Заголовок темы "Почему не летают ракеты, взгляд изнутри"
http://www.yaplakal.com/forum7/st/0/topic403276.html
Наверняка многие слышали про последние «неудачи» небезызвестного Роскосмоса в последнее, да и не только время и думали про себя: «совсем уже разучились все делать, только бабло пилить и могут…». В этом рассказе я постараюсь показать как происходит создание ракеты глазами работника одного сибирского завода по производству межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования. Фотографий, точных названий, схем и чертежей не будет, так как чревато…
Сначала небольшая предыстория: я студент одного ВУЗа, специальность ракетостроение. Наша специальность практически не менялась с 1965 года, ну конечно добавлялись предметы типа информатики, программирования и т.п., но основные методы остались прежними, правда испорченными всякими балльными системами и прочей ерундой. Но самое главное, осталась так называемая производственная практика, такой пережиток советского времени. Раз в год, с третьего курса, целый семестр все дружно идут работать на то самое предприятие, строить ракеты, полный рабочий день, с 7 утра до 16 вечера, а потом еще и учеба часов до десяти… Радости никто не испытывает, но что ж поделать, и не такое бывало, переживем, да и «зарплату» платят, но об этом чуть ниже.
Недолго думая, не глядя на заслуги и оценки, отправили меня слесарем в цех по производству корпусных элементов ракет. Сначала была робкая надежда, что будет хоть капельку интересно, но после первого рабочего дня от нее не осталось и следа. Да, интересно было пройтись по цеху, посмотреть как и что, но однообразная работа надоедает очень быстро, и остается радость только от того, что это не конвейер, там говорят люди вообще с ума сходят. Работа в общем не сложная, мозга требует только самую малость, и то только ту часть, которая отвечает за то, чтоб пальцы в станок не пихать, да под краном не ходить. Жаловаться тут не собираюсь, в принципе понимал куда иду и на что подписываюсь, так что жалеть уже поздно, да и рассказ не об этом.
Первый день
Опущу подробности про то как тяжело вставать в шесть утра, куда то идти и что то делать, думаю сами догадаетесь. По приходу в цех меня отвели к мастеру, тот дал пару книжечек по технике безопасности, провел небольшую экскурсию по цеху и ушел в неизвестном направлении. После прочтения инструкции все таки его нашел (что как оказалось в дальнейшем бывает довольно трудно). Опрос по ТБ меня несколько удивил:
-Какой инструктаж ты проходил в «мастерке»?
-Эээ… ну вводный
-Ага, а сейчас какой проходишь?
-Ну… первичный, да?
-Угу, молодец, иди к бригадиру, он все покажет.
Коллектив оказался молодой, самому старшему слесарю что-то около 30ти, ребята нормальные, все вроде хорошо. Отводят меня к обечайке ракеты (сразу отмечу что вещь очень дорогая, испортить очень просто).
-Шабером работать умеешь?
-Ну представляю в принципе, но работать им не приходилось.
-Смотри, запоминай…
Короче после двух минут показательных работ вся бригада свалила куда то подальше от меня, оставив наедине с этой обечайкой (для тех кто не знает что это такое поясню: представьте себе ракету, теперь мысленно порежьте ее поперек на такие небольшие цилиндры, это упрощенно и есть обечайки) и шабером в руке. Сижу, скребу это штуковину, мысленно прикидывая сколько стоит это чудо высокотехнологичного производства, и что мне будет если я ее испорчу… Минут через 20 показывается один из слесарей, спросив получается у меня или нет, ушел наверное туда, откуда и пришел, даже не взглянув. Тем временем, мне не дает покоя мысль типа: «как же можно студентов подпускать к таким вещам, да еще и без присмотра, и что наделают те, кто не умеет гвозди забивать, с этим добром…». Первый рабочий день прошел примерно в таком ключе, и некоторые выводы я для себя уже сделал.
Из этих выводов:
1) Полная безалаберность начальства, которое не понимает, или не хочет понимать, либо вообще ей все, извиняюсь пох*й, деньги и материалы то казенные…
2) Контроль производства если не нулевой, то стремится к этому значению.
3) Как не странно, оборудование достаточно новое, станки все с программным управлением, что несколько удивило
4) То ли уборщицы как-то раз устроили забастовку, либо по какой другой причине уборкой занимаются в основном те, кто этим заниматься не должен, что отвлекает, причем сильно от прямых обязанностей.
Второй день прошел примерно также, ничего принципиально нового я не увидел, всем точно также плевать на то, что и как я делаю, разве что пару раз за смену кто-нибудь заглянет и проведет рукой по детали, типа проверил, контроллеры, задача которых как видно из названия их должности, контролировать качество выпускаемой продукции сидят, пьют чай, изредка появляясь возле заготовок.
Кстати, забыл отметить знакомство с завхозом… Это, наверное, самый неадекватный персонаж в нашем цеху. Она, видите-ли не будет выдавать форму, перчатки и замки от кабинки для личных вещей студентам, потому что они сюда пришли всего лишь на четыре месяца, а замков у нее всего лишь десять штук, наверное на дачу скоро ехать ей, нужна одежда, да и замочек поменять надо, а то старый то срезали.
На третий день наконец пришли еще два студента, а завтра внезапно к нам приезжает начальство, хе-хе. Недолго думая кого отправить на лакокрасочные работы, выбор пал конечно же на нас. Короче нас привели к прокатному стану (кто видел тот поймет), огромному, 1969 года выпуска, и залитому маслом похлеще, чем двигатель от какой-нибудь копейки того же года выпуска. На оттирание слоя этого маслица нам дали маленькую кастрюльку бензина… А на покраску 3 литра краски… закристаллизованной… без растворителя… После возгласов WTF??? Зам начальника!!! Побежал искать растворитель, а принес, внимание, отвердитель… От него, что собственной и следовало ожидать краска не растворилась, а начальство убежало искать другую краску, которая не сильно отличалась от предыдущей (тут у меня уже возник вопрос: а на месте нельзя проверить что ли???). На третий раз, спустя около часу ожиданий жидкая краска наконец была найдена, а на вопрос как нам оттереть масло было получено добро красить поверх, не оттирая, с формулировкой «лишь бы завтра день отстояло и не отвалилось». День вроде отстояло, надо сходить проверить, может до сих пор стоит =)
Вот так и проходит наша практика, медленно, мучительно, местами вредно и даже опасно для жизни. Среди алкоголиков, которые управляя краном могут убить, завхозов, которые видимо все себе тащат, и прочими атрибутами суровой российской действительности. Чертежами, которые не соответствуют изготовляемым деталям, и методами обработки, отличными от задуманных, и студентами, которые норовят залезть в станок, проверить свеженький сварной шов пальцем или поджечь бензин, которым детали протираются перед хим обработкой (все эти случаи были, к счастью я не видел этого), и кажется мне это далеко не все выходки нашего брата
Думаю у многих возникнет вопрос, противоположный поставленному в заголовке, а именно: «почему еще хоть что-то летает?», а за это я бы хотел сказать огромной спасибо тем конструкторам, технологам и прочим людям, благодаря которым ракеты несмотря на все ужасы производства продолжают летать, несмотря на обработку нашими кривыми студенческими руками, и отсутствие вменяемого контроля качества… Хочется надеяться что это только единичные случаи, и где-нибудь на других предприятиях начальство следит за производством, ремонтирует цеха, создает нормальные условия труда, а главное платит достойную заработную плату, а не те смешные 25,34 руб/час, которых даже студентам не хватит на нормальную жизнь. Но боюсь такая ситуация встречается по всей нашей стране, и это очень грустно. Очень надеюсь, что после завершения обучения я смогу стать конструктором не хуже, чем те, чьими усилиями несмотря ни на что наши ракеты хоть как-то летают, и даже наводят страх на весь мир.
Судя по всему мне не удалось передать все те эмоции и мысли которые у меня появились благодаря данному этапу жизни, но все же, возможно кто-то найдет тему интересной, надеюсь.
Отдельно хочу написать несколько строк тем людям, у которых в данный момент, или возможно когда-то в будущем (вдруг кто-то станет большим начальником, или сможет повлиять на начальство) студенты будут отбывать производственную практику: создайте им такие условия, чтобы они захотели сами вернуться к вам на работу уже специалистами, думаю они запомнят хорошее к ним отношение, и ответят вам тем же.
Это сообщение отредактировал Skalpel - 12.02.2012 - 13:00