В воскресенье летал с самарцами на Л4 у себя в зонке и на Днепр. Честно говоря, ожидал худшего. О впечатлениях:
Не понравилось - жесткая рессора шасси. Это чувствуется на рулежке и посадке. Шумновато. (конечно не так как в Корвете - там вообще ощущение что находишься в тамбуре общего вагона) Правда все мы были без гарнитур, да и бетон у нас не сильно ровный. Нет достаточной вентиляции во время прогрева двигателей и рулежки. Я бы врезал туда форточки. Местами нарушена геометрия задних кромок рулевых поверхностей - или некачественная подгонка или издержки холодной формовки поверхностей.
Понравилось - все что ощущал в полете. Органы управления - сбалансированы, расход рулей - пропорциональный. Усилия по штурвалу и педалям - умеренные, справится даже ребенок. Скороподъемность - 3,5-4 м/с с четырьмя мужиками (каждый за 100кг) и заправкой на 1/3. С одним выключенным двигателем при почти полной коммерческой нагрузке летел с потерей ок. 0,2-0,4 м/с. При выключении левого - расход педали небольшой - остается запас для маневра. На крейсере ок. 180 км/ч - достаточно тихий: можно не сильно повышая голос разговаривать с человеком на заднем сидении с пилотского. Неплохая эргономика - сидения регулируются. Прекрасный обзор в полете - не ожидал. При рулении обзор хуже - картинку впереди заслоняет достаточно развитая палуба (кто летает с хвостовой стойкой - поймет). Приятно удивила взлетная дистанция с бетона - на вскидку - не больше 200 м. Посадка и взлет с воды - на пять баллов. Мне было сложно оценить мореходность (волна была ок. 20см), но за считанные секунды самолет вышел на глиссирование и тут же оторвался. Как и в любой амфибии имеет место забрызгивание стекла. Должен отметить, что у Л4 это явление достаточно умеренное, видимость вперед-влево сохраняется. Руление по воде в водоизмещающем режиме несложное. Самолет не теряет управляемости благодаря возможности менять направление вектора движения изменением газа по двигателям. Водного руля нет, но он в этой ситуации и не нужен. Глиссада мне показалась достаточно крутой, что безусловно является преимуществом при посадке на площадки со сложными подходами. По эмоциональным ощущениям - создалось впечатление, что сидишь если не в танке, то как минимум - в БТРе. Самолет производит впечатление крепкой, хорошо скомпонованной машины. В отличие от других пластиковых самолетов (я их кстати за это не люблю) Л4 не "машет" крыльями - угольный лонжерон горячей формовки имеет достаточный запас прочности.
Вообще самолет понравился. Я бы хотел такой. По пятибальной шкале можно ставить ему 5 с "минусом". При всех его преимуществах имеет место один серьезный недостаток - цена. При существующей цене машина может позиционироваться только как игрушка для олигархов. Но при этом подходе отделка и навигация должны быть совершенно другими. Другой подход - сделать более-менее доступную машину при соответствующем наращивании объемов производства, и пойти по пути Ford а не Lamborghini. Это приведет к увеличению устойчивости бизнеса и даст гарантию, что производство этой прекрасной машины не будет свернуто.
Хотел бы поблагодарить разработчиков за предоставленную возможность полетать на Л4 и пожелать им дальнейших успехов.