Восстановление деревянного Арго

Thread moderators: argentavis
Согласен со всем сказанным . "Не умножайтеь сущности " сверх необходимого." -- старое правило философии . Я это так понимаю : все , единичные детали которые можно сделать простыми инструментами , нет смысла делать на станке. Заодно и мозги от шелухи очищаются.😊
 
Наш самолет тоже с длинной судьбой и и неоднократными переделками.
В первых полетах нашего АРГО выявилась особенность управления по тангажу.
На скорости 120км/ч самолет становился очень чувствительным к малейшему перемещению РУСа, стремясь перейти на "голландский шаг".
Возможно это связано с тем, что мы в целях увеличения площади ГО (увеличили размах крала) пошли по простому пути: увеличили площадь РВ, который нам вовремя сломали.
Сейчас уменьшили передаточное отношение РУС-РВ на 20%, изменив плечо качалки на промежуточную тягу. Будем пробовать.
Ну и заодно пару фото нашего варианта системы управления . Пока ничего не законтрено.


Узел на стенке центроплана.JPG


Качалка РУС.JPG


Качалка управаления элеронами.JPG


Кордан РУС.JPG


РВ увеличенный.JPG


Качалка элеронов и ниша.JPG
 
На 3 фото залом тяги? Так как есть - летать нельзя!
Если нужен радиус, то его делают плавным, а лучше обойтись без него в системе управления.
 
На 3 фото залом тяги?
Я тоже сразу обратил внимание! Эту тягу надо переделать обязательно. В месте промятости концентратор напряжений и усталость металла там наступит быстро. Даже просто от вибраций мотора. Если нет трубогиба, можно в бревне или чурбаке деревянном канаву пропилить по ширине трубы, обработать крупной наждачкой намотанной на пруток или трубу меньшего диаметра. и потом по нему гнуть. Если труба тонкостенная, то набить песком и заткнуть деревянными пробками. Главное, чтобы стенки канавки в чурбаке плотно обжимали трубу. Тогда она не сплющится.
А стаб я смотрю, у вас 4 вертикальными болтами крепится?
 
На 3 фото залом тяги? Так как есть - летать нельзя!
Если нужен радиус, то его делают плавным, а лучше обойтись без него в системе управления.

Может Вы и правы. Но.
Тяга - стальная трубка, гнули нагорячо, чтобы обойти лонжерон. Да, морщина, лучше без нее, но так получилось. Трещин нет. Запас прочности многократный. В работе годами. Присматриваем.
А по поводу изгиба тяги, так тут один большой спец на форуме готов был (если Вы помните,) хоть в узел тягу завязать, если этого потребует конструкция ЛА.
 
А стаб я смотрю, у вас 4 вертикальными болтами крепится?
Да. Через стальные втулки (на всю высоту) на накладке лонжерона. Дает возможность регулировки установочного угла.
 
DEDULA



Центроплан у вас сделан как - то стрёмно , две полки ( деревянных бруска - даже не переклей реек ) и не зашиты фанерой между собой и вклеенных бобышек не вижу , не боитесь слома такой конструкции . Должен быть короб . И рули высоты чрезмерно велики , их в четверть нужно уменьшить , из-за таких переразмеренных рулей у вас очень острое управление по тангажу .
 
DEDULA



Центроплан у вас сделан как - то стрёмно ,
Центроплан - наследство от постепенно замещаемого на металл деревянного фюзеляжа.
Полки - ясень. Расчетная эксплуатационная перегрузка - 6 потому что сплошное дерево, а не переклей. Перевес - несколько килограмм. При капотировании от перегрузки на одной плоскости на лобике была остаточная деформация в виде волн. Но крылья не отлетели. И центроплан цел. Бобышки на стыковых узлах есть, а в центре роль бобышки выполняет узел крепления вала РУС

Я тоже сразу обратил внимание! Эту тягу надо переделать обязательно.
И вы правы и Любитель прав. Нужно будет все-же переделать.
 
А по поводу изгиба тяги, так тут один большой спец на форуме готов был (если Вы помните,) хоть в узел тягу завязать, если этого потребует конструкция ЛА.
Ну это конечно так , но при соблюдении условии пределов прочности. Если у вас при такой морщине ещё остаётся большой запас прочности, то конструкция перетяжелена. Конечно надо стараться обойтись без таких кривых тяг, но на своём планере, мне пришлось таки тоже сделать именно дугообразную главную тягу чтобы пройти под сиденьем.
 
Бобышки на стыковых узлах есть, а в центре роль бобышки выполняет узел крепления вала РУС
Да действительно этот узел укрепляет центроплан.

С управлением практически закончил. Осталось несколько шплинтов поставить. Теперь вот думаю какие окошки с крышечками сделать для доступа к узлу диффкачалки. Пока думаю круглые выточить из фанерки 3 мм. Окантовку и саму крышечку из цельного куска. Продумываю технологию и деревянные детальки самофиксации.
 
конструкция перетяжелена.
Совершенно верно! Во многих местах! Это плата за то, не делаем с ноля, а доводим до ума чью-то работу. Ну у Вас именно такая же ситуация. Мы еще сумели выбросить кучу лишнего железа. Передняя стойка, тяжеленная рессора с узлами крепления - все в утиль. Пирамидальные стойки гораздо легче. И не мешают на "Буране" набирать скорость 120км\ч. А мог и больше.
 
DEDULA

И всё же я бы вам посоветовал наклеить фанеру 3-х мм и с той и с другой стороны , веса много не добавит , а прочность и надёжность увеличит хорошо . Не пренебрегайте такими вещами , оно чревато , всё до поры . Попадёте в болтанку , что ясень , что дуб , если сделано не по технологии , могут быть последствия . Сделайте коробом , ведь это же не долго и не трудно , а спокойствия и уверенности в этом узле прибавит . Нельзя летать на авось !!!!!!
 
Начал было делать лючки для осмотра задней качалки. Подрезал нижние реечки с обеих сторон оформил проёмы, вырезал из 3 мм фанеры крышечку, а потом решил оставить это на потом. Обтяну так. Там всё зашплинтовано и ничего со шплинтами в ближайшие годы не сделается. а заглянуть можно и через отверстия тяг РВ. А когда будет время потом просто вырежу здесь ткань и поставлю крышечки. Надо двигаться вперёд. Не хочу зависать на мелочах. а ещё начал обклеивать пенопластовые шпангоуты гаргрота крафт бумагой на "титан". клей для потолочки. Мажу предварительно вырезанные по месту кусочки бумаги и приклеиваю на пенопласт. Технология мне понравилась. можно делать так сендвич панели для пенопластовых нервюр. Или сначала сделать нервюры потом с обеих сторон обклеить бумагой и будет защита от паров растворителя. может кто нибудь возьмёт на вооружение эту технологию защиты пенопласта. пока работы по обклейке отложил. Перешел на дугу безопасности над головой.

DSCN8523.JPG
 
Вот такая дуга будет. Делаю её за одно с усилениями бортов. Борта тоже нужно усиливать. На сжатие при лобовом ударе они сложатся очень легко и встреча с приборкой неминуема даже при лёгком ударе. Потому что две реечки 18х18 да ещё изогнутые дугой не способны удержать даже незначительную перегрузку.
Решил что по бортам сверху пройдут ещё две дюралевые трубки диам 20мм.

DSCN8524.JPG


DSCN8537.JPG
 
Почистил от старого растрескавшегося гелькоута сиденье и обрезал переднюю кромку по первому отверстию. Обклею его потом чем нибудь. Сиденье подвинулось вперёд, и теперь сидеть стало удобно, но сиденье стало упираться в РУС.
Угол наклона стал как раз по моей пояснице. А когда стал рассматривать чертежи Арго улыбнуло то, что оказывается я сделал сиденье так как должно быть по чертежу!😄
Видимо ребята особо не морочились прилаживая это сиденье. Как упало, так и привязали, тоже видимо торопились скорее закончить и начать облётывать.

DSCN8525.JPG


DSCN8530.JPG
 
Под сиденье их обрезков гнутых труб от раскладушек сделал вот такой лёгонький стулчик, который держится на заднем лонжероне и бортах. внизу теперь есть пространство для бензобака литров на 15. Ну это на будущее. Сиденье будет держаться лапками снизу, которые я приклепаю за уголок, а спинка будет закрепляться одним болтиком за стойку качалки. Сниматься для осмотра узла будет быстро и легко.

DSCN8531.JPG


DSCN8532.JPG
 
Последнее редактирование:
Ещё промазал эпоксидкой нижние лонжероны в хвосте. Здесь были потемневшие рейкии много пыли. Плоскость куда ставится стаб открыта, поэтому туда может попадать влага, поэтому зачистил и промазал. На пластины на которые опирались гайки крепления костыля приварил гайки и усилил. Они промялись и продавили деревянный брусок между лонжеронами. Снизу притянул по паре болтиков. Теперь не нужно будет лезть внутрь с ключом, наживлять там гайки и держать затягивая болты, да ещё и шплинтовать там в узком труднодоступном месте. Теперь нужно снизу просто вставить болты и затянуть. посадил всё на эпоксидку и ещё раз промазал со всех сторон. Почему сразу так не сделали тоже не понятно.

DSCN8527.JPG
 
Ещё промазал эпоксидкой нижние лонжероны в хвосте. Здесь были потемневшие рейкии много пыли. Плоскость куда ставится стаб открыта, поэтому туда может попадать влага, поэтому зачистил и промазал. На пластины на которые опирались гайки крепления костыля приварил гайки и усилил. Они промялись и продавили деревянный брусок между лонжеронами. Снизу притянул по паре болтиков. Теперь не нужно будет лезть внутрь с ключом, наживлять там гайки и держать затягивая болты, да ещё и шплинтовать там в узком труднодоступном месте. Теперь нужно снизу просто вставить болты и затянуть. посадил всё на эпоксидку и ещё раз промазал со всех сторон. Почему сразу так не сделали тоже не понятно.

Посмотреть вложение 438095
Почему да почему?! Не задовайте риторических вопросов - "Потому что - Гладиолус!" 🙂
Именно потому, что "они когда то это сделали и посчитали это достаточным (в силу глупости, молодости, беспечности, бесшабашности, бездарности, недоученности, пофигизма -выберите нужное) а Вы теперь восстановливаете и разглядывая под микроскопом издеваетесь 🙂. (Без обид).
Думаю, что любую конструкцию, будь то самолет, машина или корабль через некоторое время модернизируют, устраняют, доводят (иногда даже в процессе опытной постройки приходится координально что то переделывать), а потом выпускают новый выриант, который "выше, дальше, быстрее, технологически совершеннее. Ту-22(Б,П,Р, РД,РМ) ту-22м0, Ту-22м1, ту-22М2, ту-22м3, продолжить?!
15 лет назад мы сумели оторваться от земли и безопасно приземлиться. Вы набирались в это время опыта и знаний, чтоб теперь грамотно устранив недостатки конструкции опять подняться в Небо и так же безопасно приземляться, получая многие часы удовольствия как от самого процесса восстановления (а я вижу и верю, что это именно так) так и от полетов! Сейчас все участники нашей команды смотрят за Вами и радуются, что самолет попал в хорошие руки. Мы где то краснеем, где то гордимся.
Не забывайте еще вот что, уже где то на половине пути, мне стало понятно, что сама жизнь этого самолета возможно не будет продолжительной. Что нужен следующий 2-х местный самолет, на котором можно бы было обучать ребят, иметь большие возможности.
Задача Надежды (а именно так официально записан самолет в формуляре) - было создание коллектива, способного на деле воплотить изготовление летающего самолета. Дать студентам базу практических навыков работы над решением инженерных задач. Доведение аппарата до логического завершения и облет (пусть и небольшой) - реально доказал, что это возможно. Увы или к счастью я пошел в большую авиацию (хотя на мой взляд нет разницы в этом) но труд ребят над этим самолетом, дал им возможность выбрать свой путь в авиации. И я хоть и редко, но слышу слова благодарности от них 🙂
Еще раз - без обид!
 
chebotarev
Уверяю вас, что Володя в восторге от такого подарка, и думаю что без злобы это говорит и уверен что на борту будет надпись Надежда, думаю жена ревновать не будет))) ведь и для него это Надежда на то что оторвётся от планеты держась за ручку ероплана!
 
Назад
Вверх