Воздушные весла из стеклопластика

На погонный метр трубчатый лонжерон тяжелее на 15% оказался в данном случае.

marcons сказал(а):
нити роввинга уложены строго вдоль лонжерона или дополнительно  обвивают его?
Нет, чисто вдоль. Небольшое переплетение волокон и пучков все равно появляется во время укладки, идеально не уложишь даже при желании.
Вот что мне и понравилось, точнее удивило в этом ровинге - он оказался устойчивым при сжатии (растяжение понятно). Точнее прочность в поперечном направлении у него изотропна. В отличие от тканевых укладок. Менее прочна чем у тканей вдоль листов, и значительно прочнее чем у тканей поперек листов, все это в поперечном направлении имеется в виду.

Но увы, при всех его прелестях все мои наработки для тканевых лонжеронов оказались непригодными. Вначале вроде показалось все круто, но не тут-то было. Сделал я подряд 5 лопастей и все с недопропиткой лонжика, причем в самых непредсказуемых местах.
В итоге кончились материалы и терпение. Вынужден был, к сожалению, приостановить на время все это дело.

Николай раскажите подробнее, о новой технологии? Пенопластовые вставки более не используются? Из чего изгоатвливается пресс-камера
Да какая новая технология, наоборот, вернулся к тому что было давно придумано до меня. Ручная укладка с пропрессовкой мешками в автоклаве, или вакуумом в термокамере.
Матрица сейчас будет из композита, пробовал делать из переклеенной фанеры, но не удавалось добиться высокой точности стыковки передней кромки.
К Руслановым советам хочу добавить - ищите смолу жидкую и с большим временем жизни (несколько часов), тогда еще что-то можно сделать. А так все это пустое. Потратите деньги время нервы и получите макет лопасти.  ;)

Хороший тест на качество пропитки - разрежьте болгаркой (простым кругом для металла) пропитанный образец. Если в срезе будут черные пятнышки или пятна, это непропитка, брак то бишь. Это чернеет замасливатель на непропитанных волокнах.

Без пенопласта нельзя. По крайне мере это мое мнение, причем однозначное.
 

vk8

Я люблю строить самолеты!
Ранеьше пропитывали хб ткань эпоксидкой эд-20, сначала разводили с отвердителем, потом добавляли ацетона, чтоб смола была примерно как вода по вязкости. Ну может чуть погуще. Потом прям в эту же емкость опускали сложенную ткань, и эпоксидка в таком виде быстро и равномерно за счет каппилярного эффекта впитывала все. Далее расправляли и клали на стол, ацетон выветривался минут за 5-10, точно не помню но примерно где-то так. Определяли по запаху ацетона. Потом зажимали в форму и жарили в шкафу на 80 градусах 3-4 часа. Вопрос по прочности конечно не стоял так остро.  Если таким методом воспользоваться при пропитке лонжерона, будет какое-либо ухудшение прочности смолы, как считаете ? Может быть у кого-то был подобный опыт.
Я только заметил, что ацетон работает как замедлитель, и если его не выпарить до укладки в форму, процесс полимеризации идет дольше. Быть может этим эффектом можно воспользоваться при мокрой укладке.
Как начинаешь искать смолу с медленным временем желатинизации наоборот предлагают ускоренные ;D

Руслан, да да хотелось бы с первого раза  но нет думаю обязательно что-то пойдет не так.

Николай, а куда вставляете пресс-камеру, если пенопласт внутри ? Или я что то не правильно понял
 

Вложения

vk8 сказал(а):
а куда вставляете пресс-камеру, если пенопласт внутри ? 
Есть три способа, напишу в личку.
Ацетон пробовал тоже, ВООБЩЕ не понравилось. Он снижает смачивоемость смолы. Например разводишь смолу с ацетоном и отвердителем в стаканчике, вроде жидкая, а пузырьки колом в толще стоят. И пропитывает ткань совсем не так как с другими разбавителями. Но как средство увеличения жизни, наверное можно использовать.
Короче, тут каждому свое.
 

vk8

Я люблю строить самолеты!
А да такое есть, пузырьки появляются, надо экспериментировать короче.
Еще есть вопрос, по материалам.
Какой расход ровинга на 1 лопасть в среднем выходит? Ну так, чтоб очень приблизительно. Это я прикидываю, сколько нужно его заказать с учетом экспериментов.
И ткань на обшивку, какой толщины лучше выбрать, исходя из опыта?
т-25 толщиной 0.25, это хороший вариант ? У китайцев еще есть 0.3 для стеклопластика якобы высококачественная.

Сообщения Руслана кудато пропали а я хотел написать если резать струной то пенопласт не так сильно впитает смолу и быстрей и точней, главне режим подобрать, мы так на авиамодельном в детстве резали.
 

vk8

Я люблю строить самолеты!
В сторону деревянных тоже смотрел, как у Артемчука. Для теста если изготовить комплект, но тоже мороки много, 6 штук их надо. Соосник 3х лопастной.
 
Какой расход ровинга на 1 лопасть в среднем выходит? Ну так, чтоб очень приблизительно. Это я прикидываю, сколько нужно его заказать с учетом экспериментов.
И ткань на обшивку, какой толщины лучше выбрать, исходя из опыта?
т-25 толщиной 0.25, это хороший вариант ? У китайцев еще есть 0.3 для стеклопластика якобы высококачественная.
По массе не скажу, я ровинг пучками по 20 нитей отмеряю. Примерно 300 нитей (2400 тех.) две длины лопасти, это 600 нитей в лонжероне. Плюс в комле дополнительные пучки. Это для большой лопасти, если лопасть меньше,то меньше соответственно.
Ровинг продается бобинами по 20 - 25кг, но купить не просто. Предлагают палету, это около тонны. На 6 лопастей 25 кг должно хватить в принципе, хотя кто его знает. От конструкции лопасти зависит.
Обшивку рассчитывайте около 1мм толщиной. А лучше делайте короткие пробники и сами смотрите что получается, с учетом центровки. Я на обшивку использую ткань 0,25мм, но количество слоев варьируется и по длине лопасти и по ширине.

Если есть ткань Т-25, то из нее проще делать и лонжерон. Куча вертолетов летает на тканевых лонжеронах и ничего.
 

vk8

Я люблю строить самолеты!
Николай спасибо за информацию. Этих цифр достаточно для расчета, сколько материала нужно заказать.  По моему у нас продавали даже по одной бобине 25кг, тоже 2400. Буду узнавать.
Палету это уже небольшой авиа завод надо запускать, а если купить коллективно, то всеравно не более 2-3 человек  наберется, (по 330  каждому ;D) тоже многовато.
 
Смотрю, Руслан тоже матрицей занялся, прям движуха пошла по лопастям.  :D

У меня что-то медленно в этот раз все получается. Холодно стало, с пограничными слоями на гелькоут просто замучился, но сейчас вроде веселей дело пошло.
Пограничные 3 слоя клеил холодной смолой с добавкой УП-624 (10%) Эта добавка сильно увеличивает адгезию смолы к гелькоуту и упрощает работу (с ТЭТА). А вот в сам гелькоут добавлял УП-616. Эта присадка, наоборот, увеличивает термостойкость и прочность компаунда.

И того на сегодня: на модели с двух сторон гелькоут и пограничные слои, с одной стороны 3 мм основных слоев уже склеено.
Сегодня укладывал на вторую сторону эти 3 мм слоев. Затем на каждую сторону будет наложено еще по 3 мм. И только потом можно будет размыкать матрицу.

Решил сегодня запечатлеть процесс, поскольку делаю укладку немного необычно. Может кому будет интересно.

Первые 5 слоев ткани Т-13 (другой под рукой нет) укладывал со смолой, причем смолу наносил не до краев, и на каждом последующем слое ширину пропитки уменьшал. Пузырями не заморачивался, как наклеил так и на клеил, сразу же следующий слой.

На фото 2-й слой и 5-й.
 

Вложения

Затем, на наверх уложил еще 4 слоя, теперь уже, сухой ткани. (целую холстину сложил вчетверо), по краям кусочки 3 слоя.
Потом как обычно перфопленка (перфорация только по периметру), дышащий слой, лабиринт для подвода вакуума (чтобы смола не попала в вакуумный штуцер) и вакуумный мешок.
 

Вложения

Интернет у меня совсем дохлый, то работает, то не нет. Если не все фотки загрузились потом перезагружу.

В общем итог такой.
На сегодняшнюю укладку ушло 1,5 кг ЭД-20 с отвердителем ТЭАТ-1 (не путать с ТЭТА) и 2,25 кг ткани. Это получается 0,4 содержания смолы, для матрицы меня такая цифра целиком устраивает.
При этом частично пропитано было 5 слоев и 4 слоя сверху сухих.

Судя по тому как обильно начал пропитываться дышаший слой, можно было еще один слой сухой ткани кинуть. Но лучше не рисковать в этом деле.
Укладка отвердеет только к завтрашнему дню, и то частично. Температура в термокамере 80 град. Больше не даю, потому что модель привыкала именно к такой температуре в процессе изготовления.

Надеюсь, что все получится. Через пару тройку дней буду размыкать. :cool:
 
Спасибо, Андрей! А куда деваться... :( Но я рад, что все позади.

Вот вчерашний результат. Есть косяки, пришлось шприцом воспользоваться. И складки некоторые допустил при вакуумировании, болгаркой удалял.
Завтра последняя укладка с другой стороны, сегодня с этой еще одну уложил.
 

Вложения

За неделю неспешно выклеил одну лопасть. Несколько раз откладывал очередные операции. В итоге все равно не все получилось гладко.
Основных проблем две.
Первая, как и ожидал, лопасть прогнута на саблю. Примерно 1 см. Чтобы избавиться от этого явления, оболочку отверждал отдельно и потом в ней выклеивал лонжерон, в надежде, что оболочки дадут свою усадку по длине и она окажется такой же, как и усадка лонжерона. Но при этом после отверждения оболочки не стал отрывать ее от матрицы. Это привело, скорее всего к тому, что матрица не позволила осесть оболочке и все произошло как обычно.
А если отрывать, то она из-за гелькоута сама коробиться и выклеить в этой кривой и ерзающей по матрице оболочке будет не просто. Но придется видно попробовать. Хотя надо вспомнить, может я уже и пробовал. Чего я только уже не пробовал.

Вторая проблема - масса лопасти даже до 6кг не дотянула. Считать поленился, понадеялся, что будет нормально.
Ну и главное чего добивался, это увеличения жесткости на кручение с применением внутренней трубки. Получилась задняя стенка немного кривовата, но свою роль сыграла. Даже без, пока еще, пенопласта жесткость лопасти достаточная.
При такой жесткости, если сместить центровку на 3 пункта, например 28% или 22%, то лопасть по концу закручивается на 1 градус.
К сожалению из-за саблевидности лопасти замерять натурно общую центровку нет смысла. Результат будет не истинным.

В общем, ладно, сейчас склею вторую, потом начну испытания на ветру на своем гироплане, и будет видно.
Но массу лопасти буду добавлять, и проработаю получше укладку внутренней лонжеронной трубки.

20200905_113726.jpg


20200905_113538.jpg


20200901_192106.jpg


20200902_164415.jpg


20200902_223358.jpg


20200902_223422.jpg


20200902_223439.jpg


20200904_091949.jpg
 
На срезе профиля полоска - это я так болгаркой резал, а так лонжерон выклеивается одним целым куском, еще и задняя кромка проклеивается смолой от лонжерона.

А так делал матрицу.
Сначала укреплял и выравнивал фанеру смолой, затем один слой под вакуумом ткани и гелькоут наносимый с помощью волокушы. Толщина гелькоута 0,3 - 0,5мм.
Но после первой выклейки все-таки появились неровности. Фанера есть фанера. Надо будет после второй лопасти подправит.

20200824_104602.jpg


20200824_174751.jpg
 
  • Мне нравится!
Reactions: vk8
Вверх