STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

   Угловой шланг выхода термостата «малый круг» соединяется с тройником. Тройник Т-Ф26 соединяет магистрали большого и малого круга на входной патрубок помпы ОЖ двигателя. Тройник изготовлен из высококачественного ABS пластика и проверен практикой эксплуатации. ( тройник в магазине «Планета Железяка» GATES 7315-00938: http://www.xn--80aaasbafk1acftx0c6n.xn--p1ai/cat-search-result?q=265869 ).
  Есть один «нюансик». Кромки широкой конической части тройника довольно твёрдые и острые. При плотной посадке шланга на диаметр патрубка, кромка, как гарпун, врезается в резину и снять гофро-шланг - не реально. Обычный резиновый шланг с Ф26 и больше снимается без повреждений. Необходимо притупить острую кромку конического уплотнения, чтобы, при необходимости, иметь возможность демонтировать это соединение.

   Отрезок армированного гофро-шланга налезает на короткий патрубок помпы ОЖ, не смотря на его Ф27,5. Крепить гофро-шланг на патрубках можно пружинным хомутом Ф32мм. На патрубках Ф25мм лучше использовать стальные винтовые.
 

Вложения

  • 005_074.jpg
    005_074.jpg
    17,5 КБ · Просмотры: 170
  • 004_078.jpg
    004_078.jpg
    112,1 КБ · Просмотры: 183
  • 006_056.jpg
    006_056.jpg
    27,9 КБ · Просмотры: 162
   После первого пробного запуска двигателя потребовалось разобрать системы. Чтобы больше не решать головоломку «какой шланг отсоединять для слива, чтобы облить меньшее количество элементов конструкции» ( и не мазаться антифризом ), в соединение углового шланга малого круга установил патрубок с сливным краником.

   В «штатном» варианте слива через дренажный винт М6 под помпой ОЖ на блоке двигателя, приходится не только демонтировать выхлопную систему, но и отсоединять ферменную мотораму от фюзеляжа.(!) Моторама не «пускает» бочку глушителя через приварные кронштейны сайлентблоков. Получается, что, не отодвинув мотораму, не вынуть глушитель. Не вынув глушитель - не слить ни антифриз, ни масло из маслобака.*
   *( Установка в магистраль ОЖ сливного краника и, аналогичного краника с шлангом к маслобаку исключают необходимость демонтировать выхлопную систему при регламентной замене жидкостей двигателя ).

   **( На второй и третьей картинках глушитель демонтирован. Красным кружком обведены краники маслобака и системы ОЖ. )
 

Вложения

  • 007_050.jpg
    007_050.jpg
    126,9 КБ · Просмотры: 176
  • 008_036.jpg
    008_036.jpg
    99,3 КБ · Просмотры: 183
  • 009_033.jpg
    009_033.jpg
    79,5 КБ · Просмотры: 185
   Аналогичный патрубок с дренажной пробкой – винтом установил на подводящий ОЖ к радиатору гофро-шланг Ф25.
 

Вложения

  • 001_200.jpg
    001_200.jpg
    134,6 КБ · Просмотры: 166
  • 002_130.jpg
    002_130.jpg
    136,2 КБ · Просмотры: 153
  • 003_100.jpg
    003_100.jpg
    23,2 КБ · Просмотры: 173
   Это не только упрощает обслуживание системы в принципе, но и является необходимым при установке термостата. Если в клапане термостата нет небольшого отверстия, обеспечивающего протекание ОЖ из полости термостата малого круга в полость большого круга, то весь объём магистрали большого круга оказывается герметичным.
   При заполнении системы антифризом через заливную горловину расширительного бачка-коллектора, в первую очередь антифриз заполняет полость термостата «малый круг» и поступает на вход помпы ОЖ двигателя. Выход  большого круга из радиатора оказывается заперт жидкостью, как только её уровень начнёт подниматься выше внутреннего диаметра шланга в тройнике. Термостат, головки двигателя и бачок-коллектор будут заполнены ( примерно 1 л ), но радиатор и большой круг останутся пустыми.
  Нижний уровень на картинке.

   Даже если снять подводящий к радиатору гофро-шланг с патрубка чтобы заполнить радиатор ( что не лишено побочных эффектов  🙂 ), всё равно, довольно большой объём воздуха останется в магистрали ( весь внутренний объём гофро-шланга от термостата до патрубка радиатора ).
   Как возможный минимум, - это верхний уровень на картинке.

   К тому же, любой демонтаж компактно установленной одной системы, грозит незамеченным случайным «демонтажем» сопряжённых систем. ( Обычно, обрываются провода ). К гофро-шлангу у нас крепятся пластиковыми стяжками провода от датчика температуры масла и термопара ТВГ. Установка дополнительных дренажей, избавит нас в последующей эксплуатации двигателя от многих проблем…
 

Вложения

  • 04_1.jpg
    04_1.jpg
    153,4 КБ · Просмотры: 180
  • 04_2.jpg
    04_2.jpg
    30 КБ · Просмотры: 182
  • 04_3.jpg
    04_3.jpg
    25 КБ · Просмотры: 186
   Проложенный по блоку двигателя подводящий гофро-шланг крепится на картере в точке крепёжного резьбового отверстия L3. Здесь, на потайной болт М5 в футорке М10хМ5 установлена фигурная радиусная шайба с ленточным пластиковым хомутом 8 мм.
 

Вложения

  • 05_2_002.jpg
    05_2_002.jpg
    23,8 КБ · Просмотры: 163
  • 05_3.jpg
    05_3.jpg
    22,6 КБ · Просмотры: 176
  • 05_1_002.jpg
    05_1_002.jpg
    125,4 КБ · Просмотры: 184
   Далее, он подкрепляется к кронштейну пластиковой стяжкой 4 мм через отрезок резинового шланга Ф15хФ8х15.
   
   Несколько замечаний по способу крепления пластиковыми ленточными стяжками через отрезки резинового шланга внутренним диаметром от Ф6 до Ф15. Этот способ ( при условии использования качественных материалов ) очень простой, надёжный, быстрый и удобный. Пластиковые стяжки успешно работают в диапазоне температур -40 +85 град.С.*
   *( Однако, практика крепления стяжкой за маслоотводящую трубку штанги толкателя не выявила проблем с плавлением материала стяжки при нормальной эксплуатации двигателя, хотя масло и должно нагреваться до более 100 град.С ?! ).

   Чтобы стяжка не разрывала отрезок резинового шланга, её следует перехлестнуть «восьмёркой». Для этого одна из охватываемых стяжкой деталей оборачивается «изнаночной» ( внутренней – наружу ) стороной ленты хомута, а другая деталь – «правильной» ( внешней – наружу ). При этом, внутри отрезка резинового шланга, ленты хомута перекрещиваются с поворотом на 90 град.
   Потренируйтесь на двух отрезках жёстких трубок или шлангов и всё станет понятно.
 

Вложения

  • 07_049.jpg
    07_049.jpg
    145,2 КБ · Просмотры: 174
  • 08_043.jpg
    08_043.jpg
    94,6 КБ · Просмотры: 184
  • 09_039.jpg
    09_039.jpg
    80,5 КБ · Просмотры: 189
   Этот  способ особенно хорошо подходит для крепления разновеликих ( по сечению ) элементов. И когда они скрещиваются под углами осей 0 – 45 град.
   Рисунок 1
   При углах скрещивания 45 – 90 град. для закрепления лучше использовать пару ленточных стяжек. Одна охватывает деталь большего сечения, а вторая, пропущенная через отрезок резинового шланга( восьмёркой ), крепится под первую стяжку и охватывает вторую деталь – меньшего сечения.
   Рисунок 2
 

Вложения

  • Bezymjannyj_1_001.jpg
    Bezymjannyj_1_001.jpg
    19,2 КБ · Просмотры: 167
  • Bezymjannyj_2_001.jpg
    Bezymjannyj_2_001.jpg
    15,2 КБ · Просмотры: 157
   Отводящий от радиатора ОЖ резиновый шланг Ф26 мм существует практически требуемой геометрии. Это шланг «Патрубок CHEVROLET Matiz радиатора верхний» (OEM 96322907). Он имеет загибы, как раз под обход выхлопного коллектора от цилиндра №1 к глушителю с достаточным зазором.*

   *( Здесь показан один из вариантов установки на макете ).
 

Вложения

  • 01_188.jpg
    01_188.jpg
    105,3 КБ · Просмотры: 190
  • 02_148.jpg
    02_148.jpg
    22,3 КБ · Просмотры: 174
  • 03_110.jpg
    03_110.jpg
    27,8 КБ · Просмотры: 173
   Однако, армированный гофро-шланг гораздо лучше держит форму внутреннего сечения ( не проминается на сгибах и в местах крепления стяжками ), защищён от перетирания и позволяет организовывать изгибы в нужных местах, по самым замысловатым траекториям.
   Он притянут двумя стяжками 4 мм через резиновый шланг Ф18хФ10х12 через отверстия в подмоторной ( усиливающей ) плите.
 

Вложения

  • 06_062.jpg
    06_062.jpg
    92,6 КБ · Просмотры: 168
  • 05_075.jpg
    05_075.jpg
    116,7 КБ · Просмотры: 169
  • 04_076.jpg
    04_076.jpg
    98,1 КБ · Просмотры: 172
   Трубка от расширительного бачка-коллектора, установленного на блоке двигателя, к переливному бачку, расположенному на перегородке моторного отсека, проходит несколько отличным, от предлагаемого производителем набора самолётика, образом. Тем не менее, такая прокладка хорошо себя показала на других винтомоторных установках с двигателем Rotax-912.

   Можно сравнить оба варианта:

   Ниже, представлена картинка из приложения по установке двигателя, где красивым жёлтым завитком со стрелками обозначен шланг от бачка –коллектора. Красным эллипсом обведено место расположения свечного колпачка. Рис. 00.

   Альтернативная установка на рис. 01.

ФОТО: 00, 01
 

Вложения

  • 00_007.JPG
    00_007.JPG
    103 КБ · Просмотры: 194
  • 01_189.jpg
    01_189.jpg
    161,2 КБ · Просмотры: 185
   Я использовал довольно толстостенную пластиковую трубку синего цвета продающуюся в автозапчастях как бензошланг. Внутреннее сечение трубки Ф6 мм. Она дополнительно  обёрнута спиральным бандажом для защиты кабелей. Трубка весьма плотно садится на штуцер расширительного бачка-коллектора и не требуется закреплять её винтовым хомутом или даже пластиковой стяжкой. Со временем, от высыхания, она ещё плотнее обжимает штуцер.

   Трубка проводится от бачка вправо вперёд, между высоковольтных проводов катушек зажигания и подкрепляется стяжкой «восьмёркой», через отрезок резинового шланга Ф13хФ6х10 мм, к компенсационной трубке впускных коллекторов.
 

Вложения

  • 2_1239.jpg
    2_1239.jpg
    132,6 КБ · Просмотры: 146
  • 3_940.jpg
    3_940.jpg
    133,2 КБ · Просмотры: 173
   Трубка прокладывается в обход кронштейна крепления катушек и выводится над электростартером.
 

Вложения

  • 4_697.jpg
    4_697.jpg
    126,5 КБ · Просмотры: 159
  • 5_536.jpg
    5_536.jpg
    131,4 КБ · Просмотры: 145
   Далее, подкрепляется к «многофункциональному кронштейну», проходит к перегородке моторного отсека, на которой крепится пластиковой «клипсой»* ( пластиковое клеящееся основание под провод Ф12 мм ) и подходит к штуцеру переливного бачка…

   *( Место установки пластикового основания обведено красным эллипсом. Его видно на картинках с термостатом. )

                                                                                 *******
 

Вложения

  • 6_426.jpg
    6_426.jpg
    125,2 КБ · Просмотры: 139
  • 7_354.jpg
    7_354.jpg
    101,6 КБ · Просмотры: 159
  • 8_289.jpg
    8_289.jpg
    68,4 КБ · Просмотры: 159
                                                      [highlight]Маслосистема.[/highlight]

   Маслосистема на двигателе нашего самолётика установлена по штатной схеме. Без термостата.
   В последствии, будет полезно дооборудовать её подогревателем маслобака и воздушной заслонкой на маслорадиаторе.
 

Вложения

  • Maslosistema_912.jpg
    Maslosistema_912.jpg
    64,7 КБ · Просмотры: 161
   Относительно варианта монтажа маслосистемы на самолёте «Nando Groppo “Trail”», пока, изменено немного. Немного поднят маслобак и развёрнута его крышка с штуцерами. Немного по-другому проложен отводящий от картера маслопровод. Вместо нижней пробки маслобака установлен штуцер, шланг и сливной краник для упрощения процедуры регламентной замены масла.

   Сливной краник из никелированной латуни с резьбой 1/4” ( покупное изделие ), через стопорную шайбу и полку уголка-кронштейна соединяется по резьбе с штуцером из нержавеющей стали под шланг с внутренним Ф10 мм.
   Узел собран на уголке из алюминиевого сплава и приклёпан к перегородке моторного отсека внизу под маслобаком.
 

Вложения

  • 02_149.jpg
    02_149.jpg
    21,2 КБ · Просмотры: 170
  • 03_111.jpg
    03_111.jpg
    18,7 КБ · Просмотры: 168
  • 01_190.jpg
    01_190.jpg
    105,3 КБ · Просмотры: 165
   В маслобак, вместо сливной пробки, вворачивается штуцер из нержавеющей стали под шланг с внутренним Ф10 мм.
 

Вложения

  • 04_077.jpg
    04_077.jpg
    11,7 КБ · Просмотры: 168
  *Несколько картинок по установке заклёпок с усиливающей шайбой.

   Когда на тонкую обшивку ( 0,4 мм ) односторонней вытяжной заклёпкой приклёпывается некий элемент, и шляпка заклёпки располагается со стороны элемента, а замыкающая головка – со стороны тонкой обшивки, то под головку заклёпки необходимо подкладывать усиливающую шайбу, увеличенного диаметра. Иначе, под вытягивающей нагрузкой, приклёпанный элемент вместе с заклёпками просто вырвется из обшивки.
   Усиливающую шайбу требуется зафиксировать на заклёпке и прижать к обшивке, чтобы получить соединение без зазоров между деталями. При этом требуются либо два сборщика ( один удерживает шайбу с одной стороны борта , а второй – работает с противоположной стороны, - устанавливает заклёпку ), либо нехитрое приспособление.
   Из картинок всё понятно…

   Работая в одиночку, я вставляю заклёпку в зачищенное отверстие, обхожу борт и надеваю на тело заклёпки шайбу. Подтягивая заклёпку на себя, с помощью тонкогубцев, прищепкой из шплинта соответствующего размера, плотно прижимаю усиливающую шайбу к обшивке. Перехожу на противоположную сторону борта и аккуратно надеваю насадку «клепатора» на штифт заклёпки. Остальное делает инструмент…
   Если всё клепается без перекосов и правильно подобран размер длины заклёпки, то «прищепка» остаётся на замыкающей головке заклёпки. Но, часто, она «отщёлкивается» и улетает… Чтобы легче находить прищепку, на петле из капроновой струны надет кусочек красной термоусадочной трубки.
 

Вложения

  • 05_076.jpg
    05_076.jpg
    16,7 КБ · Просмотры: 185
  • 06_063.jpg
    06_063.jpg
    17,3 КБ · Просмотры: 180
  • 07_051.jpg
    07_051.jpg
    16,6 КБ · Просмотры: 162
   Маслобак установлен на перегородке моторного отсека на двух кронштейнах. Они изготовлены из стандартного квадратного профиля из алюминиевого сплава с сечением 30х30х2.0 мм. Фиксируется стальными винтовыми ленточными хомутами шириной 15 мм.
   От дренажного штуцера вниз отводится шланг Ф8 мм в х/б оплётке. Он крепится в двух точках пластиковыми хомутами на винтах в вклёпываемые гайки.
 

Вложения

  • 001_201.jpg
    001_201.jpg
    103 КБ · Просмотры: 183
  • 002_131.jpg
    002_131.jpg
    145,8 КБ · Просмотры: 178
   Относительно предлагаемого варианта установки ( на картинке в левой части ) положение кронштейнов изменено, чтобы поднять маслобак выше, примерно на 40 мм. Перестановка нижнего кронштейна не вызывает вопросов, а верхний – переместить вверх не просто. На другой картинке показано его предпочтительное положение.  Нижняя часть кронштейна неудобно перекрывает заклёпочный шов.
 

Вложения

  • 003_043.JPG
    003_043.JPG
    113,6 КБ · Просмотры: 167
  • 004_079.jpg
    004_079.jpg
    12,8 КБ · Просмотры: 163
   Чтобы не усложнять сборку, и ограничить положение маслобака по вертикали, под выступ крышки маслобака установлен резиновый упор. Кто имел дело с автомобилями ВАЗ, угадает от чего эта резинка…
 

Вложения

  • 005_075.jpg
    005_075.jpg
    13,3 КБ · Просмотры: 168
  • 006_057.jpg
    006_057.jpg
    16,9 КБ · Просмотры: 167
Назад
Вверх