Восстановление деревянного Арго

Thread moderators: argentavis
Да я писал о гаргроте и особенно о том сорте пенопласта , что применен у Вас. обычная строительная четверка/облегченная/ намного надёжнее и кстати наверно дешевле. Мой приятель их делал всегда примерно так.

Безымянный.png
 
Вы так меня и подбиваете новый гаргрот сделать. Если уж и возьмусь переделывать, то вообще шпангоуты фанерные буду делать. С новыми рейками.
 
Да всё равно восстанавливаете, делов там на копейку, а польза есть.
 
Владимир, посиневшее дерево ни в коем случае так не оставляйте, просушка, шкурение, пропитка морилками с лаками - для музея. Сделать новое не проще, но надежнее 100%. Не агитирую, но я бы металлические узлы, где можно, убрал, просушил дерево, ошкурил, пропитал на горячую эпоксидкой и сразу оклеил стеклотканью, считая, что гнилое дерево становится просто болваном, формообразующей поверхностью, наполнителем, типа пенопласта, а всю нагрузку возьмет стеклопластик, достаточного для этого сечения. Прочности пластика ручной холодной укладки без вакуума посмотрите в литературе для самодельщиков. Можно сделать образцы подобные подгнившим элементам, из той же древесины и фанеры, и из пенопласта, оклеенного стеклотканью, поломать, посчитать напряжения или просто определить, сколько надо слоев наклеить для их равной прочности. С оклейкой поврежденных мест, конечно, тяжелее и толще будет. Решения принимайте сами. Статиспытания без тканевой обшивки - обязательно.
 
Да, под зашитыми тонкой фанерой глухими, не вентилируемыми местами может быть хуже. Я бы вырезал круглые отверстия наклонно на ус и осмотрел внутри. Потом эти места этими же латками заклеить со стеклотканью .
 
Владимир, посиневшее дерево ни в коем случае так не оставляйте, просушка, шкурение, пропитка морилками с лаками - для музея. Сделать новое не проще, но надежнее 100%.
Согласен. Тоже уже думаю об этом. Похоже Дмитрий прав.
Год как минимум мне понадобится на восстановление этого самолёта. Так что надежду этой осенью сделать подлёты на нём можно оставить.
Вчера закончил с тепличкой, сегодня с утра промазал антикором ёмкость для воды. Теперь взялся за самолёт. Там впереди ещё огуречник маячит, да рабица на заборе кое где ещё не закреплена. Но этими работами разбавлю работу по самолёту.
Сегодня пошкрябал тёмные места на стабе. Внизу дерево получше, но всё равно плесень своё дело уже сделала. Дерево потемнело, хотя твёрдость сохранена. Может и полетает ещё если усилить стеклотканью, но весу наберёт. А на хвосте это чревато уводом центровки назад.
РН ещё не трогал, там вроде получше должно быть, но похоже, что придётся все эти каркасы оперения использовать, как образцы для копирования и их можно смело повесить на стенку в качестве арт объектов.
 
Вырезайте повреждённые участки и делайте вставки из качественного дерева. А чтобы правильно делать, найдите в сети книгу Полевой ремонт самолётов.
 
Вот прям с языка сняли! Вынес я стаб с РН пошкрябал ещё, ну не такое оно уж и тёмное дерево. Не на много темнее чем в других местах Просто вид старого дерева. Твёрдость хорошая, а сама конструкция создаёт ощущение прочности и основательности, в отличие от этих же деталей планера, которые я не смотря на советы товарищей оставить так, усиливал конкретно.
Здесь и строительная высота 50 мм, проитв 40 мм на планере и размах 1800 против 2800 на планере. В руках крутил всё прочно! А на планере всё живое было. Зачем я себе буду лишнюю работу искать. Действительно, на первое время мне на обучение и этого хватит. Даст бог сохранить его при этом целым и не вредимым сделаю модернизацию под себя по результатам эксплуатации.
Примерил, поправил крепления стаба, подогнал к месту, выточил длинный болт 135хМ6 переднего крепления стаба из шестигранника.
Да, оторвал немного край фанерки в месте стыка, снизу у креплений, заглянул внутрь. ничего криминального не заметил.
В общем буду делать так как есть. Намажу антисептиком, просушу и обтяну.

DSCN8172.JPG


DSCN8173.JPG
 
Время редактирования маленькое. Написал выше, что вынес стаб и РН, а куда не написал. На улицу на солнышко. Хорошо всё ещё раз просмотрел и успокоился. Пока новое оперение делать не буду.
Закрепил стаб на хвосте. Стоит жестко. Всё сравниваю с планером своим. При такой жесткости и запасе прочности, можно не опасаться за оперение.
Начал навешивать РВ и обнаружил, что у кабанчика лобик трётся о болты соединяющие заднюю стенку стаба с пластиной заднего крепления. Болтов с потайной головкой видимо не нашлось, или просто "косяк" сборщиков. Видимо поставили с круглой головой, да ещё и на шайбы которые здесь совсем не нужны не подумавши, а уже зашили, пришлось некоторые подпиливать, но всё равно задевало. На РВ есть следы трения. Да и длинноваты к тому же. Когда народу много делают, за всеми не уследишь. Выкрутил, разделал потай поставил болтики с потайной головкой. теперь нормалёк.
Угол установки стаба получился плюс 2 градуса к верхним стрингерам фюзеляжа. Надо быдет ось винта тоже немного вверх делать, на этот же угол

DSCN8176.JPG


DSCN8177.JPG


DSCN8179.JPG


DSCN8178.JPG
 
Поднял рули до упора и зафиксировал, дифференциальную качалку тоже вперёд до упора. Теперь буду делать малые тяги РВ, которые редиски, нехорошие человеки умыкнули.
А вот плоскости кабанчиков повернули в сторону качалки зря. Оси рулей и оси отверстий в кабанчиках должны быть паралельны. иначе при повороте рулей тяги будет крутить. ШСов тут нет, а сделать наконечник тяги под углом не проблема. Придётся снять кабанчики и поправить.

DSCN8180.JPG


DSCN8182.JPG


DSCN8183.JPG
 
Ну и здесь тоже не так как надо. Поставлены как бы упорные подшипники, но канавок в шайбах под шарики нет, и от радиального смещения ничто не удерживает ось руса, и она просто болтается во втулке, которая запрессована в центроплане. Тоже переделаю.

DSCN8181.JPG
 
Боковые поверхности будут помогать передавать большую долю нагрузки. Если две проушины примерно 200х50, то при прочности дерева в хорошем состоянии на сдвиг 100 кг/см.кв боковые поверхности возьмут на себя 20*5*2*100=20 000 кгс, т.е почти всю нагрузку. Но в расчет это не брать, т.к. проушины могут легко отслоится. Расчет, по смятию дерева под болтами, сколу между болтами, изгибу болтов.
Наврал я про прочность на скол дерева 100 кгс/см.кв. 50 красная цена, при влажности снижается значительно, а подгнивании вообще в ничто. Но и 10 т не мало, хотя в расчет прочности соединения не должно идти.
Чем больше слоев переклея поясов перпендикулярных болтам, да еще с прослойками стеклоткани, препятствующих раскалыванию, тем выше прочность соединения. В среднем 15% на один переклей.
 
Ну вот, при ближайшем рассмотрении выглядит стрёмновато.
Щечки хоть с виду и толстые, но из мягкого металла и приклёпаны к тоненьким уголочкам. Похоже, что изготовитель этого девайса толком не знал каким должен получиться узел в результате. Может с материалом были проблемы Придётся включить рационализатора.

DSCN8184.JPG


DSCN8185.JPG
 
Чтобы не было люфтов и не разбалтывался узел, для опорной обоймы подшипника, нужно будет выточить центрирующие шайбы, которые будут держаться с обеих сторон буртиками за вклеенную в центроплан стальную втулку. С задней стороны втулка с воротничком выступает на 2 мм. Есть за что зацепиться, а с другой стороны придётся подкопнуть, чтобы замерить диаметр втулки и выточить шайбу с выступающим буртиком по её диаметру.

DSCN8188.JPG


DSCN8189.JPG


DSCN8191.JPG
 
Ну и вот подщипничек с готовой шайбой на эту сторону. А тут и баня подоспела. На заднюю сторону сделаю завтра.

DSCN8190.JPG
 
Приехала в баню дочь и привезла вот этого зверя. Теперь мне нужно очень постараться, чтобы он оправдал эту покупку, иначе жена мне шею перепилит 😄

DSCN8194.JPG
 
Очень кстати полезная вещь, тоже за штуку покупал.
 
Всем добрый день!
Сейчас вот реально смотрю и радуюсь, теперь Вы действительно ищите слабые места и исправляете. Действительно, многое я и тогда хотел изменить или сделать по другому, но дифицит времени, молодость и - в результате шел на компромис с самим собой. Еще бы год - два строительства и это бы превратилось в неинтересный долгострой. Некоторые моменты думал исправить после облета. Это был огромным мотивирующим моментом. Не просто стройка а реальный полет. Но случилось все немного не так как мы зыдумываем. Все как обычно. Пересел на ЯК-52, началась учеба в училище и понеслось... а еще и зарабатывать на хлеб насущный приходилось. В результате самолет остался ждать Вас! 🙂
Но я на 100% уверен, все что мы планировали - мы добились! Сколько курсовых проектов ребята защитили на нем, сколько практических навыков получили.
Не торопитесь. У вас есть запас времени. Оценивайте критически но не переусердствуйте!
Кстати по 1мм фанере, тогда нашел ее - 3 листа в Москве, передавали поездом 🙂
На фанере во многих местах стояли синии печати "просвечено" рентгеном как я понимаю и штамп с подписью контроля. Это настоящая Авиа фанера из старых запасников!
 
Ну вот, при ближайшем рассмотрении выглядит стрёмновато.
Щечки хоть с виду и толстые, но из мягкого металла и приклёпаны к тоненьким уголочкам. Похоже, что изготовитель этого девайса толком не знал каким должен получиться узел в результате. Может с материалом были проблемы Придётся включить рационализатора.

Посмотреть вложение 429807

Посмотреть вложение 429808
Реально проблемы были не только с материалами, но и станочным парком и много чем. Ребята горели работой и хотели делать, но у многих за плечами не было никакого опыта, даже элементарного авиамодельного кружка. Уроки труда в школе и все. Приходилось обьяснять элементарные вещи, учить и показывать. Хорошо обыт был. На тот момент за плечами был Ташкентский авиационный техникум по специальности "Самолетостроение", работа на ТАПОиЧ, тренер судомодельной лаборатории Центрального судомодельного клуба ДОСААФ Узбекистана, ну и еще много чего 🙂 команда была хорошая, все горели мечтой и желанием поднять самолет в небо. 🙂
Но не было нормального токарного, фрейзерного. Буквально только сверлильный станок и шлифовалка.
Еще раз, удачи Вам! Очень рад, что у вас двигается процесс.
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх