкурсного отбора.
Основное качество легкого самолета – простота, минимальная стоимость конструкции и летного времени, неприхотливость в эксплуатации и обслуживании, надежность и выносливость, использование неспециальных ГСМ. Чтобы его можно было легко собрать или разобрать (ремонтировать при минимальном оснащении, эксплуатировать в безаэродромных условиях).
Легкий самолет «Горизонт»
Этим требованиям в наибольшей степени отвечает самолет, предложенный Л. Блащуком («Крылья Родины», №11, 1983 г.). Единственную поправку, которую хотелось бы внести – еще более ограничить взлетный вес – до 650 кг, соответственно площадь крыла 10-12 м² с эффективной механизацией.
На Воронежском авиационном заводе нашему молодежному общественному конструкторскому бюро удалось построить самолет, во многом соответствующий предложениям Л. Блащука. Мы его назвали «Горизонт». Его взлетная масса – 620 кг; масса пустого самолета – 375 кг; размах крыла – 7990, хорда крыла – 1220; площадь крыла – NACA 24015 (щелевые закрылки и зависающие элероны); взлетная скорость – 75 км/ч; максимальная скорость – 240 км/ч.
Самолет имеет двойное управление. Коэффициент запаса прочности по крылу +5,6, -2,8. На смотре-конкурсе 1983 года в Крыму заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза С. Анохин высоко отозвался о летных качествах машины. По результатам смотра «Горизонту» присуждено первое место.
Легкий самолет «Горизонт» в трех проекциях
Двигатель – рядный четырехцилиндровый. Подобные силовые установки на зарубежных легких самолетах сейчас почти полностью вытеснены оппозитными четырех- и шестицилиндровыми двигателями, по своей компоновочной схеме выгодно отличающимся от рядных и звездообразных. При наличии подходящего оппозитного двигателя можно создать более легкую, более компактную, эстетичнее оформленную машину, с хорошим обзором на рулежке.
Следовательно, проблему создания легкого спортивного самолета нужно, на мой взгляд, начинать решать с двигателя. Разумеется, что АИ-14 и его модификации для предлагаемого типа не годятся. Необходим отечественный двигатель, по своим показателям превосходящий аналогичные зарубежные образцы.
© В. Пивоваров, инженер, руководитель общественного конструкторского бюро
Воронеж
Источники:
В. Пивоваров – Легкий самолет «Горизонт», журнал «Крылья Родины» №4 за 1984 год