СЛА-89, Рига (Спилве)

Р-01 делался людьми КБ Бериева, и получил название "Роберт" в честь Бартини. Но мне попадалось и название "Гидра".
Фактически он являлся прототипом для отработки новой гидродинамики. Кое-что написано здесь:
http://www.airwar.ru/enc/flyboat/r02.html
Потом из этого появился Бе-103, но, по моему мнению, идея себя не оправдала. Улучшение гидродинамики пошло за счет отказа от механизации крыла, и...
Катастрофа на МАКСе, катастрофа в Германии. В 1999 г. мне повезло жить в одном домике с работниками КБ Бериева во время авиасалона в Геленджике, и отзывы по машине были не радужными.
А Р-01 на слете показал себя неплохо.
158377.jpg

158378.jpg
 
00bee42b4cb247f44f4a8fc31421a5641a0ebf24.jpg

После первых же рулежек на Киш-озере самолет потащили к берегу. Машина сидела в воде с креном.
158379.jpg

На берегу все стало ясно: тканевая обшивка не выдержала.
00bee42c70fe61a9c89402e17a1e54f9bbe927f3.jpg

Ее оперативно заменили на фанерную, и успешно провели ряд полетов.
 
Учебный планер СА-9М "Фома" Г. Дрыгина (Комсомольск-на-Амуре). В статье в "Моделист-Конструктор" он назван СА-ЭМ, но на киле четко читается СА-9М.
Планер мог летать как с суши, так и с воды на поплавках. Подобный подход применял и Ошкинис.
158382.jpg

158383.jpg

На Киш-озере его таскали моторкой, но оторваться он не смог.
00bee44b04fdc54005acfee3b15a2b09bea11a49.jpg

00bee44d94acafa3f90bf341103aa2f2480a25c7.jpg
 
Ультралайт Р-10 "Птенец (Таганрог) - бесспорная удача.
158384.jpg

00bee4819013da0c0d8366e75d98e8dda2b0b219.jpg

У меня по нему десятка два фото, но на форуме по этой машине информации много.
158385.jpg

158386.jpg
 
Автожиров на слете было всего два, и выбрать лучший труда не представляло.
ДАС-2 (Тула)
158387.jpg

158388.jpg

158389.jpg

00bee485143e389c8a3b5b00732016b878c5bc58.jpg
 
Автожиру Р-8 "Факт" из Кумертау не повезло.
00bee4d5108a9a4c097d9393d315cdc3fea554b9.jpg

00bee4d65b83bf29f55d963d9c47946f42220634.jpg

158391.jpg

У испытателей ЛИИ не было опыта общения с автожирами. На разбеге пилот, стараясь раскрутить ротор, давал от себя до отказа ручку управления (на "Факте" она обратного действия).
В конце концов ротор срубил вертикальное оперение, лопасть отломилась.
00bee4d79c5688151d9c0dbdbc9339a3b9ff963d.jpg


P.S. Ура, нашлось кое-что (пост 174):
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1311180699/161
 
"Раз-два-три, раз-два-три, утки, цып-цып!
Бедный охотник едва не погиб..."

Присутствие аппаратов нетрадиционной ори схемы - это праздник какой-то. На СЛА-89 их было.
Я даже не знаю, чье это, и как себя показало.
00bee5f5627026362495203cedb562aff10e0fa3.jpg

00bee5f6d6bfedd73c67d9148f4b33d0e79095d5.jpg
 
В теме по СЛА-87 упоминалась утка "Феникс" из Харькова (сделано в ХВВАУЛ). ее не допустили к полетам, и на СЛА-89 прибыл модифицированный вариант. Я в картотеке так и обозвал его - "Феникс-модифицированный".
00bdd9f1c743580daf3b7338ed7cc8ce5ddeadd7.jpg

00bdd9f36ead546340f5c153254fd44db3c97142.jpg

Жаль, но на слете ни подлетов, ни полета не было.

P.S. Кое-что нашлось стараниями форума:
http://easyultralightdesign.com/phoenix_m2_utka_ultralight_aircraft.php
 
В этот раз к полетам не допустили утку "Горизонт" из Якутска.
00bdd9b4e6ebc23fb937aee93b91fdbf816b2a25.jpg

Отсутствие вертикального оперения, управление по курсу - дифференциальным отклонением консолей V-образного оперения. Управление по крену - гошированием, но усилие на ручке огромное (15-20 кг, и это на земле). Видимо, шла деформация переднего и заднего лонжеронов крыла. Но на "Птенце" Р-10 перекашивание-то работает!
00bdd9c9982119d26b7bb71f6dc670aeeb8d1eaf.jpg

Периодически в сети попадаются самоделки из Африки или Китая - ну просто строили малограмотные люди. Видя такое, испытываешь сожаление за растраченные силы. Нужно очень постараться направить человека в нужную сторону, вдобавок не оскорбив.
 
Как и на СЛА-87, присутствовал "Пегас" из Жукоского, но не летал (нужно уточнить).
00bee63a354b0931fb23acac7e4a3ad141e25e74.jpg
 
Сейчас не могу точно вспомнить, но то ли на слете, то ли позже самолет поломали и потом восстанавливали. 
Все-таки память не подвела. В статье Кондратьева в "Моделист-Конструктор" сказано: "Амфибия совершила десять взлетов и посадок на Кишозеро. Ее создателям была присуждена II премия в 5 тысяч рублей, которая пошла на... ремонт машины: во время полета на аэродроме Спилве ее «уронил» (хорошо, что с небольшой высоты) летчик-испытатель 1-го класса. Обидно."
 
Ультралайт Р-10 "Птенец (Таганрог) - бесспорная удача

  Удачным несомненно был настоящий "Птенец" от Вити Хрибкова (Кумертау) который прекрасно летал и стал призёром СЛА-87. Однако Усольцев из Таганрога сделал почти невозможное, он так модернизировал и "творчески развил" исходную идею, что из прекрасного самолётика сделал нечто непотребное для полётов. Когда я спросил Витю каким образом это получилось, он сказал что Усольцев отказался от авторского надзора Кумертау практически сразу после подписания договора о запуске в серию. Результат - на лице.

  У вас очень подробно и квалифицированно отснят СЛА-89, нет ли у вас снимков прибалтийского подкосного высокоплана ультралайта "Варна" (Ворона по русски)?  Очень интересная и оригинальная конструкция по которой почти нет информации.
 
Мой любимый ответ: "Терпение, и ваша щетина превратится в золото!"(С)
Есть, выложу с остальными мелкими самолетами.
 
Альмурзин "Акробат"
(не путать с МАИ-900 "Акробат")

158022.jpg




Похоже, макет. Кто-нибудь знает о судьбе проекта?
 
albert, Вы напомнили мне лучшие времена своими фото №66. Я был свидетелем и участником долгих обсуждений этой схемы. Этот аппарат сделан Сергеем Романковым из Донецка. В настоящее время всё продолжилось созданием полноразмерной флюгерной утки. О ней говорится на ветке "В небе флюгерная утка".
Привожу современное фото Сергея с моделькой его утки.
 

Вложения

  • DSCN2429.JPG
    DSCN2429.JPG
    80,8 КБ · Просмотры: 285
Уважаемый, albert! Не знаю, как отблагодарить Вас за снимок моего аппарата в ответе №66!!!
Этот аппарат «Ренес» был представлен на конкурс, как балансирный планер с самоориентирующимся ПГО, суть которого заключалась в том, что ПГО выполнено по устойчивой схеме ( в данном случае «летающее крыло») и установлено на свободном поперечном шарнире, что позволяет ему постоянно ориентироваться к потоку под определенным (положительным) углом атаки. В настоящее время такую схему называют «флюгерной уткой».
Планер был не доделан и выставлялся, как экспонат. Вероятно, снимок сделан за несколько минут до краша. Я отлучился на некоторое время  в тот момент, когда начали прогревать двигатель АН-2, который находился позади оператора (первый снимок) и поток от винта оказался направленным точно на планер. Мне пришлось собирать останки у ангара на заднем плане, а ПГО за ним.
Я не успел сделать ни одного снимка и уже давно смирился с мыслью, что облик этого аппарата исчез навсегда. Надеюсь, теперь многим понятна ценность этих снимков для меня и та безграничная благодарность Вам, albert! И ЕСТЕСТВЕННО, БЕЗ ПРЕДЕЛОВ РАЗУМНОГО! 🙂
По этому поводу я уже напился. 😀
 
Р-8 "Факт" из Кумертау
Этот автожир летал.
В.Хрипков как-то показывал мне уникальную фотографию, где летят одновременно три ЛА созданных в Кумертау -"Птенец-1", автожир и мотодельтаплан.
Все с двигателями РМЗ-640...
 
Планера на СЛА-89.
Самым крупным и сложным проектом был "Байкал", построенный на ЭМЗ им. Мясищева.
00beeba72a64255e30257b23cd59ddc82ce81764.jpg

00beeba87fa96374f9bbb5fd41622a85d627c1df.jpg

Общая мировая тенденция подготовки планеристов - использование крупных двухместных аппаратов, и "Байкал" прекрасно в нее вписывался. Применение мотоустановки позволяет клубам прилично экономить на самолетах-буксировщиках.
В то время система уборки двигателей еще была экзотикой. Отсутствие в СССР походящих двигателей задачу тоже не упрощало - были применены спарки лодочных двигателей "Вихрь-25". Все это, плюс необходимость изготовления матриц (планер композитный), привело к большому сроку разработки - около 10 лет.
 
Машина редкая, поэтому фото выложу побольше.
Вид с убранными двигателями.
158449.jpg

Мотоустановка выпущена. Шасси - неубираемое, что полезно при обучении.
158450.jpg

158451.jpg
 
Назад
Вверх