Глава 11 : "
УСТАНОВКА АНТЕННЫ"
На самолётик будем устанавливать антенну от компании «RAMI», модель AV-17 (-1). Она была приобретена на «Спруссе», вместе с прочим оборудованием:
RAMI AV-17 COM ANTENNA | Aircraft Spruce
Тип антенны и место её установки выбрал владелец . Насколько удачен этот выбор, покажут полёты…
Не по традиции, сначала прочитаем инструкцию по установке*, чтобы определиться с последовательностью действий по монтажу. Инструкция на английском прилагается к антенне и есть на сайте производителя. Выделю некоторые тезисы из неё:
*
(Инструкция в прикреплённом файле.)
В пункте 1) даны рекомендации по установке антенны на поверхность металлического ЛА.
(Необходимо обеспечить хороший электрический контакт между корпусом антенны и металлическим каркасом или поверхностью ЛА ) «…A good electrical connection must exist between the antenna mounting hardware and the metal frame or skin of the aircraft.»
В пункте 2) даны рекомендации по установке антенны на поверхность пластикового или деревянного самолёта. На внутреннюю поверхность, перекрестно ( в виде буквы Х ) закрепляются два медных провода длиной 48 дюймов (примерно 122 мм ). в точке пересечения они соединяются электрически. К этой точке присоединяется и масса антенны.
(Присоедините Х-точку пересечения к одному из установочных болтов антенны, создав хороший электрический контакт.) «…Attach the (X) intersecting point to one of the antenna’s mounting bolts, making a good electrical connection.»
В пункте 4) описана последовательность расположения элементов конструкции антенны относительно поверхности ЛА. Этот пункт поясняет картинку ниже. В нём указано:
( Внимание: Антенна должна быть тщательно заземлена посредством корончатых стопорных шайб, прорезающих окрашенную поверхность под головками установочных винтов.) «…Caution: The antenna must be properly grounded by means of the countersunk washers biting through the painted surface under the mounting screw heads.»
Из инструкции становится ясно, что контакт экранирующей оплётки провода и корпуса разъёма антенны BNC с «массой» самолета происходит через корончатые стопорные шайбы, прорезающие лакокрасочное покрытие наружного алюминиевого корпуса антенны и через установочные винты. Изнутри корпуса ЛА, винты притягивают к зачищенному металлическому участку поверхности корпуса специальную алюминиевую пластину ( подложку -
back-up plate ), соответствующую по контуру корпусу антенны.
Из
схемы установки на рисунке ниже, видно, что корпус антенны, снаружи, отделён от металлической поверхности ЛА уплотняющей резиновой прокладкой. То есть, изолирован. Наличие резиновой прокладки полезно. Она не даст влаге проникать под корпус антенны и просачиваться в салон через отверстия под разъём и установочных винтов. Однако, винты, установленные на корончатых стопорных шайбах ( они имеют коническую форму и значительную толщину ) сами являются не плохими капиллярами, способствующими просачиванию влаги и развитию коррозии. Винты и шайбы выполнены из нержавеющей стали, корпус антенны – литой алюминиевый и, не смотря на то, что подложка и поверхность ЛА – алюминиевые коррозионно стойкие сплавы, такой способ организации «массы» для антенны мне не симпатичен. Головки винтов я, лучше, установлю на бескислотный герметик.
Однако, нас поджидает сюрприз… ( см. рисунок «Пояснения» и фото 001 ). При замерах тестером сопротивления элементов конструкции антенны выяснилось, что
отсутствует контакт между корпусом разъёма BNC ( 1 ) и корпусом антенны ( 3 ). Контакт корпуса разъёма BNC есть только непосредственно с платой ( 2 ), на которой он завальцован. Собственно, эта плата, герметично залитая в корпусе антенны стекловидным герметиком, и является реальной «массой» антенны. Тем не менее, плата ( 2 ) отделена от поверхности ЛА резиновой прокладкой (!?)
Не внешний корпус антенны, не прорезающие лакокрасочное покрытие корпуса корончатые шайбы, не установочные винты, не обеспечивают «тщательное заземление антенны»…
Рисунок: «Схема установки»
Рисунок : «ПОЯСНЕНИЯ»