STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

   Особенно «эротично» выполнена установка гофро-шланга, подводящего ОЖ к радиатору.

   Он крепится на «изящной» серьге к резьбовому отверстию М6 на головке цилиндра №4 и… закрывает доступ к свече зажигания.
 

Вложения

  • 016_2.JPG
    016_2.JPG
    32,9 КБ · Просмотры: 303
  • 016_1_001.JPG
    016_1_001.JPG
    21,9 КБ · Просмотры: 322
  • 016_3.JPG
    016_3.JPG
    32,3 КБ · Просмотры: 310
   И, в завершение, «больное» место многих установок,- крепление силовых проводов массы.

   Здесь, клемма минус провода от блока двигателя ( болт М6 на головке цилиндров №3 и №4 ) установлена под гайку болта крепления сайлентблока. Далее, минус - масса моторамы через лист алюминиевой обшивки перегородки моторного отсека соединяется с массой сварной фермы кабины. Все стальные элементы конструкции ( моторама и ферма ) окрашены эпоксидным грунтом или порошковой окраской, а алюминиевый лист  загрунтован с двух сторон ( другой ) грунтовкой. Фактически, ток при запуске электростартера протекает по резьбе болтов, ободравших краску торцевых кромок металла в крепёжных отверстиях.

   Даже зачистка до металла прилегающих поверхностей ( в указанной цепочке ) не является хорошим решением и не даёт гарантии от окисления металла под болтами и коррозии алюминия.

  Так делать не следует.

   Об остальных,- более мелких «нюансах» установки двигателя на самолётик, буду вещать по мере изложения.

ФОТО: 017, 017_1
 

Вложения

  • 017_015.JPG
    017_015.JPG
    40,1 КБ · Просмотры: 310
  • 017_1.JPG
    017_1.JPG
    39,1 КБ · Просмотры: 302
Подготовка к установке двигателя.
*******
   На этапе макетирования установки рождались разнообразные доработки и изменения, относительно базовой схемы.

   Были изменены:

- Крепление двигателя к мотораме. Для чего, изготовлена пластина ( «подмоторная плита» ), жёстко связывающая установочные уголки с сайлентблоками между собой;
- Установка выхлопной системы. Она приобрела дополнительные шарниры на патрубках выхлопных коллекторов, а глушитель закреплён через отдельные сайлентблоки на кронштейнах, приваренных к мотораме;
- Конфигурация системы охлаждения ОЖ. Установлен термостат. Существенно изменена прокладка патрубков системы. Для удобства и простоты заполнения / слива из системы антифриза в магистрали установлены дренажная пробка и сливной краник;
- Конфигурация масляной системы. Несколько изменено положение маслобака ( кронштейнов его крепления ) и прокладка шлангов. В удобном,  доступном месте установлен штуцер с краником для слива масла из маслобака;

   *Лирическо – технологическое отступление:
   Конфигурация всех систем двигателя связана с общей компоновкой. Конфигурация каждой отдельной системы  тесно связана с соседними. В итоге, обвязка двигателя является более или менее удачным компромиссом…  между требованиями производителя двигателя и возможностями конструктора ( желаниями продавца  🙂 ).

   [highlight]Предлагаемые мной решения, так же являются компромиссными…[/highlight] Надеюсь, что конструируя свой самолётик, вы наверняка учтёте те или иные конструктивные недостатки и сделаете всё гораздо красивее, удобнее, надёжнее.

   Среди людей, лёгкость принятия компромиссного решения считается положительным качеством. В технике, это свойство тонко граничит с легкомыслием, ведущим к катастрофе…

   Потому, многочисленные «мелочи», на которых стараются «не зацикливаться», в последующей эксплуатации могут превратить этот процесс в «сущий Ад» ( особенно для техника, обслуживающего это творение ). И наоборот, конструкция, наполненная удобными элементами, облегчающими её эксплуатацию, долго радует владельца… Весь «фокус» состоит в продуманности того или иного решения + той самой практике ( = опыт ), которые только вместе являются критериями истины.
 
   Начнём по порядку.  «Подмоторная плита».

   Картер двигателя «Rotax-912 ULS» - туннельного типа, состоит из двух половин. Разъём картера проходит в вертикальной плоскости. Для установки двигателя требуется задействовать минимум две пары крепёжных отверстий из шести на картере и двух на корпусе редуктора. ( L 1-4 / R 1-4 )



 
 

Вложения

  • ustanovka_912.jpg
    ustanovka_912.jpg
    23,1 КБ · Просмотры: 291
Часто, упрощая, картер крепят на два уголка за нижние парные отверстия картера. На уголках закрепляют сайлентблоки, через которые двигатель передаёт нагрузку на конструкцию моторамы. Так же распространена конструкция крепления в виде «натягивающейся» на картер нежёсткой сварной или сборной моторамы, которая через сайлентблоки соединяется с конструкцией ЛА. В таких случаях, нагрузки от коленчатого вала и воздушного винта воспринимаются половинами картера раздельно и могут превышать расчётные значения. Половины картера, прикреплённые к жёсткому цельному элементу конструкции, передают нагрузку на сайлентблоки совместно и способны выдержать значительно большие напряжения. ( Как в притче про соломинки в венике ).

   Простые в технологическом отношении решения имеют право на существование до тех пор, пока двигатель эксплуатируется на режимах, далёких от максимальных эксплуатационных параметров. Стоит их однократно превысить и в конструкции двигателя появляются необратимые деформации или микроповреждения. Такие неисправности практически не диагностируются даже на более простых моторах ( например, двухтактных ). Двигатель перестаёт соответствовать установленным производителем характеристикам. Появляются регулярные перегревы, повышенные вибрации, двигатель не развивает заявленную мощность. Такой двигатель не вырабатывает назначенный ресурс, а последующий капитальный ремонт может быть экономически не целесообразен.*

   *( Часто, именно такие моторы предлагают к продаже на торговых площадках интернета. Потому, настоятельно рекомендую, перед приобретением двигателя на вторичном рынке, узнать на каком аппарате и как он был установлен. )

   Чтобы иметь надёжную винтомоторную установку, с некоторым запасом прочности, будет правильным потратить немного больше сил и времени на изготовление жёсткой подмоторной плиты или рамы.
   В нашем случае, просто добавим в конструкцию пару связующих элементов.  Пластина из листа толщиной 5 мм Д16Т и штанга.
 

Вложения

  • 01_184.jpg
    01_184.jpg
    94,3 КБ · Просмотры: 298
  • 02_144.jpg
    02_144.jpg
    103,4 КБ · Просмотры: 293
  • 03_106.jpg
    03_106.jpg
    92,9 КБ · Просмотры: 288
   Пластину не получается сделать на всю длину уголков, чтобы не изменять установочную высоту и угол наклона двигателя. Фланцы крепления сайлентблоков устанавливаются с разных сторон полки уголка. Недостающую жёсткость компенсирует штанга.
  Уголки выставляются параллельно и на точном расстоянии по установочному размеру картера. Пластина крепится к уголкам заклёпками Ф5 мм. В ней имеются вырезы, обеспечивающие доступ к элементам конструкции двигателя и моторамы.
 

Вложения

  • 04_073.jpg
    04_073.jpg
    99,6 КБ · Просмотры: 260
  • 05_073.jpg
    05_073.jpg
    95,2 КБ · Просмотры: 233
Глушитель, установка.
*******
   В оригинальном варианте, «бочка» с патрубками висела на головках цилиндров и двигалась вместе с двигателем. При осевом усилии от воздушного винта ( порядка 250 кг ) перемещение двигателя на резиновых подушках амортизаторов ( сайлентблоках ) и связанных с ним систем довольно значительно.  Доработка выхлопной системы позволяет не только разгрузить крепление патрубков к головкам, но и уменьшить перемещения её элементов. Это даёт возможность более плотно скомпоновать силовую установку, уменьшить зазоры, установить дополнительные системы.

   «Бочка» глушителя установлена на приварных кронштейнах и универсальных сайлентблоках таганрогского производства:

   http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1443629432/all
 

Вложения

  • 01_185.jpg
    01_185.jpg
    28,9 КБ · Просмотры: 241
  • 02_145.jpg
    02_145.jpg
    27,3 КБ · Просмотры: 235
   [highlight](!)[/highlight] После приваривания кронштейнов к трубам моторамы, купленный в наборе глушитель не имеет возможности выниматься вниз. Этому мешает выходной патрубок. В дальнейших планах, - доработка глушителя или замена на другую конструкцию, в которой будет учтена такая возможность.

  Тем не менее, доработки других систем направлены на то, чтобы для регламентного обслуживания двигателя не требовалось разбирать выхлопную систему.
 

Вложения

  • 04_075.jpg
    04_075.jpg
    28,1 КБ · Просмотры: 238
  • 03_107.jpg
    03_107.jpg
    26,3 КБ · Просмотры: 238
  • 05_074.jpg
    05_074.jpg
    26,7 КБ · Просмотры: 240
   Пока ограничимся приваркой на глушитель скоб для крепления к сайлентблоку и изменением на 90 град. расположения «ушек» крепления пружин на верхнем правом ( по НП ) входном шарнире.

   Поворот ушек необходим для изменившейся конфигурации шлангов системы охлаждения.
 

Вложения

  • 07_050.jpg
    07_050.jpg
    18,1 КБ · Просмотры: 224
  • 08_044.jpg
    08_044.jpg
    17,9 КБ · Просмотры: 234
  • 06_061.jpg
    06_061.jpg
    22 КБ · Просмотры: 242
   На глушитель установлен замечательный по конструктивной простоте и функциональности экран для подачи горячего воздуха в кабину. Он согнут из листа алюминия толщиной 0,4 мм. К нему приклёпан алюминиевый штампованный фланец. За ним закрепился термин «чепчик».
   Предлагается крепить его двумя длинными пружинами, но я не смог подобрать подходящие, а вот нержавеющий тросик и прочие «дельные» вещи в магазине яхтенных принадлежностей всегда в наличии… Так он закрепился на глушителе…
 

Вложения

  • 12_288.jpg
    12_288.jpg
    108,7 КБ · Просмотры: 315
  • 11_332.jpg
    11_332.jpg
    110,5 КБ · Просмотры: 310
   Для подачи горячего воздуха от глушителя в кабину, в качестве гибкого соединительного патрубка, используется армированный стальной проволокой гофрированный шланг из тонкого ПВХ. Чтобы он не подрезался краем стального ленточного хомута, которым крепится к фланцу, рекомендую, хомут продеть в более толстый ПВХ кембрик, как показано на картинках…
 

Вложения

  • 10_1_002.jpg
    10_1_002.jpg
    16,7 КБ · Просмотры: 261
  • 10_2_002.jpg
    10_2_002.jpg
    20,9 КБ · Просмотры: 261
   Применение в конструкции более дорогого, качественного, лёгкого, специального термостойкого армированного патрубка из стеклоткани с силиконовым покрытием сопряжено с некоторыми «нюансами»… Этот воздуховод, не смотря на его превосходные качества, очень не любит острых кромок и трения*. В местах касания и обжатия твёрдыми и металлическими элементами он быстро протирается от вибраций. В этих местах его следует усиливать подмоткой резиновой ленты ( например «ЛЭТСАР КФ-0,5» ). Даже пластиковые ленточные стяжки протирают  ткань воздуховода в местах касания армирующей проволоки. Их можно пропускать через силиконовый кембрик. Крепление и прокладку воздуховода следует выполнять через прокладки из натурального или синтетического войлока ( фетра ), самоклеящийся резиновый или полиэтиленовый пористый уплотнитель.

   *( Особенно осторожно следует применять его в качестве воздуховодов для карбюраторов. Обычно, подматываю ЛЭТСАР** на диффузор карбюратора и поверх патрубка под стальной винтовой хомут. )

   **( ЛЭТСАР КФ-0,5 - Эта термостойкая самослипающаяся лента толщиной 0,5 мм. Так же, хорошо подходит для ремонта подобных патрубков ).
 

Вложения

  • 09_1_001.JPG
    09_1_001.JPG
    20,6 КБ · Просмотры: 286
  • 09_2_005.JPG
    09_2_005.JPG
    36,4 КБ · Просмотры: 289
   Вот так глушитель в сборе с «чепчиком» встал на кронштейны с сайлентблоками.
 

Вложения

  • 13_0_001.jpg
    13_0_001.jpg
    95,3 КБ · Просмотры: 287
  • 13_196.jpg
    13_196.jpg
    123,7 КБ · Просмотры: 285
   Приобретение комплекта выхлопных патрубков считаю вполне оправданным. Не смотря на то, что с установкой дополнительного шарнира общая геометрия системы выхлопа не изменилась, моделировать её «с нуля» ( даже при наличии фотографий ) было бы значительно сложнее.
   Закреплённый на кронштейнах глушитель и готовые контуры патрубков с S -образными изгибами сильно облегчили задачу подгонки. За два – три подреза в месте приварки второго шарнира, удаётся попасть в точный размер по длине патрубка от фланца крепления к головке цилиндра до глушителя.

   На патрубках 1-го и 2-го цилиндров, расположение ушек крепления пружин у шарнира глушителя изменено на 90 град.

   Так же на картинках видны места приварки втулок под установку термопар.

   По порядку:
патрубки цилиндра №1
 

Вложения

  • __1_010.jpg
    __1_010.jpg
    113,7 КБ · Просмотры: 232
  • __1_1.jpg
    __1_1.jpg
    94,5 КБ · Просмотры: 231
  • __1_2.jpg
    __1_2.jpg
    97,2 КБ · Просмотры: 228
   Цилиндра №3
 

Вложения

  • __3_002.jpg
    __3_002.jpg
    106,6 КБ · Просмотры: 211
  • _3_1.jpg
    _3_1.jpg
    109,3 КБ · Просмотры: 228
  • __3_2.jpg
    __3_2.jpg
    110,1 КБ · Просмотры: 226
   Геометрия доработанной выхлопной системы полностью совпадает с предлагаемой штатной.
 

Вложения

  • 14_182.jpg
    14_182.jpg
    139,2 КБ · Просмотры: 244
  • 14_1_001.JPG
    14_1_001.JPG
    82,5 КБ · Просмотры: 244
Назад
Вверх