Поперечная неустойчивость возникает от того, что фокус оказывается впереди ЦТ. Вы сместили ЦТ вперёд, а фокус назад, и появилась устойчивость.
Не совсем так.
Поправка - путевая устойчивость (или боковая), не поперечная.
Так вот в первом варианте с длинным носом путевой неустойчивости не было. Представьте, это как бы я летал на неустойчивом в путевом канале самолёте?
При сильном отклонении РН, а его площадь - половина ВО, боковая проекция ВО уменьшается, что снижает путевую (боковую) устойчивость. к тому же при больших углах скольжения боковая (дестабилизируюшая) сила носовой части значительна, а отклонённый руль направления уменьшает (стабилизирцющую) силу от ВО. Появляется некая несимметричность даже в устойчивости; в одну сторону устойчивость растёт в другую падает.... Боковой фокус перемещается вперёд и приближается к ЦТ с-та, а это уже оченно чревато.
С новым мотором центровка практически осталась на месте. Даже не пришлось подгибать триммер на РВ. Скорость в гп с брошенной ручкой была около 100-105, стала 110, а это самый чувствительный момент по продольной балансировке. Но вот нос самолёта уехал назад аж на 20см. Степень боковой устойчивости при нейтральном РН тоже не изменилась фактически, а она определяется плечом и площадью ВО в основном, если ноги держат педали жёстко. Вот когда убираешь ноги с педалей, можно и на боковую неустойчивость нарваться, что я отмечал раньше при длинном носе и ноги с педалей убирать побаивался.
Сейчас с брошенными педалями самолёт в путевом канале близок к нейтральному, запас устойчивости есть, но маленький, тем не менее уже не боюсь убирать ноги с педалей (не на долго).
В моём примере с длинным носом следует рассмотреть зависимость (производную) боковой силы от угла скольжения. Так вот эта производная у ВО в несколько раз больше чем у носа и вроде нечего опасаться на устойчивом в путевом канале самолёте, но это только до углов срыва на ВО. Если эти углы превысить, то явится северный пушной зверёк. Что произойдёт, если самолёт развернётся боком к полёту, даже представить страшно. Потому что на углах срыва на ВО (25-35) на носу никакого срыва не наблюдается, а сила с ростом угла скольжения продолжает нарастать почти линейно и самолёт продолжит разворачивать....
Поэтому при выборе размеров и формы ВО не следует увлекаться удлиннением; большое удлинение - ранний срыв, хотя это (большое удлинение) позволяет использовать меньшую площадь ВО при той же степени устойчивости. Увеличиваем площадь и путевую устойчивость, кроме доп сопротивления можем нарваться на боковую неустойчивость типа "голландский шаг".
Сплошные компромиссы.
Вот кстати, я нарвался на нечто противоположное голландскому шагу в самом начале эксплуатации своего самолёта. Это стоит описать, ценный опыт. И с таким, я думаю, редко кто сталкивался.
Пролетев круг с кренами не больше 20 градусов, самый опытный наверное на сегодня лётчик-испытатель, заявил, что на этом самолёте летать нельзя.
Самолёт устойчив по всем трём каналам, хорошо управляем, если отдельно по каналам, но стоит начать вираж, как становится сильно не по себе, шарик убегает сильно в сторону и совершенно не в предсказуемую....
Пропущу много интересного, что можно описать в романе.
Оказалось, устойчивость поперечная чрезмерная, что при эффективных элеронах отдельно не вызывало сложностей. Устойчивость путевая маловата, хотя и в пределах допустимого и рекомендованного в РДК СЛА. Обычно большинство самолётов наоборот, путевая устойчивость высокая, а поперечная маловата - склонность к голландскому шагу и пр.
Продольная устойчивость в норме. Но есть ещё отрицательная стреловидность 10 градусов, что сильно смущало тогда в начале, я долго ленился и потом всё же пересчитал всю аэродинамику самолёта (самолёт не я проектировал и строил) и стреловидность как фактор был отметён за малостью влияния.
Что сделали - убрали положительное "V", было 2,5, сейчас 0. и самолёт залетал.
Соотношение путевой и поперечной устойчивости около крайнего предела из рекомендованного не помню в каком источнике, что сказывается в том, что удерживать шарик в центре на виражах сложно вначале освоения самолёта. Но если на это не обращать внимания..., а обращать и не стоит. В остальном отличный самолёт, очень комфортный при перелётах, простой на посадке и на взлёте.
Вот такое вот было некомпромиссное соотношение устойчивостей по каналам.