Установка болтов с зазором в авиации

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Для тех, кто хочет поставить автомобильный болт с зазором.
рекомендация посчитать сначало момент затяжки.

взято от сюда
http://www.detalmach.ru/lect2.htm


Отмечу, что именно так (с зазором) крепится двигатель ротакс 912 к стандартной мотораме болты М10, отверстие 11мм.

Поэтому, когда видите болт в отверстие шевелиться знайте его нужно тянуть определенным моментом затяжки, соединение работает только за счет трения.

Так же крепится и воздушный винт к двигателю, так что проверяйте момент затяжки (смотрите инструкцию).
 

Вложения

  • 21_040.JPG
    21_040.JPG
    115,6 КБ · Просмотры: 482
Вот такие вот нагрузки держат автомобильные 8.8 болты с зазором.
в соединение ухо-ухо.
ухо вилка на 2 умножаем.
 

Вложения

  • 234_001.JPG
    234_001.JPG
    5,5 КБ · Просмотры: 423
Леха! Коль завел эту тему-выручай.У меня на СН-640 в лонжероне должны быть отверстия на 10.Вовремя сверловки пакета толщиной 44мм отверстия просадились на 2-3 десятки,умножаем на 4,получается 1мм люфта на стыке с центропланом,на кончиках крыла люфт уже около 30мм.Я уже в панике.Разворачивать на 12,я сильно ослаблю сечение лонжерона.Собираюсь найти или сделать болты диаметром 10.5-11мм.Или,судя по твоей ссылке-покрепче затянуть? Для наглядности щелкнул узел.Вот лонжерон.
 

Вложения

  • DSCN0989.JPG
    DSCN0989.JPG
    40,7 КБ · Просмотры: 461
Пакет лонжерона:две пластины 50х10 и между ними полуторка.все из д16ат.Центроплан те же пластины.
 
Я вас хочу сильно расстроить, у меня брат считал это соединение, таки там должны быть посадночные болты.
Были случаеи разрушения этого соединения в связи с неточностями его изготовления (не верная посадка). (владельцы Зениов проверьте не болтаются ли у вас крылья, это сигнал).

сами понимаете, что 3 болта М10 держат всего 355*3= 1065кг.
а там нагрузка под 10 000 кг.

поэтому заказывайте болты на авиа заводе 10,5мм из 30ХГСА  с термо обработкой и ищите разверту на 10,5мм Посадка Н7/К6.

И отмечу, у вас так называемое одноразовое соединение, т.е. после каждой разборки/сборки отверстия будут больше и больше.
и надо будет через какое то время заново разворачивать отверстия и ещё большие болты использовать...

Обычно в такие узлы ставят стальные втулки посадочные из 30ХГСА высокой твердости, что бы отверстие не разбивалось.
 
Хрень какаято написана. Напряженные соединения ( когда сила передается через трение) реализуется только в компактных жестких соединениях с не одним болтом в узле. Например упомянутое крепление винта или узлы мостовых ферм. Соединения таких нежестких агрегатов как крылья на подкосном самолете всегда подвижные хотите вы этого или нет. На Аэропрактх стоят ШСв каждой точке.
Поэтому и приведенные цифры прочности болтов ничему не соответствуют. Считайте на чистый срез а затягивать можете хть от руки. Такая у вас конструкция
 
Спасибо,Леха.Я конечно и сам так думал-это лонжерон,здесь авось не пройдет.Наверное грамотнее развернуть на 12 и завтулить под болты на 10.
 
Для тех, кто хочет поставить автомобильный болт с зазором.
рекомендация посчитать сначало момент затяжки.
Это-"вредные советы" по-моему.
Лучше такие болты плотно сажать в отверстия , просверленные сверлом на 0,1 мм меньше (МЛМ).
 
Понятно что болты надо сажать плотно , но и с цифрами что то не то . болт 8.8. это 80кг/мм2  для диаметра 12 89.87 х80=7189.6 кг на растяжение .  на срез 6200 кг . Ноль в таблице не забыли добавить ?
Мы заклепки хозяйственные в свое время рвали , так вот заклепка 3мм рвется по одному срезу при 50 - 60 кг нагрузки . а вы там болты м12 нарисовали 510 кг . Или я чего то не понял ?
 
Я прошу не доверять маркировке на шляпке болта. Есть ГОСТы, в которых указывается требуемая твёрдость болтов в зависимости от маркировки. Ответственные болты нужно проверять на твёрдость обязательно.
http://smetiz.ru/files/pdf/gost_1759.4-87.pdf
 
по моему, это слишком круто и всё равно на один раз. Тут вполне пройдет H/h.

и потом, какое трение в показаной конструкции можно получить? Там, просто, физически невозможно затянуть так чтобы пакет сомкнулся для передачи трением.
То что в деталях машин показано, к проушинам не применимо.

Нагрузка будет передаваться за счет смятия под болтом, скорее.
Необходимо гарантировано обеспечить чтобы смятие началось раньше среза. Предел текучести по смятию надо сделать ниже предела текучести по срезу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: В данном случае под пределом текучести имеется в виду не напряжение, а сила (напряжение * площадь) при которой начинается метериал начнёт пластически деформироваться.

Ну и болт на изгиб проверить не помешает.
 
леха (magnum)   по  расчетам всё  правильно  написано, однако  Лешь  стоит  учесть  ,  что  эти  нагрузки  являются  максимально  допустимыми  вообще  для  полета  самолета  т.е. в  границах   летной  эксплуатации при  которых  себя  уважающий  грамотный  пилот  вряд ли  полетит  вообще.  Я попадал  иногда  на  самодельной  технике  с автоболтами  в  разных  условиях  и зазоры  там  были  не  прецизионные , и  болтало  круто  бывало, но  рвалась  обшивка  иногда, была  как  то  деформация  обшивки  местная, но  болты  держали  - гнулись, но  держали. ;D
Кстати  мягкая сталь    на  мой  взгляд  даже  в  какой  то  мере  надежнее, подумаете  -бред, но  это  мой  опыт. Там где  хромансиль  давал  трещину  она  держала.
 
Кстати  мягкая сталь    на  мой  взгляд  даже  в  какой  то  мере  надежнее, подумаете  -бред, но  это  мой  опыт. Там где  хромансиль  давал  трещину  она  держала.

  Болт гнётся в случае если он работает на изгиб, причём и хромансилевый самый что нинаесть авиационный тоже гнётся.
  В случае грамотного соединения работающего на срез, срежет оба, но деревянный значительно раньше.
 
 
Ну , раз  они  работают почти одинаково  на  срез  к  чему  искать  дорогие  авиаболты.  Я  хоть  человек  близкий  к  Авиационной  теме,  но  порой  сам  удивлялся  не  раз  , что  в  нашем  слашном  случае  легче  посчитав  реальный  размер  болтового  соединения,  чуть  увеличить  его  на  четверть    весу  на граммы , а  сама  конструкция  будет  проще  и  дешевле в  какой  то  мере. 😉
 
Ну , раз  они  работают почти одинаково  на  срез  к  чему  искать  дорогие  авиаболты.

  "За неимением Гвоздей, забивали Болты, причём шляпкой вперёд!" (с) народный фольклор ;D
 
у , раз  они  работают почти одинаково  на  срез  к  чему  искать  дорогие  авиаболты
У авиационных болтов повышенная прочность и допуски и покрытие антикоррозионное. А, в принципе, можете хоть из сорокопятки наточить болтов.
 
Назад
Вверх