Забытый аэродром
(историческое исследование)
Как-то раз, будучи Москве, я ехал на машине по Бульвару Яна Райниса от метро Сходненская, примерно через 200 м свернул налево и оказался на улице Аэродромной. Слово «аэродром» мне очень близко и навевает множество ностальгических воспоминаний. Мои отец, мать, дед, бабка, моя супруга, да и я сам в отдельные периоды своей жизни были связаны с авиацией – ГВФ или ВВС.
Поэтому как только я прочел название улицы, мой мозг тут же сформулировал вопрос: а где же здесь аэродром?
Я надеюсь, что если коренному жителю р-на Северное Тушино задать вопрос: «А где здесь у вас аэродром?», то он сначала растеряется, но затем всё же соберется с мыслями, почешет пальцем за ухом (тем самым вызвав импульс в головном мозге), и в итоге ответит: «Недалеко от станции метро Тушинская, где сейчас стадион Спартак».
Совершенно частично правильный ответ – до Великой Отечественной войны Тушинский аэродром был одной из главных достопримечательностей столицы: здесь проходили Воздушные парады и представлялись новинки советской авиатехники.
После войны роль аэродрома постепенно пошла на спад, а горбачевская перестройка его окончательно добила – полёты запретили, летное поле в итоге превратилось в заманчивую площадку для постройки жилых домов, и в наши дни никакой авиацией там уже не пахнет - ее полностью вытеснил футбол.
Но не будем вспоминать о грустном и вернемся к улице Аэродромной. Если вы внимательно рассмотрите ее местоположение на плане Москвы, то заметите, что от неё до Тушинского аэродрома ой как далеко. Почему же она получила такое название?
Оказывается, еще в 30-х годах прошлого века помимо общеизвестного Тушинского, находившегося около излучины Москвы-реки, функционировал и другой малоизвестный аэродром, расположенный неподалёку от деревни Захарково, с 16 века (если не ранее) вольно раскинувшейся по правому краю глубокого оврага - нынешней бухточки канала им. Москвы, где заканчивается б-р Яна Райниса, и где сейчас экспонируются списанные экраноплан и десантный катер.
Понятное дело, что в 16 веке канала еще не было, а на его месте протекала мелкая речушка Химка, откуда деревенские набирали воду для полива огородов. А дрова они брали в лесу, подступавшем к самому краю деревни. Годы шли, деревня постепенно разрасталась, но окружающая местность практически не менялась и даже в конце 20-х гг. прошлого века представляла собой все тот же большой лес, изрезанный оврагами, где протекали ручейки-речушки. Один из ручьев, называемый Захарковским, севернее деревни втекал в Химку и за века промыл тот самый глубокий овраг, который впоследствии и превратился в вышеупомянутую бухточку с экранопланом. В Захарково к тому времени уже насчитывалось 119 домов, восточная граница деревни заканчивалась вблизи нынешней ул. Штурвальной. Словом, даже в конце 20-х гг. прошлого века здесь все еще был тихий уголок окрестностей Москвы, до которого пока еще не дотянулись хваткие пальцы цивилизации и индустриализации.
На фрагменте карты, составленной в конце 20-х гг прошлого века, хорошо видно, что Алешкинский лес в те годы доходил практически до нынешней ул. Свободы, а к северу тянулся почти до Куркинского ш-се. Справа от Захарково обозначено русло реки Химки, её ширина составляла около 10-15 м. Красный флажок поставлен в точке пересечения современных улиц Героев Панфиловцев и Фомичевой.
Но вот наступил 1930 год, и жизнь в этом патриархальном уголке забила ключом: партией и правительством было принято решение построить здесь аэродром, не попавший ни на один «гражданский» довоенный план Москвы и крайне редко упоминавшийся в печати. На нем базировались самолеты дальней авиации, совершавшие полеты за Полярный круг
Встречаются сведения, что он начал функционировать с 1931 года и назывался Захарковский аэродром ГВФ Управления полярной авиации Главсевморпути. При его строительстве большая часть Алешкинского леса была вырублена, местность разровняли и организовали летное поле. Решение построить аэродром на участке где расположен многовековой лес при первом приближении представляется по крайней мере странным. В окрестностях Москвы в те годы хватало мест с широкими ровными полями, где строительство было бы значительно менее трудозатратным. Но строить начали именно тут, в Алешкинском лесу, в итоге отодвинув его северо-восточную границу почти на 3 км от Захарково - далеко за пределы современной ул. В. Лациса. А в северном направлении деревья были вырублены до нынешнего д. 103 по ул. Свободы, где сейчас расположен конный комплекс Русь.
У меня есть версия, объясняющая это решение, но я приведу ее в конце повествования.
В 1937 г в советской авиации произошло важное событие: рядом с аэродромом на акватории открытого в том же году канала Москва-Волга напротив Северного речного вокзала была организована испытательная база гидросамолетов – устроен гидроаэродром. Для них на правом берегу канала построили причалы, но в случае необходимости их технического обслуживания и ремонта имелась возможность подъема «летающих лодок» на берег, как это видно на фото внизу, где запечатлен гидросамолет, извлеченный на сушу тросом.
Таким образом, в 30-х гг. вблизи Захарково функционировали уже два аэродрома: наземный и "надводный".
В 1937 г в Захарково был организован учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота. Полярный аэродром начал приобретать известность среди авиаторов. Здесь проводились выставки новейшей авиационной техники; в небе над аэродромом перед вылетом в Арктику опробовались новые и отремонтированные самолеты.
В августе 1941 г. из Захарково группа советских авиаспециалистов при участии известных летчиков М.М. Громова, Г.Ф. Байдукова и А.Б. Юмашева на двух гидросамолетах вылетела в командировку в США с целью заключения договора о приобретении американских стратегических бомбардировщиков Boeing В-17. Сначала долетели до Архангельска, потом пролетели вдоль Северного морского пути, и далее перелетев через Канаду, попали в США. Вернулись в декабре 1941 г
Встречаются сведения, что в 1942 г. на аэродроме базировался 1-й Гвардейский авиационно-штурмовой корпус. Но видимо не в полном составе, а лишь один из его полков, поскольку основная часть корпуса размещалась под Дмитровом.
Первый послевоенный «полярный» вылет с аэродрома был совершен 29.09.1945 г на американском самолете «Дуглас» С-47. А в 1946 г. на аэродроме уже базировались шесть С-47. Стоит отметить, что в послевоенные годы в советской авиации использовалось много американских и немецких самолетов, в том числе и «летающих лодок».
С конца 40-х помимо самолетов на аэродроме начал функционировать «испытательный круг вертолетов» - летно-испытательная станция, позднее ставшая подразделением Завода №329. Здесь зарождалось отечественное вертолетостроение.
Все началось в 1947 г, когда рядом с Захарково на Авиазаводе №82 разместилось КБ М.Л. Миля. В 1948 г с Захарковского аэродрома взмыл в воздух первый опытный вертолет ГМ-1 (Геликоптер Миля 1), впоследствии названный МИ-1. В 1951 году «милевское» ОКБ-4 было перебазировано в Сокольники, однако опытно-экспериментальное производство осталось на аэродроме. В 1952 г здесь испытывались опытные образцы ВД-12, в 1954 г МИ-3, МИ-4, в 1956 г в ремонтном цехе (ремзаводе) аэродрома началась сборка опытного образца вертолета Ми-6, а в июне 1957 г в Захарково состоялся его первый опытный полет.
Здесь же в отдельные годы испытывались опытные машины КБ Камова, тоже одно время располагавшегося рядом с аэродромом на Заводе №82.
Судя по одной из карт в начале 60-х вертолетный круг размещался немного севернее нынешней улицы Фомичевой.
В общем, когда-то эта местность в прямом и переносном смысле была густо пропитана духом авиации.
(историческое исследование)
Как-то раз, будучи Москве, я ехал на машине по Бульвару Яна Райниса от метро Сходненская, примерно через 200 м свернул налево и оказался на улице Аэродромной. Слово «аэродром» мне очень близко и навевает множество ностальгических воспоминаний. Мои отец, мать, дед, бабка, моя супруга, да и я сам в отдельные периоды своей жизни были связаны с авиацией – ГВФ или ВВС.
Поэтому как только я прочел название улицы, мой мозг тут же сформулировал вопрос: а где же здесь аэродром?
Я надеюсь, что если коренному жителю р-на Северное Тушино задать вопрос: «А где здесь у вас аэродром?», то он сначала растеряется, но затем всё же соберется с мыслями, почешет пальцем за ухом (тем самым вызвав импульс в головном мозге), и в итоге ответит: «Недалеко от станции метро Тушинская, где сейчас стадион Спартак».
Совершенно частично правильный ответ – до Великой Отечественной войны Тушинский аэродром был одной из главных достопримечательностей столицы: здесь проходили Воздушные парады и представлялись новинки советской авиатехники.
После войны роль аэродрома постепенно пошла на спад, а горбачевская перестройка его окончательно добила – полёты запретили, летное поле в итоге превратилось в заманчивую площадку для постройки жилых домов, и в наши дни никакой авиацией там уже не пахнет - ее полностью вытеснил футбол.
Но не будем вспоминать о грустном и вернемся к улице Аэродромной. Если вы внимательно рассмотрите ее местоположение на плане Москвы, то заметите, что от неё до Тушинского аэродрома ой как далеко. Почему же она получила такое название?
Оказывается, еще в 30-х годах прошлого века помимо общеизвестного Тушинского, находившегося около излучины Москвы-реки, функционировал и другой малоизвестный аэродром, расположенный неподалёку от деревни Захарково, с 16 века (если не ранее) вольно раскинувшейся по правому краю глубокого оврага - нынешней бухточки канала им. Москвы, где заканчивается б-р Яна Райниса, и где сейчас экспонируются списанные экраноплан и десантный катер.
Понятное дело, что в 16 веке канала еще не было, а на его месте протекала мелкая речушка Химка, откуда деревенские набирали воду для полива огородов. А дрова они брали в лесу, подступавшем к самому краю деревни. Годы шли, деревня постепенно разрасталась, но окружающая местность практически не менялась и даже в конце 20-х гг. прошлого века представляла собой все тот же большой лес, изрезанный оврагами, где протекали ручейки-речушки. Один из ручьев, называемый Захарковским, севернее деревни втекал в Химку и за века промыл тот самый глубокий овраг, который впоследствии и превратился в вышеупомянутую бухточку с экранопланом. В Захарково к тому времени уже насчитывалось 119 домов, восточная граница деревни заканчивалась вблизи нынешней ул. Штурвальной. Словом, даже в конце 20-х гг. прошлого века здесь все еще был тихий уголок окрестностей Москвы, до которого пока еще не дотянулись хваткие пальцы цивилизации и индустриализации.
На фрагменте карты, составленной в конце 20-х гг прошлого века, хорошо видно, что Алешкинский лес в те годы доходил практически до нынешней ул. Свободы, а к северу тянулся почти до Куркинского ш-се. Справа от Захарково обозначено русло реки Химки, её ширина составляла около 10-15 м. Красный флажок поставлен в точке пересечения современных улиц Героев Панфиловцев и Фомичевой.
Но вот наступил 1930 год, и жизнь в этом патриархальном уголке забила ключом: партией и правительством было принято решение построить здесь аэродром, не попавший ни на один «гражданский» довоенный план Москвы и крайне редко упоминавшийся в печати. На нем базировались самолеты дальней авиации, совершавшие полеты за Полярный круг
Встречаются сведения, что он начал функционировать с 1931 года и назывался Захарковский аэродром ГВФ Управления полярной авиации Главсевморпути. При его строительстве большая часть Алешкинского леса была вырублена, местность разровняли и организовали летное поле. Решение построить аэродром на участке где расположен многовековой лес при первом приближении представляется по крайней мере странным. В окрестностях Москвы в те годы хватало мест с широкими ровными полями, где строительство было бы значительно менее трудозатратным. Но строить начали именно тут, в Алешкинском лесу, в итоге отодвинув его северо-восточную границу почти на 3 км от Захарково - далеко за пределы современной ул. В. Лациса. А в северном направлении деревья были вырублены до нынешнего д. 103 по ул. Свободы, где сейчас расположен конный комплекс Русь.
У меня есть версия, объясняющая это решение, но я приведу ее в конце повествования.
В 1937 г в советской авиации произошло важное событие: рядом с аэродромом на акватории открытого в том же году канала Москва-Волга напротив Северного речного вокзала была организована испытательная база гидросамолетов – устроен гидроаэродром. Для них на правом берегу канала построили причалы, но в случае необходимости их технического обслуживания и ремонта имелась возможность подъема «летающих лодок» на берег, как это видно на фото внизу, где запечатлен гидросамолет, извлеченный на сушу тросом.
Таким образом, в 30-х гг. вблизи Захарково функционировали уже два аэродрома: наземный и "надводный".
В 1937 г в Захарково был организован учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота. Полярный аэродром начал приобретать известность среди авиаторов. Здесь проводились выставки новейшей авиационной техники; в небе над аэродромом перед вылетом в Арктику опробовались новые и отремонтированные самолеты.
В августе 1941 г. из Захарково группа советских авиаспециалистов при участии известных летчиков М.М. Громова, Г.Ф. Байдукова и А.Б. Юмашева на двух гидросамолетах вылетела в командировку в США с целью заключения договора о приобретении американских стратегических бомбардировщиков Boeing В-17. Сначала долетели до Архангельска, потом пролетели вдоль Северного морского пути, и далее перелетев через Канаду, попали в США. Вернулись в декабре 1941 г
Встречаются сведения, что в 1942 г. на аэродроме базировался 1-й Гвардейский авиационно-штурмовой корпус. Но видимо не в полном составе, а лишь один из его полков, поскольку основная часть корпуса размещалась под Дмитровом.
Первый послевоенный «полярный» вылет с аэродрома был совершен 29.09.1945 г на американском самолете «Дуглас» С-47. А в 1946 г. на аэродроме уже базировались шесть С-47. Стоит отметить, что в послевоенные годы в советской авиации использовалось много американских и немецких самолетов, в том числе и «летающих лодок».
С конца 40-х помимо самолетов на аэродроме начал функционировать «испытательный круг вертолетов» - летно-испытательная станция, позднее ставшая подразделением Завода №329. Здесь зарождалось отечественное вертолетостроение.
Все началось в 1947 г, когда рядом с Захарково на Авиазаводе №82 разместилось КБ М.Л. Миля. В 1948 г с Захарковского аэродрома взмыл в воздух первый опытный вертолет ГМ-1 (Геликоптер Миля 1), впоследствии названный МИ-1. В 1951 году «милевское» ОКБ-4 было перебазировано в Сокольники, однако опытно-экспериментальное производство осталось на аэродроме. В 1952 г здесь испытывались опытные образцы ВД-12, в 1954 г МИ-3, МИ-4, в 1956 г в ремонтном цехе (ремзаводе) аэродрома началась сборка опытного образца вертолета Ми-6, а в июне 1957 г в Захарково состоялся его первый опытный полет.
Здесь же в отдельные годы испытывались опытные машины КБ Камова, тоже одно время располагавшегося рядом с аэродромом на Заводе №82.
Судя по одной из карт в начале 60-х вертолетный круг размещался немного севернее нынешней улицы Фомичевой.
В общем, когда-то эта местность в прямом и переносном смысле была густо пропитана духом авиации.