Thread moderators: ikono
Интересно, чёрный налёт местами - это от нехватки газа? у меня стоит 8 л/мин, ставить больше? Как начал варить, куда-то все эксперты подевались 🙂
черный налет это когда вы электродом в сварочную ванную попадаете ,касаясь расплавленного алюминия . И с настройками аппарата у вас что то не то . Если хотите качественно варить алюминий купите нормальную тиг сварку . И лучше с возможностью автоматической настройки . Увидите разницу в качестве швов.
 
Сейчас полно вполне доступных агрегатов по сходной цене . Я сам гроверс использую , это конечно не совсем бюджетный аппарат , есть и гораздо дешевле этой же марки и еще дешевле других . А заниматься переделкой старых не имеет ни какого смысла . Только время в пустую потратите и результат будет нулевым .
 
Варю дальше. Вот приварил фланец, уже получше. По крайней мере, герметично. Фланец 3х3см, 1,5мм. Что я изменил: всё поставил побольше. Электрод не 1,6 мм а 2,4 серый (с церием), сопло 7 вместо 6. Газа даже уменьшил, пробовал 9, но вернулся к 8 л/мин. Поверхности очищал дрелью со стальной щёткой, протёр ацетоном. Щель в здании, откуда сквозило, закрыл планкой. Ток переменки даже снизил до 70 А, чтобы всё не так быстро происходило. Теперь дуга стала более злая и широкая, оксид растёт и тут же разлетается в стороны. 4 прихватки по углам, и добавлял присадку, пока не заделал все щели. Базовую миллиметровую пластину здорово повело, пришлось распрямлять. Налёта чёрного было много, но счистил щёткой, а под ним нормальный шов. В общем, работает. Не очень красиво, но обработаю рашпилем по контуру. На обратную сторону много присадки протекло, но это не мешает.

IMG_0663a.jpg


IMG_0664a.jpg
 
Что это было? Мы тут на 2 страницах обсуждали про переменку и асимметричность... Почитайте 😉
А тем временем где-то... Приварил еще один фланец. Вернул обратно 6 сопло, ток оставил 80А. Я специально не очищал щёткой, только тканью протёр. Всё красивенько, герметичненько, равномерненько, чёрного налёта почти нет, провар есть, капель больших с обратной стороны нет. Равномерность достигнута поочерёдной сваркой с противоположных сторон, так и меньше ведёт, хоть и ведёт всё равно. Всё, начинаю варить бак. Сначала приварю фланцы, если понравится - согну лист в трубку и буду варить перегородки.

IMG_0665a.jpg


IMG_0666a.jpg
 
Да читал и в курсе. Но у тига на переменке скорее всего нет синусоиды. В голову не приходило проверить осцилографом. Но вот помню, что попытка поменять полярность привела к жуткому выгоранию электрода. На постоянке или переменке не помню. У переменки если поменять полярность ничего не должно изменится. А ваще, хер его знает, а вдруг. 🙂
 
У промышленного TIGа нет синусоиды скорее всего потому, что он инверторный. А из постоянки сделать обратно синусоиду ой как непросто. Там транзистор, который работает на вкл и выкл, дёшево и сердито. Выгорание электрода у меня почти исчезло, когда поставил 2,4 мм электрод.
 
Ну и понеслась... Один фланец заварили, это фланец 4х4см вентиляции бака и дозаправки в воздухе. Кстати, так теперь выглядят швы без очистки, прямо после сварки. Потом начали варить фланец заливной горловины диаметром 92, но внезапно перегрелся транс и присадка так и осталась торчать. Ничего, остынет - продолжим.

IMG_0667a.jpg


IMG_0668a.jpg
 
Итак. Тренировался на кошках, сварочники в параллель, осциллятор и газ от TIG, сварочный ток 50 гц от трансформаторного электродного (фото). Кошек было две: кошка фланцевая и кошка баковая. Электродный сварочник вроде осциллятором не пробился, у него изоляция зверская. Варил фланец 1,5 на токе 90А, баковый стык 80А. Ошибки: 1) очистка поверхностей перед сваркой это наше всё. Если зачистить шкуркой, потом щёткой, потом стальной ватой, то вроде бы ничего. И обязательно зачищать присадку тоже (1,5 мм пруток). Надо бы ещё протирать ацетоном, но я пока опасался взрыва паров 2) прихватки надо делать в больших количествах, каждые 2 см, а то и чаще.

Посмотреть вложение 556362

Посмотреть вложение 556363
Я у себя перематывал трансформатор. Располагал вторичную обмотку над первичной. Такое расположение обмоток для точечной сварки тонкого металла. Кузовных работ.
 
Андрей, трансформатор должен иметь высоковольтную изоляцию и оттого раздельные обмотки из-за ТБ. Но это и очень кстати при использовании осциллятора, тонкую изоляцию пробьёт. А дроссель вроде работает на постоянном токе? Если да, то не важно, как там проложены пластины и как изолированы.
 
Ничто не мешает сделать большую изоляцию между обмотками. Но ток будет лучше держать засчет жёсткой ВАХ. Дроссель да , для полувыпрямленного тока. Для алюминия он ненужен
 
Баковый шов получился лучше потому, что я сразу сделал 5 прихваток с шагом 2 см и очень тщательно зачищал. 10 см варил в один проход, потому получился скос по мере разогревания алюминия. Шов получился на вид герметичный, но в конце смачивание прекратилось, может быть просто зазор увеличился. Не надо варить куски длиннее 5 см за один проход. Потом что я ни делал - заварить щель не удалось. Края окислились и ничего к ним не липло: кто знает, что делать в таких случаях?

Посмотреть вложение 556369

Посмотреть вложение 556370

Посмотреть вложение 556371
Пара хороших медных шин в качестве теплоотводов) могут существенно поправить ситуацию. Беда Al сплавов общая: низкая температура плавления при высокой теплопроводности и малой массе (плотности) материала. Допустимое тепловложение приходится соблюдать очень точно (тип шва то же имеет значение). Но, всё равно, люди "набивают" руку, конечно не сразу.
 
Так, ну что у нас по сварке. Невовремя кончился аргон, только сегодня удалось продолжить. Фланцы все приварены. Собственно, 3 фланца верхние, они над уровнем топлива. Лишняя герметичность здесь даже вредна, т к. не будет вентиляции при дозаправке в воздухе. Из огорчений только то, что лист перестал быть плоским, его довольно сильно повело. А ведь его придётся напяливать на 4 круглых диска 😢 По очерёдности это: отверстие под штуцер вентиляции/дозаправки, топливомер, заливная горловина.

IMG_0672a.jpg


IMG_0671a.jpg


IMG_0670a.jpg
 
А вот это самый ответственный фланец, под пожарный кран/отбор топлива. Здесь всё должно быть совсем герметично. Я думаю что маленькие вмятинки это не дырки, а усадочные лунки. Ну, и сфоткал мою аппаратуру: слева TIG для подачи газа и осциллятора, справа трансформатор для электродов. Держатель электрода подключён кабелем к шлангу TIG, слева на фото. Варю по-прежнему на 80 А. Самое важное, когда греешь место - как только алюминий расплавился, очистился и растёкся, залил дырки и место выглядит более-менее нормально - сразу сдвигать горелку или выключать ток, иначе всё расплавится, провалится и будет плохо. Счёт идёт на десятые доли секунды. Варю белым 2,4мм электродом (с цирконием), с ним дуга вроде горит стабильнее. С серым электродом (церий) она всё время прыгала с места на место. Расход газа 8л/мин, чёрный налёт почти отсутствует. Трансформатор за 15 минут перегревается и термостат его отключает. Вольфрамовый электрод постепенно оплавляется и тупится, приходится его снова точить. Он у меня почти не выглядывает из сопла: так не получается чёрного налёта, и утонуть в алюминии шансов меньше. Ну и варю симметрично по очереди с противоположных сторон, чтобы не так сильно вело лист.

IMG_0669a.jpg


IMG_0673a.jpg
 
Самое важное, когда греешь место - как только алюминий расплавился, очистился и растёкся, залил дырки и место выглядит более-менее нормально - сразу сдвигать горелку или выключать ток, иначе всё расплавится, провалится и будет плохо. Счёт идёт на десятые доли секунды.


Это основной принцип при сварке алюминия и нержавейки - вкачивать как можно меньше тепла в деталь и давать остывать периодически, чтобы избежать деформаций. Как вы правильно отметили, нужно постоянно и быстро двигаться по шву и ток подбирается именно из условий обеспечения этого режима. При слабом токе двигаться быстро невозможно - металл не успевает расплавиться. При сильном токе ни в коем случае нельзя останавливаться - будет прожог. Практика, практика и практика на обрезках, пока не начнет получаться.

Я тоже ТИГо мначинал с нуля, сначала с алюминия (не имея опыта сварки по стали), нужно было расходные баки сварить. Недавно пришлось нержавейку осваивать, надо было сварить выхлопную систему. В итоге все получилось, нужно только время для практики и желание.

Вот фотки расходных баков. Сначала все не очень выглядело, а концу уже вполне прилично. Главное, что все герметично.

smIMG_9628.JPG


smIMG_9630.JPG


smIMG_9629.JPG



Вольфрамовый электрод постепенно оплавляется и тупится, приходится его снова точить. Он у меня почти не выглядывает из сопла

А для алюминия он и не должен быть острым. Иногда на нем даже специально шарик наплавляют, но тут есть разные мнения.

По поводу выступания электрода. Это говорит о том, что у вас с подачей аргона проблема - не образуется достаточно большая защитная зона. Поэтому и черный налет у вас образуется. В приципе для алюминия и нержавейки нужны сопла большего диаметра, чем для обычной стали. Есть такая вещь, как "линза", это сопло с сетчатым рассекателем внутри. Дорого, но работает просто супер, особенно для мест, где надо сильно выдвигать электрод.

Вот у меня как собрана горелка.

smIMG_9632.JPG


smIMG_9633.JPG



А это моя выхлопная система.

smIMG_9631.JPG
 
Последнее редактирование:
работает просто супер, особенно для мест, где надо сильно выдвигать электрод.
Замечательно, но у меня не предвидится таких мест. Хотя, кто его знает, увидим.
При сильном токе ни в коем случае нельзя останавливаться - будет прожог.
В отличие от железа, которое легко прожечь, алюминий, проплавленный насквозь, проваливается, получается вмятина. Железо с обратной стороны реагирует с воздухом, а алюминий - нет. Герметичность листа вроде не нарушается, но может разойтись накладной шов. Даже если не разойдётся, герметичность шва внахлёст получается под большим вопросом.
 
Назад
Вверх