На тему прочности шестерен и валов.
Автомобильные шестерни и валы я не пилил...
Однако пилил валы и шестерни от коробки передач мотоцикла ИЖ. Результат такой - первичный вал берёт только болгарка и свёрла из стали Р 18 - но сверлится очень не охотно. Свёрла сразу садятся... Возможно применение инструмента с пабедитовыми наплавками.
Шестерни ИМХО кроме болгарки и точила - ничто не берёт.
У меня была шестерня с двумя сломанными зубами. Один зуб отлетел... Второй был надломлен и отогут на 30 градусов. Я зажал шестерню в большие тиски и бил килограммовым молотком по надломленному зубу. Интересовался - смогу ли отломать... Не смог. Какое усилие там было когда зубы сломались - трудно представить. Поломка была следствием того - что прежний владелец сумел забыть в коробке шарик от подшипника диаметром 6 мм. Шарик раскололо на две половинки как горошину ( когда он влетел в зубы ). Первичный вал изрядно изогнулся... Вся начинка коробки была отправлена в металлолом. Как не странно - картер не пострадал.
На изломе шестерни - было видно что первые 3 мм стали отличаются по структуре от остальной шестерни. Видимо это толщина поверхностной закалки.
Далее про шлицы. Во многих ( или всех ? ) коробках передач весь силовой поток проходит через шлицевые соединения в узле сцепления и в коробке передач. В коробке - 3 и более шестерен сидят на шлицах на лёгкой прессовой или на скользящей посадке. Шлицы бывают мелкие и крупные. Крупные - чаще при посадке скольжения.
К примеру в коробке от ВАЗ 2108 - достаточно шлицевых посадок... И я никогда не слышал про их разрушение. Ломается что угодно - но ИМХО не шлицы.
«
коробки передач автомобилей ваз 2108.»
Точность изготовления шлицов - не кажется мне сумасшедшей. Технология электроэрозионной резки проволокой - в принципе - тозволяет получить такую точность. ЧПУ станок электроэрозионной резки - в принципе позволяет изготавливать шестерёнки для часов и лопатки для турбин... При этом твёрдость металла не имеет значения и не происходит нагревания детали выше 100 градусов.
Идея с торцевыми щлицами ( кулачковой муфтой ) - предложенная в
ответе #36 - тоже кажется мне заслуживающей внимания.
Рассматривая разные шестерни в сети - я обратил внимание на шестерни раздаточных коробок грузовиков. Они рассчитаны на порядочную мощность и в ряде случаев - имеют шлицевую посадку.
К примеру :
«
шестерня раздаточной коробка автомобиля ГАЗ-66.»
Вся раздатка :
( 4 из 5 шестерен - на шлицах).
«
Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66.»
Раздаточная коробка - Имеет две передачи: прямую н понижающую с передаточным числом 1,982
Я пока не разобрался какое число зубов у шестерен 1 и 4. Но похоже разница диаметров - маловата... Если удастся найти такую пару шестерен - с шлицами внутри и передаточным числом порядка - 2.5 или 3 к 1 - тогда останется изготовить валы и картер...
В первом приближении - както так...