Верхне-Хавский АТСК, благодарственное письмо от новых пилотов-планеристов.

EVV 469

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Я летал по карте и считал в уме параметры и долёт. Хотя считается что теперь без приборов (компутеров) маршруты не летают я знаю по параплану что надо научиться летать "без всего" а дальше учиться с "компутером".
Тем более что флай-компьютер не принимает решений, не даёт советов по стратегии-тактике полёта.

Чтоб уж совсем как в книжке Руденского и прочих ВоенИздатах положил в заднюю кабину ЖПС в качестве Бароспидографа.
А чтоб  уж совсем "Олд Скул" фото поворотных ППМ с внешней стороны маршрута в правильном секторе.

А  на 2 фото - я отдыхаю летая, а кто-то работает летя с юга по трассе РТ-TS из Волгограда или Астрахани.

Фото 3 - развязка на трассе М 4 с отворотом на Усмань  характерная развязка,характерные места по которым едешь на машине.

Компьютеры это следующий этап освоения маршрутных полётов...
 

Вложения

Сегодня , в конце дня, ( раньше работа не пускала ) Удалось слетать небольшой маршрутик. Первую треть - ветерок ( от 27 до 45 ) в лоб , на 1 поворотной была очень смешная скорость - 51 км/ ч :) . Дальше было легче ;) , потоки сильные ( удалось даже подержаться пару минут за 7 м/с ) и в достаточным кол-ве , однако же , пару/ тройку раз площадку уже подыскивал .  Но все сложилось удачно, удалось  "Вильгу не беспокоить " .
 
"Первое парение, первый самостоятельный круг, первый маршрут... Это все здорово, это эмоции, впечатления, восторг! Но первая площадка-это, я вам скажу... Нет, это, конечно, впечатления. Но далеко не такие радужные.
Начну сначала. "14 07, к взлету на парение готова"... День был просто замечательный. Потоки плюс четыре-пять, когда тебя реально тянет вверх, и хочется еще, еще, еще выше, но дальше, увы, облако, а потому ручку от себя и к следующему. А по дороге к намеченному облаку вдруг стрелка прыгает вверх и мощный поток снова поднимает до 2300... И так бы летать и летать, но... на сегодня намечено парение с площадкой. Поэтому выбираем площадку и снижаемся. Снизиться не могли мы долго. Нас только поднимало. Пришлось выпускать интерцепторы, и только после этого планер нехотя начал снижаться. С тысячи девятисот. Осмотр площадки, несколько "кругов почета" вокруг неё... Доклад и заход на посадку. Касание, остановка, снова доклад. Все. Можно вылазить и осматривать. Ужасно неуютно. Планерок так сиротливо выглядит в этом поле... Вот и самолет прилетел. Взлетаем... Первый взлет на коротком фале. Первая мысль "блииин, а я в самолет не врежусь?!". Тут буксировщик делает несколько разворотов. Планер ему в хвост встать не успевает. Я своими попытками выровнять планер только усиляю разбалтывание. Инструктор уже не выдержал и начинает мне помогать... Еле-еле все-таки выравниваюсь. Ну наконец-то, отцепка. Сажусь. Забываю напрочь про тормоз колеса и свищу куда-то в конец полосы. Да что же это такое!
Завтра еще площадка?! Не хочу!... "
Автор - не я ;)
 

EVV 469

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Только недавно вернулся из Усмани.
Уф-ф-ф класс, очередной отпуск пролетел как один миг !!!

Если коротко,  то налетал 43 часа на Янтаре (+один вывозной на Бланере). Итого 85 часов общего налёт на планерах.
Слетал много маршрутов, итого 1300 км маршрутов.
Последовательно в несколько дней выполнил 2 и 1 спортивные разряды...

Сначала было сложно - взлёт и посадка не получались,
точнее сказали что это нормально - он скачет на на колесе и даже при чуть грубой посадке прыгает на 2-3 метра (как со страху кажется) на самом деле конечно это максимум 0.5.
Потом само собой стало получаться хорошо (понадобилось две серии по 3 круга), потом отлично, потом идеально. Мне начало нравится, хотя вначале я напрягался перед посадкой !
Конечно, на колесе он продолжал скакать "как козёл", но потом стало понятно куда надо садиться (где ровнее) и даже прыжки легко компенсировать - просто убрать интерцепторы, выровнять и снова плавно посадить и выпустить интерцепторы полностью.

Взлёт также довольно сложен так как на малой скорости рули мало эффектвны, а с набором скорости реакция резкая так что надо привыкнуть к быстрой "перенастройке" своих управляющий воздействий и реакций планера.
Иначе на взлёте уход с направления, крутой переход в набор и резкие снижения с касаниями. Красиво, ровно взлететь "как на Бланике" получилось далеко не сразу.
Сложнее всего держать направление на малой скорости особено на посадке...
И вообще Янтарь как любой спортивный "болид"настроен на полёт и гонку, а взлёт-посадка это "второстепенное"...
Как сказал Клюев "...летать на Янтаре по кругам -всё равно что на "формуле" по деревне ездить..." :)


Машина Янтарь супер !!!
Потом началось - каждый день по 4-5 часа полётов, максимум 5.37 и 5.58 часа. В среднем около 4-4.30 часов  часов налета в день и маршруты один за одним.
В общем в течении нескольких дней я сделал 2, 1 разряд. Дальше только на соревнованиях да и так понятно что чтобы расти дальше надо выйти "себя показать, людей посмотреть"...


Маршруты 150-200 км, потом около 300, потом больше, а потом подряд 300 один раз просто "долететь" средняя скорость 52 км\ч, второй 300 км на скорость 77 км/ч.
1 дадут, КМС и дальше только на соревнованиях.

Маршруты были разные, погода разная. Вообще в эти 14 дней была разная погода - простая и сильная, сложная "голубая" и непонятная с низкой максимальной высотой и минусами и без облаков.
Приходилось и выжидать погоду и продумывать момент старта и выхода на маршрут - один день 2 часа "ползал" вокруг аэродрома в ожидании погоды с мыслью "вот, блин, собрался на 300 км..."
Погода менялась, пришел "блокирующий антициклон" причем нас накрыло когла я пошел маршрут 170 км на максимальную дальность от аэродрома.
И вот эти 170 км летел по "голубому" небу в 80 км от аэродрома несколько раз падал до 500 метров и пожалуй это был самый сложный маршрут.
Уже в начале маршрута "всё начало разваливаться" - облачка и так мизерные стали жить по 5-10 минут, а потом и вовсе исчезли.
Пришлось перестраивать всю тактику, приспосабливаться, искать решения переходов и наборов.

Маршруты в 300 км летел и по голубому небу и с облаками - довольно сложно, хотя маршрут сделал на восток и запад равным чтоб не далее 40-60 км.
Учитывал Хаву и Стебаево как запасные аэродромы, хотя если падаешь (что было очень часто) всё равно никуда не долетишь, будешь выкручиваться на месте.
Нарисовал и 400 и 500 км но уже не успел.
Даже по той погоде вполне готов был рвануть и на эти дистанции.

Вообще полёт на Янтаре научил летать "по-гоночному".
Не "жмотиться" и не беречь высоту как будто больше не будет, а смело и щедро её расходовать и уметь быстро "зарабатывать".
Здесь то как раз и важно уметь точно и четко всё планировать - куда на какой скорости лететь, сколько высоты возможно потратить и как быстро её восстановить.
Где возможно упасть низко и есть "дежурный термик" и "запасной аэродром".
Научился также "попадать" в термик "боевым разворотом" - несешся на скорости 150-180 км/ч, за несколько сот метров в горку с потерей скорости и сразу в спираль.
Если получается - то просто супер, и получаться стало всё чаще.

Неприятно оказываться на малой высоте. В такой сложной погоде это происходило с пугающей частотой. Конечно, несмотря на все особенности Янтаря возможно сесть на площадку
(спасибо инструкторам и Бланику) однако ОХ как не хочется падать!!! Во-первых это удар по самолюбию, во-вторых деньги, в-третьих не надо нервировать своих командиров...
Однако полеты на малой высоте закончились победами - спасало умение "работать по земле", знание где искать потоки и "триггера" (спасибо параплану).
Помогали дымы, пыль, пылевые смерчи, птицы (птицам отдельное спасибо)...

Вообще пересаживание а Янтарь привело к переходу на "следующий уровень". Этот уровень - спортивные полёты, быстрые и дальние маршруты.

Другим уровнем это является так как в любом виде спорта совсем по-другому выглядит задача.
Задача не "просто кататься" а "двигаться" в определенном направлении и делать это быстро...

В таких полётах появляется требование "оптимизации" всего чего только возможно - всё надо делать "идеально". Момент взлёта, анализ погоды, навигация, переходы/наборы,
техника пилотирования - всё надо обдумывать, совершенствовать.

Пробовал летать с полетным компьютером, ДЖПс значительно помогает.
Однако утверждения  "карта не нужна" не разделяю - всё равно ориентировался по карте и летал визуально так как прибор может сдохнуть, ДЖПс теряет спутники под облаками, а ждать некогда.
Часто возникают сомнения у меня или у приборов и тогда надо быстро "проверить точность навигации"
Я себе подыщу планшет, а в остальном летал по карте или с Гармином 72.
Необходимо поставить себе задачу изучить и освоить программы полётных компьютеров, приобрести и привыкнуть. В полете он хорошо помагает а после полёта возможно днтально проанализировать трек полёта.

Слетали маршрут с Клюевым и Антоном - Клюев+Витя курсант 15 лет на Бланере + 2 Янтаря.
Слетали маршрут на 4 часа и всю дорогу пугали друг друга полётом группой. Стало получаться потом, потом даже перестали бояться друг друга.
Потом при любой возможности летал со всеми, пристраивался и пытался обрабатывать потоки.

Осталось не доделанным - не слетали с Клюевым маршруты на Янтарях и не выучился легко летать парой в потоке.
Клюев планирует участие в соревнованиях на след год.
Это было бы очень полезно и интересно так как дальше совершенствоваться возможно только в соревнованиях, спортивной борьбе.
Хотя интересно было бы и летать просто рекордные полёты на скорость и дальность...


АТСК развивается и напряженно работает.
Там сейчас питерские пилоты сменяют один другого.
Учатся дети, правда совершенно непонятно почему в каникулы их количество сократилось. Казалось бы -летай каждый день, каникулы просто подарок.
Проблема что некоторым нет 16 и приходится специально договариваться как их выпустить, а они рвутся в небо и уже летают маршруты будь здоров...

Мой Янтарь поехал в Польшу на ре-стайлинг. Привезли купленный в хорошем состоянии из Венгрии.

Есть на Янтарь 2В 18-метровый планер.

Появились на аэродроме туалет и душ и горячая вода, 2 домика 2(+1) места.
 

Вложения

EVV 469

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
финиш сложнейшего маршрута 170 по голубой погоде когда накрыло "антициклоном"  - несмотря на "выживание" в 80 км от аэродрома на малой высоте хватило сил на посадку и даже впервые попал в "ворота"   :~)
 

Вложения

EVV 469

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Пока летаешь целый день и радиообменом для остальных изображаешь "спектакль у микрофона" - то победные доклады с 4-х значными цифрами высот, то панические с малых высот значительно завышая реальные значения и пытаясь "делать хорошую мину при плохой игре" на аэродроме проходит целый день напряженных полётов.  За целый день инструктора могут вывезти и откатать по разным задачам нескольких курсантов. Пожалуй каждый раз задумываешся - кто тут настоящий герой...
Крутой паритель, вернувшийся из "высей небесных" или целый день "по кругам"... Тяжелый хлеб инструкторский...


Сложная погода - "халява кончилась" скоро будет "голубой день" и находить потоки только методом "научного тыка"...   :craZy
 

Вложения

Сегодня была сказочная погода. Вроде и кромка не высокая ( в прогнозе 2400, по факту 2000) . Но потоки были очень сильные и удивительно предсказуемые. По такой погоде можно летать куда угодно ;)
 

EVV 469

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
В АТСК продолжаются полёты, передаю и получаю приветы.

Полёты идут, планеристы растут и берут всё новые высоты и задачи.
Очень радует что в этом уже есть и мой скромный вклад - несколько новых планеристов пришли благодаря и моим "докладам с мест".

"Живой журнал" моих полётов и фильм предназначен для  подтверждение того, что этот путь более чем реален.

Пора даже подвести некоторые итоги...

Итого приблизительно 3 раза по 10 дней.
Это практически почти все дни с полётами, за исключением совсем нелётных.
Часто если даже никого не было полёты проводились со мной одним.

1   Сентябрь 2013  -  7 летных дней, 4 плохой погоды 2 дня дорога.
13 часов, 8 контрольных и 5 самостоятельно. Бланик 3 разряд.

Бюджет первая поездка для сына с нуля 110 тыс (фиксированная стоимость обучения до 3 разряда) для меня около 50 тыс. Жильё-питание около 40 тыс.

Высокая цена связана с дорогим лётным часом в начале обучения и большим количеством "дорогих и коротких" полётов.
Полёты по кругу и в зону короткие и дорогие, они не дают налета и стоят дорого.  Полёт по кругу фиксированно стоит 600 рублей, зона с инструктором+подъём самолетом может выходить в 3-5 тыс.

Понятно что это необходимо и неизбежно, с этими расходами в начале придется смириться.
Существенно съэкономить получится у талантливых и  имеющих налёт в других видах авиации.



2  Май 2014
10 дней полетов, 1 нелётный день просто потому что устали, 2 дня дорога.
28 часов, 10 часов контрольного, 18 сам. 23 часа парения, маршрутов.
Бланик 2 разряд, вылет на Янтаре 4 полёта.

Итого 70 тыс, уже другая стоимость часа (после 3 разряда), больше самостоятельных долгих полётов.
Проживание-питание в палатке дорога и жилье около 5000.

Полёт на парение около 3 часов обходится подъем+полёт 1000+4500. Час на парение 1500 руб то есть максимум в день около 5000 тыс, свыше 3 часов налёта в день бесплатно.

3  Июль 2014
налёт 44 часа, практически всё самостоятельно, всё парение (1 контрольный полёт на Бланике), маршруты. 1 разряд, Янтарь.
9 дней , 2 дня закрыты полёты из-за учений Авиадартс, 2 дня дорога.

Бюджет 50 тыс. Средний налёт 4.30 часов в день, до 6 часов.
Съэкономлено !!!  :~) до 20 тыс так как с 3-го часа начинется бесплатная "призовая игра". Час полёта 1500 и подъем 800-1000 рублей. Около 5000 в день.
Проживание-питание в палатке дорога и жилье около 5000.

Из Москвы по М4 получается по бензину 600 км (машина у меня очень экономичная),  около 300 рублей по платной дороге.

Возможно приехать Жд и автобусом, Питерцы так и ездят. Жить там теперь есть где, душ туалет вода.





Летаем полностью официально с заявками и в Ж. Даже проводимые Авиадартс не помешали - видели Су-24 в 1.5 км и под нами пошли пара Су-25 (они на 500 мы на 2500 тоже парой Янтарей) и всё законно и никто никому не мешал. На пару дней прикрыли полёты всем, а так всё нормально.

В С мы не лезем -  Усмань зажата между Липецком и Воронежом, но ширина зоны G около 100 км, а далее "везде" на восток и запад сплошное G.
Работа с диспетчерами идет, пока они не очень понимают особенности полёта на планере. Но постепенно решается, я летал маршрут эксперементальный по согласованию через трассы край С и трассы гражданской авиации.
В принципе всё решаемо, скоро диспетчера привыкнут и не будут пугаться.

Клуб базируется на мощной финансовой базе ВерхнеХавского Агрокомплекса, регистрируется кусок земли и переехали на новую площадку, будет организован жилой городок.
На ближайшие годы задача купить около 10 ЛА, появился новый Янтарь, один на ре-стайлинг.
Всё клубное, мы летаем и платим, а дети и сотрудники летают бесплатно.


Сейчас это лучший клуб в РФ и самый "правильный".
 

EVV 469

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Поправка
по бензину в один конец  (у меня) получается около 1000 руб.
Проезд по платной дороге М 4 по участкам от 40-50 рублей до 110 руб, всего около 300 руб.
Но я посчитал что все расходы на проживание -питание-дорогу не превышают 4000-5000 тысяч.
Все-таки жить в палатке по-оходному полезно как для здоровья так и для кошелька.

Притом что теперь рядом есть все блага цивилизации - горячая вода, душ, туалет, стиральная машина, холодильник !!!  :D
Так что жить по-походному теперь не так экстремально как в настоящем походе...

Теперь есть два домика по 2-3-4 места так что теперь возможно приехать на общественом транспорте "на легке" и жить на аэродроме в комфорте.
Ну и пожалуй если жить в дружной компании, вместе летать и устраивать вечерние посиделки на природе то это просто отлично...
 
Вверх