STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

  Несколько картинок по установке пружин на приварные «ушки».


  После сварки и примерки выхлопной системы на моторе, может потребоваться подогнуть ушки для обеспечения размера 66 +/- 2 мм и нормального растяжения пружин.  Это не сложно сделать пассатижами, а за одно и проверить качество сварки  🙂.

   Пружины довольно жёсткие и, при зацеплении их на ушки, приходится прикладывать довольно большое усилие растяжения. По крайней мере, «голыми руками» их не установить. Жёсткий вспомогательный крючок ( не говоря о пассатижах ) не везде пролезает между элементами конструкции.
   Очень удобно растягивать пружину гибкой петлёй на небольшой ручье. Я пользуюсь петлёй из кевларовой  стропы, продетой в отверстие в трубочке Ф12 х 1 и зафиксированной внутри трубки узелком на концах.
 

Вложения

  • 001_195.jpg
    001_195.jpg
    22,5 КБ · Просмотры: 220
  • 000_049.jpg
    000_049.jpg
    22,3 КБ · Просмотры: 220
   Один крючок пружины заводится в стальную приваренную петлю ( «ушко» ) от коллектора,- цепляется за ушко изнутри.
   Второй крючок цепляется снаружи. Тонкая жёсткая стропичка легко соскальзывает внутрь ушка с крючка пружины и снимается с него.

   Элементы конструкции удобно использовать как опору для пальцев. Через гладкие детали можно обводить стропичку, как через ролик. Удобно иметь две стропички разной длины.
 

Вложения

  • 003_095.jpg
    003_095.jpg
    89,6 КБ · Просмотры: 222
  • 002_125.jpg
    002_125.jpg
    124,2 КБ · Просмотры: 197
   Перед рассказом о системе жидкостного охлаждения, обрисую ещё одну доработку в конструкции двигательной установки.

   Это - «затейливый многофункциональный кронштейн».


   Необходимость в его изготовлении постепенно возрастала на этапе макетирования, по мере прокладки элементов систем двигателя. Когда блок двигателя обвязывается различными проводами, трубочками и шлангами, их необходимо к чему-либо надёжно прикреплять.

   Для обслуживания или замены какого-либо элемента его периодически приходится демонтировать. Очень неудобно обслуживать силовую установку, на которой элементы систем связаны многочисленными креплениями друг с другом. При демонтаже одной системы, приходится разбирать другие. Это здорово увеличивает объём работ и нервирует техников…  🙂, вносит неоднозначность в установку элементов при разборке - сборке системы. После таких работ, обычно остаются незамеченные повреждения связных систем или не закреплённые должным образом элементы.
   В результате, например, после замены масла перестают работать датчики или начинает подтекать ОЖ ( перетираются провода и шланги ).
*******

   Основное назначение этого кронштейна – крепление к блоку двигателя элементов, которые относительно него должны быть условно неподвижны. Т. е. перемещаться совместно с блоком, исключая чрезмерные напряжения или обрывы, соприкосновения с вибрирующими деталями.
   Такими деталями, в первую очередь являются воздушные фильтры карбюраторов.
*Пока, на нашей силовой установке не установлен ресивер ( что крайне желательно ).
   Так же, к кронштейну крепятся шланги системы жидкостного охлаждения, пластина с разъёмами и проводами датчиков. Без него их просто не за что было закрепить и пришлось бы плести паутину из пластиковых стяжек на длинных отрезках резиновых шлангов.
 

Вложения

  • 001_196.jpg
    001_196.jpg
    129,1 КБ · Просмотры: 209
  • 002_126.jpg
    002_126.jpg
    122,5 КБ · Просмотры: 194
  • 003_096.jpg
    003_096.jpg
    94,6 КБ · Просмотры: 205
   Кронштейн изготовлен по шаблону и разметке, из листа Д16Т толщиной 4 мм, простыми слесарными операциями – с помощью электро лобзика, циркульного резца и дрели. Можно так же применить токарный, фрезерный и сверлильный станки  🙂.
   Он крепится на кожух магнето двигателя поверх защитной пластиковой крышки на двух не штатных ( более длинных ) болтах М6 с втулками – проставками. С левой и правой стороны, для крепления воздушных фильтров, выполнены латунные штифты с шариковым наконечником. Они обеспечивают фиксацию фильтра в отверстие на приливе, за счёт упругости резинового материала фланца. Фиксация одинаково обеспечивает ограничение колебаний фильтра и карбюратора по вертикальной и горизонтальной осям.
   От фиксации фильтров крепёжными винтами пришлось отказаться, поскольку доступ к ним крайне затруднён.
 

Вложения

  • 004_075.jpg
    004_075.jpg
    44,5 КБ · Просмотры: 207
  • 005_072.jpg
    005_072.jpg
    41,7 КБ · Просмотры: 214
   «Затейливость» некоторых элементов вызвана необходимостью обеспечить доступ к обслуживаемым элементам ( поплавковая камера карбюратора – скоба крепления крышки ).
 

Вложения

  • 006_2_001.jpg
    006_2_001.jpg
    26,3 КБ · Просмотры: 213
  • 006_1_004.jpg
    006_1_004.jpg
    27,5 КБ · Просмотры: 216
  • 006_053.jpg
    006_053.jpg
    14,4 КБ · Просмотры: 204
   Смещение торцов диффузоров карбюраторов ( из-за смещения левых цилиндров двигателя относительно правых ) учтено смещением пластины из 2 мм Д16Т, закреплённой на развальцованных алюминиевых трубочках с проставкой.
   Практика показала, что эту пластинку можно не делать, а установить штифт на основную пластину кронштейна с разворотом на 180 град ( удлинив кронштейн с этой стороны ). Фильтр будет надеваться на фланец карбюратора с небольшим перекосом, но вполне нормально.
 

Вложения

  • 007_048.jpg
    007_048.jpg
    14,1 КБ · Просмотры: 195
  • 008_035.jpg
    008_035.jpg
    16,1 КБ · Просмотры: 190
   На этом же конце кронштейна установлена  нержавеющая гайка-заклёпка для крепления пластины с лепестками под разъёмы датчиков двигателя.

                                                                            ******
 

Вложения

  • 009_031.jpg
    009_031.jpg
    14,1 КБ · Просмотры: 198
  • 010_036.jpg
    010_036.jpg
    16,8 КБ · Просмотры: 212
                                   [highlight]Жидкостная система охлаждения.[/highlight]

   Сравнительно с предлагаемой базовой схемой, эта система была значительно изменена.
   В системе установлен термостат, полностью изменилась прокладка шлангов, добавлены патрубки с дренажной пробкой ( в верхней точке магистралей ) и сливным краником ( в нижней точке магистралей ).
   Эти доработки обеспечивают стабильность температурного режима двигателя и существенно облегчают регламентные работы с системами.

                                                          ******
 
   Для полного комплекта жидкостной системы охлаждения не хватало переливного пластмассового бачка, ёмкостью от 0,5 до 1,0 л.
   Мне нравится способ крепления цилиндрического бачка маслосистемы на двух кронштейнах из алюминиевого сортамента прямоугольного сечения ( квадрат 30 х 30 х 1,5-2,0 мм ). Такой же ( «типовой»  🙂 ) кронштейн для переливного бачка удачно вписался бы в общую картинку. Вот только бачок такой подходящий не попадался…

   Есть симпатичный бачок для гидроусилителя УАЗ и прочего автопрома ( цена 150 руб.)… Есть подороже и ещё краше аналогичный BOSCH ( цена 1.500 руб.)… Но, вот беда, у них внутри установлен фильтр, а корпус сварной – не разборный…
   Однако, можно поэкспериментировать на недорогом бачке, а не получится,- не велика беда.
   Сперва попытался удалить фильтр через заливное отверстие горловины. Не получилось… Тогда распилил его по шву тонким диском бормашинки и удалил, почистил внутренности. Изготовил нехитрую оснастку для установки половинок бачка в станок и, вооружившись маленькой газовой горелкой с тонким пламенем ( газовый паяльник ), не спеша, при медленном вращении - минут за пять запаял шов.
   Шов получился немного грязный, но не менее прочный и абсолютно герметичный как у заводского исполнения.
 

Вложения

  • 001_197.jpg
    001_197.jpg
    24,7 КБ · Просмотры: 227
  • 002_127.jpg
    002_127.jpg
    20,8 КБ · Просмотры: 215
  • 003_097.jpg
    003_097.jpg
    16,5 КБ · Просмотры: 215
   В отверстиях патрубков бачка очень удачно нарезаются резьбы под арматуру [ch188]” и 1/8”. В одно отверстие на герметике установлена заглушка, в другое установлен штуцер.
 

Вложения

  • 004_076.jpg
    004_076.jpg
    65 КБ · Просмотры: 196
   Вырезал из профиля «аутентичный» кронштейн…

Конструкция и геометрия понятна из картинок...
 

Вложения

  • 006_054.jpg
    006_054.jpg
    100,6 КБ · Просмотры: 217
  • 007_049.jpg
    007_049.jpg
    105,4 КБ · Просмотры: 215
  • 005_073.jpg
    005_073.jpg
    103,9 КБ · Просмотры: 214
   И бачок занял своё место на переборке...
 

Вложения

  • 009_032.jpg
    009_032.jpg
    87,8 КБ · Просмотры: 232
  • 010_037.jpg
    010_037.jpg
    129,8 КБ · Просмотры: 229
   Да, да… слева от маслобака термостат… Подробности по его конструкции и комплектации системы патрубками здесь:   http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1487753420

   Патрубки недорогие и распространённые Ф 25 – Ф28 можно заказать в магазине ( покупать ) от CHEVROLET Aveo : http://www.xn--80aaasbafk1acftx0c6n.xn--p1ai/cat-search-result?q=473205
и от CHEVROLET Matiz : http://www.xn--80aaasbafk1acftx0c6n.xn--p1ai/cat-search-result?q=401840

                                                               *******
 
   На нашем самолётике, радиатор ОЖ установлен над маслорадиатором – прямо под редуктором. Через кронштейны из нержавеющей стали 2мм он имеет две подвижные ( вместе с мотором ) точки крепления на корпусе редуктора и две точки крепления на лепестках к неподвижной трубчатой мотораме. Для защиты от вибраций использованы резиновые сайлентблоки размером Ф20х20хM6.
   Золотистого цвета резьбовые проставки потребовались из-за несоответствия геометрии верхних кронштейнов размеру радиатора ( в комплекте деталей, радиатор прислали меньшего размера, тем не менее, он больше размера выреза в капоте ).

   Такое закрепление спорно, но место установки выбрано намеренно, чтобы не «раздувать» мидель обтекателя. Носовая часть получается более заострённая. Это актуально, поскольку самолёт выполнен по продольной схеме посадки пилотов ( друг за другом ), имеет малую ширину фюзеляжа ( сравнительно с рядной посадкой двух пилотов ) и оправдывается его лётными характеристиками.
 

Вложения

  • 001_198.jpg
    001_198.jpg
    112,5 КБ · Просмотры: 206
  • 002_128.jpg
    002_128.jpg
    141,7 КБ · Просмотры: 209
  В магистралях системы охлаждающей жидкости используются гофрированные резиновые шланги, армированные синтетической тканью и стальной проволокой. Проволока Ф1,2 завулканизирована внутри гофр – выступов. 
   Подводящий шланг подсоединяется к верхнему патрубку радиатора слева ( по Н.П. ), а отводящий – к нижнему патрубку, справа.
 

Вложения

  • 003_098.jpg
    003_098.jpg
    27 КБ · Просмотры: 181
  • 004_077.jpg
    004_077.jpg
    22,7 КБ · Просмотры: 189
   Общая компоновка системы ОЖ хорошо просматривается на макете.
   Справа ( по Н.П. ) внизу на перегородке моторного отсека установлен термостат. К нему сверху подведён шланг от расширительного бачка – коллектора. Слева, из-под маслобака, к нему присоединяется гофро-шланг, отводящий ОЖ по большому кругу на радиатор. Справа присоединяется угловой патрубок, идущий к тройнику Ф26. Тройник соединяет патрубок от помпы двигателя и гофро-шланг от радиатора ( соединение большого и малого кругов на входе в помпу ).
 

Вложения

  • 01_186.jpg
    01_186.jpg
    142,8 КБ · Просмотры: 196
  • 02_146.jpg
    02_146.jpg
    122,8 КБ · Просмотры: 208
   С левой стороны блока двигателя, сверху, под патрубками отводящими ОЖ от головок цилиндров №2 и №4, проходит гофро-шланг большого круга, подводящий ОЖ к радиатору от термостата. Он проходит вдоль кожуха магнето и под маслобаком – к термостату.
 

Вложения

  • 03_108.jpg
    03_108.jpg
    150,6 КБ · Просмотры: 195
  • 04_074.jpg
    04_074.jpg
    147,7 КБ · Просмотры: 203
   На автомобильных двигателях используются термостаты, различные по конфигурации и направлению выхода патрубков. Они надёжны и сравнительно не дороги ( от 500 до 3.000 р. ).  При установке термостата в систему жидкостного охлаждения двигателя Rotax-912, приходится решать дилемму – брать готовый специализированный ( например: http://poisk06.com/assets/files/vod-termo-nov.pdf ) или приспосабливать автомобильный. Так же подбирать подходящие по диаметру и конфигурации шланги для системы. Готовые решения не всегда удовлетворяют компоновочным требованиям.
   Здорово выручает резиновый гофро-шланг, идущий в наборе установочного комплекта двигателя ( у изготовителя набора этого самолётика ). Он имеет внутренний диаметр Ф25 и Ф32 по наруже.
   Термостаты для автомобильных двигателей, как правило, имеют основные патрубки Ф32 мм.
   Для оптимальной прокладки магистралей системы ОЖ по конструкции, часто требуются довольно «хитровывернутые» шланги. Их целесообразнее изготовить из отрезков покупных шлангов подходящего диаметра, чем пытаться заказать изготовление нужной конфигурации из силикона. ( Найти изготовителя нескольких резиновых шлангов должного качества в нашей стране – просто не реально 🙁 ). Редкая удача ( и огромные временные затраты ) если удаётся подобрать из стандартных автомобильных импортных шлангов хорошо подходящий по геометрии.

   На макете, я прорабатывал ТРИ варианта с разной конфигурацией термостатов и входных патрубков помпы ОЖ на двигателе. Из-за очень плотной компоновки двигателя и систем не один из них не «срастался» ( даже с переделанным на Т-образное расположение патрубков термостатом ).
   Всё решилось по счастливой случайности и благодаря китайскому автопрому  🙂 Маленький угловой патрубок Ф25 от «BAW»:  http://www.планетажелезяка.рф/autozapchasti-dlya-inomarok/285138 ( «черпачёк» - его прозвище ).
С его помощью получилось требуемое соединение расширительного бачка-коллектора с термостатом.

   Термостат я переделал в разборный, с требуемым направлением выхода патрубка большого круга Ф25 мм. За основу взял  «Luzar  LT 0101» : https://luzar.ru/catalogue/termostaty/termostat-2101-2107-lt-0101/ Сменный элемент, при необходимости,  позволяет подобрать оптимальную температуру работы двигателя.
 

Вложения

  • 01_187.jpg
    01_187.jpg
    87 КБ · Просмотры: 198
   Термостат имеет входной патрубок и выходной на малый круг Ф33 мм. Точёная крышка с патрубком выход - большой круг Ф26 мм.
   Резиновый угловой шланг малого круга подобрал с переходом Ф32 на Ф26 – к тройнику. Для соединения расширительного бачка-коллектора двигателя с термостатом использовал два угловых отрезка резинового шланга и переходную муфту Ф32 х Ф25 из силиконовой армированной резины ( синего цвета ).

  Крепление термостата к перегородке моторного отсека выполнено в двух точках. За угловой шланг на металлическом обрезиненном хомуте Ф 40/15/Ф6 и за гофро-шланг пластиковым ленточным хомутом шириной 8 мм ( «стяжкой» ). Хомут крепит шланг к кронштейну, изготовленному из квадратного алюминиевого профиля 15х15х1.
   Использовать металлический винтовой хомут крайне неудобно, по причине труднодоступности этого места крепления. При необходимости снять термостат, проще срезать кусачками пластиковый хомут.
 

Вложения

  • 02_147.jpg
    02_147.jpg
    135,2 КБ · Просмотры: 203
  • 03_109.jpg
    03_109.jpg
    125,5 КБ · Просмотры: 209
   Подвод ОЖ из расширительного бачка-коллектора к термостату выполнен тремя  отрезками резиновых шлангов Ф25-Ф27 ( закреплённых стальными винтовыми хомутами на алюминиевых патрубках ) и переходной муфтой из армированной силиконовой резины с присоединительными диаметрами Ф32хФ25.

   Конфигурация «черпачка» позволяет иметь необходимый минимальный зазор между маслобаком и поверхностью шланга. Шланг крепится пластиковым ленточным хомутом 4 мм ( «стяжкой» ) через отрезок резинового шланга Ф15хФ8х15 мм. к «многофункциональному кронштейну».
 

Вложения

  • 001_199.jpg
    001_199.jpg
    128,6 КБ · Просмотры: 197
  • 002_129.jpg
    002_129.jpg
    26,1 КБ · Просмотры: 191
  • 003_099.jpg
    003_099.jpg
    28,8 КБ · Просмотры: 179
Назад
Вверх