Слепой полет без гироскопических приборов

ikono

Летающий строитель
Лодочник, в том что вы пишете много горькой правды. Предложили такой полет вы сами, я даже удивился. Конечно проще, когда происходит очередная катастрофа, выражать стандартные соболезнования и не предпринимать ничего, относясь как к неизбежному, мол, сам виноват, мол, предупреждали. По сути вопроса вы уже согласились со мной, что GPS способен в крайнем случае заменить координатор разворота. Это центральный момент, остальное все форма. Как повлияет это новое знание на статистику происшествий - точно не представляю. Вы думаете что теперь начинающие и не очень пилоты будут смело сигать в облака а потом в лучшем случае удивляться - может быть, но сильно сомневаюсь. Кто раньше сигал, тот и дальше будет.  Это в СССР любили говорить: меньше знаешь - лучше спишь. Чернобыль грохнул - а зачем людям знать? И т. д.

Одна личная просьба: не называйте меня пожалуйста симмером только потому что я однажды использовал симулятор. Вы же меня совсем не знаете. Откуда у вас ко мне столько ярости? Ну снесете вы эту ветку здесь - останется на трех зарубежных форумах. Я же понимаю что затеял и пошел на это сознательно.
 

ikono

Летающий строитель
Меня сильно расстраивает, что пилоты кому за пятьдесят пытаются выдавать условия полета в снегопаде с сильно ограниченной видимостью в горизонте и ориентировкой на местности по GPS за чисто приборный полет.
Ну был ли приборный полет или нет - это пилоту наверное виднее  ;) Даже если была возможность увидеть землю, но пилот ею не воспользовался - все равно приборный. Раз смотрел на приборы а не на горизонт...
 

Alex63

Я люблю летать!
Откуда
Самара
Про 50 и 150 метров не надо! У меня рядом с  маршрутом была вышка связная и в районе аэродрома телевизионная. Высокая такая, на оттяжках. Поэтому высоту я держал 400м., так на всякий пожарный, хотя бы чтобы успеть что-то предпринять. И рельеф у нас холмистый. Меня давно,  ещё на А-20 прижало снегом. Там GPS не было. Тем более АГД. Только КИ-13. Летел на малой высоте. По черным пятнам посадок деревьев примерно ориентировался по горизонту. Хотел по дороге возвращаться. Пошел по ней. А она то вниз нырнет, то вверх. А через неё ЛЭП. Хорошо, что рядом железная дорога была. Она по тангажу идет ровно. По ней и пошел. А в 2007 ещё раз повторяю-горизонта и земли я не видел. Только винт и консоли. Это конечно подальше чем шторка перед носом. В GPS у меня карты не было. Была точка "Аэродром" и стрелка с направлением, скорость путевая, удаление и время долёта.Когда по сотику позвонил хозяин и спросил где я. Ответил ХЗ, 30 км до точки. Ну мог ему азимут выдать. Вот и вся ориентировка на местности. Болтанки не было.
И не надо расстраиваться. Не стоит. Ну не по ППП так не по ППП. Я больше так не буду! Вернее не хочу. Просто так получилось.
 

Starteh

Я люблю строить самолеты!
Внесу тоже случай из своей давней практики, может кому поможет в подобных условиях. Это было в феврале 1997, мой налет на самоделке, которую осваивал самостоятельно - около 2х часов. Летал над большим местным озером. Солнце, уже яркое, темно - синие тучи, белизна - контрастная красота, ничего не предвещало резкой перемены погоды. "Топаю" на 100м над набережной, посыпал сначала мелкий снег, потом все гуще, и вот накрыло так, что мотор с винтом даже как то глуше слышно стало. А ветер как раз с набережной, с города,- садиться надо курсом на него. Для этого надо сначала уйти в озеро. Отворачиваю от набережной. И вот отсюда и оказываюсь в совершеннейшем "молоке", кругом пурга, а внизу тоже белым бело, зацепится не за что взглядом. Ладно, лечу как отвернул, стараюсь держать скорость, даю небольшое снижение. Шарик указателя скольжения в центре, а скольжение по задуванию в открытые окошки дверц кабины контролирую (отсутствие крена) (у меня на авиетке сверху дверцы не застеклены). Через несколько минут делаю координированный плавный разворот на 180, компаса нет, - по времени, по памяти, что ли, как бывает из лесу выходишь, хотя и без компаса. Снижаюсь по вариометру, когда высота уже небольшая - в мутеве стал разбирать очертания приблизившегося берега. Самым большим переживанием было - не налететь на кого нибудь из рыбаков, отклонившись к лобовому стеклу во все глаза смотрю.  Никого не высмотрев, отрабатываю посадку...   Действительно, несколько минут полета - ПВД забило более чем наполовину. Сырой снег лепил так, что лица не повернуть к ветру.   Так что скольжение можно еще по открытым форточкам ловить, а в открытой кабине тем более, еще нить можно снаружи стекла снизу приделать - для контроля скольжения. Ну и не лезть в такие условия надолго, хотя, извините, ненадолго в целях тренировки - не призываю, но сам захожу. :)
 

Poliar-nik

Я люблю Полярный Урал
Откуда
Урал
Под шторкой надо летать с авиагоризонтом!! Без авиагоризонта летать под шторкой не надо. Эти полеты не имеют ни какого смысла. Это будет игра со временем!! Кто сколько продержится. А полеты это не игрушка. В конце концов можно доиграться и кто нибудь хлопнется за этим странным занятием.
Это мое мнение и просьба его не критиковать. У каждого человека свое мнение. 
Всё так и получилось. Как-то раз ,услышал я рассказ Аладьина Виктора (многие с форума его знают), как он без АГБ,  по компасу, без GPS пробился через облака на 1500м. У меня  уже была GPSка Гармин 3. Я подумал – а чего бы не попробовать. Такая возможность представилась на маршруте Самара-Екатеринбург, на « Аеропракте 27М» проткнул облака сверху с 2800м вниз, зная высоту нижней кромки 400м ….. получилось!, но пятая точка сильно перенапрягалась. Второй раз на маршруте Приобье-Екатеринбург, был прижат облачностью к макушкам деревьев, принял решение пробиться на верх. Двадцать минут страха и на 1200м увидел Солнце. Третий раз научил меня  не лезть в облака, без надлежащего приборного обор-я, (игра со временем подошла к своему логическому завершению ). На маршруте Екатеринбург-Самара, при прохождении Уральского хребта, через окошечки в небе выбрался на верхнюю кромку и встал на курс. С 1500м верхняя кромка медленно  приподнялась на 3000м и я вместе с ней. На земле было +9, за бортом
-9. Без тёплой одежды стали замерзать (кран отопителя включался под капотом) Хребет был пройден и в районе Караидельского водохранилища, на   высоте 3200м нырнул в облака. Поначалу всё было под контролем . Скор сниж 5м/с , направление по GPS и компасу. Не пойму, почему вдруг GPSка начала менять направление  с прямолинейного на круговые, компас при этом не менял показания курса. Мне-бы не исправлять ситуацию, но нет,   вчерашняя уверенность сыграла злую шутку. Потерялся на высоте 2800. Скорость быстро нарастала Руд на холостых, обороты двиг 5000 штурвал почти полностью на себя. В какой то момент я угадал направление и выровнял крен. Почувствовалась перегрузка и скорость быстро уменьшалась с 200 до120км/ч. Отдаю штурвал от себя на скор 90км/ч- всесь багаж залетал по кабине. Затем снова крутое пике и увеличение скорости до 285км/ч (зафиксировала GPSка)
Двигатель верещал голосом недорезанного поросёнка. Пассажир монотонно, без паники, твердил - «Женя , мы падаем, мы падаем» Видимо моё внешнее спокойствие не давало такого повода.  Моя правая рука находилась в районе ручки спассистемы, внутренний голос говорил «сейчас самолет развалиться на части» И вот, долгожданный просвет(Высота 300м). Очень плавно вернул машину в гор полёт и на ближайшем поле совершил посадку.   Игра со временем закончилась. В моём случае все началось  так, у других может начаться с симулятора. НЕ ЛЕЗТЕ В ОБЛАКА ИЛИ ЗОНУ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ, доверяя GPSке, не имея АГБ и реального опыта полётов со шторкой, рано или поздно всё может плохо кончиться.
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
 

Alex_520

Сменил аватарку - ушёл в малую авиацию
Эксперименты на собственной жизни чреваты её преждевременным завершением по собственной воле.

Неужели до сих пор это не понятно "экспериментаторам" с любовью к повышенным дозам адреналина в крови?
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
к повышенным дозам адреналина в крови?
Имел удовольствие пару раз слетать в слепую с АГД на борту, это даже при наличии АГД жутко и страшно, а при отсутствии оного, в общем без привычки жутко. Рядом сидел опытный пилот, но все равно когда организм кажет правый крен а АГД левый это страшно, а еще в прослойках облаков фронт в дали (ну или не знаю как это правильно назвать) можно принять за естественный горизонт просто как не фиг делать, что я собственно и сделал, получив объяснения в вежливой форме  :), что так делать не надо и пока солнышко не увидишь горизонт вне кабины искать не надо. Также была лекция что если на борту АГД всего один то при наличии ИУПа надо и за ним присматривать, в комплексе с ВАРом может очень полезной штукой оказаться. После этих двух полетов желание попробовать на дельталете залезть в облачка отбило напрочь, лучше не пробовать.
 

Лыжник

Я люблю строить самолеты!
Не пойму, почему вдруг GPSка начала менять направление  с прямолинейного на круговые, компас при этом не менял показания курса.
Это креновая девиация, тоесть магнитный компас правильно кажет только в горизонтальном полёте, а если прёш в крене ...30.... гр с шариком по середине то очень сильно врёт.
Об этом написано в букварях.
Чтоли не обращали внимания на практике в ПМУ?
Срочно пробуйте, чтобы в облаках на него не смотреть.
 
L

L-13

Не надо ставить крест на таких полетах. Нужно все сделать по всем требованиям как положено! Оборудовать самолет, обучиться качественно по нормальной программе! И летать! Все делать не торопясь! Без желания как можно быстрее сигануть в облака. Просто идти к этому нужно поэтапно и цивилизованным путем, а не на экспериментах, флайт симуляторах и авось имея на борту старый списанный авиагоризонт и опыт играния в авсиме.
 

Лыжник

Я люблю строить самолеты!
То, о чём изложено в первом сообщении этой темы, я ,по молодости, намеренно, испытал на ЧЕ-22.
Ikono, получите ответ.
Целью было- проверить аналогичную идею.
Про компас я уже был  в курсе и на него не смотрел.
С шарика тоже толку не было, потому что его швыряло от края до края в следствии  наличия турбулентности.
На джипиэске режим стрелки на цель и два параметра в числах: курс на цель и истинный фактический курс (когда цифры совпадают значит  идёшь на цель ),
Потому что самая быстрая реакция ЖПС на изменения отображается цифрами, а не стрелками.
Нижняя кромка 300м.
ППП я никогда до этого не пробовал.
Сначала пробовал  в ПМУ, - вроде работает.
Затем «засунул голову» в облачность.
Первое что со мной случилось – это я познакомился с иллюзиями.
Второе- «процессор» вышел на режим 100% загрузки и шкалил дальше.

Два прибора  я контролировал непрерывно УС и ЖПС.
Обороты мотору прибавил чуть из расчёта энергии на поворот.
Первые несколько минут все силы уходили на борьбу с иллюзиями, из за чего я несколько раз сдавался и вываливался из облачности, а отдышавшись приподнимался снова.
Через 10 минут попыток процессор в голове перестал шкалить начал брать под контроль  логику процессов.
Вываливаться перестал, но полёт представлял из себя переваливание с левого крена на правый и обратно и так всю дорогу со средним курсом на цель, но с каждой минутой глубина кренов уменьшалась.
В спокойной атмосфере не пробовал.
Через 30 минут полёта процесс вышел более менее на автоматизм и можно было продолжать его ещё долго, но…

Сдохнуть можно от всякого рода перегрузок:
От физической,
От болевой,
От голода,
От жары, и тому подобное.

В моём случае эксперимент был без тренировки на тренажёре, и без тренировки полётов в СМУ по авиагоризонту.
30 минут для меня стало пределом после которого я мог сдохнуть от мозговой перегрузки и  ощущения ужаса.
Я так устал, что словами не описать.
Как будь-то я несколько дней  непрерывно разгружал вагоны.

Основной вывод из эксперимента: 
     Я  больше никогда в жизни не полезу  в слепой полёт без  трёх авиагоризонтов, навыка ППП, и гарантии в достаточной видимости в зоне  посадки.

Второстепенный вывод:
      Наличие ЖПС даёт шанс, но чтобы им воспользоваться, надо тренироваться  на реальном самолёте с инструктором у которого авиагоризонт. 
 
 
Вверх