Самолёт Kolb Ultrastar

здравствуйте. давно посматривал форум и захотел собрать ультрастар. начать, на мой взгляд, с самого сложного. попробовать скатать трубы лонжеронов из листа. уже купил листы, но на днях на авито в г.Реутов наткнулся на шестиметровые трубы 120х2 АД31Т1 1000р метр. не знаю можно оставлять здесь ссылку или нет. примерно 100метров, думаю всем желающим хватит. я на днях буду брать
 
АД-31Т1 слабее 6061Т6. И конечно слабее Д16Т. Но стенка толстая 2 мм. Надо сравнить, рассчитать на прочность, на изгиб оригинальную трубу из оригинального материала и из АД-31Т1 и потом тратить деньги.
 

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
120х2 бесшовная труба вполне выдержит те нагрузки ,что как правило бывают на СЛА. АД 31 мягкий материал, но с такой стенкой пойдёт однозначно.
 
в чертежах указана труба 6063 а это аналог АД-31 я думаю что наличие термообработки на АД-31т1 не делает эту трубу непригодной)
Материал трубы в чертежах полностью соответствует АД31Т1. Только размер 127х1,27, что учитывая предел текучести материала, будет близок к минимально возможному. Толщина стенки здесь погоды не сделает, только вес прибавит.
И размер 120х2 - большая редкость, обычно в наличии 120х3.
На мой взгляд, лучше взять две трубы АД31Т1 60х1.5 и сделать двухлонжеронное крыло, как на Китфоксе.
 
здравствуйте. давно посматривал форум и захотел собрать ультрастар. начать, на мой взгляд, с самого сложного. попробовать скатать трубы лонжеронов из листа. уже купил листы, но на днях на авито в г.Реутов наткнулся на шестиметровые трубы 120х2 АД31Т1 1000р метр. не знаю можно оставлять здесь ссылку или нет. примерно 100метров, думаю всем желающим хватит. я на днях буду брать
АД-31Т1 слабее 6061Т6. И конечно слабее Д16Т. Но стенка толстая 2 мм. Надо сравнить, рассчитать на прочность, на изгиб оригинальную трубу из оригинального материала и из АД-31Т1 и потом тратить деньги.
Пардон, зачем-то влез с 6061Т6 (потому, что меня волнует он больше). Хотел удалить сообщение, но думаю медленнее, чем разрешает форум.

Пролистал форум, увидел, что материал трубы 6063Т6 и труба 5"х0,052" или 127х1,32 мм
В интернете нашел предел прочности (временное сопротивление) 20,5 кгс/мм кв. (или же 205 МПа).
Момент сопротивления ее 16207 мм куб.

А у Вашей трубы 120х2 АД31Т1 из интернета предел прочности (временное сопротивление) 18 кгс/мм кв.
Момент сопротивления Вашей трубы 21513 мм куб.

Сравним моменты изгибающие, какие смогут выдержать трубы - умножим предел прочности на момент сопротивления.
Для оригинала (127х1,32 из 6063Т6) разрушающий момент 332,3 кгс х м
Для Вашей трубы (120х2 из АД31Т1) разрушающий момент 387,2 кгс х м
 
Последнее редактирование:
  • Мне нравится!
Reactions: hin

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
АД-31Т1 слабее 6061Т6. И конечно слабее Д16Т. Но стенка толстая 2 мм. Надо сравнить, рассчитать на прочность, на изгиб оригинальную трубу из оригинального материала и из АД-31Т1 и потом тратить деньги.
Да, безо всяких проблем подойдет: для корректного подсчета также надо четко знать максимальные эксплуатационные нагрузки, случай, когда они достигаются и возможные последствия их превышения. Вот Вы - рекомендуете посчитать: а сможете ли назвать хотя бы порядок нагрузки, и когда достигается (особенно, на фюзеляже)
?
в чертежах указана труба 6063 а это аналог АД-31 я думаю что наличие термообработки на АД-31т1 не делает эту трубу непригодной)
Вот, без термообработки действительно, следовало бы почесать репу - она совсем как пластилин.
Толщина стенки здесь погоды не сделает, только вес прибавит.
А с какого такого перепугу, не сделает?
Вот, 120 х 2 имеет W = 21510 мм^3, а с более толстой стенкой 120 х 3, W = 31470 мм^3. Поделив второе на первое, получим 31470 / 21510 = 1.463, тогда, как соотношение их весов составляет 3.14 кГ/м / 2.11 кГ/м = 1.488.
Возможно, под выражением "только вес прибавит", вы имели в виду разницу в 25 Г/м - тогда снимаю шляпу: для экономии одного килограмма потребовалось бы 40 м трубы - мы до такой строгости не дошли.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Тут не верно, разница в весе порядка 1 кг на метр погонный, если вы это имели ввиду.
Вы невнимательны: мое замечание касалось мною же приведенных относительных цифр для здесь же обозначенных 120 х 2 и 120 х 3. Целью сравнения было показать, что в данных величинах весовое совершенство очень мало зависит от толщины стенки трубы - все арифметические действия записаны в моем посту.
Если же увеличивать диаметр трубы - потребная толщина стенки еще уменьшится, причем, в большей степени, чем вырастет диаметр: и весовое совершенство такой трубы вырастет.
Так, что, по диагонали читать не следует - зачем лишний раз попадать впросак?
 
Вы невнимательны: мое замечание касалось мною же приведенных относительных цифр для здесь же обозначенных 120 х 2 и 120 х 3. Целью сравнения было показать, что в данных величинах весовое совершенство очень мало зависит от толщины стенки трубы - все арифметические действия записаны в моем посту.
Если же увеличивать диаметр трубы - потребная толщина стенки еще уменьшится, причем, в большей степени, чем вырастет диаметр: и весовое совершенство такой трубы вырастет.
Так, что, по диагонали читать не следует - зачем лишний раз попадать впросак?
Я имел ввиду, что диаметр больше даже на 7мм (т.е. 127) и стенка 1.27 лучше чем 120 и стенка 3, т.к. 2мм стенку - днём с огнём не сыскать. Поэтому и предложил альтернативу: две трубы АД31Т1 60х1,5 и V-образный покос из АД31Т1 (соответствующего диаметра). С бужеванием в районе подкоса этой же (пропиленной) трубой.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Я, примерно так и понял - и этот ваш пост не комментировал; но, когда поправили мои 25 грамм на килограмм - пришлось ответить, ведь именно невнимательность послужила причиной вашего промаха.
А что касается предлагаемого вами, изменения конструкции - ограничусь замечанием: "Гладко было на бумаге". Это совершенно разного уровня изменения: я бы даже сказал - разного порядка.
Не сомневаюсь, что, возьмитесь вы за предложенный вами же, вариант - горя схватите полной ложкой, если захотите хотя бы существенно не пролететь в весе - про трудоемкость скромно промолчу.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Я имел ввиду, что диаметр больше даже на 7мм (т.е. 127) и стенка 1.27 лучше чем 120 и стенка 3, т.к. 2мм стенку - днём с огнём не сыскать.
1. Момент сопротивления изгибу трубы 127 х 1.32 = 16217 мм^3, тогда, как у трубы 120 х 2 он равен 21510 мм^3 - с какого перепугу меньшая величина стала большей?
2. Человек русским языком пишет: в г.Реутов наткнулся на шестиметровые трубы 120х2 АД31Т1 1000р метр. Причем здесь пустые рассуждения на тему сравнительной доступности разной толщины стенок?
 
1. Момент сопротивления изгибу трубы 127 х 1.32 = 16217 мм^3, тогда, как у трубы 120 х 2 он равен 21510 мм^3 - с какого перепугу меньшая величина стала большей?
2. Человек русским языком пишет: в г.Реутов наткнулся на шестиметровые трубы 120х2 АД31Т1 1000р метр. Причем здесь пустые рассуждения на тему сравнительной доступности разной толщины стенок?
Спасибо за ответ Владимир Павлович. Но:
Во первых с размером трубы из 6063(АД31Т1) 127х1.27 Кольб Ульрастар прекрасно летает. Во вторых, я не думаю что лишние 680г (при 120х2) на метре трубы нужны кому-то. Ещё фюзеляж делать из чего-то - там на весе и "отыграется". Ну и в третьих - был не внимателен, не обратил внимания, что он нашёл 120х2.
И по поводу моего варианта. У Кольба два варианта крыла - старый с центральной трубой, а к ней ещё две потоньше - спереди и сзади. И второй вариант - примерно такой как я предлагаю. Он, естественно легче и проще в изготовлении, т.к. количество труб меньше, даже учитывая раскосы.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Во первых с размером трубы из 6063(АД31Т1) 127х1.27 Кольб Ульрастар прекрасно летает.
Искать дюймовый сортамент было бы проявлением крайнего мазохизма, равно, как и везти из-за лужи: поэтому, попавшаяся 120 х 2 - отличный выход. При желании снять вес - моя рекомендация выше.
А сравнить по простоте однолонжеронный вариант, где единственный лонжерон служит и стапелем (даже стола не надо) абсолютно не с чем - и по весу такой вариант выигрывает у всех.
 
При желании снять вес - моя рекомендация выше.
Может попробовать химическое фрезерование? Там много подводных камней? Мне процесс представляется примерно таким: раствор едкого натра залить в предварительно очищенную трубу, подогреть её, выдержать какое-то время, промыть. Естественно предварительно попрактиковаться на коротких обрезках трубы. Возможно без нагрева более прогнозируемо процесс будет идти. Как минимум балку фюзеляжа не помешает облегчить для соблюдения центровки.

Ещё вопрос по сварке трубы. Если шестиметровую трубу разрезать пополам и к каждой половине приварить 335мм. Рез использовать косой, швы расположить ближе к концам крыла. В этом случае можно обойтись двумя шестиметровыми трубами на весь самолёт
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Может попробовать химическое фрезерование? Там много подводных камней? Мне процесс представляется примерно таким: раствор едкого натра залить в предварительно очищенную трубу, подогреть её, выдержать какое-то время, промыть.
Взять кольцевые сверла двух-трех диаметров - так, чтобы вблизи конца лонжерона можно было, просверлив насквозь трубу, оставить нетронутыми полки миллиметров 40, потом - 60, затем 80 - а в районе подкоса не сверлить вообще, и ближе к фюзеляжу повторить операцию согласно изгибающим моментам: разве не проще многократно? Всего и делов-то - посчитать изгибающие моменты по размаху и моменты сопротивления сечений по осям просверленных отверстий (солид воркс посчитает моменты инерции со свистом - останется поделить на радиус трубы).
Ещё вопрос по сварке трубы. Если шестиметровую трубу разрезать пополам и к каждой половине приварить 335мм.
Можно сделать и так - только стык я делал бы не косым, а ступенчатым. Можно стыкуемые части переклепать на буже, сделанном из той же трубы с продольным вырезом, чтобы получить телескоп изнутри.
 
Вверх