Установка болтов с зазором в авиации

Требования к точности посадки высоки, особенно для разъёмных соединений с одним болтом. На производстве их проверяют калибром-пробкой. Отчасти и поэтому, самолёты эксплуатируются по 50 лет, а автомобиль уже  через 10 лет считается развалюхой.
Давайте смотреть реальности в глаза: Жигули к 10-и годам точно развалюхами становятся, а нормальные машины и живут дольше (средний возраст автомобилей в РФ по автостату - 12,4 года 😉  И это не средний возраст эксплуатации, а именно средний возраст парка, т.е. в РФ количество автомобилей старше  и моложе 12,4 лет - одинаково.) К тому-же сколько там часов налету к 50-и годАм у Ваших самолетов? Автомобиль столько часов набегает всреднем за 5 лет  ;D При этом узлы подвески за среднее время эксплуатации и нагрузок знакопеременных на отечественных дорогах воспринимают куда больше, чем любой узел самолета, и подвергаются сборке-разборке отнюдь не однократно без всяких разверток и прецезионных подгонок. 
 
Сейчас появилась мода нарезать резьбу накаткой, а не резцом или метчиками. В принципе, если нет авиаболтов, то надо знать, каким способом делается резьба.
 
Сейчас появилась мода нарезать резьбу накаткой, а не резцом или метчиками. В принципе, если нет авиаболтов, то надо знать, каким способом делается резьба. 

Я бы сказал по другому, сейчас появилась мода нарезать резьбу на болтах резцом или метчиком.
А не накаткой делать.

Так, что, надо, точно знать, как сделан такой болт
или вильчатый наконечник управления.

Прочность у резаной резьбы меньше, и склонна к образованию трещин, особенно опасно делать закалку таких болтов (резаных).

На самолетах категорически не рекомендую использовать такие болты (резаные) которые работают на растяжение.
 
Нуууу ребят - Хоть бы один современный автомобильный болт увидеть резанный, а не катанный. В промышленном производстве автомобилей (а тема про автомобильные болты) таковые помойму давным-давно не применяются. Больше того - уважающие себя автопроизводители уж как лет 50 и шайбы на болтах (а часто и на гайках ) делают не съемными. Т.е. при любых манипуляциях с такими болтами и гайками шайбы с них не сваливаются.
 
Нуууу ребят - Хоть бы один современный автомобильный болт увидеть резанный, а не катанный. В промышленном производстве автомобилей (а тема про автомобильные болты) таковые помойму давным-давно не применяются. Больше того - уважающие себя автопроизводители уж как лет 50 и шайбы на болтах (а часто и на гайках ) делают не съемными. Т.е. при любых манипуляциях с такими болтами и гайками шайбы с них не сваливаются.

Это бывает с болтами которые заказывают на стороне.
Вильчатыми наконечниками и другими чертежными деталями.
 
Это бывает с болтами которые заказывают на стороне.
Вильчатыми наконечниками и другими чертежными деталями.
Это-то понятно, но просто я еще раз повторюсь - раз тема называется "автомобильные болты", то видимо нужно говорить о серийных изделиях, а не о самопале? Или я ошибаюсь?
 
Renat  я  не  рекомендую , а  просто  поделился  своим  скудным опытом  в этой  области.  Читая многих  оппонентов реально  становишься более  продвинутым, теперь  вот  задумываюсь  как нам в  пору  всеобщего  дефицита так  везло.  Как  мы  летали  без  ШСов  , прям  ума  не  приложу.Это  сейчас  когда в  в наших рядах такие  грамотные  спецы  взявшие  из  большой  Авиации нормы, мы  долбоебы  на  нержавейке  и  авто  болтах  почти  всю молодость  пролетали............... 
Что за самолеты? Какой на них был налет? Сохранились ли они до сих пор? В каком месте применены болты?
P.S. Все самоделки, которые сделаны достойно, имели  авиационные нормали. Примеры, КАИ-61 Сержант, КАИ-50 и т.д. То есть, слово "ресурс" там присутствует.
 
А Вы всерьез думаете, что например в соединении передней амортизационной стойки и поворотного кулака слишком малые нагрузки? При авариях например гнет и стойку, и кулак, а болтам при этом ничерта не делается. И при этом болты установлены без всякой посадки - соединение держится исключительно за счет нормированной затяжки 2-х болтов от М12.
Я в всерьез думаю, что болты на авто переразмерыны из-за довольно частых разборок. То есть по расчету можно там поставить и меньше при нормальной посадке,но это не выполнимо, потому что кузова довольно "кривые" с точки зрения допусков на межцентровые отверстия и зазорами решается проблема взаимозаменяемости деталей.  А прочность обеспечивается количеством болтов и затяжкой до дури.
 
Первая попавшаяся ссылка по регулируемым разверткам. http://www.linkormet.ru/catalog/metallorezhushchiy-instrument-razlichnyh-tipov/razvyortki/razvertki-reguliruemye-tu-2-035 Прошу не расценивать как рекламу. В наше время черта лысого можно найти.
Для более мелких диаметров есть сверла с шагом в десятку и даже 5 соток, всё равно можно подобрать при желании.
 
Renat  нагрузки  на  мотопланере  одноместном СТРИЖ   и  средней  скоростью  90  км/час  к примеру  считал  опытный конструктор  увеличив  их  с 8  мм  до  10  это  во всех  навесных  соединениях, тогда  на  8  не нашлось  и  развернув  их  на  10  и летали  , просто  не было  в  наличии хромансилевых, а  от  жиги  всегда.  Мой первенец  похожий  на  Арго  летал  с 12  мм болтами, вполне  успешно.Посадка  конечно  была  плотной.  На  самолетах  со  скоростями более  150  км/час  и  весом не  более  450  кг    конечно  авиаболты  более правильное  решение, неспорю.
 
"автомобильные болты"

Немного не верно назвал тему, имел в виду, как раз, что посадка болтов как у автопрома, т.е. с зазором и за счет трения держат.

Я сторонник авиа болтов с посадкой, но если нету воспользоваться такими болтами и точно развернуть отверстие, то пожалуйста авто болты.

Но надо понимать, что они будут больше в диаметре, т.к. коэфицент трения всего 0,15..0,2. и затягивать нужным моментом практически до текучести динамометрическим ключиком.

Судя по коментариям не все опытные пользоватиле в курсе, я уже не говорю про новичков.

Очень хороший пример крепления Винта к самолету,
дырки 8мм болты диаметром 7,8мм.
всё держится за счет трения.

Так же отмечу, что т.к. нет ни каких лювтов вообще, то ресурс такого соединения очень хороший, если правильно затянуть и правильно рассчитать.
Хвостовая балка на ми-8 так держится например.

Некоторые просто такие соединения с заром на срез болта считают, и это не верно. болт работает только на расстрижение.
 

Вложения

  • 5432.JPG
    5432.JPG
    27,9 КБ · Просмотры: 248
Так же отмечу, что в таких соединениях, резьбовая часть может заходить внутрь, да хоть весь болт будет с резьбой и по факту будет винтом, при этом прочность соединения не измениться.

Поэтому когда пытаетесь найти болты нужной длины гладкой части на крепления воздушного винта не утруждайтесь и берите с полной резьбой.
 
потому что кузова довольно "кривые" с точки зрения допусков на межцентровые отверстия и зазорами решается проблема взаимозаменяемости деталей.  А прочность обеспечивается количеством болтов и затяжкой до дури.
Вы опять путаете Жигули с нормальными автомобилями. Для компенсации кривизны кузовов Жигулей в указанном выше узле используются эксцентриковые болты, на нормальных-же автомобилях этого не требуется, поэтому зазоры в болтовых соединениях стоек и поворотных кулаков точно такие-же, как в любом другом узле автомобиля. Не больше, и не меньше. Кстати точно так-же без всякой прецезионной подгонки 5-6 болтиков М10 держат не слабую нагрузку от неравномерного крутящего момента в соединении коленчатого вала и маховика миллиардов автомобилей, а внутренние гранаты ВАГ к примеру и вовсе собраны на 6-и болтиках М8, причем на срез в них работает даже не цилиндрическая, а резьбовая часть болтов.
 
причем на срез в них работает даже не цилиндрическая, а резьбовая часть болтов.

Говоришь, говоришь.

Не работает на срез болт в соединениях с зазором.
Только на растяжение, а прижимаемые поверхности уже за счет трения работают от сдвига.
И поэтому можно резьбовую часть запускать внутрь пакета.
 
to Sai.D:
а ну ка расскажите как шаровые крепяться на авто с зазором или там посадка коническая ?

каждое решение зачем то нужно. И нужно понимать зачем так или иначе сделали, а не огульно хаять, не понимая ни черта.

И не надо на жигули наезжать, я на 2110 200тыс. проехал и в подвеску не лазил ни разу (пыльник поменял шаровой и сайлент правый растяжки 150р. отдал). и С удовольствием сейчас на калине езжу 4-й год. С новья просто брать надо и следить за авто.
ТО делать во время и в полном объёме, маслице заливать нормальное, а не самое дешевое.

Конечно от первого автомобиля остается плохое впечатление и это обычно старенький ВАЗ который всё время ломается. А если брать с новья то проблем ни каких в основном при грамотной эксплуатации.

Это Оф топ конечно, но Оф. топ со смыслом.

Да можно применять авто болты с посадкой с зазором, но надо просто уметь их применять и всё будет хорошо, при грамотном подходе и понимании как они работают.
 
Из детства: "При использовании общемашиностроительных болтов/гаек, вместо ОСТ-овских,  К зап.  рекомендуется увеличить на 25-30%
При использовании болтов/гаек с соотношением Д/шаг>10, рекомендуется сделать проверочный расчет резьбы.
То же, при использовании низких гаек или тонких фланцев"
 
Хвостовая балка на ми-8 так держится например.
Отличный пример! Фланцевое соединение с большим количеством болтов, кручение передаёт за счёт трения.
Кстати точно так-же без всякой прецезионной подгонки 5-6 болтиков М10 держат не слабую нагрузку от неравномерного крутящего момента в соединении коленчатого вала и маховика миллиардов автомобилей,
Насчёт миллиардов-перебор 😉, а нагрузку на 1 болт прикиньте прямо здесь, и всё станет понятно. 🙂
 
to Sai.D:
а ну ка расскажите как шаровые крепяться на авто с зазором или там посадка коническая ?

каждое решение зачем то нужно. И нужно понимать зачем так или иначе сделали, а не огульно хаять, не понимая ни черта.
.
Шаровые крепятся по разному. Есть с конической посадкой, есть с цилиндрической. Это крепление пальца, а вариантов крепления корпуса шаровой к рычагу - наверное с десяток наберется, в т.ч. и хлипкими болтиками М8 все на тех-же Жигулях и Нивах.
Развивать Ваш холивар про "надежность" Жигулей, желания не имею, да и оффтоп. Вы уж простите великодушно.
 
Насчёт миллиардов-перебор 😉, а нагрузку на 1 болт прикиньте прямо здесь, и всё станет понятно. 🙂
Может перебор, а может и нет. Первый миллиард земляне разменяли еще в 2010-м, так что не удивлюсь, если учитывая темпы развития мирового автопрома уже и второй разменяли, или разменяем достаточно скоро. Одни китайцы только чего стОят.
 
Однако, пару примеров приведу, для размышления.

Дельталёт, R-912, стоит кок винта, причем с момента сборки, примерно 300 моточасов налёта , в один прекрасный момент на взлёте винт полетел самостоятельно а мотор взвыл, обошлось без превышения оборотов и всего с этим связанного. Болты М8 из хозмага,маркировка 8.8,гладкая часть чуть короче ступицы, т. е. резьба на линии среза, и конечно, гайки с пластиковым стопорным колечком.
Затяжка подослабла, трение пропало и резануло их легко и непринуждённо, без малейших посторонних звуков и внешних симптомов.
Вообще, случаи улёта винтов на R-912 нередки, особенно с зажиганием  старого образца и несоблюдением инструкции при запуске, нагрузки там могут быть неслабые.
Правильный вариант этого узла - тело болтов чуть длиннее ступицы, простая гайка,но с широким опорным буртиком и синий резьбовой фиксатор и на резьбу, и на буртик и радиальными полосками фиксатора между ступицей и опорной плоскостью редуктора.
Затяжка болтов до текучести не получится, по причине нежесткости дюралевой втулки винта- есть риск её сломать, а с деревянным тем более, там своя специфика.
Крепление неродного дюралевого маховика к коленвалу автоконверсии - тоже нефига не просто, на любимой мною Хонде, к примеру - это 6 болтов с резьбой М12х1, телом ф12Н7, и закалкой до НRс 38...40 ; а отверстия маховика сверлятся на координатно-расточном,затем развёртка. Все резьбы и зазоры собираются на красный фиксатор, болты тянутся около 15кгм.
Конечно, скажут можно и попроще, но ресурс такого решения -выше ресурса мотора, а варианты поколхознее -бывает, что и отваливаются...серийные авто в пример приводить не надо, там режимы и нагрузки как бы не на порядок ниже. А вот всякие дутые и чипованные стритрейсерские тачилы-всегда имеют проблемы с всей цепочкой передачи момента. Условно говоря -автоконверсия -это мотор для Ле-Ман 24.
Кстати, на Москвиче 2141, в немалой степени содранном с Ауди 100, внутренние гранаты крепятся 6-ю болтами М8 к фланцам полуосей КПП, и режет их при ослаблении постоянно, всяких советов бывалых по способам их контровки не счесть.
 
Назад
Вверх