Система управления АЖ.

Razum

Я люблю строить самолеты! Но не умею.
Всех приветствую. Надеюсь, не посчитаете за наглость создание темы таким нупским нупом, как я, однако, поискамши по этому разделу, я не нашел темы, посвященной системам управления АЖ. Возможно, моя окажется не лишней.

Так вот, я, давеча разглядывая всякие фотки и чертежи, вдруг сильно усомнился, что я понимаю, как АЖ управляется.
Собственно, меня интересует, каким образом, через какие тяги усилие от педалей и ручки управления передается... хм... органам управления АЖ. Ну, то-есть ротору и рулю направления. Какие там используются механизмы. Каке есть варианты.
 
Вот тебе http://twistairclub.narod.ru/toc.htm
зайди в библиотеку, найди Жаброва - почитай, полезно. И вообще, по ссылке много чего полезного. Не забудь спасибо сказать владельцу сайта 😉
 
От педалей на руль направления - обычно тросами. Управление - как на санках: какой ногой нажал, туда и повернул.

От ручки управления - парой горизонтальных и парой вертикальных тяг, соединенных качалкой. Вертикальных тяг иногда - две последовательные пары, разделенные промежуточными качалками. Это делается для уменьшения внешних размеров системы управления ротором и ухода от нежелательных вибраций. Вариантов проводки управления много. В основном они делятся на два подтипа: винчестер, когда две горизонтальные тяги идут одна над другой, и труба в трубе. Верхние концы вертикальных тяг могут крепиться как к переднему, так и к заднему (чаще) концу продольного рычага втулки ротора. Одновременное перемещение вертикальных тяг наклоняет втулку вперед-назад, управляя тангажом. При перемещении ручки управления влево-вправо одна вертикальная тяга идет вверх, другая вниз, наклоняя ротор по крену. Во втулке ротора для этих целей есть два шарнира: по крену и тангажу.

Простейший вариант управления ротором - верхняя ручка, на картинке. Это просто изогнутая палка, прицепленная к продольному рычагу втулки ротора.
 

Вложения

  • Finished6.jpg
    Finished6.jpg
    43,9 КБ · Просмотры: 282
Появился такой вопрос. Существуют ли автожиры с отклоняемым вектором тяги, так скажем. То-есть, где плоскость вращения пропеллера может меняться. Мне кажется, такая система могла бы решить проблемы, которые сейчас решаются установкой трех килей и рулей, или одного, но очень большого. Так же, интересно, а почему бы не сделать руль направления и стабилизатор единым целым в виде кольца, расположенного вокруг пропеллера?
Если глупости говорю, то сильно не пинайте.
 
Если глупости говорю, то сильно не пинайте.

Это не глупости, но и отнюдь не новая идея. Если внимательно рассмотреть вопрос, выяснится, что отклонение плоскости вращения маршевого винта реализовать значительно сложнее, тяжелее, дороже и т.п.. Если бы это было не так, вокруг уже давно летали бы с такой системой не только автожиры.
Как любит говорить в таких случаях глубокоуважаемый Ю.Г.Криков: "Несомненные минусы перевешивают сомнительные плюсы".
 
Всех приветствую. Хотел спросить знатокам АЖ.
Насколько эта философия управления автожира подходит для мотодельтопланериста .С первого взгляда  - тоже самое + ещё управление с ногами. Понимаю что есть куча нюансов, но спешить несобыраюсь.  На дельтах летаю 13 лет,но от винтокрылов я в восторге всё больше и больше.
видео  -http://www.youtube.com/watch?v=_Il4Hfq7NoI&feature=related
 
andris1969 сказал(а):
Всех приветствую. Хотел спросить знатокам АЖ.
Насколько эта философия управления автожира подходит для мотодельтопланериста .С первого взгляда- тоже самое + ещё управление с ногами. Понимаю что есть куча нюансов, но спешить несобыраюсь.На дельтах летаю 13 лет,но от винтокрылов я в восторге всё больше и больше.
Приятно посмотреть, как автожиростроение поглощает очередную душу.
У автожиров, как и у самолетов, обратное управление относительно дельтапланов и дельталетов. Но на фотографии АБМа как раз вариант с дельтапланерным управлением(не считая педального узла). Так что вливайтесь.
 
slavka33bis сказал(а):
Мдя.
Вы правы.
Но дело в том, что для того, чтобы БЕЗОПАСНО летать на дельтакрыле (с трапецией)
нужно, чтобы управление ротором на этом аппарате было ОБЯЗАТЕЛЬНО с верхней РУ.
Вы согласны?
Контрольный вопрос: если пилот дельталёта захочет научиться летать на обыкновенном самолёте, что Вы тогда предложите? 😉

Чтобы безопасно пользоваться любым транспортным средством (начиная с велосипеда), следует научиться им правильно пользоваться. Практика показывает, что если не пороть горячку, человек может спокойно пользоваться аппаратами с самыми разными системами управления. А вот от неумения (непонимания) или излишней самоуверенности не спасёт никакое расположение органов управления (хотя они бывают более или менее удобные, но это уже другая тема).

В одном Вы правы, на аппарате-универсале (автожир/мотодельтаплан), обсуждаемом в соседней ветке форума, логичнее использовать верхнюю ручку - чтобы сохранить общие принципы управления.
 
DragonSmile сказал(а):
Вы, господин хороший, должны научится некоторым добрым манерам. А то лазите по всем веткам сразу и ни кого не хотите слушать. 🙁 Предлагаю задуматься 🙂
А по поводу управления: в критических ситуациях срабатывает так называемая моторика, т.е. не то чему Вас учили(или переучивали), а то что Вы сами повторяли сотни раз, т.е. ОПЫТ ДЕЙСТВИЙ. Поэтому дельтапланеристы в критической ситуации на автожире с классической системой управления возьмут ручку на себя и завесят аппарат, думая что выполняют действия к приземлению
У нас такой опыт был 5 лет назад. На учебных пробежках превысил скорость и взял РУ на себя. Вроде бы не много, а ....Завалился, завесив аппарат, примерно с 15 метров, перевернувшись ротором вниз. Даже пилон лопнул вдоль, хотя труба без шовная алюминиевая д. 76Х4. Он и спас. Обошлось все инвалидностью. Вот и сработала та самая моторика, мышечная память на определенные действия.
Не надо к этому относится поверхностно. На то и учеба, чтобы приобрести определенные навыки. Или управлять автожиром, как в ответе № 5. Но эта схема возможна для "без фюзеляжников".
 
Не знаю как самолетов и дельт я особо не замечаю,руки сами все делают, но в ВВС переучить самолетчика под вертушку-смерти подобно :STUPID а наоборот можно! :craZyмоторика разная...один такой истребитель при переучивании нас с комэской  на нашем Ми-8 чуть не угробил. :~~)..напился я помню тогда 😀
 
А вот в ГА почему-то наоборот. С самолета уйти на вертолет(особенно выпускникам училищ) легко, а вот с вертолета на самолет - не очень.
 
Anatoly_32 сказал(а):
..напился я помню тогда
Вы и сегодня видимо не слабо накатили, судя по обилию освещенных тем и напору аргументов. Вот только думается мне, что в том полете о котором Вы говорите, были Вы между истребителем и комэской. 😡
 
Ничего яне не накатил...именно там где вы  говорите я и был,м\у ними естественно...на своем рабочем месте 😎не очень то вы и дружелюбны "старейший участник "goodvin13! 😱Я жашел на форум пообщаться спросить совет ,почитать мнение людей которые занимаются автожирами,а вы мне метлой под сраку! :-[
Не культурно,ой как не культурно! 😡
 
Anatoly_32 сказал(а):
Я жашел на форум пообщаться спросить совет ,почитать мнение людей которые занимаются автожирами,а вы мне метлой под сраку!
Добро пожаловать, боевой коллега!
Читайте, спрашивайте, читайте. А метла в этом разделе форума в руках у другого, специально обученного человека. И пользуется ею он умело и весьма учтиво. 😉
 
Что это за цилиндр?пневмо-тормоз ротора?И как это работает колодка видна ,под венцом он на её воздействует или это гиродемпфер продольного управления?И еще ,как работает тормоз на втором фото?
 

Вложения

  • deutch638mid.jpg
    deutch638mid.jpg
    47 КБ · Просмотры: 295
  • tverr0051.jpg
    tverr0051.jpg
    39,1 КБ · Просмотры: 288
На нижнем фото голова Доминатора, Насколько я разобрался, тормоз работает при отдаче ручки от себя, при этом пластиковая деталь, на которую указывает стрелка, упирается в проставку между кластерами и колодка прижимается к венцу раскрутки. Ось этой детали видна в тени, слева от оси продольного наклона головы. На некоторых фотографиях Доминаторов вместо такой пластиковой детали стоит пластиковая втулка, получается типа колёсико, также на многих фото можно разглядеть на алюминии следы упора этой втулки.
 
А ведь передняя пластина втулки ротора является ограничителем по тангажу при отдаче ручки от себя сейчас на фото она в упор на ней стоит,а втулочке то далеко до неё
Так получается втулку пластиковую рукой нужно выставлять в горизонт для того что бы она уперлась ???Я так понимаю? а следовательно у её должно быть два фиксированных положения ?а то в полете будер ТТТЫЫЫРРРР как у коня ? :~~)
 
Что это за цилиндр?

В полете это регулируемый триммер по тангажу. На земле им включается тормоз ротора.

получается втулку пластиковую рукой нужно выставлять в горизонт для того что бы она уперлась ?

Именно так: после посадки отдал ручку от себя, рукой дотянулся (там это рядом) и поднял бобышку. Ручку надо фиксировать с переднем положении, чтобы втулка не падала назад, тогда тормоз не только остановит ротор, но и будет удерживать его от самопроизвольного раскручивания от легкого ветерка на стоянке. При отпущенной бобышке тормоз никогда не включится, сама бобышка вверх никогда не подпрыгнет. К тому же в полете ручка управления никогда не бывает настолько впереди, чтобы включить тормоз даже при поднятой бобышке. Тормоз ротора АЖ никогда не делают настолько сильным, чтобы затормозить ротор в полете (а он такой и не нужен). Иначе при включении на земле ротор свернет мачту.
 
Назад
Вверх