Без расследования Закрытие летнего сезона. Жесткая посадка

Jeltolistnick

Я люблю строить самолеты!
DISCLAIM Просьба грязью сильно не кидаться. Я и сам про себя все знаю. Если кто сможет подсказать, где прикупить трубы из дюраля Д16Т - пишите в личку.
http://jeltiy-list.livejournal.com/30118.html
Семен задумался о жизни, грустит и пьет десятый день,
а Николай веселый ходит, все время думает про смерть.
(Из народного творчества)

Давным-давно, в годину путча, жили-были досаафовцы. Их учили летать на самолетиках Як-52, готовили к поступлению в военные летные училища. На лето они выезжали на полевой аэродром, где осваивали сложную науку горизонтального полета и поиска точки начала выравнивания. Сейчас, после 25-летнего господства капитолизома, как-то с трудом верится, что государство наше бесплатно учило пятнадцатилетних оболтусов чему-то более стоящему, чем распитие слабоалкогольных напитков, но это было так. В сущности, это было что-то вроде пионерлагеря с летным уклоном, и ваш покорный слуга считает, что это было лучшее время в его жизни.

Прошло четверть века, и на том же полевом аэродроме шли полеты на мотодельтаплане, сиречь дельталете. Все возвращается на круги своя, так сказать.


Дельталет был частный, собранный из деталей более другого дельталета, но с японским двигателем. Володя, владелец его, после занятий любовью с автомобилем, не пожелавшим переехать речку вброд, в тот день напился. Валерьянки и еще каких-то капель, от нервов. Поэтому он был спокоен и невозмутим, как Будда, глядящий на цветок лотоса. Но к полетам сам себя не допустил. Ибо безопасность полетов — это наше все.

А еще в тот день были покатушки. Покатушки — это когда в экипаж дельталета вводится совершенно постороннее лицо, пассажир, как правило - перворазник. Оно, это лицо, сидит за пилотом, наблюдает за воздушной обстановкой и испытывает себе свои неземные переживания. Потому что высота, скорость, красота в 3Д, и полное отсутствие каких-то стенок и перегородок между тобой и этим всем трехмерным великолепием.

Ваш покорный слуга везет своего пассажира. Мы уже и на 300 метров поднялись, и снизились к заброшенной церквушке, и повиражили пару раз на бреющем, к восторгу пассажира. Но пришло время садиться. Мы на глиссаде. Глиссада очень пологая, как у самолета, хотя дельтаплан обычно при заходе на посадку почти пикирует. И все бы ничего, но разница в следующем: при пологой глиссаде требуется какая-никакая тяга двигателя, а при пикировании — нет.

И вот везет себе дельталет свой экипаж, посвистывая растяжками, и тут внезапно... Нет, давайте я напишу вот так — ВНЕЗАПНО. Да, именно ВНЕЗАПНО останавливается двигатель. Пара попыток запуска успеха не принесли, а на диагностику времени было уже маловато. Высота метров 20, до торца полосы еще метров 150, ветер встречный 3 метра в секунду с порывами до 12 (у земли ветра уже не было), а под ##пами экипажа - кусты-деревья и трава по пояс. Потому что аэродром не только полевой, но еще местами и заброшенный, то есть полоса на нем — это выкошенный местным дедом участок летного поля, а вне полосы — уже деревца кое-где вымахали, за 25-то лет. И дельталет тянет вниз c неимоверной силой, потому что скорость надо как-то поддерживать, а до полосы еще ого-го.

Некоторые говорят - «вся жизнь перед глазами промелькнула». Так вот, ничего там не мелькало, кроме неумолимо приближающейся земли. Ваш покорный слуга уже было собрался произнести по такому случаю заготовленную когда-то речь, но времени на это не было от слова «совсем», чтоб нажать на кнопку гарнитуры нужна была одна рука, а обе они требовались для управления дельталетом. Поэтому пискнув в эфир «отказ двигателя, отказ двигателя», ваш покорный слуга отыскал взглядом подходящую площадку (а чего ее искать, вот два дерева, между ними можно проскочить, а вдали третье, перед ним надо будет остановиться после пробега аппарата) и приступил к вынужденной посадке.

Дельталет уже почуял, что что-то идет не так, он рвался набрать скорость в пикировании и приступить к нормальной посадке. И тут его приземлило в траву по пояс. Перед самой землей ваш покорный слуга успел задрать крыло, снизив скорость снижения и тормозя перед радостной встречей с родной планетой. Передняя вилка захлебнулась от счастья в степном разнотравье и сказала «бзынь».

«Ох, епт», - подумал дельталет и вспахал носом степное разнотравье. Но скорости было еще много, и дельталет начал кататься от смеха по траве. Проще говоря, кувыркнулся через нос и левый бок, ткнулся в траву передней кромкой крыла а затем и мачтой.

«Ну вас нах#р, идиотов», - обиженно подумал дельталет и перестал кувыркаться. До следующего дерева оставался десяток-полтора метров...

Тут героический экипаж поинтересовался самочувствием друг друга и вылез из-под аппарата на свет божий. В наступающих сумерках было видно поврежденную переднюю вилку, согнутую килевую, согнутую мачту аппарата. Пассажир, еще не отойдя от неземных переживаний, вышел и стал потягиваться, а потом порывался куда-то бежать. У него еще осталось в крови полстакана адреналина от первого вылета, его покоряла новизна ощущений и ему еще все нравилось.

Причина остановки двигателя выяснилась довольно быстро — в прозрачной индикаторной трубочке совсем не плескалось топлива и вообще бензобак был сухой, как глотка алкоголика поутру. Тут ваш покорный слуга почувствовал себя мммм... А ведь этот текст могут читать и дети... Чудаком он себя почувствовал, дорогие дети, полным и окончательным чудаком.

Потом были вытаскивания аппарата на старт, благодарственное рукопожатие от пассажира и возня со снятием крыла при лунном свете. И самое сильное желание, которое обуревало вашего покорного слугу было — получить в репу от Володьки, аппаратовладельца. О чем он прямо ему и сказал.

Но Володька был преисполнен буддистского спокойствия. Он чувствовал, что все в этой жизни преходяще и вообще не стоит расстраиваться из-за житейских неприятностей. Или ему было неохота калечить того, кто теперь с рвением и собачьей преданностью в глазах будет чинить его летающего коня. Поэтому он ничего на это не сказал, со свойственной летному составу деликатностью.

«Ну тут работы где-то на 2-3 месяца» - сказал ваш покорный слуга.

«Если материалы будут», - сказал Володька.

«Вот и закрыли сезон», - сказал Андрюха, еще один участник полетов.

Прочие присутствующие, в основном местные жители, к тому времени покинули сцену и участия в драме не принимали. Потом все пилоты дружески попрощались и решили наутро доставить аппарат в город — на ремонт. И вот теперь вашему покорному слуге позвонили и ненавязчиво предложили принять участие в эвакуационных работах. Вечером как приеду, может выложу фотки повреждений, если Володька, отошедши от валерианкового наркоза, меня не прибьет.


А еще, если отбросить все смех#ечки — несомненно, повезло, что произошла всего лишь авария, без членовредительства или смертоубийства. Ибо статистика летных происшествий такие штуки выдает регулярно.

Я к чему это все веду? Дорогие дети, при предполетном осмотре летательного аппарата никогда не забывайте проверить уровень топлива перед КАЖДЫМ вылетом. Даже если вам кажется, что его там еще хватит. Не будьте мммм... чудаками, как ваш покорный слуга.

PS. Как и обещал, пара фоток.

1925_600.jpg

Судя по вилке, посадка была все-таки жесткая. Некоторые опытные товарищи при аварийной посадке убирают ноги с подножек, чтобы их (ноги) не сломать. Но тут сдвинутая резиновая насадка с подножки говорит нам, что ноги я оставил на педалях. Не говорю, что так надо или не надо  делать постоянно, у меня просто нет мнения по этому поводу. И нарабатывать экспериментальную базу по этой теме не желаю никому.

2061_600.jpg

Центральный узел с обломком мачты (красного цвета) и невытащенным главным болтом (балка в черной термоусадке - как раз основная балка от узла подвески к телеге, главный болт погнуло). Ближе всего к фотоаппарату - обломок килевой. Сначала она была погнута и надорвана, но при транспортировке аппарата из зарослей не вынесла ударов судьбы.
То есть передняя вилка, килевая балка и мачта приняли на себя удар при касании и кувырке, самортизировали. Теперь дело за малым - изготовить новые узлы, установить их на аппарат и облетать его. И все это вместо того, чтобы перед вылетом бросить один (!) взгляд на индикатор уровня топлива на бензобаке под сиденьем.
 
Карту читать надо. Нет - сделать. И читать. Даже если все вокруг будут считать тебя идиотом.
 
Летчик жив-полет удался !
Я вот как-то в пашню садился,до последнего держал,пока стойка не зарылась и не кувыркнулись слегка. Но на траву или на твердую поверхность,думаю лучше убирать ноги вовремя.
 
Не получилось приземлиться, зато получился хороший рассказ  [smiley=thumbsup.gif]

Неутерянное чувство юмора говорит о том, что все остальные трудности будут преодолены.
Времени до весны много, ремонт большой, так что повода для грусти нету - зима пройдёт нескучно.

Ну вот, ободрил как мог, теперь можно и попытать  😉

Ну ладно, допустим, запарился ты с покатушками и забыл заправиться. Но в полёте-то на указатель топлива почему не смотрел? Ты же не пассажир, тебе то надо не пейзажами любоваться, а пялиться на приборы.

при пологой глиссаде требуется какая-никакая тяга двигателя, а при пикировании — нет.
Ну, это уж при совсем пологой.
Хотя наверное ещё зависит и от аппарата.
Мой при выключенном моторе снижается 1,5м/с, я считаю это пологой глиссадой.

А вообще конечно надо делать так: заходишь заведомо с перелётом и примерно за 150м до торца ручку в пузо, после чего тебе уже пофигу заглохнет мотор или нет, есть болтанка или полный штиль.

P.S.
Это я просто умничаю  🙂
У самого-то опыта вынужденных посадок нету.
Уж не знаю, хорошо это или плохо.
 
Jeltolistnick
Спасибо большое за рассказ!
Смеялся до слёз.
Вам не пилотом быть (топливо он профукал!!!), а писателем.
Хотя, каждый летчик в душе - поэт...
С уважением.
 
Мой при выключенном моторе снижается 1,5м/с, я считаю это пологой глиссадой.
Лёш, а мы пикировали в режиме МГ 7м/сек.
Володя у земли подорвал его, выровнял и посадил.
Капель от нервов, потом, то же приняли на грудь, что душе стало противно...
С уважением.
 
"Хорошо излагает. Учитесь, Киса". (С)

Ну, для начала, добро пожаловать Человек Пишущий в наше, прямо скажем, довольно склочное сообщество.

Как уже не раз повторял, здесь "настоящих буйных мало" (С).
Поэтому, увидеть здесь что-то, что выдаёт факт, что автор не только прочитал в своё время не только Букварь, но и не прогуливал сочинения по литературе, слегка радует во мне отставного филолуха.

Остаётся пожелать, чтобы сюжеты для сочинений больше не были связаны с выходом из строя матчасти, переводом лётного состава в техники и чем-нибудь вроде "от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным, по аэродрому", а посвящались красивым полётам и всегда содержали в себе чётность всегда удачных взлётов и посадок.

Кстати, Винни, а какого он был цвета, когда был ещё Шариком? что это было за крыло? Кое что из деталей каркаса М-17 у меня в гараже есть. Отдам за спасибо, если самовывозом.
 
Если кто сможет подсказать, где прикупить трубы из дюраля Д16Т
Брал трубы здесь.
Человек очень ответственно отработал заказ. Спасибо ему.
Может, и Вам чем поможет.
С уважением.
 

Вложения

  • Clip_012.jpg
    Clip_012.jpg
    79,6 КБ · Просмотры: 92
Могу дать телефон фирмы в г. Барнауле. Там есть все. Правда дорого. Брал недавно две трубы: 50 стенка 2 и 55 стенка 2,5. Обе трехметровые. Отдал 4тысячи семьсот рублей.
А вообще запиши сразу: ООО"Алтмет" тлф:75-73-48, 77-35-34,
 
Замечательный рассказ! Особенно понравилось, как автор описывает свои мысли и чувства во время снижения. Сам недавно побывал в подобной ситуации. Один в один!!
Спасибо. Посмеялся от души.
 
А вообще конечно надо делать так: заходишь заведомо с перелётом и примерно за 150м до торца ручку в пузо, после чего тебе уже пофигу заглохнет мотор или нет, есть болтанка или полный штиль.
Поддерживаю, единственно правильный вариант для дельты.
 
Брал трубы здесь.
Человек очень ответственно отработал заказ. Спасибо ему.
Тоже посоветовал автору темы обратиться к В.Мышкину. Знаю его лично и подтверждаю:очень порядочный и ответственный человек.И цены адекватные.
 
ООО "Лист", Москва
 
Алексей SPB писал(а) Вчера :: 16:11:21:
А вообще конечно надо делать так: заходишь заведомо с перелётом и примерно за 150м до торца ручку в пузо, после чего тебе уже пофигу заглохнет мотор или нет, есть болтанка или полный штиль.

Поддерживаю, единственно правильный вариант для дельты.
И не только для дельты. Меня так учили, а вернее доучивали и на самолёте, а теперь и на вертолёте. Суть заключается в том, чтобы посадка проходила на режиме, близком к режиму свободного планирования, либо авторотации. Тогда при остановке двигателя проще и быстрее можно перейти на аварийный режим посадки.
Споров по этому поводу я слышал много. Сама посадка по такой крутой глиссаде тоже значительно сложнее, но безопаснее в нештатных случаях.
 
единственно правильный вариант для дельты.
не соглашусь
при посадке на "палубу" или просто на неудобья (как автор этой ветки), разумнее гасить скорость до подлёта к "ВПП", да и рассчитать точку касания на малой скорости будет проще.
 
При  посадке  на  пахоту  в  аварийной  ситуации,  рекомендую  заход  строить  вдоль  распашки     , но  не  в коем  случае  под  углом.  При  касании  возникает  опрокидывающий  момент,  что  значительно  осложнит  завершение  и  без  того  усложненного  полета.
 
Ностальгия. Я тоже 30 лет назад школьником начинал в ДОСААФовском аэроклубе на Як-52.
 
при посадке на "палубу" или просто на неудобья (как автор этой ветки), разумнее гасить скорость до подлёта к "ВПП", да и рассчитать точку касания на малой скорости будет проще.
Ни в коем случае нельзя сбрасывать скорость до начала выравнивания, заходить на посадку надо на скорости немного выше балансирной иначе может не остаться запаса для выравнивания - выдерживания, и на случай сдвига ветра.
Сам попался буквальнл этим летом, перед посадкой не прибрал ручку, да еще видимо сдвиг ветра был (у нас обычное дело), и когда начал выравнивать привычным движением, аппарат никак на это не среагировал и был грубый плюх вместо нормального приземления.
 
Назад
Вверх