STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Далее, будем прокладывать антенный провод.

Его длина от разъёма на антенне до разъёма не радиостанции должна быть кратна средней длине электромагнитной волны её рабочего диапазона. Для р/станций авиационного диапазона это примерно 2,5 метра ( +5/- 15 см ).*



*( Можно брать кратной половине и четверти волны, при меньших длинах провода. Рассчитывается это просто:

Следует поделить скорость распространения волны на частоту. Скорость для электромагнитных вол, с достаточной точностью, мы возьмём примерно 300 000 м/сек, а частоты авиадиапазона- 118 и 140 кГц.

Поделив 300 000 ( м/сек ) на 118 000 ( сек-1) получим длину 2,54 ( м ), а поделив 300 000 на 140 000 получим 2,14 ( м ).)


Предварительно промерив длину пути прокладки провода по конструкции, я получил размер около 4,3 (м). Добавим к этому размеру длину двух колец из провода, для обеспечения свободы монтажа. Одно кольцо – примерно 0,3 м. Получаем близкий к двум длинам волны размер – 4,9 (м). Тем и ограничимся.

Провод возьмём марки RG-58 C/U MIL C-17.**

**
( Здесь: RG-58 C/U – это общее обозначение стандарта, MIL C-17 – военный стандарт ).

012.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Прокладка провода антенны представлена на картинках ниже:



Провод закреплён вдоль стрингера на пластиковых квадратных «25мм» самоклеющихся клипсах под диаметр 5 -6 мм. ( фото: 013, 014 )



( Это мои любимые и самые ходовые клипсы. На них удобно и надёжно закрепляется большинство коммуникаций на всевозможной технике . Они хорошо приклеиваются и к алюминию и к окрашенной стали и к пластикам. Ими можно закреплять самую различную «арматуру»: боудены, пневмо трубки, антенный кабель, не толстые жгуты электропроводки… Их основное преимущество в том, что они фиксируют арматуру с возможностью многократной установки – стятия без замены элемента крепежа ( в отличие от пластиковых ленточных стяжек ) и фиксация имеет свободу по оси – арматура может скользить в клипсе К тому же, они эстетичны и не царапают рук, как торчащие хвостики пластиковых ленточных стяжек. )



Антенный провод спускается вдоль борта к полу – за перегородкой, отделяющей пространство кабины от пространства хвостовой части самолетика. ( фото: 015 ) Здесь организую одно колечко, чтобы уменьшить избыточную длину провода под приборной панелью.

Далее, провод идёт по полу в общий жгут проводки. ( фото: 016 ) На закрытых поверхностях я закрепил провод на пластиковых самоклеящихся квадратиках «25мм» под ленточную стяжку. Пусть замки стяжек с откусанными хвостиками торчат там, где их не видно.

013.jpg


014.jpg


015.jpg


016.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Хочу обратить Ваше внимание на прохождение тонкой перегородки, являющейся полкой багажного отсека. Толщина её металла - 0,4 мм. Применяя «проходную резиновую втулку» ( т.е. «обрезинив отверстие» ) резинка рано или поздно прорежется тонким краем металла и провод имеет шанс обеспечить «…тщательное заземление…» антенного провода. К тому же, большинство резиновых втулок имеют канавку под более толстый металл. Если есть зазор по толщине, то втулка болтается и прорезается быстрее.

Такие тонкие перегородки необходимо «утолщать» - приклёпывать в районе отверстия небольшую пластинку. Тогда, резиновая втулка встанет плотно и гарантированно долго будет выполнять свою функцию.

017.jpg


018.jpg


019.jpg


020.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Антенный провод выходит к пожарной перегородке и поднимается под приборную панель слева. Здесь организовано ещё одно кольцо для регулировки свободной длины провода. ( фото: 021, 022 )

Это пригодится при отсоединении /присоединении разъёма антенны на коробке р/станции в эксплуатации при обслуживании. Если провод имеет некоторую слабину, то при отсоединении разъёма значительно снижаются шансы повредить заделку провода в разъёме или сорвать провод с «отбортовки». ( Разъём довольно плотно сидит на ответной части и, сдёргивая его в неудобном положении руки и в ограниченном пространстве, возникает рывок с усилием. Если у провода нет достаточной слабины, то обычно что-нибудь отрывается…)

Отсоединять разъём приходится на ощупь или с применением зеркала. На картинке ( фото: 023 ) – ( вид на коробку р/станции сзади ) видна маленькая синего цвета «штучка». Это пластиковый фиксатор пневмотрубок Ф 5 мм. Он удерживает антенный провод , подкрепляя свободную длину. В этом фиксаторе провод защёлкивается с некоторым усилием и так же вынимается из него. Размер опорной площадки этого фиксатора: 10х18 мм и он крепится к конструкции винтом М3, что позволяет устанавливать его в особо ограниченном по размерам конструктиве.

021.jpg


022.jpg


023.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
После окончательного закрепления антенного провода и проверки тестером наличия заземления на разъёмах BNC и электрического контакта штыря разъёма с металлическим штырём антенны, можно проверить работу р/станции.

Пока, удалось связаться с носимой А4 на расстоянии 40 м. :)

024.jpg
 

vicxray

Я вновь строю самолёт
Его длина от разъёма на антенне до разъёма не радиостанции должна быть кратна средней длине электромагнитной волны её рабочего диапазона. Для р/станций авиационного диапазона это примерно 2,5 метра ( +5/- 15 см ).*

*( Можно брать кратной половине и четверти волны, при меньших длинах провода. Рассчитывается это просто:

Следует поделить скорость распространения волны на частоту. Скорость для электромагнитных вол, с достаточной точностью, мы возьмём примерно 300 000 м/сек, а частоты авиадиапазона- 118 и 140 кГц.

Поделив 300 000 ( м/сек ) на 118 000 ( сек-1) получим длину 2,54 ( м ), а поделив 300 000 на 140 000 получим 2,14 ( м ).)
Уверен что вы хотели сказать 118 - 140 мГц (мега Герц). Расчёт длинны волны корректен.
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Пожалуйста, поправьте:

Скорость распространения волны в вакууме примерно 300 000 (км/с) , а частота - 118-140 МГц.
Получим 300 000 000 (м/с) : 140 000 000 (Гц) / 118 000 000 (Гц) = ***
результат вычислений прежний.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
ОТВЕРСТИЯ В БОРТАХ под жгуты.



На крыльях нашего самолётика будут установлены фонарики «БАНО» и проблесковые огни от компании «WHELEN».

WHELEN MICROBURST II WITH TAILLIGHT KIT ( MB2G & MB1WT )

Part # 11-08475

БАНО.png


Приобретались когда-то давно на «Спруссе»…




Так же, на крыло планируется установить ПВД с подогревом, для чего потребуется подвести к нему провода сечением не менее 1,5 мм2 . А на подкосы, под крылом, будем устанавливать рулёжные фары ( ближнего света ).

На мой взгляд, вести проводку по крылу этого самолётика лучше через подкосы, поскольку крылья складные и обеспечить минимальные перегибы проводов проще у шарниров подкоса. К тому же, тащить провода по стойкам кабины, вверх к центроплану, на мой вкус, не эстетично, а под обтекателем левого подкоса уже проложена трубка для подвода к указателю скорости динамического напора воздуха, которую нужно выводить из кабины за борт.

И так, имеем: с правого борта – одно отверстие под проводку БАНО; с левого борта – три отверстия. Большое – под разъём пневмотрубки и два маленьких – под провода БАНО и провода подогрева ПВД.

001.jpg


002.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Отверстия сверлятся в стальной пластине фермы фюзеляжа и в тонкой алюминиевой обшивке. На обеих пластинах устанавливаются проходные резиновые втулки.

003.jpg


004.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Тонкую обшивку «утолщаем» подкладками из алюминия толщиной 1 мм, чтобы не прорезалась резиновая втулка.

На картинках показано, как подкладка устанавливается с наружи в качестве кондуктора ( фото: 5 ). Здесь, резиновые втулки одновременно и центрируют и удерживают подкладку при засверливании. По ней засверливаются отверстия под заклёпки Ф3,2 мм.

5.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Способ центрирования по отверстию показан на картинке ( фото: 6,7 ).

При разметке мест под отверстия и заклёпки не забудьте про минимальные радиусы патронов и головок рабочих инструментов. Если расстояние от оси отверстия до стенки поверхности ( перпендикулярной к рабочей ) не менее 20 мм, то оно засверливается без проблем.

Здесь, расстояния несколько меньше, чем радиус патрона дрели, но длинные свёрла позволяют решить и такие задачи.

6.jpg


7.jpg


8.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
ЖГУТЫ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ на полу кабины.



Колодка от которой разводится питание потребителей, установленных на крыльях, и посадочной фары, установленной под днищем самолета, расположилась под сиденьем заднего пилота, в районе РУС, с правой стороны. К ней же приходят провода от хвостового огня.

По левой стороне от элементов системы управления ( верхняя часть картинки ) проходят жгуты проводов к аккумулятору, панели СПУ, на триммер и управление закрылками… и т.п. Их набралось довольно много. Чтобы всё надёжно закрепить и аккуратно упаковать, очень удачно подходит напольный короб. Я выбрал такой: Короб 01032 CSP-F 50х12мм напольный 2 канала серый (ДКС)


Короба пластик.jpg


Он пластиковый. Бывает широкий и узкий, на две секции и на четыре… и даже классный – алюминиевый, но довольно дорогой…

Короб Ал..jpg


4 439 рублей за 2 метра… Но О-о-чень хороший!



Короб проложен на участке от перегородки за спинкой сиденья заднего пилота до поста РУС переднего пилота. Часть, крепится на опорных проставках ( швеллерок 10х20х10х1 / 70 мм ), часть короба закреплена к панели пола.

Укладка получилась очень плотной. В дополнение к имеющимся, можно попробовать засунуть ещё по паре одиночных проводов сечением 0,75 мм2 в каждую секцию, но не уверен, что влезут. Потому, пришлось каждому проводу определить место в секции и порядок укладки. Чтобы не путаться, на проводах закреплены марки, а для монтажа нарисовал схемы укладки с описанием.

001.jpg


002.jpg


003.jpg


004.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Здесь же, между сидений пилотов и поближе к коробу с жгутами разместился блок реле на закрылки и триммер. «Квадратный кубик» в нижней части картинки ( фото: 005 ). Про него есть рассказик в отдельной ветке: https://reaa.ru/threads/vopros-po-dublirovaniju-upravlenija-trimmerami.918/

005.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
С права от блока реле, на квадратной трубе механизма управления закреплена двумя винтами М3 алюминиевая «коробочка» - разветвитель проводки от радиостанции на два поста управления. Это провода от кнопки включения р/станции на передачу ( PTT ) и провода управления функциями выбора каналов и подстройкой частот. К «коробочке» присоединяются разъёмы от РУС. Картинка ( фото: 006 ).

«Коробочка» сделана из отрезка покупного алюминиевого профиля: бокс 40х20х2 и двух пластинок из листового Д16т толщиной 2 мм с профрезерованным по периметру пазом под внутренний размер бокса ( 36х16 мм ). ( фото: 06.1 и 06.2 )

Как видно на фотографиях, к «коробочкам» подходят провода из напольного короба, для чего в нём сделаны вырезы в соответствующих местах.

006.jpg


06.1.jpg


06.2.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Огибая узел РУС первого пилота, провода укладываются в короб, закреплённый на стыке двух передних панелей пола. От пожарной перегородки они расходятся в лево и в право и поднимаются под приборную панель.

07.jpg


08.jpg


09.jpg


010.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
На пожарной перегородке жгуты закреплены на очень удобных и прочных пластиковых основаниях. Эти основания крепятся к перегородке односторонней заклёпкой Ф4,8 мм с шайбой. На картинке ( фото: 011 )они видны по сторонам от короба.

Они продаются белого и чёрного цвета . Например: Основание чёрное для хомутов до 9,0 мм под винт (ДКС Италия) Г7269. Основание 25497 чёрное для хомутов до 9,0 мм под винт (ДКС Италия) | ЗАО "МПО Электромонтаж".
Основание.jpg

Здесь много других полезных пластиковых деталюшек, которые я использую при прокладке проводки:
Поиск по каталогу | ЗАО "МПО Электромонтаж"


011.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Спасибо всем за лестную оценку скромных стараний...
Продолжим, в том же духе...



ШПИГАТЫ



После прокладки всех жгутов и антенного кабеля, определения размеров и мест крепления деталей короба, можно приступать к установке панелей пола в средней и задней частях кабины.

Панели передней части были изготовлены давно. ( Об этом можно посмотреть здесь : https://reaa.ru/threads/stol-nando-groppo-trail-dorabotki-i-poleznye-melochi.5097/page-2с сообщения #32 ) Конструкция панелей средней части родилась скоро, а вот с задними панелями вышла заминка, о которой поведаю чуть позже. Завершению изготовления передних и задних панелей, в основном, препятствовало отсутствие шпигатов*.



*( Шпигатэто такой узел, деталь или просто окантованное отверстие в палубе или борту судна, через которое за борт сливается вода, каким-либо образом образовавшаяся на палубе ).



На нашем самолётике, через них из кабины будет удаляться, заодно с водой, весь мелкий мусор и грязь. Полы, при необходимости, можно будет мыть . Таких шпигатов запланировано четыре – два в передней части пола и два, по углам сзади.

Я рассматривал несколько вариантов и технологий изготовления шпигатов. И точёные из болванки Ф100 мм, и выклеенные из пластика по матрицам, но, для единичного изделия, посчитал такие конструкции не целесообразными. В итоге, остановил свой выбор на штампованных крышках в сочетании с гнутыми стандартными алюминиевыми тонкостенными профилями. Всё получилось просто и доступно.



Передние шпигаты с резиновым клапаном расположились в зазоре между алюминиевой рессорой основных стоек шасси и корпусом. Задние – по внешним углам стыка кабины и хвостовой балки.

001.jpg


002.jpg
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Основным и «самым сложным» элементом в изготовлении шпигатов являются «крышки». Как только заготовки для них оказались у меня в руках, весь узел сразу обрёл конструктивную завершенность. Они изготовлены из листового алюминия марок АМГ2-м и АМГ3-м толщиной 1.0 мм.

003.jpg


004.jpg


005.jpg
 
Вверх