Мне "почемутно", приходит на ум соображение, что сопло сужают по двум причинам.Для более полного преобразования давления в скорость канал/сопло сужают. У Малиша так и сделано на его Мечтателе.
1. При конструировании, в потоке за пропеллером устанавливают спрямляющий аппарат и стойки крепления привода вентилятора. Вентилятор имеет ступицу некоторого диаметра. Для уменьшения потерь на трение воздуха об эти элементы конструкции, их закрывают обтекателем. заднюю часть обтекателя желательно делать сходящейса к оси под углом не более 12 градусов. Чтобы праметры потока в канале не сильно менялись за плоскостью вентилятора (пропеллера), площадь проходного сечения должна быть одинаковой по оси. Из условия постоянства площади, в чертеже конструкции закладывают сужение.
2. В процессе доводок Винто Моторной Установки ( ВМУ ), возникает необходимость "подогнать" параметры выхода потока на срезе сопла к расчётным по скорости истечения/давлению. Это связано с тем, что накапливаются технологические и расчётные погрешности и пропеллер, как правило, на практике, не выдаёт исходную ( для расчёта ) тягу на желаемой скорости полёта. Если мотор и пропеллер не развивает, требуемые для полной мощности, обороты. Таким образом "поправляют" неточности расчёта.
Заужая сопло на выходе, с одной стороны, увеличивают сопротивление. Но, в то же время, "облегчают" работу пропеллеру. Это позволяет мотору раскрутиться и увеличить мощность, передаваемую пропеллеру. Поток из сопла будет выходить с расчётным расходом, но с несколько большей скоростью.
Расход будет расчётным поскольку при уменьшении площади сечения увеличилась скорость. Потери в давлении не так сильно скажутся на тяге.
Это регулирование позволяет смещать параметры по расходно-напорной характеристике, выводя установку на оптимальные обороты.
Для примера,расходно-напорная характеристика осевого вентилятора и примерная зависимость от мощности/оборотов