Самолёт САМ-25 Москалёва

Pisman

Постепенно твердеющий тряпколетчик
Чарльз Линдберг перелетев Атлантику из Нью-Йорка в Париж, стал героем, примерно как Гагарин - он пересек океан за 20 часов - и кстати Дух Сент-Луиса был схож с самолетом САМ-25 - но был чуть тяжелее, а мотор его чуть мощнее
В 2 раза мощнее., Едва взлетев при этом. И летел один. И 33часа. И что то по памяти 5760км.
 

rukan2012

Я люблю авиацию!
Откуда
Беларусь

Михаил-Нск

Мне сверху виднее!
Откуда
Новосибирск
Отношение коммерческой нагрузки к полетному весу - 27,6%. А где волшебство то? Рекорды в те времена нужны были потому, что все страны "мерялись чл..ми", это была скорее политика, чем практическая польза. Да и внутри страны была грызня за "выживаемость". И об этом в мемуарах Москалёва много написано. Выдающимся этот самолет стал бы тогда, когда он с полной коммерческой нагрузкой пролетел бы хотя-бы половину рекордной дистанции. Этот самолет намного интереснее с конструктивной точки зрения, т.к. в его конструкции есть интересные для того времени решения. И несомненно, эти решения влияли на конструкции самолетов следующих поколений. И, если уж говорить о Сам-5 в какой-то превосходной степени, то только с этой точки зрения. ИМХО
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Сравню САМ-5-2бис с самолётом, появившимся через 30 лет, и имеющим хорошую репутацию как за рубежом, так и сейчас у нас-Моран-Соката-883, поскольку мне довелось с ним познакомиться близко. Тем более, с модификацией с мотором О-235 в 115 л.с.
Машина была не новая, но двигатель -без проблем.
Взлётные и посадочные скорости близки 80-85 км/ч с неполной загрузкой (2 чел. и бензина 1/2 баков). Длина разбега с 2-мя чел, 200+ м, с 3-мя-300, с 4-мя пробовать не стали, боялись что полосы в 500 м не хватит. Про 5 чел., говорить излишне. Скороподъёмность с 2-2,5 м/с. Крейсерская скорость-165-170, максимальная 180-185 ( должно быть 200, чему есть объяснение) Это несмотря на развитую механизацию в виде щелевых закрылков и автоматических предкрылков и профиль NACA 63A416 (зачем-то). :( И этот самолёт считался хорошим и вполне современным в 60-70-х гг.
После установки мотора в 180 л.с. , ВПХ сравнялись с таковыми у САМ, макс. и крейсерские скорости, скороподъёмность превзошли, но о размещении 5 чел, и речи нет.:) Ну и передняя стойка-это конечно +.
Таким образом, аэродинамическая компоновка этих САМов обеспечивала достойные ЛТХ ещё 30-40 лет. Под вопросом лишь устойчивость, управляемость и срывные характеристики.
Сейчас, самолёты вроде ЛА-50 ознаменовали переход на другой уровень.
 

Pisman

Постепенно твердеющий тряпколетчик
За ссылку спасибо. Это аргумент. Принято.
Но вот мемуары вы зря показали. Вам надо определится тогда с 520м. Потому что из мемуаров битым словом следует что САМ-5 2бис был именно специальным спортивным самолетом построенным в пропагандистских целях по указанию высшего идеологического руководства. И транспортные его характеристики были не более чем виртуальными. Все это указано в приведенных вами текстах и я с этого и начал. Что это спортивный самолет и сравнивать его нужно со спортивными.
Ну и опять же- из приведенных мемуаров следует что спортивная авиация была одним из важных полей на которых бились кремлевские патроны и их клиентеллы. Из мемуаров виден градус конфликта- между группировками в которые входили Москалев и Яковлев. Но предполагать что одна сторона вся белая и говорит сущую правду- а врет и строит козни только сторона Яковлева- ну простите, так не бывает...
Ну и опять же- кроме файшной ссылки- все остальное беллестристика.... С коэфицент не менее Pi...
 

Pisman

Постепенно твердеющий тряпколетчик
Взлётные и посадочные скорости близки 80-85 км/ч с неполной загрузкой (2 чел. и бензина 1/2 баков). Длина разбега с 2-мя чел, 200+ м, с 3-мя-300, с 4-мя пробовать не стали, боялись что полосы в 500 м не хватит.
"В 8 часов утра 23 сентября САМ-5-2бис начал разбег по дорожке Щелковского аэродрома, с которой отправлялись в дальние перелеты В. П. Чкалов, М. М. Громов, С. А. Леваневский, " Москалев САМ-5

Кому надо тому и полоса...
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Я сравнивал с данными из приведённого чуть выше протокола испытаний!
И в добавок, верить словам других склонны люди, которые сами не имеют привычки врать без необходимости, и наоборот. ;)
 
Я сравнивал с данными из приведённого чуть выше протокола испытаний!
И в добавок, верить словам других склонны люди, которые сами не имеют привычки врать без необходимости, и наоборот. ;)
Мой жизненный опыт показывает обратное. Те кто привык врать, они не задумываются, что врут и врут как дышат. Как же они удивляются когда им соврут.😃
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
...Но вот мемуары вы зря показали. Вам надо определится тогда с 520-м. Потому что из мемуаров битым словом следует что САМ-5 2бис был именно специальным спортивным самолетом построенным в пропагандистских целях по указанию высшего идеологического руководства. И транспортные его характеристики были не более чем виртуальными. Все это указано в приведенных вами текстах и я с этого и начал. Что это спортивный самолет и сравнивать его нужно со спортивными...
Александр!
Ну не надо строить из себя умного "придурка" (с зоны)! Вам нужны аргументы - обратитесь к истории.
Просто сравните САМ-25 с другими "спортивными" самолётами ТОГО ВРЕМЕНИ.

Ну не было тогда у нас в стране ещё массовых авиаперевозок пассажиров на регулярной основе. И не только потому, что не было для этого подходящей авиатехники, но и подходящего платежеспособного пассажиропотока и инфраструктуры, обеспечивающей безопасную эксплуатацию коммерческой авиации (аэродромов, аэронавигации, связи, УВД, службы спасения и пр. и пр. и пр.).
Всё это появилось в нашей стране уже после Великой Отечественной войны. Когда появились самолёты соответствующие, лётчики с опытом в большом количестве, и наземная инфраструктура, обеспечивающая регулярные авиаперевозки. А до этого момента практически все авиаперевозки были ведомственными. А самолёты - многоцелевые. То есть способные и почту (и гранки газет!) возить, и парашютистов бросать, и рекордные полёты на дальность выполнять (как разовый ПОДВИГ, а не как обыденную работу извозчика).
А САМ-25 был одним из первых многоцелевых самолётов, разработанных для развивающейся тогда гражданской авиации. Он даже опередил своё время на несколько лет...
Так что изначально он был задуман не для спортсменов и дальних перелётов, а для регулярных рейсовых полётов "вокруг собственного хвоста" в радиусе до 500 км. На своём топливе (без дозаправки). В той же сан.авиации такой самолётик был бы явно востребован..
 
Просто сравните САМ-25 с другими "спортивными" самолётами ТОГО ВРЕМЕНИ.
Влезу. Для того времени это был хороший самолёт специально заточенный для установления рекордов, но тут разговор то идёт о том почему сейчас не строят такие классные самолёты которые и семь человек, и 4000 км, и скорость ого го, и движок всего то ничего?
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
...Для того времени это был хороший самолёт специально заточенный для установления рекордов, но тут разговор то идёт о том почему сейчас не строят такие классные самолёты которые и семь человек, и 4000 км, и скорость ого го, и движок всего то ничего?
И поэтому в его салон вместо топливного бака ИЗНАЧАЛЬНО установили пассажирские кресла, не так ли? И иллюминаторы на бортах сделали, чтобы бочку топливную лучше снаружи контролировать? И дверь бортовую для удобства пассажиров (а не люк сверху фюзеляжа, как на ПО-2), создающую существенную проблему для авиаконструктора, борющегося за каждый грамм массы конструкции...

Ну, а почему таких самолётов сейчас не делают, объяснить ещё проще.
Нет (да и не было никогда!) реально такого массового пассажиропотока, чтобы семь пассажиров на расстояние 4000 км согласились на одномоторном самолётике лететь "нон-стоп" более 4-х часов подряд (без санузла на борту и возможности встать в полный рост в салоне, чтобы размяться).
Да и авиационные правила с тех пор таки появились, регламентирующие и авиаконструкторов, и эксплуатантов авиационной техники, не одобряющие такие авиаперевозки на регулярной основе. Почитайте документ ИКАО Doc.8168. Там всё подробно расписано КАК можно осуществлять коммерческие полёты на регулярной основе.
И просто прикиньте, смог бы ТАКОЙ самолёт эксплуатироваться по таким правилам на рейсах гражданской авиации (и по оборудованию, и по своим возможностям)?
 
Последнее редактирование:

KAA

Ненавижу Солидворкс!
А САМ-25 был одним из первых многоцелевых самолётов, разработанных для развивающейся тогда гражданской авиации. Он даже опередил своё время на несколько лет...
Остаётся только сожалеть, что САМ-25 не был быстро запущен в производство во время ВОВ, как это произошло с УТ-2М, Як-6 и Ще-2, ибо ему нашлось бы много дел и после войны в народном хозяйстве, где ещё долго использовались По-2. С М-11ФР, он БЫ себя проявил в полной мере. :(
Влезу. Для того времени это был хороший самолёт специально заточенный для установления рекордов,
Сейчас речь шла о САМ-25, у которого грузовой люк и пассажирско-грузовой отсек площадью почти 2 кв.м.. Для рекордов?
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Остаётся только сожалеть, что САМ-25 не был быстро запущен в производство во время ВОВ, как это произошло с УТ-2М, Як-6 и Ще-2, ибо ему нашлось бы много дел и после войны в народном хозяйстве, где ещё долго использовались По-2. С М-11ФР, он БЫ себя проявил в полной мере.
А зачем, собственно?

На УТ-2М пассажиров не возили, а использовали в качестве предельно дешёвого лёгкого штурмовика, на который можно было посадить лётчика из ДОСААФ-а без переучивания, которое стоит денег (пока немцы их не перебили).

ЯК-6 и ЩЕ-2 создавались для вполне конкретных целей (транспортировка грузов для партизан и доставка срочных грузов в тылы). Потому и были они двухмоторными.

А ПО-2 в то время было выпущено столько, что менять "лошадь на переправе" экономического смысла не имело. Да и лётчики на него приходили и с ДОСААФ-а и лётных училищ класса "взлёт-посадка", где они именно на ПО-2 на крыло становились. Опять же деньги тратить на переучивание не надо было..
 
лёгкого штурмовика,
Не к месту, но напишу. Вы написали о лёгком штурмовике, а я вспомнил книгу Дмитрия Панова "Русские на снегу". Потрясающая книга читал года три назад вы напомнили захотел перечитать. В книге есть о совсем малоизвестном участии СССР в войне Китая и Японии, об использовании И 15 и И16 в боях, о становлении советской авиации в тридцатых годах, да и ещё много чего. Писал уже в возрасте, некоторые вещи слегка путает, но тем и ценна его книга. Прочитайте, короновирус иногда бывает полезным.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
А затем, чтобы летать дальше, быстрее, и возить больше, при том же уровне эксплуатационных затрат как у По-2. Напомню, что по ВПХ, Сам-25 лучше, чем По-2, а их транспортные возможности очень сильно различаются. Вы, как экс-пилот Севера и Сибири, наверняка хорошо понимаете важность дальности полёта без дозаправки? Слетать ТУДА-ОБРАТНО километров на 500, без дозаправки, и с грузом, для По-2 задача неразрешимая. Это и к полётам к партизанам относится.
Кстати, один из успешных аналогичных самолётов RWD-15 был построен в Польше, в 1937 году.
(В создании лёгких самолётов КВП, поляки преуспели больше, чем немцы). :)
я вспомнил книгу Дмитрия Панова "Русские на снегу". Потрясающая книга
Потрясает количеством бреда, типа катапультирования из Як-9 пневматической катапультой.:D
 
Потрясает количеством бреда, типа катапультирования из Як-9 пневматической катапультой.:D
Он её писал уже в девяностых годах в серьёзном возрасте. И действительно ошибки есть, но так не бывает, что не было никогда ошибок. Фильтровать в любом случае нужно.
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
А затем, чтобы летать дальше, быстрее, и возить больше, при том же уровне эксплуатационных затрат как у По-2. Напомню, что по ВПХ, Сам-25 лучше, чем По-2, а их транспортные возможности очень сильно различаются. Вы, как экс-пилот Севера и Сибири, наверняка хорошо понимаете важность дальности полёта без дозаправки? Слетать ТУДА-ОБРАТНО километров на 500, без дозаправки, и с грузом, для По-2 задача неразрешимая. Это и к полётам к партизанам относится.
А вы про деньги, которых в войну ВСЕГДА не хватает, вспомнили?

Налаживать в военное время массовое производство нового самолёта, переучивать на него пилотов и наземный персонал, лечить "детские долезни" конструкции в ходе эксплуатации в военное время и пр. - всё это денег стоит.
А после войны надо было страну восстанавливать. Так что на новый самолёт этого класса тоже денег не выделяли. Вспомните только, что Антонов О.К. первоначально свой АН-2 делал не на бюджетные деньги (спущенные ему из Госбюджета по плану свыше)...
 
Вверх